- Преподавателю
- Другое
- Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога-психолога Хановой Гульчачак Наилевны
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога-психолога Хановой Гульчачак Наилевны
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ханова Г.Н. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский №8» города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Индивидуальный план работы на межаттестационный период
по повышению профессионального уровня
педагога-психолога
Хановой Гульчачак Наилевны
г. Агрыз
2015/2020 г.
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………….
2. Перспективный план работы на 2015-2020 учебный год …………………………..
2.1. Психодиагностическая работа.
2.2. Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.
2.3. Консультационная и просветительская работа.
2.3.1. Работа с воспитателями.
2.3.2. Работа с родителями.
2.4. Организационно-методическая работа.
2.5. Методическая активность.
3. Список используемой литературы.
1. Пояснительная записка.
Психологическая служба образования соединила как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей детского сада и современной жизни вообще.
Именно взаимодействие науки и практики, где так или иначе сталкиваются, переплетаются, взаимообусловливаются психологические явления и педагогические явления и педагогические условия, порождает сложность и неоднозначность самого явления психологической службы образования, а следовательно, и основного его исполнителя - практического психолога.
В отечественной психологии проблема дошкольного детства охватывает возраст с 3 до 6-7 лет.
Л.С. Выгодский определял возрастные особенности как наиболее типичные для детей того или возраста, указывающие на общее направление развития на том или ином этапе жизни.
Формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности (А.Н. Леонтьев). На каждом возрастном этапе ведущей деятельность (общение, игра, учение, труд), обусловливающая основные изменения в личности. Основными признаками ведущей деятельности являются следующие.
1.Внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности.
2.В процессе ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы.
3.Ведущая деятельность - это деятельность, от которой зависят основные для данного периода развития психологические изменения личности ребенка.
Органы, системы и психологические функции ребенка развиваются с разной интенсивностью и не параллельно. Согласно положениям в онтогенетическом развитии существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности. Такие периоды называются сензитивными.
Психологическая служба - самая молодая из структурных подразделений детского сада. В России она получила широкое распространение только в начале 90-х годов ХХ века. Сейчас она убедительно доказала свою необходимость, однако в понимании её цели до сих пор нет единства. Кто-то полагает, что таковой можно считать психологическое сопровождение ребёнка в процессе обучения в ДОУ, кто-то акцентирует необходимость содействия адаптации дошкольников. Есть и другие точки зрения.
Я считаю, что целью дошкольного психолога является создание условий для гармоничного развития детей в процессе дошкольного воспитания. В этом определении принципиальным является слово «условия». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо детского сада, влияют семья из которой ребенка изъяли и социальное окружение, и если на семью в какой-то мере можно воздействовать (работа социальных служб, личностное желание матери вернуть ребенка и др.), то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.
Какого человека можно считать гармонично развивающимся? Я считаю, что это человек, который в целом удовлетворён собой и своим окружением (главное чтобы оно было позитивным). Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни. Исходя из всего этого, можно сказать, что гармоничное развитие - это:
-
наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;
-
возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
-
наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
-
сформированность основных возрастных новообразований;
-
возможность полноценного функционирования.
Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем. Это и является ключевым понятием в работе дошкольного психолога.
В качестве главных критериев психологического здоровья, можно выделить следующие:
-
позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;
-
высокий уровень развития рефлексии;
-
наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;
-
успешное прохождение возрастных кризисов;
-
адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные роли.
Понятно, что представленный образ психологического здоровья человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своём дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья.
Исходя из всего вышесказанного, я определила для себя в межаттестационный период (с 2015г. по 2020 г.) следующие направления работы:
1.Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета...
2. Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:
• по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем;
• по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
• по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
3. Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:
• выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
• определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
• раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
• определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.
4. Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.
5. Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
2. Перспективный план работы на 2015-2020 учебный год.
2.1. Психодиагностическая работа.
№
Мероприятие
Цель
Сроки проведения
1.
Психологическое сопровождение на этапе адаптации к ДОУ
Обеспечить условия комфортной адаптации ребенка в ДОУ. Оказать ему эмоциональную поддержку. Обеспечить безболезненное приспособление к новым условиям. Формировать положительное отношение к детскому саду, навыкам общения. Оказать воспитателям помощь в налаживании контакта с каждым ребенком.Выявление детей, у которых возникают трудности в процессе адаптации к ДОУ
В начале и в конце каждого учебного года
2.
Мониторинг готовности детей к школьному обучению в подготовительных группах
Выявление уровня готовности детей к обучению в школе с целью проведения психологической коррекции и разработка рекомендаций для родителей
В начале и в конце каждого учебного года
3.
Изучение детско-родительских отношений в старших группах
Изучение детско-родительских взаимоотношений путем различных диагностических средств, разработка психолого-педагогических рекомендаций по психологической коррекции и дальнейшему воспитанию ребенка
В начале и в конце каждого учебного года
4.
Оценка нервно-психического развития детей младшего дошкольного возраста.
Выявление уровня нервно-психического развития детей и его соответствие возрастным нормам.
Три раза в течение каждого учебного года
5.
Исследование познавательных процессов, личностных особенностей детей (по запросу)
Выявление уровня развития познавательных процессов, личностных особенностей детей.
В течение межаттестационного периода
6.
Диагностика по запросам родителей, воспитателей.
Нервно-психическое развитие, страхи, СДВГ - Синдром дефицита внимание гиперактивности и т.д.
В течение межаттестационного периода
2.2.Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.
№
Мероприятие
Цель
Сроки проведения
1.
Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации к ДОУ.
Способствовать формированию у детей позитивного отношения к ДОУ, организация оптимального индивидуального режима пребывания детей в группе в период адаптации.
В течение межаттестационного периода
2.
Работа с детьми, имеющими низкие показатели готовности к обучению в школе.
Развитие познавательных процессов и волевой саморегуляции.
В течение межаттестационного периода
3.
Работа с детьми по развитию эмоциональной сферы.
Способствовать развитию эмоционально-личностных проблем детей через игры и упражнения.
В течение межаттестационного периода
4.
Индивидуальная работа по коррекции межличностных отношений детей и родителей.
Способствовать развитию гармоничных отношений между детьми и родителями.
В течение межаттестационного периода
5.
Индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа с гиперактивными (СДВГ) детьми.
Помочь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Создать у детей дополнительную мотивацию на овладение своим поведением.
В течение межаттестационного периода
2.3.Консультационная и просветительская работа.
2.3.1.Работа с педагогами
№
Мероприятия
Цель
Срок
проведения
1.
Семинар -практикум. «Песочная терапия в работе с дошкольниками с особенностями в развитии».
Познакомить воспитателей с элементами песочной терапии.
2015 г.
2.
Анализ результатов диагностики готовности детей к школе.
Познакомить воспитателей с данными обследования. Дать соответствующие рекомендации по устранению трудностей. Использовать в работе развивающие игры.
В течение межаттестационного периода
3.
Деятельностная позиция педагога в развитии познавательной активности дошкольников
Повышение уровня готовности воспитателя к развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.
2015г.
4.
Анализ результатов диагностики нервно- психического развития (НПР) детей раннего возраста.
Познакомить воспитателей с данными обследования. Дать соответствующие рекомендации.
В течение межаттестационного периода
5.
Консультация для воспитателей всех возрастных групп «Особенности подхода к застенчивым детям».
Познакомить воспитателей с эффективными способами преодоления застенчивости детей.
2016г.
6.
Индивидуальные консультация для воспитателей «Метод наблюдения в работе с семьей».
Закрепить и уточнить знания воспитателей.
2017 г.
7.
По заявке воспитателей круглые тематические столы.
Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения. Обсуждение вопросов и текущих проблем.
В течение межаттестационного периода
8
Консультация для воспитателей подготовительных групп «Интеллектуально-досуговые игры как средство подготовки детей к школьному обучению».
Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения.
2018 г.
9.
Консультация для воспитателей «Роль социальных факторов в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ
2019 г.
10.
Консультация для воспитателей «Развитие социальной компетентности дошкольников в педагогическом взаимодействии».
Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения.
2020 г.
2.3.2.Работа с родителями
№
Мероприятия
Цель
Сроки
1.
Групповая консультация для родителей подготовительной группы «Чему и как учить до школы».
Формировать у родителей потребность в психологических знаниях. Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания ребенка.
В течение межаттестационного периода
2.
Индивидуальная консультация с родителями подготовительной группы по результатам диагностики.
Разработка конкретных рекомендаций для родителей в вопросах воспитания, обучения, развития. Использовать индивидуальный стиль общения с каждым родителем.
В течение межаттестационного периода
3.
Заседание клуба "В помощь семье": «Я сам!»
Познакомить родителей с эффективными способами преодоления трудностей в поведении детей.
В течение межаттестационного периода
4.
Заседание клуба "В помощь семье": «Роль эмоций в жизни ребёнка»
Помочь родителям в решении проблем в жизни ребенка.
2015 г.
5.
Индивидуальная консультация для родителей по вопросам воспитания.
Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания ребенка. Использовать индивидуальный стиль общения с каждым родителем.
В течение межаттестационного периода
6.
Групповая консультация для родителей подготовительной группы «У школьного порога».
Разработка конкретных рекомендаций для родителей по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
В течение межаттестационного периода
7.
Групповое консультирование (общие и групповые собрания).
Формировать у родителей потребность в психологических знаниях.
. В течение межаттестационного периода
8.
Семинар - практикум: Как понять ребенка: дети с застенчивостью».
Повысить педагогическую культуру родителей.
2016 г.
9
Семинар - практикум: «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».
Актуализировать проблемы воспитания и развития детей с синдромом дефицита внимания;
Повысить педагогическую культуру родителей.
2017 г.
10.
Семинар с элементами тренинга «Услышь меня!»
Познакомить родителей с особенностями общения, техникой активного слушания.
2018 г.
11.
Консультация для родителей «Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»
Содействовать становлению родительской компетентности в вопросах социального развития и воспитания детей дошкольного возраста.
2019 г.
12.
Консультация для родителей «Чему и как учить до школы».
Повысить педагогическую культуру родителей
2020 г.
2.4.Организационно-методическая работа.
№
Мероприятие
Сроки проведения
1.
Изучение и анализ научной и практической литературы, новых печатных изданий.
В течение межаттестационного периода
2.
Освоение новых методик диагностики и коррекции, их внедрение в практику.
В течение межаттестационного периода
3.
Оформление кабинета психолога:
-
Продумать оформление оборудования кабинета.
-
Приобрести материал для изготовления оборудования кабинета психолога.
-
Сделать оборудование для оформления кабинета.
В течение межаттестационного периода
4.
Изготовление методических пособий:
-
Приобрести материал для изготовления мягких пуфиков для релаксации.
-
Сделать мягкие пуфики для релаксации.
-
Приобрести материал для изготовления «Сухого душа» для релаксации.
-
Сделать «Сухой душ» для релаксации.
-
Приобрести материал для изготовления «Волшебного коврика» для релаксации.
-
Сделать схему-чертеж для изготовления настольной песочницы.
-
Приобрести материал для изготовления настольной песочницы.
-
Сделать настольную песочницу.
-
Приобрести материал для изготовления кукол «Марионеток».
-
Изготовить кукол «Марионеток».
В течение межаттестационного периода
2.5. Методическая активность.
№
Мероприятие
Сроки проведения
1.
Участие в совещаниях, семинарах, мероприятиях детского сада и муниципального района.
В течение межаттестационного периода
2.
Участие в межрегиональных, республиканских, Всероссийских конкурсах
В течение межаттестационного периода
3.
Публикация статей, методических разработок в периодической печати, на различных сайтах
В течение межаттестационного периода
4.
Подготовка материала для авторской разработки
2015 г.
5.
Разработка авторского пособия
2016 г.
6.
Апробация авторского пособия
2017 г.
7.
Рецензирование и утверждение авторского пособия
2018 г.
8.
Внедрение в практику работы по авторскому пособию
2019 г.
9.
Распространение опыта работы по авторскому пособию
2020 г.