• Преподавателю
  • Другое
  • Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога-психолога Хановой Гульчачак Наилевны

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога-психолога Хановой Гульчачак Наилевны

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский №8» города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан







Индивидуальный план работы на межаттестационный период

по повышению профессионального уровня

педагога-психолога

Хановой Гульчачак Наилевны







г. Агрыз

2015/2020 г.



Содержание


1. Пояснительная записка ……………………………………………………………….

2. Перспективный план работы на 2015-2020 учебный год …………………………..

2.1. Психодиагностическая работа.

2.2. Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.

2.3. Консультационная и просветительская работа.

2.3.1. Работа с воспитателями.

2.3.2. Работа с родителями.

2.4. Организационно-методическая работа.

2.5. Методическая активность.

3. Список используемой литературы.
























1. Пояснительная записка.

Психологическая служба образования соединила как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей детского сада и современной жизни вообще.

Именно взаимодействие науки и практики, где так или иначе сталкиваются, переплетаются, взаимообусловливаются психологические явления и педагогические явления и педагогические условия, порождает сложность и неоднозначность самого явления психологической службы образования, а следовательно, и основного его исполнителя - практического психолога.

В отечественной психологии проблема дошкольного детства охватывает возраст с 3 до 6-7 лет.

Л.С. Выгодский определял возрастные особенности как наиболее типичные для детей того или возраста, указывающие на общее направление развития на том или ином этапе жизни.

Формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности (А.Н. Леонтьев). На каждом возрастном этапе ведущей деятельность (общение, игра, учение, труд), обусловливающая основные изменения в личности. Основными признаками ведущей деятельности являются следующие.

1.Внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности.

2.В процессе ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы.

3.Ведущая деятельность - это деятельность, от которой зависят основные для данного периода развития психологические изменения личности ребенка.

Органы, системы и психологические функции ребенка развиваются с разной интенсивностью и не параллельно. Согласно положениям в онтогенетическом развитии существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности. Такие периоды называются сензитивными.

Психологическая служба - самая молодая из структурных подразделений детского сада. В России она получила широкое распространение только в начале 90-х годов ХХ века. Сейчас она убедительно доказала свою необходимость, однако в понимании её цели до сих пор нет единства. Кто-то полагает, что таковой можно считать психологическое сопровождение ребёнка в процессе обучения в ДОУ, кто-то акцентирует необходимость содействия адаптации дошкольников. Есть и другие точки зрения.

Я считаю, что целью дошкольного психолога является создание условий для гармоничного развития детей в процессе дошкольного воспитания. В этом определении принципиальным является слово «условия». Я полагаю, что можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо детского сада, влияют семья из которой ребенка изъяли и социальное окружение, и если на семью в какой-то мере можно воздействовать (работа социальных служб, личностное желание матери вернуть ребенка и др.), то влияние экономических и культурных условий жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

Какого человека можно считать гармонично развивающимся? Я считаю, что это человек, который в целом удовлетворён собой и своим окружением (главное чтобы оно было позитивным). Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни. Исходя из всего этого, можно сказать, что гармоничное развитие - это:

  • наличие гармонии (согласованности) как внутренней, так и внешней;

  • возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

  • наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;

  • сформированность основных возрастных новообразований;

  • возможность полноценного функционирования.

Соответственно динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем. Это и является ключевым понятием в работе дошкольного психолога.

В качестве главных критериев психологического здоровья, можно выделить следующие:

  • позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира;

  • высокий уровень развития рефлексии;

  • наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности;

  • успешное прохождение возрастных кризисов;

  • адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные роли.

Понятно, что представленный образ психологического здоровья человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своём дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья.

Исходя из всего вышесказанного, я определила для себя в межаттестационный период (с 2015г. по 2020 г.) следующие направления работы:

1.Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологи­ческие услуги и обеспечение информацией по психологическим про­блемам.

Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родитель­ские клубы, психологическая газета...

2. Психологическая профилактика - целенаправленная систе­матическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:

• по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем;

• по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;

• по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

3. Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изу­чение индивидуальных особенностей личности с целью:

• выявления причин возникновения проблем в обучении и разви­тии;

• определения сильных сторон личности, ее резервных возможнос­тей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

• раннего выявления профессиональных и познавательных инте­ресов;

• определения индивидуального стиля познавательной деятельнос­ти и др.

4. Психологическая коррекция - систематическая целенаправ­ленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфиче­скую помощь этим детям.

5. Психологическое консультирование - оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, свя­занных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельства­ми жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

















2. Перспективный план работы на 2015-2020 учебный год.

2.1. Психодиагностическая работа.

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

1.

Психологическое сопровождение на этапе адаптации к ДОУ

Обеспечить условия комфортной адаптации ребенка в ДОУ. Оказать ему эмоциональную поддержку. Обеспечить безболезненное приспособление к новым условиям. Формировать положительное отношение к детскому саду, навыкам общения. Оказать воспитателям помощь в налаживании контакта с каждым ребенком.Выявление детей, у которых возникают трудности в процессе адаптации к ДОУ

В начале и в конце каждого учебного года

2.

Мониторинг готовности детей к школьному обучению в подготовительных группах

Выявление уровня готовности детей к обучению в школе с целью проведения психологической коррекции и разработка рекомендаций для родителей

В начале и в конце каждого учебного года

3.

Изучение детско-родительских отношений в старших группах

Изучение детско-родительских взаимоотношений путем различных диагностических средств, разработка психолого-педагогических рекомендаций по психологической коррекции и дальнейшему воспитанию ребенка

В начале и в конце каждого учебного года

4.

Оценка нервно-психического развития детей младшего дошкольного возраста.

Выявление уровня нервно-психического развития детей и его соответствие возрастным нормам.

Три раза в течение каждого учебного года

5.

Исследование познавательных процессов, личностных особенностей детей (по запросу)

Выявление уровня развития познавательных процессов, личностных особенностей детей.


В течение межаттестационного периода

6.

Диагностика по запросам родителей, воспитателей.

Нервно-психическое развитие, страхи, СДВГ - Синдром дефицита внимание гиперактивности и т.д.

В течение межаттестационного периода





2.2.Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа.

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

1.

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации к ДОУ.

Способствовать формированию у детей позитивного отношения к ДОУ, организация оптимального индивидуального режима пребывания детей в группе в период адаптации.

В течение межаттестационного периода

2.

Работа с детьми, имеющими низкие показатели готовности к обучению в школе.

Развитие познавательных процессов и волевой саморегуляции.

В течение межаттестационного периода

3.

Работа с детьми по развитию эмоциональной сферы.

Способствовать развитию эмоционально-личностных проблем детей через игры и упражнения.

В течение межаттестационного периода

4.

Индивидуальная работа по коррекции межличностных отношений детей и родителей.

Способствовать развитию гармоничных отношений между детьми и родителями.

В течение межаттестационного периода

5.

Индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа с гиперактивными (СДВГ) детьми.

Помочь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Создать у детей дополнительную мотивацию на овладение своим поведением.

В течение межаттестационного периода









2.3.Консультационная и просветительская работа.

2.3.1.Работа с педагогами

Мероприятия

Цель

Срок

проведения

1.

Семинар -практикум. «Песочная терапия в работе с дошкольниками с особенностями в развитии».

Познакомить воспитателей с элементами песочной терапии.

2015 г.

2.


Анализ результатов диагностики готовности детей к школе.

Познакомить воспитателей с данными обследования. Дать соответствующие рекомендации по устранению трудностей. Использовать в работе развивающие игры.

В течение межаттестационного периода

3.




Деятельностная позиция педагога в развитии познавательной активности дошкольников

Повышение уровня готовности воспитателя к развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.

2015г.


4.


Анализ результатов диагностики нервно- психического развития (НПР) детей раннего возраста.

Познакомить воспитателей с данными обследования. Дать соответствующие рекомендации.


В течение межаттестационного периода

5.



Консультация для воспитателей всех возрастных групп «Особенности подхода к застенчивым детям».

Познакомить воспитателей с эффективными способами преодоления застенчивости детей.

2016г.


6.


Индивидуальные консультация для воспитателей «Метод наблюдения в работе с семьей».

Закрепить и уточнить знания воспитателей.

2017 г.


7.

По заявке воспитателей круглые тематические столы.

Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения. Обсуждение вопросов и текущих проблем.

В течение межаттестационного периода

8

Консультация для воспитателей подготовительных групп «Интеллектуально-досуговые игры как средство подготовки детей к школьному обучению».

Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения.

2018 г.

9.

Консультация для воспитателей «Роль социальных факторов в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ

2019 г.

10.

Консультация для воспитателей «Развитие социальной компетентности дошкольников в педагогическом взаимодействии».

Оказать воспитателям помощь в вопросах развития, воспитания и обучения.

2020 г.







2.3.2.Работа с родителями

Мероприятия

Цель

Сроки

1.

Групповая консультация для родителей подготовительной группы «Чему и как учить до школы».

Формировать у родителей потребность в психологических знаниях. Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания ребенка.

В течение межаттестационного периода


2.

Индивидуальная консультация с родителями подготовительной группы по результатам диагностики.

Разработка конкретных рекомендаций для родителей в вопросах воспитания, обучения, развития. Использовать индивидуальный стиль общения с каждым родителем.

В течение межаттестационного периода

3.

Заседание клуба "В помощь семье": «Я сам!»

Познакомить родителей с эффективными способами преодоления трудностей в поведении детей.

В течение межаттестационного периода

4.

Заседание клуба "В помощь семье": «Роль эмоций в жизни ребёнка»

Помочь родителям в решении проблем в жизни ребенка.

2015 г.

5.

Индивидуальная консультация для родителей по вопросам воспитания.

Помочь родителям в решении проблем обучения и воспитания ребенка. Использовать индивидуальный стиль общения с каждым родителем.

В течение межаттестационного периода

6.

Групповая консультация для родителей подготовительной группы «У школьного порога».

Разработка конкретных рекомендаций для родителей по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

В течение межаттестационного периода

7.

Групповое консультирование (общие и групповые собрания).

Формировать у родителей потребность в психологических знаниях.

. В течение межаттестационного периода

8.

Семинар - практикум: Как понять ребенка: дети с застенчивостью».

Повысить педагогическую культуру родителей.

2016 г.

9

Семинар - практикум: «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».

Актуализировать проблемы воспитания и развития детей с синдромом дефицита внимания;

Повысить педагогическую культуру родителей.

2017 г.

10.

Семинар с элементами тренинга «Услышь меня!»

Познакомить родителей с особенностями общения, техникой активного слушания.

2018 г.

11.

Консультация для родителей «Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

Содействовать становлению родительской компетентности в вопросах социального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

2019 г.

12.

Консультация для родителей «Чему и как учить до школы».

Повысить педагогическую культуру родителей

2020 г.



2.4.Организационно-методическая работа.

Мероприятие

Сроки проведения

1.

Изучение и анализ научной и практической литературы, новых печатных изданий.

В течение межаттестационного периода

2.

Освоение новых методик диагностики и коррекции, их внедрение в практику.

В течение межаттестационного периода

3.

Оформление кабинета психолога:

  • Продумать оформление оборудования кабинета.

  • Приобрести материал для изготовления оборудования кабинета психолога.

  • Сделать оборудование для оформления кабинета.

В течение межаттестационного периода

4.

Изготовление методических пособий:

  • Приобрести материал для изготовления мягких пуфиков для релаксации.

  • Сделать мягкие пуфики для релаксации.

  • Приобрести материал для изготовления «Сухого душа» для релаксации.

  • Сделать «Сухой душ» для релаксации.

  • Приобрести материал для изготовления «Волшебного коврика» для релаксации.

  • Сделать схему-чертеж для изготовления настольной песочницы.

  • Приобрести материал для изготовления настольной песочницы.

  • Сделать настольную песочницу.

  • Приобрести материал для изготовления кукол «Марионеток».

  • Изготовить кукол «Марионеток».

В течение межаттестационного периода

2.5. Методическая активность.

Мероприятие

Сроки проведения

1.

Участие в совещаниях, семинарах, мероприятиях детского сада и муниципального района.

В течение межаттестационного периода

2.

Участие в межрегиональных, республиканских, Всероссийских конкурсах

В течение межаттестационного периода

3.

Публикация статей, методических разработок в периодической печати, на различных сайтах

В течение межаттестационного периода

4.

Подготовка материала для авторской разработки

2015 г.

5.

Разработка авторского пособия

2016 г.

6.

Апробация авторского пособия

2017 г.

7.

Рецензирование и утверждение авторского пособия

2018 г.

8.

Внедрение в практику работы по авторскому пособию

2019 г.

9.

Распространение опыта работы по авторскому пособию

2020 г.







© 2010-2022