• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Организация профессиональной ориентации молодежи на современном этапе развития общества

Статья Организация профессиональной ориентации молодежи на современном этапе развития общества

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация профессиональной ориентации молодежи на современном этапе развития общества


О.В.Копылова,

г.Белово, Кемеровской обл.


Актуальность внимания к проблемам профориентации обусловлена сложившейся социально-экономической ситуацией в обществе и экономике. Последние годы общеобразовательные учреждения ориентировали своих выпускников, в основном, на высшие учебные заведения. Такое профориентационное направление совпадало с желанием подавляющего большинства родителей и устремлениями самих учащихся, в сознании которых прочно утвердилось представление о том, будто среднее образование - это путь только в сферу умственного труда. Постепенно эти взгляды получили широкое распространение в массовом сознании, которое оказывает большое влияние на практическую деятельность и поведение людей, что в конечном итоге привело к дефициту многих рабочих специальностей.

В России существует мощная и всеохватывающая система общего образования, обеспечивающая высокий общеобразовательный уровень населения, практически поголовную грамотность. Традиционно очень высок уровень фундаментального профессионального образования в области точных и естественных наук, смыкающихся с ними разделов инженерного образования. Вместе с тем успех школьного обучения и последующий жизненный успех детей в огромной степени зависит от выявления и развития их базовых социальных и творческих способностей в возрасте 3-6 лет. В последующем это не может быть компенсировано. Поэтому требуется создание системы раннего выявления и развития склонностей детей к определенному типу профессиональной деятельности. Это позволит последовательно, начиная с раннего возраста, в течение всего периода обучения в школе формировать будущего профессионала. Сейчас школа занимается развитием только общих способностей человека, хотя уже требуется одновременно выявлять и совершенствовать специальные, на базе которых возможен обоснованный выбор будущей профессии.

Профессиональная агитация ставит целью активно воздействовать на выбор тех профессий, в которых нуждается рынок труда и которым соответствует личность школьника. В этой работе следует, прежде всего, использовать индивидуальный подход к каждому человеку, с учётом его интересов и психофизиологических особенностей

В соответствии с актуальностью решения проблем обучения, «вхождения» в профессиональное сообщество и дальнейшего трудоустройства в 2010 году на базе ГОУ СПО «Беловский техникум железнодорожного транспорта» (БТЖТ) была создана Служба содействия трудоустройству выпускников (ССТВ) техникума. Главной целью деятельности службы является содействие занятости учащейся молодежи и эффективному трудоустройству выпускников учреждения профессионального образования. Приоритетными направлениями работы является организация временной занятости студентов; организация стажировок и практик, предусмотренных учебным планом; трудоустройство выпускников; предоставление выпускникам и работодателям информации о спросе и предложении на рынке труда; взаимодействие с предприятиями и организациями, оказывающими влияние на рынок труда: проведение ярмарок вакансий, презентаций профессий, создание долговременных программ сотрудничества; планирование, организация и проведение мониторингов трудоустройства выпускников образовательного учреждения; взаимодействие с территориальными органами занятости населения и др.

Образовательные учреждения профессионального образования:

- проводят работу по подготовке молодежи к учебной и трудовой деятельности, укреплению у нее мотивации к выбору профессии;

- способствуют успешной профессиональной, производственной и социальной адаптации обучающихся;

- осуществляют пропаганду востребованных рынком труда профессий через проведение дней открытых дверей, конкурсов и олимпиад, проведение профориентационных мероприятий в школах;

- оказывают школе помощь в организации профильного обучения, профессиональных проб;

- проводят мониторинг трудоустройства и закрепляемости выпускников на предприятиях края, содействуют трудоустройству;

- анализируют содержание профессионального образования, разрабатывают предложения по его обновлению в соответствии с требованиями работодателей и рынка труда;

- проводят профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю, адаптации к будущей профессии.

-консультации для взрослых по вопросам выбора новой профессии, переподготовки или профпригодности.

- консультации для родителей по вопросам профессионального самоопределения детей

Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека

Профессиональное воспитание включает в себя развитие и формирование склонностей, профессиональных интересов и профессионально важных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за свою будущую профессию и др. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезном и производственном труде, к активному освоению профессиональных проб. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов.

Консультация психологическая - одна из форм оказания психологической помощи людям, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний и психических затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др.

Консультация профессиональная - система психолого-педагогических мероприятий, направленных на оказание помощи людям (главным образом молодежи) при выборе профессии, соответствующей индивидуальным особенностям человека и потребностям общества.

Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических, индивидуальных особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, медицинских и психологических требований к работнику данной профессии, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможностей трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям.

Важным механизмом профессиональной ориентации является профессиональный интерес, который выражается через положительное отношение человека к профессии. Развитие профессиональных интересов - это процесс приобретения устойчивых свойств и качеств, который включает в себя возникновение такого интереса, его становление и закрепление и переход профессионального интереса в профессиональные намерения, а в последствии и в профессиональный выбор. Профессиональный интерес строиться на познавательном интересе, поэтому необходимо в программу обучения в общеобразовательных школ, в целях профориентации школьников, включать дисциплины, способствующие расширению знаний учащихся о мире профессий. Профессиональный интерес развивается по следующим этапам:

- знакомство с содержанием профессии;

- развитие умения соотносить свои интересы, склонности и способности с требованиями профессии;

- достижения соответствия профессиональных и познавательных интересов;

- развитие потребности в реализации интересов в деятельности;

- возникновение профессиональной удовлетворенности профессиональной деятельностью.

На практике система профориентации в РФ включает в себя совместные мероприятия учебных заведений, служб занятости, организаций и т.п. или сложившуюся сеть органов и организаций, занимающихся профориентацией.

В современном мире правильный выбор молодым человеком профессии играет очень большую роль. После окончания школы, т.е. в 15 - 17 лет, он еще не может сделать достаточно осознанный выбор, взвесить все за и против, все плюсы и минусы и соотнести свои потребности со своими реальными возможностями. От того какой он выбор сделает зависит его дальнейшая судьба: будет ли он успешной личностью, будет ли он любить свою работу и будет ли он действительно профессионалом в свое работе. Но по мимо того, от правильности выбора профессии молодым поколением, зависти не только его личная судьба, но и судьба страны. Чем более успешен человек в своей трудовой деятельности, тем более благополучна социальная обстановка в государстве, тем меньше затрат оно несет на профессиональную переподготовку, на повторное обучение, тем более снижен риск попадание такого человека в группу социального риска. Поэтому очень важно оказать молодежи помощь в выборе дальнейшего профессионального пути. На что и нацелена профессиональная ориентация.



© 2010-2022