• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад к педагогической конференции Педагогический подход к одарённым детям в современных условиях

Доклад к педагогической конференции Педагогический подход к одарённым детям в современных условиях

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Индивидуальный подход, индивидуализация, личностно ориентированное образование - едва ли не самые актуальные темы педагогического разговора сегодня. Предполагается, что это можно «ввести», этому можно научить и даже воспитать специалистов под проблему.

Однако трудно представить, каким образом решение конкретных специальных задач может реально помочь развитию индивидуальности ребёнка. Личность развивается всегда, в постоянных событиях, в решении практических задач, а не специально созданных для творчества условиях. Так не должно быть: в одном кармане знания и навыки, а в другом творчество. Но на практике ровно так и происходит: не все школьные задания учебные, потому что не творческие. В настоящем, развивающем личность, учебном задании маленькая операция цепляет много других, и они, как скрепки, связываются способностью ребёнка к обобщению, целостному видению.

Интуиция, способность к воображению и «открытию для себя» присутствуют в ребёнке всегда, а не включаются по сигналу «Индивидуализация!». Чтобы учитель, педагог не проходили мимо того творческого великолепия, которое постоянно рождается в головах учащихся, и умели его заметить, на проблему творческого развития ребёнка нужно посмотреть очень ответственно и целостно.

О ВООБРАЖЕНИИ.

Воображение (фантазия) (англ. imagination) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путём переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Этот способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из царства животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.

Воображение принадлежит к числу главных психических новообразований детства. Следствия развития воображения особенно у младших школьников весьма разнообразны. Что же такое воображение? Свободный, необузданный, не подконтрольный логике полёт фантазии, выдумывание того, чего в действительности не бывает. Мифы и сказки. Философский камень. Полёт в космос на воздушном шаре. И чем дальше от реальности, тем продуктивнее воображение. Эта позиция кажется ещё более аргументированной, когда заходит речь о маленьком ребёнке. Ведь палочка, на которой он скачет, не настоящая лошадка, а только замещающий её символ.

Но в науке есть и другая позиция. Её отстаивал выдающийся отечественный философ Э. В. Ильенков. По его мнению, подлинное воображение всегда реалистично. Оно фиксирует нечто такое, что в действительности есть или при определённых условиях возможно, но пока ещё не стало содержанием рационального знания. Воображая ребёнок как бы сходу проникает в суть, в основание развивающейся целостности предмета или картины ещё до того, как в его сознании сложится сколько-нибудь отчётливое понятие о них.

Однажды выдающийся психолог А. Р. Лурия рассказал кинорежисёру С. М. Эйзенштейну о детском рисунке на тему «Топить печку». Ребёнок всё изобразил в более или менее верных соотношениях, но посреди комнаты нарисовал огромный прямоугольник. Психолог показывал этот рисунок сотням взрослых профессионально причастным к делу воспитания и обучения детей. Спрашивал: что мог бы означать на рисунке прямоугольник? Только несколько коллег опознали в прямоугольнике спички, которые имел ввиду автор рисунка. Большинство же решили что это печка.

Формально ребёнок с задачей не справился, нарушил пропорции изображения. Однако при этом он самостоятельно открыл адекватный способ выражения общего смысла ситуации. То есть ребёнок пытался решать не изобразительную, а смысловую задачу. И решил её блестяще! В самом деле, спички - ключевое звено ситуации, без них попросту рассыпается, утрачивается всё внутреннее единство. Они указывают на перспективу развития ситуации (вот-вот печку затопят) в соответствии с заданной темой. Спички и есть то, что по существу, а не формально связывает дрова и печку, в ином случае дровам нечего делать в комнате. Поэтому маленький художник отводит спичкам подобающий размер.

Известно, что похожим приёмом пользуются и профессиональные художники, различным образом акцентируя внешне незначительные детали, если на них должна упасть смысловая нагрузка. Это достигается, например, путём гиперболизации их форм и размеров, особого расположения на переднем плане картины, специальных световых и цветовых решений. Художник П. А. Федотов полностью отвёл передний план своей картины «Сватовство майора» кошке. Кошка вылизывается, «намывает гостей» - намекает на свадьбу, тогда как далеко не все персонажи картины уверенны именно в таком исходе. Так зрители узнают то, чего персонажи ещё не знают: брак будет заключён.

ВООБРАЖЕНИЕ И СМЫСЛ.

О том, что детям вообще присущ смысловой подход к решению встающих перед ним задач, писал Л. С. Выготский: «Вид предмета осмысливается значением». К сожалению, это подчас упускают из виду авторы многих программ обучения, которые изначально делают упор на овладение техническими приёмами инструментами деятельности, совершенно не заботясь о развитии у детей смыслового видения мира, основанного на воображении.

Ребёнок не только изображает или отражает, но и видит окружающее, руководствуясь прежде всего смысловыми установками. Там, где у него исчерпывается запас таких установок, он самостоятельно порождает новые.

Без воображения вообще не представима та картина действительности, которую продуцирует детское сознание. Детям не без оснований издавна приписывают дар видеть то, чего не замечают взрослые. В свою очередь порождаемый воображением смысл придаёт форму целостности некоторой совокупности человеческих значений, до определённого времени разрозненных. Например рисунок ребёнка с большими спичками позволяет собрать в целое значения печки, дров, тепла, дома, уюта и так далее. Продуктивное воображение выражается в формуле «целое раньше частей».

При этом воображение выступает наряду с другими психическими процессами: восприятием, памятью, мышлением, вниманием. Точнее - воображение и смысл нераздельны. Они образуют единицу человеческой психики.

Культивируется воображение прежде всего средствами искусства, в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. А у младших школьников одним из источников его развития является игра. Благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир по другому. Это фундаментальная характеристика воображения. Ведь палочка, на которой ребёнок скачет, не настоящая лошадка, а только замещающий её символ.

О ТВОРЧЕСТВЕ И ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ.

Творчество для ребёнка - в первую очередь созидание новых возможностей развития. Вопреки этому взрослые ориентируют детей на конкретные творческие достижения в специализированных областях: изобразительной, музыкальной или другой. Им ведь всегда нужны «вещественные доказательства» наличия творческих способностей.

Примечательно, что в европейских странах нет термина, который достаточно адекватно отражал бы данный аспект творчества. Имеющаяся терминология так или иначе описывает творчество в качестве «продукта» или направленности процесса на его получение. Слово «креативность» происходит от латинского creatio - «созидание», которое имеет общую этимологию с creatura - «создание». В «изобретении», что следует из самого слова, обретается некоторое предметное качество (продукт). Да и само слово «творчество» отсылает нас к «тварному» - к чему-то получающему твердь, предметное основание, опору. Даже в имеющих отношение к творчеству терминах «формирование», «образование», вновь возникает ориентация на «конечные продукт».

Творчество взрослых и детей конечно отличается. Творениям взрослых людей присуща новизна, оригинальность, значимость и полезность для всего общества или его отдельных групп. Этими свойствами - за редким исключением не обладают продукты детского творчества. Ребёнок не изобретает языковых и нравственных норм, научных понятий и приёмов труда, то есть в обычном смысле слова не создаёт ни чего нового. Всё это коллективно выработанное наследие культуры существует уже давно и является «новым» лишь для самого ребёнка. Однако освоить созданное человечеством он сможет только усилием и трудом собственной мысли, собственного воображения.

Простой, но очень показательный пример «открытия для себя» приводит в своей книге «Психология субъекта» А. В. Брушлинский. Первоклассник, несмотря на многократные объяснения взрослых, никак не мог определять время по часам. Это обстоятельство его очень тяготило. Когда мама при посторонних попросила его узнать время, он, возвратившись, шёпотом сообщил маме на ухо, где находятся большая и маленькая стрелки. На основе полученной информации мама сделала заключение, сколько сейчас времени. Но однажды, когда ребёнок готовился ко сну, его осенило: без двадцати девять - это значит, что до девяти часов не хватает двадцати минут, а двадцать минут десятого значит, что после девяти часов прошло двадцать минут. Он «схватил» общую идею и, чтобы подтвердить её (а вдруг не так?), сразу позвал маму. Ребёнок не создал ничего нового в общепринятом смысле этого слова, но самостоятельные усилия мысли привели его к пониманию изображения времени на часах. В дальнейшем «открытия Америк» могут быть более впечатляющими.

Признаем честно: большинство взрослых до сих пор заняты рутинным, не творческим трудом в разных сферах производства. Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существованием человека.

Способность осваивать культуру и её образцы в форме проблем, а не «готовых ответов», проявлять самостоятельность и инициативу в их решении является творческой. Конечно, любой взрослый часто испытывает соблазн дать этот ключ ребёнку в готовом виде - это, считается, упрощает жизнь взрослого и ребёнка, гарантирует надёжную «социализацию». Но какой ценой?

Но учитель не должен давать ответы прежде, чем учащиеся успеют задать ему свои вопросы, - так у детей формируется, критическое, конструктивное, проблемное обучение. Даже овладевая ложкой, молотком, карандашом, ножницами и так далее, учащийся не просто осваивает непосредственно закреплённые за ними специализированные функции, воплощённые в них частные операции, а в целом учится действовать универсально. Поэтому и овладение этими предметами не носит характера элементарного рутинного научения. Оно требует от ребёнка активной ориентировки и поиска, преодоления внешних и внутренних препятствий, решения проблем, предполагает порождение новых функциональных систем его психики.

Что же говорить о таких предметах, созданных человечеством, лишённых утилитарной функции о произведениях искусства? О культово-ритуальных и отчасти игровых атрибутах? Они несут в себе бесконечное многообразие человеческих смыслов, открыты к развитию и творческой интерпретации для осваивающего его человека, приглашают к диалогу.

Итак становление детской креативности - это не движение от нетворчества к творчеству или же от творчества более низкого порядка к творчеству более высокого порядка. Это овладение универсальной, всеобщей, совокупной силой человеческого воображения и мышления. Вполне закономерно, что формирование воображения как системообразующего звена психической организации и личности ребёнка становится приоритетом педагогической работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Система образования - это не просто совокупность учебных предметов, методов и приёмов преподавания, организационных форм обучения и так далее. Образование - это наиболее оптимальное место встречи общества и индивида в качестве личности.

Часто школьная педагогика не использует обучение как преобразующую деятельность над предметом и самим собой, что означает: учебная деятельность не является объективным источником личностного роста ребёнка. При этом учащийся не испытывает интереса к школьным предметам и интереса к себе как к личности. Он «пассивен»: выполняет простые задания; работает сам по себе; работает только над тем, что предложил ему учитель; редко в явной форме демонстрирует свою работу другим учащимся и даже учителю; редко обосновывает свои ответы; редко участвует в работе класса; рассматривает класс как «ваш»; имеет мало друзей в классе; опаздывает на занятия в школе или пропускает их; относится к школе нейтрально или ненавидит её; дисциплина контролируется учителем.

Эмоциональный посыл, человеческое и человечное обращение к сознанию ребёнка должны быть заложены в самом содержании образования и способах его освоения. Учащийся должен стать подобно «акционеру»: реализовать проекты в малых группах; работать в совместных группах по два - четыре человека; создавать новые идеи и материалы в ходе выполнения проектов; демонстрировать другим учащимся свои работы (отобранные по своему усмотрению); обосновывать или проговаривать вслух путь получения ответа; проявлять инициативу во взаимодействии с учителями и сверстниками; рассматривать класс как «наш»; иметь друзей и единомышленников в классе; получать от занятий в школе удовольствие.

Нелишне привести замечательные слова основоположника отечественной этнопедагогики, создателя авторской «педагогики радости» Г. Н. Волкова: «Любовь и ученичество - синонимы, они тождественны»



© 2010-2022