- Преподавателю
- Другое
- Программа по профессиональному определению умственно отсталых воспитанников Мой выбор
Программа по профессиональному определению умственно отсталых воспитанников Мой выбор
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алдажарова Ю.С. |
Дата | 13.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Таким образом, ясна актуальность данной программы.
Для овладения определенной профессией учащимися с нарушениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.
Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Педагогам, работающим с детьми, имеющим недостатки интеллекта, следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.
Данная программа профессионального определения является комплексной по содержанию, т. к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:
-
элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий;
-
профдиагностика;
-
помощь в изучении и использовании своих личных особенностей;
-
проблемно-игровые ситуации;
-
экскурсии;
-
беседы;
-
игры;
-
консультации.
Наиболее эффективным является вариант, когда вопросами профориентации занимается весь педагогический коллектив, включая обслуживающий персонал (повар, водитель, сторож и др.). Возможно проведение интегрированных занятий, что требует от педагогов выработки единых дидактических подходов (систематичность и последовательность занятий, доступность, индивидуальный подход, сознательность и активность, связь теории с практикой) и координации действий.
Отличительной особенностью программы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения - учителя-предметники, воспитатели, классные руководители, психолог, социальный педагог. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.
Таким образом, направлениями работы педагогов (классных руководителей и воспитателей) являются:
-
профессиональное просвещение учащихся;
-
организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения познаний о мире профессий;
-
развитие творческого потенциала учащихся.
Приоритетные направления деятельности социального педагога:
-
формирование социально необходимых знаний для правильного профессионального выбора воспитанников;
-
налаживание и поддержание сотрудничества с районным центром занятости населения, с отдельными учебными заведениями;
-
оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения.
Главные аспекты работы педагога-психолога:
-
знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;
-
развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей;
-
оказание содействия социальному становлению старшеклассников;
-
коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы:
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.
Задачи:
-
Предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;
-
Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
-
Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;
-
Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;
-
Формирование у воспитанников способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
-
Выбор проф. училища, оказание помощи в трудоустройстве;
-
Оказать психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования.
Эффективность реализации программы.
Реализация мероприятий предусмотренных программой позволит:
-
создать систему профориентационной работы в коррекционном учреждении YIII вида;
-
повысить компетентность учащихся о мире профессий, через активизацию их познавательной деятельности в поисках «своей» профессии;
-
скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии;
-
увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.
Ожидаемые результаты:
-
повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий;
-
расширение знаний о профессиях;
-
обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников школы-интерната;
-
увеличение числа учащихся, продолживших обучение в ПУ.
Хроника проведённых мероприятий:
периодическое пополнение школьного фотоальбома «Мой выбор».
Основные мероприятия, направленные на реализацию программы
«Мой профессиональный выбор»
П/п
Тема
Кол-во часов
Ответственный
за проведение
1
«Кто я? Какой я?» Образ «Я» и самооценка.
2
психолог
2
Тренинг «Правильный выбор: хочу, могу, надо!»
1
воспитатель
3
Классификация профессий.
4
Психолог, воспитатель, социальный педагог
4
«Из первых рук» - экскурсии по предприятиям села, района.
18
Воспитатель, социальный педагог
5
Темперамент и выбор профессии.
6
психолог
6
Интересы и выбор профессии.
4
воспитатель
7
Круг чтения. Н.Лесков, «Левша», И.Шмелев, «Рваный барин» и т.д.
6
воспитатель
8
Методика «Неоконченный тезис».
2
воспитатель
9
Поездка-экскурсия по учебным заведениям.
10
воспитатель
10
Беседа, тренинг, игра «Мой выбор».
2
воспитатель
11
Профессиональный тип личности.
2
Психолог, социальный педагог
12
Тест «Определение типа будущей профессии».
Методика «Карта интересов».
3
воспитатель,
психолог
13
Деловая игра «Презентация профессии».
2
классный руководитель, психолог, воспитатель
14
Поездка по учебным заведениям.
5
классный руководитель, воспитатель
15
Как достичь успеха в профессии.
2
психолог
16
Коррекционно-развивающее занятие «Какими мы будем через пять лет?».
2
воспитатель
17
Поддержка друзей. Подведение итогов. Самостоятельная работа «Характеристика моей профессии»
1
Психолог, воспитатель, классный руководитель
18
Всего
72 часа