Формирование у детей с нарушениями интеллекта пространственных представлений

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование у детей с нарушениями интеллекта пространственных представлений.

Проблема ориентации человека в пространстве многогранна. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложными процессами, чем умение различать качества предметов.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности.

Система работы по развитию у детей с ограниченными возможностями пространственных представлений включает:

  1. Ориентировку «на себе», освоение «схемы собственного тела».

  2. Ориентировку «на внешних» объектах; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых.

  3. Освоение и применение словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям: вперёд-назад, вверх-вниз, направо-налево.

  4. Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчёта фиксируется на самом субъекте.

  5. Определение собственного положения в пространстве относительно различных объектов, точка отсчёта при этом локализуется на другом человеке или на каком либо предмете.

  6. Определение пространственной размещённости предметов относительно друг друга.

  7. Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости.

Я, в своем кабинете, начинаю работу с ориентировки в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений: вверху - там, где голова; внизу - там, где ноги и т.д. У меня есть целый цикл занятий по обучению игре по теме «Части тела». Только после того, как дети усвоили названия частей тела, начинаю учить определять направления, ориентируясь от себя.

Особо трудной и не менее важной задачей стало различение правой и левой руки, правой и левой части своего тела. Я считаю, что знакомить с названием обеих рук детей надо параллельно и с их функциями.

Например, на занятиях по «письму» (ППД) учу детей левой рукой придерживать лист бумаги, а правой - держать ручку. Нужно постоянно это проговаривать «Взяли в правую руку …», «Подняли левую руку …» и т.д.

Умение ориентироваться «на себе» позволяет учиться ориентироваться «от себя», умение правильно показывать и двигаться вперёд-назад, вверх-вниз, направо-налево. Дети посещающие мой кабинет научились устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди - стол, позади - шкаф, вверху - потолок и т.д.).

Во время занятий по ППД я учу детей ориентироваться на листе бумаги. Здесь часто требуется найти нижнюю и верхнюю полоски счётной карточки, правую и левую стороны листа, разложить в определённом месте какое-то количество предметов.

В помощь этому могу посоветовать следующее. Усвоить пространство листа помогут ориентиры: красная линия обозначает верхнюю часть листа, синяя - нижнюю, крестик - правую, кружок - левую. Такие наглядные опоры помогают выделить в образце и на своём листе одни и те же части пространства и связать их с определённым названием.

Главным на занятиях является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий, требований с предметами и без них. Вопросы, пояснения воспитателя в сочетании с показом, словесные отчёты детей о выполнении заданий, т.е. многообразие приёмов и методов обучения на занятиях направлено на различение, дифференциацию, сознание, точное словесное обозначение основным пространственных направлений в разных практически действенных ситуациях.

Таким образом, работа по развитию пространственных представлений у детей с нарушениями интеллекта ведётся в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий.

Это выражается:

  1. в постепенном увеличении количества различных вариантов пространственных отношений между предметами, с которыми знакомятся дети;

  2. в переходе от ориентировки в специально организованной дидактической среде к ориентировке в окружающем пространстве;

  3. в возрастании степени обобщения знаний детей о конкретных пространственных отношения;

  4. в переходе от определения место-положения предмета относительно другого объекта к определению их расположения относительно друг друга.

© 2010-2022