- Преподавателю
- Другое
- Формирование у детей с нарушениями интеллекта пространственных представлений
Формирование у детей с нарушениями интеллекта пространственных представлений
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степанова Е.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование у детей с нарушениями интеллекта пространственных представлений.
Проблема ориентации человека в пространстве многогранна. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложными процессами, чем умение различать качества предметов.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности.
Система работы по развитию у детей с ограниченными возможностями пространственных представлений включает:
-
Ориентировку «на себе», освоение «схемы собственного тела».
-
Ориентировку «на внешних» объектах; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых.
-
Освоение и применение словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям: вперёд-назад, вверх-вниз, направо-налево.
-
Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчёта фиксируется на самом субъекте.
-
Определение собственного положения в пространстве относительно различных объектов, точка отсчёта при этом локализуется на другом человеке или на каком либо предмете.
-
Определение пространственной размещённости предметов относительно друг друга.
-
Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости.
Я, в своем кабинете, начинаю работу с ориентировки в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений: вверху - там, где голова; внизу - там, где ноги и т.д. У меня есть целый цикл занятий по обучению игре по теме «Части тела». Только после того, как дети усвоили названия частей тела, начинаю учить определять направления, ориентируясь от себя.
Особо трудной и не менее важной задачей стало различение правой и левой руки, правой и левой части своего тела. Я считаю, что знакомить с названием обеих рук детей надо параллельно и с их функциями.
Например, на занятиях по «письму» (ППД) учу детей левой рукой придерживать лист бумаги, а правой - держать ручку. Нужно постоянно это проговаривать «Взяли в правую руку …», «Подняли левую руку …» и т.д.
Умение ориентироваться «на себе» позволяет учиться ориентироваться «от себя», умение правильно показывать и двигаться вперёд-назад, вверх-вниз, направо-налево. Дети посещающие мой кабинет научились устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди - стол, позади - шкаф, вверху - потолок и т.д.).
Во время занятий по ППД я учу детей ориентироваться на листе бумаги. Здесь часто требуется найти нижнюю и верхнюю полоски счётной карточки, правую и левую стороны листа, разложить в определённом месте какое-то количество предметов.
В помощь этому могу посоветовать следующее. Усвоить пространство листа помогут ориентиры: красная линия обозначает верхнюю часть листа, синяя - нижнюю, крестик - правую, кружок - левую. Такие наглядные опоры помогают выделить в образце и на своём листе одни и те же части пространства и связать их с определённым названием.
Главным на занятиях является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий, требований с предметами и без них. Вопросы, пояснения воспитателя в сочетании с показом, словесные отчёты детей о выполнении заданий, т.е. многообразие приёмов и методов обучения на занятиях направлено на различение, дифференциацию, сознание, точное словесное обозначение основным пространственных направлений в разных практически действенных ситуациях.
Таким образом, работа по развитию пространственных представлений у детей с нарушениями интеллекта ведётся в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий.
Это выражается:
-
в постепенном увеличении количества различных вариантов пространственных отношений между предметами, с которыми знакомятся дети;
-
в переходе от ориентировки в специально организованной дидактической среде к ориентировке в окружающем пространстве;
-
в возрастании степени обобщения знаний детей о конкретных пространственных отношения;
-
в переходе от определения место-положения предмета относительно другого объекта к определению их расположения относительно друг друга.