Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

государственное БЮДЖЕТНОЕ профессиональное образовательное учреждение департамента здравоохранения города москвы

«медицинский колледж № 1» Филиал№1




Для практической работы студентов по теме:

«Сестринский процесс при гельминтозах у детей»


Профессиональный модуль 02

« Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».


МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)


специальность 060501 Сестринское дело


Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»


Москва 2015

Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей

программой ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и

реабилитационном процессах» специальности Сестринское дело 060501

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК №5

Утверждаю:

«Специальные дисциплины базовой подготовки»

заместителя директора ГБПОУ ДЗМ «МК№1» филиал№1

протокол № _____


_______________/ Н.И.Павлова /

Председатель ЦК

__________/Сасс Е.В.. /

«______» ____________ 2015 г.


«20» ноября 2015 г.

Согласована:

Методист ГБПОУ ДЗМ «МК№1» филиал№1

_______________ / Е.В.Власова /

«_____» _______________ 2015 г.


Составитель:

Т.П. Беседина

преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК№1» филиал№1, ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензенты:

Т.Н.Рытова

преподаватель ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» ГБПОУ ДЗМ «МК№1» филиал№1, преподаватель

высшей квалификационной категории

Е.В. Бутова.

Главная медицинская сестра ДГП №91ДЗМ, медицинская сестра

высшей квалификационной категории






Стр.

1

Пояснительная записка ………………………………………………...

1-2

2

Мотивация……………………………………………………………….

3

3

Внутридисциплинарные связи…………………………………………

4

4

Междисциплинарные связи…………………………………………….

5

5

Методический блок……………………………………………………..

6-7

6

Блок контроля исходного уровня знаний……………………………...

8-9

7

Информационный блок…………………………………………………

10-16

8

Манипуляционный блок………………………………………..............

17-22

9

Блок итогового контроля знаний и умений…………………………...

23-30

10

Эталоны ответов………………………………………………………...

31-38

11

Подведение итогов………………………………………………………

39

12

Задание на дом……………………………………………………..........

40

13

Литература…………………………………………………………….....

40

14

Глоссарий………………………………………………………………...

41

15

Приложение




Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения практического учебного занятия по теме «Сестринский процесс при гельминтозах» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» по специальности Сестринское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки) для студентов 3 курса.

Изучение данной темы позволит обучающимся своевременно решать проблемы родителей и ребенка, адекватно оказывать на всех этапах ухода медицинскую помощь, чётко организовывать работу по предотвращению развития заболеваний.

Методическая разработка структурирована и содержит:

методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, оснащение, указаны междисциплинарные связи, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, представлена хронологическая карта занятия;

информационный блок включает терминологический словарь, материалы лекции, алгоритмы практических манипуляций.

С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация

информации с помощью мультимедийной презентации и видеоролики;

блок контроля знаний включает три вида контроля на занятии: определение исходного уровня знаний в виде контрольных вопросов, тестовый контроль для закрепления нового материала, ситуационные задачи и коррекции ошибок по данной теме.

Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

выполнение и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

для совершенствования профессиональной деятельности (при выполнении домашнего задания);

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 12. Медицинская сестра должна организовывать рабочее место:

с соблюдением требований охраны труда; производственной санитарии; по правилам инфекционной безопасности; по правилам противопожарной безопасности;

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства;

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.




Здоровье нации является показателем цивилизованности государства и отображает социально-экономические состояние общества, в первую очередь это касается оздоровления населения паразитарных болезней.

Гельминтозы на сегодняшний день считаются самой распространенной патологией человека, которая оказывает значительное влияние на социально-экономическое состояние и уровень жизни общества.

Возбудители паразитарных болезней могут локализоваться практически во всех органах и тканях человека. Особенно актуальна эта проблема в детском обществе, т.к. считается, что 80% инвазированных - это дети.

Существенной проблемой в диагностике глистных инвазий является неспецифичность симптоматики вследствие этого их маскировка под общеизвестные болезни человека.

Гельминтозы вызывают развитие вторичного иммунодефицитного состояния, анемии, аллергизацию организма, более длительное течение инфекционных заболеваний, задержку физического развития у детей.

В документах ВОЗ указывается, что основными причинами не оптимального роста и развития детей и подростков являются гельминтные инфекции.

Мотивацией к изучению данной темы является получение знаний по проведению медицинской сестрой профилактической работы по предупреждению заражения гельминтами детей, по проведению взятие патологического материала для исследования и осуществления ухода за больными детьми.

Раздел: «Сестринская деятельность при неинфекционных заболеваниях у детей»

Уметь:

  • Выполнять все этапы сестринского процесса при уходе за детьми различного возраста

Тема: «Терапевтическая игра, как подготовка к предстоящим вмешательствам»

Уметь:

  • проводить терапевтическую игру для подготовки родителей по уходу за детьми различного возраста.

Тема: «Сестринский процесс и его особенности при работе с детьми»

Уметь:

  • Выполнять все этапы сестринского процесса с учетом особенностей ухода за грудным ребенком.

Раздел: «Деятельность сестринского персонала при паразитарных заболеваниях у детей»

Уметь:

  • Проведение профилактики глистных заболеваний и реинвазии у детей

«Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».

«Сестринский процесс при гельминтозах »

Тема 1: «Особенности оказания сестринской помощи детям»

Дисциплина: МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»

Тема: «Заболевания детей дошкольного и школьного возраста»

Дисциплина: МДК 01.02 «Основы профилактики»

Тема: «Обучение населения профилактике глистных инвазий»

Дисциплина: МДК 02.01 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

Тема: «Сестринский процесс при гельминтозах»

Дисциплина: «Анатомия и физиология человека»

Раздел: «Особенности органов пищеварения у детей»

Дисциплина:

МДК 04.01«Теория и практика сестринского дела»

Тема: «Дезинфекция и стерилизация»






















Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»








Хронокарта занятия

№ п/п

Этап занятия

Время

(мин.)

Методы

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Организационный момент.

3

-

Заполняет журнал, сообщает студентам тему и цели занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия.

    Мотивация учебной деятельности.

    5

    Проблемный

    Мотивирует к учебной деятельности, проводит контроль исходного уровня знаний.

    Отвечают на вопросы

      Изложение нового материала.

      30

      Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично - поисковый

      Объясняет студентам новый материал, сопровождая объяснение демонстрацией изображений, таблиц и схем.

      Записывают в тетради новый материал, зарисовывают схемы и таблицы, анализируют ситуации, предложенные преподавателем в качестве примера.

      4.

      Самостоятельная работа под контролем преподавателя.

      30

      Частично-поисковый

      Раздает ситуационные задачи студентам, наблюдает за работой, корректирует ее.

      Решают ситуационные задачи, результат оформляют в тетради.

      5.

      Контроль выполнения практической работы.

      15

      Комбинированный

      Контролирует выполнение практической работы. Разъясняет индивидуальные ошибки. Выставляет оценки за занятие, комментирует их.

      Демонстрируют преподавателю тетради с заполненными картами заданиями, отвечают на дополнительные вопросы преподавателя.

      7.

      Рефлексия.

      5

      Проблемный

      Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, оценить степень достижения целей.

      Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей.

      8.

      Итоги занятия.

      2

      -

      Дает задание на дом.

      Записывают задание на дом.

      Общее время занятия (мин.)

      90

      1. Пособия:

      -таблицы «Гельминтозы»

      -куклы - 5 шт.

      -покровные стекла - 10 шт.

      -пипетки - 5 шт.

      -деревянные палочки - 10 шт.

      -стеклограф - 2 шт.

      2. Раздаточный материал:

      -инструкции по выполнению самостоятельной работы

      3. Технические средства обучения:

      - мультимедийная презентация.

      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»










      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»







      для определения исходного уровня знаний



      Инструкция к тесту: выберите один вариант ответа.

      Вопрос №1

      Заболевание, вызванное гельминтом класса нематод

      а) опистархоз б) трихоцефаллёз

      в) лямблиоз г) тениоз


      1. Правильный ответ: (б) трихоцефаллёз.

      2. Если ответ верный, переходите к следующему вопросу; если ответ не верный - прочтите нижеследующий текст.

      3. Восполнение пробелов знаний: трихоцефалез - заболевание вызванное власоглавом, паразитическим червем класса нематод.

      Вопрос №2

      Ведущий причиной распространения паразитарных заболеваний является:

      а) низкая санитарно-гигиеническая культура населения

      б) наличие дискинезий желчевыводящих путей

      в) наличие дисбактериоза кишечника

      г) отсутствие диспансеризации


      1. Правильный ответ: (а) низкая санитарно-гигиеническая культура населения

      2. Если ответ верный, переходите к следующему вопросу; если ответ неверный - прочтите нижеследующий текст.

      3. Восполнение пробелов знаний: ведущими причинами в распространении паразитарных заболеваний принадлежит: низкая санитарно-гигиеническая культура населения, а также плохие санитарные условия местности.


      Вопрос №3

      Основной механизм заражения гельминтозами:

      а) трансплацентарный

      б) парентеральный

      в) алиментарный

      г) трансмиссивный


      1. Правильный ответ: (в) алиментарный (фекально-оральный).

      2. Если ответ верный, переходите к следующему вопросу; если ответ неверный - прочтите нижеследующий текст.

      3. Восполнение пробелов знаний: основной механизм заражения гельминтозами фекально-оральный (алиментарный), т.е. через загрязнённую воду, пищу, почву.

      Вопрос №4

      Профилактика гельминтозов включает

      а) исследовать кровь, мочу 1 раз в год

      б) прививать гигиеническую культуру детям с раннего возраста

      в) повышать неспецифический иммунитет

      г) проводить профилактическое лечение


      1. Правильный ответ: (б) прививать гигиеническую культуру детям с раннего возраста.

      2. Если ответ верный, переходите к следующему вопросу; если ответ неверный - прочтите нижеследующий текст.

      3. Восполнение пробелов знаний: поскольку основными механизмами передачи гельминтозов являются алиментарный и контактно-бытовой, то основными методами профилактики являются обучение детей гигиеническим навыкам с раннего детства.









      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»




      1. Общая характеристика гельминтозов.

      К классу нематод относятся круглые черви: острица, аскарида, власоглав, трихинелла. На территории России из всех видов гельминтозов чаще всего встречаются нематодозы, на их долю приходится 50% всех видов гельминтозов.

      1.1. Энтеробиоз

      Это заболевание, вызванное острицами, относится к классу контагиозных гельминтов.

      Этиология: острица серовато белый круглый гельминт с более тонкими концами тела. Длина тела острицы около 10мм, на головном конце имеется присоска, с помощью которой гельминты фиксируются к слизистой оболочки нижнего отдела тонкого кишечника и толстого кишечника. Самец после оплодотворения самки погибает, а самка спускается в прямую кишку и затем в перианальных складках откладывает яйца (до 10000).Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      Эпидемиология: источник болезни - больной энтеробиозом. Механизм передачи - фекально-оральный, путь передачи - контактно бытовой. Яйца, отложенные самками остриц на коже ребёнка уже через 4-6 часов созревают личинки и становятся инвазионными, сохраняя жизнеспособность в течение 20 дней. Они попадают на бельё больного, игрушки, предметы домашних и служебных помещений. Заражение происходит при проглатывании зрелых яиц остриц при несоблюдении правил личной гигиены, при заносе яиц в рот и нос с пылью (встряхивание постельного белья). Часто может происходить аутоинвазия в результате загрязнения рук при зуде кожи в перианальной области.

      Клинические симптомы: зуд в перианальной области, беспокойный сон, утомляемость, снижение аппетита, тошнота, боли в животе, учащенный стул, явления дерматита в области заднего прохода вследствие расчёсов, что ведёт к аутоинвазии, вульвовагиниты у девочек, иногда ночное недержание мочи.

      Диагностика: проведение соскоба с перианальных складок утром не подмывая ребёнка в специальный контейнер (метод Рабиновича).

      Медикаментозное лечение: проводится по назначению врача антигельминтными препаратами - пирантел, вермокс, декарис, мебендазол.

      1.2. Аскаридоз

      Аскаридоз является наиболее частым геогельминтозом встречающемся в жарком влажном климате, в сухом климате встречается редко, не встречается за полярным кругом.

      Этиология: возбудитель аскаридоза - круглый гельминт, имеющий веретенообразную форму красновато-жёлтого цвета, после гибели становится беловатым. Самка имеет прямое тело длиной 25-40 см и 3-6мм в толщину, а у самца - длина тела 15-25 см, толщина 2-4 мм. Головной конец аскарид снабжён тремя выступающими губами, окружающими ротовое отверстие, задний конец тела заострённый. Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      Эпидемиология: источником болезни является человек, в тонком кишечнике которого паразитируют аскариды. Зрелая самка способна отложить до 245000 яиц в сутки. Яйца с фекалиями попадают во внешнюю среду, где при температуре 15-30*С созревают до личинок в течение 10-40 дней. Личинка в яйце совершает линьку, после чего яйца становятся инвазионными.

      Механизм заражения фекально-оральный. Яйца аскарид попадают в организм ребёнка с загрязнёнными овощами, фруктами, водой. Эпидемиологическое значение имеет преимущественно овощи, на поверхности которых имеются частички почвы. Большую опасность в распространении аскаридоза имеют садово-огородные участки, где в качестве удобрений используются фекалии человека.

      Цикл развития аскариды: I фаза - миграционная. При попадании зрелых яиц в кишечник человека, из яиц выходят личинки. Личинки через стенку кишечника проникают в венозные сосуды, затем в правую полую вену, в правое сердце и затем через лёгочные артерии в капилляры лёгких, в альвеолы и бронхи. II фаза - кишечная. При кашле со слизью из бронхов личинки попадают в ротоглотку и вновь заглатываются

      Аскарида фиксируется в кишечнике (одновременно могут паразитировать до сотен аскарид). Миграция личинок в организме продолжается 2-3 недели. Между заражением и началом откладывания гельминтами яиц проходит 2-3 месяца. Срок жизни взрослых гельминтов составляет 1-2 года.

      Клинические симптомы миграционной фазы: недомогание, кашель с незначительным количеством мокроты, температура тела может быть субфебрильной, возможны аллергические проявления: крапивница, зуд кожи. Возможно развитие эозинофильной пневмонии. Часто заболевание протекает бессимптомно.

      Клинические симптомы кишечной фазы: аскариды выделяют продукт жизнедеятельности - аскарон, который может вызывать аллергические реакции и оказывает токсическое действие на ЦНС. Кроме этого аскариды нарушают пищеварительную и секреторно-эвакуаторную функцию организма. Аскариды могут мигрировать за пределы кишечника ( в жёлчный проток, в выводной проток поджелудочной железы, в аппендикс). Основными симптомами являются: утомляемость, изменение аппетита, тошнота, рвота, непостоянные боли в животе, чередование запоров и поносов, ночные страхи. В периферической крови возможна эозинофилия. Возможны осложнения - механическая непроходимость, проникновение аскарид в верхние отделы желудочно-кишечного тракта в ротоглотку и возможна асфиксия.

      Диагностика: взятие кала на яйца гельминтов после дефекации не менее, чем из трёх разных мест.

      Медикаментозное лечение: основное лечение - применение антигельминтных препаратов: тиабендазол (минтезол), пирантел, вермокс. При наличии аллергических проявлений назначаются антигистаминные препараты, при анемии- препараты железа, витамины.

      1.3. Трихоцефаллез

      Трихоцефаллез относится к геогельминтам, широко распространен в районах с жарким теплым климатом.

      Этиология: власоглав мелкий круглый червь длиной 3-5 см его задняя часть утолщена, а передняя часть имеет вид волоса. Взрослые паразиты обитают в слепой и ободочной кишке глубоко внедрившись в слизистую передним концом тела. Самка откладывает тысячи яиц, которые выводятся с калом наружу и дозревают в почве при температуре 26-28* в течение 3-х недель.

      Эпидемиология: источником является больной человек, механизм заражения фекально-оральный: при употреблении воды, немытых овощей, фруктов.

      При заглатывании инвазионных яиц, они попадают в тонкий кишечник, где из них выходят личинки. Личинки проникают в слизистую оболочку, где развиваются в половозрелых особей, а через 7-10 дней выходят в просвет кишечника и спускаются в толстый кишечник. Цикл развития власоглава около 3 месяцев, взрослые паразиты живут несколько лет и способны высасывать за сутки около 0,005 мл крови. Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      Клинические симптомы: раздражительность, головная боль, повышенная утомляемость, нарушение сна, обмороки, снижение аппетита, тошнота, слюнотечение, непостоянные боли в животе в области пупка и в правой половине живота, нарушения стула, недостаточная прибавка в массе тела. В периферической крови возможен лейкоцитоз, снижение гемоглобина, что приводит к развитию анемии. Возможно выпадение прямой кишки при массивной инвазии.

      Диагностика: исследование фекалий. Забор кала производится после дефекации из трех разных мест в специальный контейнер.

      2. Сестринский процесс при гельминтозах

      Своевременно выявлять нарушенные жизненно важные потребности и проблемы пациента и его семьи:

      • Низкая санитарно-гигиеническая культура;

      • Дефицит знаний о заболевании и профилактике гельминтозов;

      • Нарушение питания из-за диспептических явлений;

      • Дискомфорт, связанный с зудом в области перианальных складок

      • Нарушение сна;

      • Дискомфорт при болях в животе

      • Недостаточные гигиенические навыки и дефицит самоухода;

      • Риск развития осложнений;

      • Риск заражения всех членов семьи.

      Сестринские вмешательства при гельминтозах:

      Информировать родителей и ребёнка о заболевании, о необходимости соблюдения гигиенических мероприятий.

      При энтеробиозе:

      Своевременно выявлять проблемы пациента и нарушенные потребности;

      Обучить и контролировать соблюдение правил личной гигиены: мытьё рук, с мылом после посещения туалета, перед едой, обеспечить индивидуальным полотенцем; на ночь и утром подмыть ребёнка, надевать плотные трусы, стирать постельное бельё, проглаживать горячим утюгом; мыть игрушки. Проводить лечение пациента и одновременное лечение всех членов семьи. После лечения провести контрольное обследование на яйца остриц.Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      При аскаридозе и трихоцефалезе:

      Убедить членов семьи систематически соблюдать санитарно-гигиенический режим: мыть руки перед едой, кипятить воду, правильно мыть овощи, фрукты, ягоды; мыть детские игрушки с мылом. Обеспечить ребёнку режим дня, полноценное витаминизированное питание по возрасту, достаточное пребывание на свежем воздухе. Выполнять назначения врача. После лечения провести контрольное обследование на яйца гельминтов. Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      При трихинеллезе:

      Обеспечить мониторинг жизненно-важных функций организма: контроль за температурой тела, дыханием, пульсом, цветом кожных покровов, физиологическими отправлениями. Обеспечить частое проветривание бокса, температурный режим 18-20°С, комфортное положение в кровати с учётом мышечных болей, регулярную смену белья. Кормить по назначению врача, питание по возрасту, дробное. Обеспечить пациента питьём, выпаивать дробно при наличии тошноты и рвоты. Обеспечить досуг ребёнку. Выполнять назначения врача.








      3. Подготовка пациентов и сбор анализов на яйца гельминтов

      3.1. Соскоб на энтеробиоз по методу Рабиновича: утром, не подмывая ребенка, проводят соскоб с перианальных складок стеклянной (пластмассовой) палочкой, смоченной в реактиве Рабиновича, которая помещается в одноразовый контейнер.

      3.2. Забор фекалий на яйца глистов (аскаридоз и трихоцефалез): проводится после акта дефекации в одноразовый контейнер (не менее чем из трех разных мест) с поверхности кала.

      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»


      4. Профилактика гельминтозов

      • Проведение санитарно-просветительной работы среди населения.

      • Ежегодное обследование детей на яйца гельминтов при диспансеризации и после летнего отдыха.

      • Соблюдать правило личной гигиены, прививать гигиеническую культуру детям с раннего возраста.

      • Ежедневно проводить уборку помещений.

      • Рекомендовать тщательное мытье детских игрушек.

      • Не употреблять в пищу не мытых овощей, ягод, фруктов, кипятить питьевую воду.

      • Не использовать в качестве удобрений фекалии на садово-огородных участках.

      • Информировать население о недопустимости употребления мяса и мясных продуктов, не прошедших ветеринарный контроль.

      • Осуществлять ветеринарный контроль и дератизацию на фермах и мясокомбинатах.

      • Употреблять мясные продукты после тщательной термической обработки.

      • При выявлении заболевших необходимо провести обследование контактных.

      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»
















      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»






      Алгоритм сбора анализа кала на яйца гельминтов

      Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.

      п/п

      Этапы

      Исходный

      балл

      Полученный балл

      1.

      Приготовить оснащение:

      чистая сухая баночка с крышкой,

      деревянный шпатель,

      перчатки, чистый горшок

      1

      2.

      Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения исследования

      1

      3

      Приготовьте чистую стеклянную банку с крышкой. Промаркируйте - фамилия, имя ребенка, возраст, № отделения, палата

      1

      4.

      Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

      1

      5

      Утром высадите ребенка на горшок для акта дефекации

      1

      6. *

      Деревянным шпателем возьмите кал из 3-х разных мест (с

      поверхности) и поместите, не касаясь краев емкости внутри

      баночки, закройте крышкой

      1

      7.

      Сожгите шпатель в лотке

      1

      8.

      Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках.

      1

      9.

      Снять перчатки и погрузить их в дезинфицирующий раствор.

      1

      10

      Оформить направление в лабораторию. Сделать отметку в журнале выполнения процедур. Доставить взятый материал в контейнере с направлением в лабораторию в течение 2 часов.

      1

      11.

      Доставить взятый материал в контейнере с направлением в лабораторию в течение 2 часов.

      1

      Итог

      11

      Критерии оценки: 100% - 60% (11 - 7 баллов) вид деятельности освоен

      59% и менее (6 баллов и менее) вид деятельности не освоен

      Отметка

      «2»

      «3»

      «4»

      «5»

      Баллы

      0 - 6

      7 - 8

      9

      11


      Алгоритм взятия соскоба на энтеробиоз

      Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.

      п/п

      Этапы

      Исходный

      балл

      Полученный

      балл

      1.

      Приготовить оснащение:

      -предметные стекла (2 шт.)

      -50% р-р глицерина-пипетка

      -деревянная палочка-бланк-направление

      -стеклограф-резиновые перчатки

      -крафт-бумага, резиновое кольцо.

      1

      2.

      Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения исследования.

      1

      3.

      Написать стеклографом номер на предметном стекле в соответствии с номером направления. Капнуть пипеткой на предметное стекло каплю глицерина. Обязательное условие: перед проведение исследования ребенка не подмывать, с целью предупреждения механического удаления яиц гельминтов с перианальных складок.

      1

      4.

      Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

      1

      5.

      Уложить ребенка на левый бок, верхнюю ногу согнуть в коленном суставе и отвести вверх.

      1

      6.

      Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка и зафиксировать его.

      1

      7.

      Смочить отточенный в виде лопаточки конец палочки в капле глицерина на предметном стекле.

      1

      8. *

      Провести соскоб с перианальных складок и нижнего отдела прямой кишки.

      1

      9.

      Сделать мазок палочкой по предметному стеклу в капле глицерина (или положить в нее спичку).

      1

      10.

      На первое стекло положить второе предметное стекло, соединив их резиновым кольцом и завернуть в крафт-бумагу

      1

      11.

      Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках.

      1

      12.

      Снять перчатки и погрузить их в дезинфицирующий раствор. Вымыть и осушить руки

      1

      13.

      Оформить направление в лабораторию.

      1

      14.

      Сделать отметку в журнале выполнения процедур.

      1

      15.

      Доставить взятый материал в контейнере с направлением в лабораторию в течение 2 часов.

      1

      Итог

      15

      Критерии оценки: 100% - 60% (15 - 10 баллов) вид деятельности освоен

      59% и менее (7 баллов и менее) вид деятельности не освоен

      Отметка

      «2»

      «3»

      «4»

      «5»

      Баллы

      0 - 8

      9- 10

      12

      13- 15







































      (памятка для родителей)

      Гельминты или глисты - это обширная группа различного вида и размера червей, которые, паразитируя, живут в организме человека, нанося при этом существенный вред здоровью хозяина, особенно если это неокрепший детский организм.

      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      В чем заключается вред здоровью от гельминтов:

      - питаясь за счет хозяина, они создают в его организме дефицит жизненно необходимых витаминов и микроэлементов;

      - снижают иммунитет, удлиняют сроки лечения инфекционных и неинфекционных заболеваний, провоцируют различные аллергические проявления;

      - вызывают у ребенка беспокойство, капризность, раздражительность, нарушение сна, отставание в умственном и физическом развитии, неблагоприятно сказываются на учебу школьников и т.д.

      Все эти проявления зачастую не бросаются в глаза и потому, может казаться, что зараженный гельминтами ребенок вполне здоров, однако это ошибочная точка зрения!

      Встречается свыше десятка опасных для человека видов гельминтов, но наиболее широкое и массовое распространение, особенно среди детского населения, имеют 3 из них: острицы, власоглавы, аскариды.

      Что представляют собой эти виды гельминтов:

      Острицы - мелкие круглые черви белого цвета до 1 см длиной; власоглавы - круглые белые длинной до 5см с характерной нитевидной головной частью и утолщенной задней; аскариды - самые крупные из перечисленных (до 40 см), круглые бело-розового цвета.

      Обитают эти паразиты в кишечнике человека, вызывая при этом соответствующие заболевания; ЭНТЕРОБИОЗ, ТРИХОФАЛЕЗ, АСКАРИДОЗ

      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      Особенности данных заболеваний и вызывающих их возбудителей:

      Характерной особенностью энтеробиоза является сильный зуд в области заднего прохода, вызываемый тем, что самки остриц активно выползают из анального отверстия для откладки яиц. Заражение у здорового ребенка, находящегося в одном коллективе или помещении с больным способствуют такие вредные привычки, как обгрызание ногтей, держание во рту пальцев, игрушек, и неустоявшиеся гигиенические навыки у детей.

      К особенностям трихоцефалеза следует отнести отсутствие выраженных клинических проявлений и деятельность (3-5 лет) течение заболевания, сложность его диагностики и лечения, а также то, что возбудитель - власоглав - относится к группе так называемых геогельминтов, в цикле развития которых обязательно присутствует период созревания яиц в почве (внешней среде). При этом заражение непосредственно от больного, как при энтеробиозе, невозможно, но и бороться с такими гельминтозами значительно труднее из-за того, что яйца их во внешней среде выживают годами все это время опасно для человека.


      Аскарида также относится к гельминтам. Из 3-х перечисленных видов она является самой агрессивной за счет того, что в процессе развития, вылупившиеся из яиц личинки передвигаются по кровеносному руслу через печень, сердце в легкие, где по мере созревания разрывают капилляры и через бронхи, трахею проникают в глотку, заглатываются и только потом, вновь попадают в кишечник, достигая окончательной зрелости. Клинический период миграции личинок проявляется лихорадкой, потливость, кашлем, аллергическим зудом, сыпью, астматическим бронхитом, период зрелости паразита - снижение аппетита, похудением, болями в животе, общей слабостью.

      Массовое заражение населения аскаридозом и трихоцефалезом поддерживается повсеместным использованием на приусадебных и дачных участках необеззараженных фекалий в качестве удобрения, употреблением с этих участков (огородов) немытых и необработанных кипятком овощей и ягод, заносом яиц паразитов на пищевые продукты мухами и с грязными руками.

      Что важно знать и выполнять родителям, чтобы уменьшить опасность заражения гельминтами своих детей:

      -дети наиболее восприимчивы к глистным заболеваниям, среди них поддерживается самый высокий уровень зараженности и они являются основными источниками загрязнения окружающей внешней среды.

      -ведущими направлениями в снижении заболеваемости гельминтозами населения и профилактики заражения детей являются:

      - предупреждение загрязнения яйцами гельминтов внешней среды путем отказа от использования на личных приусадебных и дачных участках необеззараженных фекалий;

      - воспитание на личном примере у детей устойчивых гигиенических знаний и навыков; борьба с вредными детскими привычками;

      - своевременное обращение за медицинской помощью при подозрении на заболевание гельминтозами;

      - проведение ежегодных плановых оздоровительных мероприятий среди организованных детских коллектив: в 4-ом квартале года от энтеробиоза, в 1-ом квартале следующего года- от аскаридоза и трихоцефалеза. При этом не следует, узнав о предстоящем гельминтологическом обследовании в детском учреждении или при первичном в него оформлении, заблаговременно подмывать ребенка или самостоятельно проводить предупредительное лечение - наша общая цель выявить и квалифицированно пролечить как можно больше больных, чтобы избежать дальнейшего загрязнения внешней среды и последующего заражения окружающих.

      Соблюдение этих правил позволит эффективно снижать заболеваемость гельминтозами и уберечь от заражения вас и ваших детей.





      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»




      Тестовые задания

      Инструкция: выберите один правильный ответ

      1. Нематодозы - это заболевание, вызванное червями- паразитами

      а) круглыми б) ленточными в) сосальщиками г) простейшими

      Установите соответствие:

      2. Вид гельминтоза Возбудитель

      а) Аскаридоз 1. Острица

      б) Трихинеллёз 2. Власоглав

      в) Трихоцефаллёз 3. Трихинелла

      г) Энтеробиоз 4. Аскарида

      3. Жалобы детей при энтеробиозе

      а) Боли в животе, тошнота, диарея

      б) Головная боль, гипертензия, отёки

      в) зуд в перианальной области, беспокойный сон ночью

      г) боли в животе, частое мочеиспускание

      4. Для диагностики энтеробиоза исследуют

      а) мочу б) перианальный соскоб в) фекалии г) желчь

      5. Сестринский процесс при энтеробиозе предусматривают

      а) обучение правилам личной гигиены

      б) проведение оральной регидратации, диеты

      в) контролирование приема лекарственных препаратов пациентом

      г) проведение очистительной клизмы

      6. Профилактика энтеробиоза включает

      а) сезонную химиопрофилактику

      б) обследование на яйца остриц

      в) проведение колоноскопии

      г) соблюдение личной гигиены, обработка игрушек

      7. Источником инфекции при аскаридозе и при трихоцефалезе могут быть

      а) грязные овощи и фрукты б) мясные полуфабрикаты

      в) колодезная вода г) йогурт, кефир

      8. Возможные жалобы при миграционной фазы аскаридоза

      а) кашель, субфебрилитет б) диарея

      в) гипертензия г) зуд кожи, крапивница

      9.Жалобы пациента при кишечной фазе аскаридоза

      а) тошнота, боли в животе б) иктеричность кожи

      в) снижение аппетита г) боли в грудной клетке

      Установите соответствие

      10. Вид гельминтов Среда паразитирования

      а) Аскарида 1. Тонкий кишечник

      б) Власоглав 2. Толстый кишечник

      в) Острица 3. Толстый и тонкий кишечник

      11. Клиническими симптомами трихоцефалеза могут быть

      а) катаральные явления б) утомляемость, бледность кожи

      в) метеоризм, нарушение стула г) явления вульвита у девочек

      12. Для обнаружения яиц аскариды и власоглава исследуют

      а) мочу б) фекалии в) мокрота г) кровь

      13. Профилактика аскаридоза и трихоцефаллёза предполагает

      а) контроль за экологией почвы

      б) ежегодное исследование кала на бактериологический посев

      в) тщательная обработка овощей, ягод и фруктов

      г) проведение очистительной клизмы

      14. Источник заражения трихоцефалезом

      а) мясо больных животных б) сырая рыба

      в) овощи, фрукты г) птицы

      15.Для профилактики трихоцефаллёза мясо лучше обработать методом

      а) тушение б) соление в) варки г) копчение

      16. Клинические симптомы трихинеллёза

      а) лихорадка, мышечные боли

      б) гипертрофия глоточных миндалин, грязно-серые налёты на них

      в) боли в животе, диарея, отёк лица, крапивница

      г) олигурия, гипертензия

      17. Диагностика трихинеллёза включает исследование

      а) мышц (биопсию) б) фекалии

      в) мочи г) крови на антитела к трихинеллам

      18. Лечение трихинеллёза проводится

      а) в стационаре б) амбулаторно

      в) тиабендозолом г) тибералом

      19. Сестринский уход при трихинеллёзе включает

      а) проведение коррекции лечения

      б) мониторинг жизненно-важных функций организма

      в) создание психологического и физического покоя

      г) ежедневное проглаживание постельного белья

      20. Профилактика трихинеллёза включает

      а) ветеринарный контроль на мясокомбинатах, дератизацию

      б) проведение санитарно-просветительной работы среди населения

      в) исследования кала и мочи на яйца трихинелл

      г) ежегодное исследование крови у детей на антитела к трихинеллам

      21. К антигельминтным препаратам относятся

      а) тиабендазол б) дипразин в) вермокс

      г) метранидозол

















      Заполните графологические структуры.

      Граф-структура №1

      Энтеробиоз

      Источник заболеваний


      Сестринский уход

      Профилактика

      Принципы лечения

      Диагностика

      Симптомы заболевания

      Механизмы передачиГраф-структура №2

      Аскаридоз

      Источник заболеваний


      Сестринский уход

      Профилактика

      .

      Принципы лечения

      Диагностика

      Симптомы заболевания

      Механизмы передачи

      Для выполнения практической части занятия формируются микро-группы студентов, которые выполняют задания, сменяя друг друга.

      Для оформления полученных результатов им выдается раздаточный материал, в котором содержится «путевой» лист, алгоритм выполнения заданий, необходимые материалы.

      Рекомендации к самостоятельной работе студентов

      Уважаемые студенты!

      Порядок выполнения практической работы:

      1. Ознакомиться и сделать конспект с методической разработки по практической части.

      2. Разбиться на группы по 2-3 человека. Внимательно прочитать условия задания.

      3. Распределите обязанности таким образом, чтобы каждый из вас поочередно выполнял все задания.

      5. Выполнить последовательно задания, записать результаты в карту. Сделать необходимые выводы.

      6. Доложить о выполненных заданиях преподавателю и получить итоговую оценку.





      Задания на проверку усвоения новых знаний и умений. Необходимо использовать решение ситуационных задач в мини-группах.

      Алгоритм действий по выполнению заданий.

      1.Контрольные задания выполняются с использованием любой литературы и записей.

      2.Разбейтесь на малые группы числом 2-3 человека.

      3. Внимательно прочитайте условия задачи.

      4. Распределите обязанности таким образом, чтобы было видно участие каждого студента в данной группе

      Задача№1

      В гастроэнтерологическом отделении находится ребенок 5 лет на обследовании по поводу болей в животе. В анализе кала обнаружены яйца аскарид. Из анамнеза известно, что ребенок в течение 3-х месяцев жил в деревне у бабушки. Ребенка беспокоят непостоянные боли в животе. При амбулаторном обследовании патологии не обнаружено. При осмотре: кожа бледная, темные тени под глазами. Жалобы на плохой аппетит. Ребенку назначено лечение вермоксом, готовится к выписке под наблюдение участкового педиатра.
      Задание: 1) Выявите нарушенные потребности пациента.
      2) Составьте план ухода.
      3) Проведите беседу о профилактике аскаридоза.

      Задача№2

      К медсестре обратилась соседка за советом, её ребенок 4-х лет ночью плохо спит, беспокоит зуд в области ануса. Утром, после стула мать заметила на поверхности кала мелких червяков длиной около 1 см. Ребенок посещает детский сад.
      Задание: 1) Каковы действия медсестры? Определите нарушенные потребности пациента.
      2) Дайте рекомендации маме по уходу за ребенком.
      3) Проведите беседу по профилактике энтеробиоза.

      Задача№3

      Девочка 2- лет поступила в стационар перед оформлением в дом ребенка из неблагополучной семьи. У девочки плохой аппетит, беспокойный сон, явления вульвита. Врач назначил провести обследование на энтеробиоз.
      Задание: 1) Составьте план ухода за ребенком.
      2) Какие потребности нарушены у ребенка?
      3) Выполните назначение врача - проведите соскоб с перианальных складок ребенка

      Задача№4

      В боксовое отделение поступил ребенок 7 лет. Жалобы: лихорадка до 38° в течение 5 дней, головная боль, тошнота, боли при глотании, сильные боли в мышцах шеи, верхних конечностей, отёк лица. При осмотре: кожа - необильная розовая папулёзная сыпь, выражен отёк лица, увеличены шейные лимфатические узлы. В анализе крови выявлена эозинофилия.
      Из анамнеза установлено, что семья выезжала на дачу, где ели шашлыки, мясо купили по пути на рынке. После этой поездки прошло 3 недели. Врач заподозрил трихинеллёз, взята кровь из вены на антитела. Мама интересуется, почему не болели взрослые.
      Задание: 1) Выявите нарушенные потребности ребёнка и проблемы родителей.
      2) Составьте план ухода за ребенком.
      3) Проведите беседу о профилактике трихинеллёза.

      Задача №5


      В детском отделении районной больницы находится ребенок 4-х лет на обследовании с мамой. Ребенка часто беспокоят боли в животе, поэтому был обследован на наличие гельминтов и обнаружены яйца власоглава. Ребенок с родителями живет в частном доме. В течение полугода у ребенка снизился аппетит, отмечались непостоянные боли в животе, в связи с этим был направлен в стационар на обследование. Кожные покровы бледные, чистые, стул неустойчивый. В анализе крови - снижение гемоглобина до 100 г/л.
      Задание: 1) Выявите нарушенные потребности.
      2) Составьте план ухода по удовлетворению нарушенных потребностей ребенка.
      3) Проведите беседу о профилактике геогельминтов.














      итоговый контроль

      1. а

      2. а-4; б-3; в-2; г-1

      3. а,в

      4. б

      5. а,в

      6. б, г

      7. а,в

      8. а,г

      9. а,в

      10. а-1; б-2; в-3

      11. б,в

      12. б

      13. а,в

      14. а,б

      15. а,в

      16. а,в

      17. а,г

      18. а,в

      19. б,г

      20. а,б

      21. а,в


















      Эталоны ответов на графологические структуры.

      Граф-структура №1

      Энтеробиоз

      Больной человек

      Источник заболеваний


      Гигиеническое обучение семьи, соблюдение личной гигиены и гигиены жилища, обработка игрушек, регулярное обследование на энтеробиоз.

      Сестринский уход

      Диагностика

      Антигельминтные препараты больному и всей по выбору врача - пирантел, вермокс, декарис, мебендазол. После лечения провести контрольное обследование на энтеробиоз.

      Соблюдать правила гигиены: мытье рук перед едой и после туалета; подмыть ребёнка вечером, надеть плотные трусы, утром процедуру повторить; постельное бельё ежедневно менять; коротко стричь ногти; мыть игрушки мыльным раствором. Выполнять назначения врача.

      Утром, не подмывая ребёнка, взять соскоб с перианальных складок.

      Беспокойный сон, зуд в области ануса, боли в животе, тошнота, неустойчивый стул, раздражительность.

      Контактно-бытовой

      Профилактика

      Принципы лечения

      Симптомы заболевания

      Механизмы передачиГраф-структура №2

      Аскаридоз


      Гигиеническое обучение семьи, соблюдение личной гигиены и гигиены жилища, обработка игрушек, хорошо мыть овощи, фрукты, кипятить воду; ежегодное обследование на яйца аскарид.


      Антигельминтные препараты больному и всей по выбору врача- вермокс, декарис, тиабендазол, пирантел. Симптоматическое лечение-витамины, препараты железа и др. После лечения провести контрольное обследование на аскаридоз.

      Соблюдать правила личной гигиены; хорошо мыть овощи, фрукты, ягоды, кипятить питьевую воду; мыть игрушки мыльным раствором. Соблюдать гигиену жилых помещений; не удобрять почву на садовых участках фекалиями. Выполнять назначение врача.


      Исследование фекалий на яйца аскарид. Забор кала- после дефекации из трех разных мест в специальный контейнер.


      Миграционная фаза-крапивница, зуд кожи, непостоянный субфебрилитет, кашель. Кишечная фаза-утомляемость, боли в животе, тошнота, сниженный аппетит, неустойчивый стул, бледность кожи, развитие анемии.


      Контактно-бытовой, алиментарный


      Грязные руки, игрушки, не мытые овощи, фрукты, ягоды, загрязненная вода фекалиями больного аскаридозом человека.


      Профилактика

      Принципы лечения

      Сестринский уход

      Диагностика

      Симптомы заболевания

      Механизмы передачи

      Источник заболеваний









      Эталоны ответов на ситуационные задачи.

      Задача № 1

      1) Нарушенные потребности: безопасность, питание, отдых.
      2) Провести беседу о необходимости лечения вермоксом по назначению врача. Рекомендуется питание по возрасту с обязательным употреблением соков, фруктов, овощей, как источников витаминов. Кратность приема пищи при плохом аппетите 4-6 раз в день. Рекомендовать ежедневные прогулки на свежем воздухе для улучшения обмена веществ, стимуляции аппетита. После лечения обязательно провести контрольное обследование на яйца гельминтов.
      3) Профилактика аскаридоза: проводить беседы с детьми и родителями о профилактике заболевания - мыть овощи, ягоды, фрукты, кипятить воду, соблюдать правила личной гигиены, не удобрять почву фекалиями на садово-огородных участках, уничтожать мух как механических переносчиков яиц гельминтов. Ежегодно во время диспансеризации проводить исследование кала на яйца гельминтов.


      Задача № 2
      1) Рекомендовать посещение участкового педиатра для вопроса о лечении энтеробиоза. Нарушенные потребности: безопасность, личная гигиена, сон.
      2) Ребенок будет проходить лечение на дому, детский сад посещать нельзя, так как ребенок является источником энтеробиоза. Соблюдать правила гигиены - вечером подмываться и спать в трусиках, утром подмыть ребенка и поменять белье, постельное белье стирать или проглаживать горячим утюгом. Ребенку коротко остричь ногти, контролировать соблюдение личной гигиены, так как возможна аутоинвазия. Провести контрольные обследования на энтеробиоз после лечения.
      3) Профилактика энтеробиоза включает: проведение санитарно-просветительной работы среди населения; контроль за соблюдением правил личной гигиены у детей; обследование контактных на энтеробиоз; ежегодную диспансеризацию.
      Задача № 3
      1) Изолировать ребенка в бокс. Часто заходить к ребенку, обеспечить игрушками. Постричь ребенку ногти, мыть руки перед едой, на ночь подмывать, одеть плотные трусы, утром подмыть, поменять трусы, постельное белье менять. Кормить по возрасту, по желанию. Выполнять назначении врача.

      2) Нарушенные потребности: безопасность, личная гигиена, питание, сон, общение.


      3) Алгоритм выполнения манипуляции соскоба на энтеробиоз:

      «Взятие соскоба с перианальных складок на энтеробиоз»

      Цель: провести обследование для обнаружения яиц остриц.

      Показания: обследование детей при:

      • госпитализации

      • поступлении в детское дошкольное учреждение

      • посещении плавательного бассейна

      • подозрении на энтеробиоз

      • контрольном обследовании после дегельминтизации

      • массовом обследовании детей дошкольных учреждений.

      Алгоритм действий

      Балл

      Выпол-нение

      ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

      Приготовить оснащение:

      1.1

      • предметные стекла (2 шт.)

      • 50% р-р глицерина

      • пипетка

      • деревянная палочка

      • бланк-направление

      • стеклограф

      • резиновые перчатки

      • крафт-бумага, резиновое кольцо.

      2

      ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

      Подготовка к процедуре:

      2.1

      Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения исследования.

      1

      2.2

      Написать стеклографом номер на предметном стекле в соответствии с номером направления. Капнуть пипеткой на предметное стекло каплю глицерина. Обязательное условие: перед проведение исследования ребенка не подмывать, с целью предупреждения механического удаления яиц гельминтов с перианальных складок.

      2

      2.3

      Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

      1

      ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

      Выполнение процедуры:

      3.1

      Уложить ребенка на левый бок, верхнюю ногу согнуть в коленном суставе и отвести вверх.

      1

      3.2

      Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка и зафиксировать его.

      1

      3.3

      Смочить отточенный в виде лопаточки конец палочки в капле глицерина на предметном стекле.

      1

      3.4

      Провести соскоб с перианальных складок и нижнего отдела прямой кишки.

      1

      3.5

      Сделать мазок палочкой по предметному стеклу в капле глицерина (или положить в нее спичку).

      1

      3.6

      На первое стекло положить второе предметное стекло, соединив их резиновым кольцом и завернуть в крафт-бумагу

      1

      Окончание процедуры:

      4.1

      Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках.

      1

      4.2

      Снять перчатки и погрузить их в дезинфицирующий раствор.

      1

      4.3

      Вымыть и осушить руки.

      1

      ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

      5.1

      Оформить направление в лабораторию.

      1

      5.2

      Сделать отметку в журнале выполнения процедур.

      1

      ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

      1

      6.1

      Доставить взятый материал в контейнере с направлением в лабораторию в течение 2 часов.

      2

      Всего:

      20


      Противопоказания: нет

      Критерии оценки: 100% - 60% (20 - 12 баллов) вид деятельности освоен

      59% и менее (11 баллов и менее) вид деятельности не освоен

      Отметка

      «2»

      «3»

      «4»

      «5»

      Баллы

      0 - 11

      12 - 14

      15-17

      18 - 20


      Задача № 4


      1) Нарушенные потребности: безопасность, поддержание нормальной температуры тела, сон и отдых из-за головной боли и мышечных болей, личная гигиена. Объяснить маме, что ребенок получил с пищей наибольшее количество личинок трихинелл. Взрослые тоже нуждаются в обследовании.
      2) Ребенок должен находиться в боксовом отделении. Режим постельный, проведение текущей дезинфекции, температура в палате 18-20° С, частое проветривание, менять белье по мере надобности. Обеспечить питьем, кормить 4-5 раз по возрасту (пища протертая - боли в горле при глотании) и по назначению врача. Помочь провести личную гигиену перед едой, сном. Контролировать температуру тела, кожные покровы, физиологические отправления. Выполнять назначения врача.
      3) Профилактика трихинеллеза: санитарно-просветительная работа среди населения; проведение дератизации силами Госсанэпиднадзора; обеспечить ветеринарный контроль за скотоводческими фермами и мясокомбинатами; покупать мясные продукты в магазине и подвергать их термической обработке.

      Задача № 5
      1) Нарушенные потребности: безопасность, питание, отдых, сон (боли в животе), физиологические отправления.
      2) 1.Проблемы пациента:

      - тревожный сон из-за зуда в ночное время, вызываемого острицами,

      расчесы в области ануса, снижение аппетита, боли в животе.

      Потенциальная проблема: риск повторного заражения

      Приоритетная проблема: тревожный сон из-за зуда в ночное время, вызываемого острицами.

      Цель:

      - сон ребенка улучшится;

      - повторного заражения не наступит.

      План сестринского вмешательства

      Мотивация

      1. Ежедневная смена постельного и нательного белья, проглаживание утюгом белья, ежедневная влажная уборка помещения, проветривание помещения 2-3 раза в день

      Для уменьшения риска заражения окружающих, для улучшения сна ребенка

      2. М/с рекомендует: остричь ногти ребенку, подмывать его каждый вечер и утро, менять ежедневно нательное белье.

      Для уменьшения зуда и расчесов.

      Оценка: зуд в перианальной области не беспокоят ребенка со следующего дня после принятия антигельминтного средства, ребенок спит хорошо. Цель достигнута.

      3) Профилактика аскаридоза и трихоцефаллёза (геогельминты): проводить санитарно-просветительную работу среди населения; тщательно мыть овощи, фрукты, кипятить воду; соблюдать личную гигиену; уничтожать мух в жилых помещениях; не использовать в качестве удобрений фекалии на садово-огородных участках.





























      Критерии оценки

      Оценка ставится на основании наблюдения за студентом и

      письменного отчёта за работу.


      Отметка «5»

      • Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы.

      • ПК 2.1-правильно и полно предоставляет информацию в понятном для пациента виде, доходчиво объясняет суть вмешательства;

      • ПК 2.5- правильно пользуется необходимым оборудованием и медицинскими изделиями в ходе выполнения практической работы.

      Отметка «4»

      • Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом допущены несущественные ошибки в работе.

      • ПК 2.1- при объяснении пациенту сути и порядка обследования допускает неточности,

      • ПК 2.5 - при работе с оснащением допускает незначительные ошибки. Исправляет их после вопросов преподавателя.

      Отметка «3»

      • Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в объяснении, в оформлении работы, которая исправлена после дополнительных разъяснений учителя.

      • ПК 2.1-при объяснении хода исследования дает неточные объяснения пациенту, путает порядок выполнения исследования.

      • ПК 2.5- при работе с оснащением допускает ряд существенных ошибок.

      Отметка «2»

      • Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе объяснении, в оформлении работы, которые студент не может исправить даже после дополнительных объяснений учителя.

      • ПК 2.1 - допущены две (и более) существенные ошибки в объяснении сути и хода обследования, демонстрирует непонимание цели проведения обследования.

      • ПК 2.5 - неправильно использует оборудование и предметы медицинского назначения, затрудняется объяснить цель и способ их применения.






      Домашнее задание:

      1.Выучить материал учебника «Педиатрия с детскими инфекциями», А.М.Запруднов, К.И.Григорьев 2012 г.

      стр. 134-151


      Список используемой литературы:

      1.Учебник «Педиатрия с детскими инфекциями», А.М.Запруднов, К.И.Григорьев , 2012 г.

      2. Практикум Педиатрия Н.В.Ежова, Г.И.Ежов, 2008 г.

      3.Учебник «Здоровый человек и его окружение»,

      Д.А. Крюкова, 2010 г.

      4. Учебник «Сестринский уход при детских заболеваниях» В.Д. Тульчинская ,2012г.

      5. Учебник «Педиатрия», Н.В.Ежова, 2010 г.

      6. Учебник «Педиатрия», В.А. Филин, 2009 г.
















      1. Инвазия - проникновение в организм паразитов с последующим их взаимодействием с организмом хозяина.

      2. Контагиозность - заразительность.

      3. Нематоды - круглые черви.

      4. Нематодозы - заболевания, вызванные круглыми червями.

      5. Геогельминты - паразитические черви, выделяющие незрелые яйца, которые созревают во внешней среде, чаще в почве.

      6. Контагиозные гельминты - заражение происходит контактным путём, через предметы обихода, грязные руки.

      7. Биогельминты - весь цикл развития их проходит в живых организмах, имеют промежуточного хозяина ( иногда 2-3)

      8. Острицы - нематоды, относящиеся к группе контагиозных гельминтов.

      9. Энтеробиоз - заболевание, вызванное аскаридами.

      10. Аскариды - нематоды, относящиеся к геогельминтам.

      11. Аскаридоз - заболевание, вызванное аскаридами.

      12. Власоглав - класс нематод, относится к группе геогельминтов.

      13. Трихоцефаллёз - заболевание, вызванное власоглавом.

      14. Трихинеллы - нематоды, относящиеся к биогельминтам

      15. Трихинеллёз - заболевание, вызванное трихинеллами.

      16. Дератизация - комплексные меры по уничтожению грызунов.





      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»





      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»


      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»


      Местное

      Общее

      • Механическое

      • Травмирующее

      • Раздражающее

      • Воспалительное

      • Пролиферативное изменение клеток организма хозяина

      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      • Лихорадка

      • Сенсибилизация

      • Интоксикация

      • Нарушение обменных процессов

      • Адсорбция питательных веществ

      • Кровоточивость

      • Иммуносупрессия










      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»


      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»





      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»

      Методическая разработка «Сестринский процесс при гельминтозах у детей»








      © 2010-2022