Методические рекомендации Система работы педагога по теме самообразования

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе ко...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников



Методические рекомендации Система работы педагога по теме самообразования




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



«Система работы педагогов по темам самообразования»









Шира

2014





Составитель:

Гринь О.А. - методист МБОУ ДОД Дома пионеров и школьников с.Шира.







Рецензент:

Михалева Н.Д. - заместитель директора по учебно-методической работе МБОУ ДОД Дома пионеров и школьников.












Методические рекомендации «Система работы педагогов по темам самообразования» - с.Шира: 2014, - с.24

Данные методические рекомендации направлены на решение имеющихся проблем в области самообразования и адресованы педагогам дополнительного образования, методистам, заместителям директора по учебно-воспитательной работе и предлагаются для использования в практической деятельности образовательных учреждений.




МБОУ ДОД Дом пионеров и школьников, 2014


О.А.Гринь, составление, 2014




Содержание





Введение…………………………………………………………………………с.4

  1. Обоснование необходимости постоянного повышения

профессиональной компетентности педагога. ……………………… ..с.5

  1. Самообразование как инструмент профессионального роста……………..с.6

  2. Формы организации самообразования………………………………………с.7

  3. Традиционные методы самообразования……………………………………с.9

5. Технология организации самообразования педагогов………………………с.9

6. Рекомендации по выбору темы самообразования……………………….с.10

6.1. Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы

по самообразованию……………………………………………….......с.11


6.2. Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию…………с.11

6.3. Как выбирается тема………………………………………………....с.12

6.4. Как правильно формулировать тему самообразования……………с.12

7. Личный план самообразования……………………………………………...с.13

8. Алгоритм написания плана по самообразованию………………………….с.14

9. Результат самообразования………………………………………………….с.15

10. Несколько советов занимающимся самообразованием …………………...с.16

Приложения ……………………………………………………………………..с.17

Литература ……………………………………………………………………….с.24















Введение.


«Хотя чужое знание может нас

кое-чему научить, мудр бываешь

лишь собственной мудростью»

М.Монтель


Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания близлежащих научных областей, о различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике.

Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А.Дистерверг.

Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ: целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.».

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги - это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога. Научить творчеству нельзя. Развить способность к самообразованию у взрослого человека можно только в исключительных случаях. Саморазвитие - признак профессионала высокого класса. К сожалению, не всех педагогов можно отнести к этой категории, однако, можно побудить педагога сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии.





1. Обоснование необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности педагога

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, - одна из важных задач образования.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.

Педагогическая деятельность предполагает не только знание педагогом своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.

Таким образом, чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. (См. Приложение 1).






  1. Самообразование как инструмент профессионального роста



Как процесс овладения знаниями, самообразование тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Самообразование педагога учреждения дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов УДОД могут быть:

  • ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дополнительного образования и воспитания;

  • изучение учебной и научно-методической литературы;

  • ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

  • изучение новых программ и педагогических технологий;

  • ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;

  • повышение общекультурного уровня.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновре­менно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процес­се работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достой­ное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразова­ния:

  • "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);

  • "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);

  • "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогиче­ского исследования).









  1. Формы организации самообразования

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самооб­разования педагогов УДО, отметив их преимущества и недостатки.

Традиционные формы


Нетрадиционные формы


Преимущества

Недостатки


Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации

возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами

  • эпизодичность прохождения курсов;

  • недостаточность курсов по разным направленностям дополнительного образования;

  • время проведения - в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы;

  • качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов дополнительного образования и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

Сетевое педагогическое сообщество

Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей стра­ны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;

  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.
    Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;

  • методическая помощь является персональной и адресной;

• попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Получение педагогического образования; получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности

  • возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

  • система "ученый-педагог", при которой обучение ведут ученые-спе­циалисты.


  • нехватка у педагогов свободного времени;

  • занятость педагогов-совместителей по основному месту работы;

  • дороговизна обучения.

В и р т у а л ь н ы е о б ъ е д и н е н и я

  • Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки педагогу в его профессио­нальной деятельности, предоставление возможности самореали­зации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материа­лов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.


  • Педсовет.оrg (pedsovet.org) целями своей работы указывает:
    популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогиче­ской аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои мате­риалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

Дистанционные курсы повышения квалификации (не по линии ХакИРО), конференции, семинары, олимпиады и конкурсы

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;

  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.


  • дистанционные курсы проводятся на платной основе;

  • документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учи­тывают при проведении очередной аттестации;

  • не все педагоги владеют в достаточной степени ИКТ и интернет-технологиями.

В и р т у а л ь н ы е о б ъ е д и н е н и я


  • Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и кон­курсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки занятий и внеклассных занятий.


  • Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и кон­курсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки занятий и внеклассных занятий.

  • Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности
    называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Индивидуальная работа по самообразованию

Может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

  • посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.


  • Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)
    основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, про­ведение консультаций специалистов.


  • Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддерж­ке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и об­мениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в об­разовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из круп­нейших в Интернете библиотек авторских методических разра­боток (свыше 25 тыс.).

Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самооб­разованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые, чаще всего, называют педагоги, - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.


4. Основные методы самообразования:


  • самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций, определение путей и условий использования полученных данных в теоретической и практической деятельности;

  • участие во всех формах методической работы образовательного учреждения;

  • изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе дополнительного образования;

  • взаимопосещение занятий, участие в разборе открытых занятий;

  • анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в учреждении дополнительного образования научными организациями;

  • проверка профессиональных качеств в практической деятельности с учетом усвоенных знаний и полученной информации;

  • разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов, подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекций т. д.;

  • получение консультаций у представителей администрации учреждения, методической службы района, научных сотрудников.

5. Технология организации самообразования педагогов может быть пред­ставлена в виде следующих этапов:

1-й этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постанов­ку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме.

Интерес (Чего хочу?)

- определение профессиональных потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы, постановка проблемы (Чего хочу достичь?)

2-й этап - прогностический, который включает определение цели и задач работы над темой, разработку шагов по решению проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

3-й этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов, формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных результатов. Практическая работа продолжает сопровождать­ся изучением литературы.

Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

4-й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы


5-й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

6. Рекомендации по выбору темы по самообразованию


В процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию важна реализация дифференцированного подхода в определении основных направлений профессионального развития. Непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов способствует правильно организованная работа по самообразованию.

Цели самообразования:

- повышение профессиональной компетентности;

- расширение педагогических и психологических знаний

- углубление знаний по методике учебных предметов;

- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

- повышение общего культурно уровня педагога.

Для молодых специалистов:

- адаптация педагогической деятельности,

- осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;

- обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства.

Для педагогов, которые работают больше 5 лет:

- усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;

- овладение способами проектирования и программирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;

- формирование умений анализировать научно-методическую литературу;

- применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творческих педагогов:

- актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;

- проявление творческого потенциала педагога;

- развитие исследовательской деятельности.

6.1. Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:


- актуальность;

- учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;

- тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.

Функции самообразования:

- компенсация недостатков полученного образования;

- постоянная адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к ее технологиям;

- непрерывное развитие творческого потенциала личности.


6.2. Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию


Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, внеклассному мероприятию, конкурсу и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Педагог - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану проведения занятия или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего, когда работа будет интересной и доставит удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в образовательное учреждение, просятся к конкретному педагогу.

Общественное мнение. Педагогу небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно.


6.3. Как выбирается тема.

Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает педагог в процессе своей педагогической деятельности (для совершенствования своего профессионального уровня и, соответственно, решения обозначенных проблем). Например: педагогу необходимо освоить методику групповой работы, следовательно, он планирует на 3-4 года работу над темой самообразования «Совершенствование общеучебных знаний, умений, навыков посредством использования групповых форм работы на занятиях …(предмет).

Может быть тема самообразования педагога связана с общей стратегической целью развития общеобразовательного учреждения ; если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности образовательного учреждения. Например:

- «Использование региональной составляющей на занятиях … (предмет) как условие формирования поликультурной личности»,

- «Использование приёмов деятельностного подхода на занятиях … (предмет) для развития творческих способностей учащихся».

6.4. Как правильно формулировать тему самообразования.

Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит три части:

I часть (основная часть: содержит проблему)

II часть (связующее звено)

III часть (аспект, через который будет решаться обозначенная проблема)

Совершенствование …

Формирование…

Интеграция …

Развитие…

Организация …

Осуществление …

Применение …

Использование …

Управление…

Повышение…

Разработка…

Реализация…

Создание …

… как средство…

… как условие…

…аспект…

…фактор…

…основа…

…механизм…

… развития

…совершенствования …активизации

…повышения

…оптимизации

…эффективности

…реализации

Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке звучат так:

- «Формирование универсальных учебных действий на занятиях … (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода»; - «Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения»;

- «Повышение функциональной грамотности учащихся на занятиях через использование игровых технологий»;

- «Нетрадиционные типы занятий как средство развития творческих способностей младших школьников»;

- «Игра как средство интерактивного обучения»;

- «Речевые упражнения на уроках литературного чтения как один из аспектов личностно-ориентированного обучения» и т.д. (См. Приложение 2)

Темы могут иметь нетипичную формулировку: «Через книгу к грамотности, культуре, душе …», «Как построить личностно-ориентированное занятие», «Разработка занятий-исследований» и пр.

Темы не должны быть:

  • слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);

  • незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности учащихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»);

  • слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на занятиях …(предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на занятиях».

  1. Личный план самообразования педагога

В плане указываются:

• название темы

• цель

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

В плане предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др. (См. Приложение 3)


  1. Алгоритм написания плана по самообразованию



  1. Выбор темы. Выбор темы по самообразованию происходит на основании той проблемы, над изучением которой работает педагогический коллектив учреждения.

  2. Постановка целей и задач, соответствующих целям учебно-воспитательной деятельности в учреждении образования.

  3. Содержание деятельности по выбранной теме с указанием сроков исполнения.

    1. Повышение научно-теоретического и методического уровня педагогов-организаторов;

      1. Изучение нормативных документов по учебно-воспитательной работе;

      2. Изучение методических материалов по теме самообразования;

      3. Выбор, освоение инновационных технологий, авторских проектов и программ;

      4. Посещение семинаров, методических объединений;

      5. Изучение передового педагогического опыта и практики работы своих коллег.

    2. Прохождения курсов повышения квалификации.

    3. Участие в работе методических объединений, творческих группах с использованием активных форм занятий.

    4. Апробация и внедрение инновационных технологий, авторских проектов и программ.

      1. Выступление на семинарах, методических объединениях, конференциях;

      2. Выявление затруднений в процессе внедрения инноваций;

      3. Пути решения проблем;

      4. Развитие взаимодействия и взаимосотрудничества с внешкольными учреждениями воспитания и обучения.

    5. Самоанализ и самоконтроль.

    6. Отчеты по самообразованию.

      1. Наличие наглядной демонстрации продуктов труда педагогов-организаторов (доклады, разработки мероприятий, создание авторских проектов или программ и др.);

      2. Создание портфолио педагога.









  1. Результат самообразования


Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане самообразование педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования педагогов на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

- повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные учебные пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приемов обучения;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- разработка методических информаций по применению новых методических технологий;

- разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;

- создание комплектов педагогических разработок;

- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного педагогом образовательного процесса и профессионально - квалификационный рост педагога

Самообразование педагогов будет продуктивным если:

  • в процессе реализуется потребность педагога к собственному развития и саморазвитию;

  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт является фактором изменения образовательной ситуации. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно является открытым для изменений;

  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой-самодиагностикой, диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;

  • программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.




  1. Несколько советов занимающимся самообразованием:

ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться эффективно пользоваться поисковыми системами Интернета, библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной информации и литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Методические рекомендации Система работы педагога по теме самообразования

В заключение хочется сказать об известной истине, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завер­шенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформирован­ной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересую­щих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Приложение 1




Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию"



Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:

5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 - скорее соответствует, чем нет;

3 - и да, и нет;

2 - скорее не соответствует;

1 - не соответствует.





Утверждение

Баллы

Я стремлюсь изучить себя


Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами


Препятствия стимулируют мою активность


Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя


Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время


Я анализирую свои чувства и опыт


Я много читаю


Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам


Я верю в свои возможности


Я стремлюсь быть более открытым человеком


Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди


Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты


Я получаю удовольствие от освоения нового


Возрастающая ответственность не пугает меня


Я положительно отнесся бы к продвижению по службе


Обработка результатов

Подсчитайте общую сумму баллов.

55 и более баллов - Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

36-54 балла - у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

15-35 - Вы находитесь в стадии остановившегося развития.






Приложение 2


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

педагогов дополнительного образования


  1. Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе.....

  2. Развитие коммуникативных навыков воспитанников на занятиях в (мастерской, клубе, секции...), как средства успешной социализации личности.

  3. Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования научно-технической направленности (либо другой направленности) посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

  4. Ситуация успеха как инструмент развития личности учащихся.


  1. Информационные технологии в изучении дополнительной образовательной программы ..... , как средство повышения мотивации воспитанников.

  2. Методики внедрения и приемы развития музыкального мышления и фантазии на занятиях …

  3. Дифференцированный подход в обучении игре в настольный теннис (либо в рамках дополнительной образовательной программы эколого-биологической направленности и т.п.).

  4. Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной образовательной программе…

  5. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе...

  6. Проектная деятельность учащихся как средство повышения эффективности обучения.


  1. Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.


  1. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе художественно-эстетической направленности (либо другой направленности.

  2. Создание условий для развития физически одаренных учащихся через использование личностно-ориентированных подходов в дополнительном образовании.

  3. Развитие скоростно-силовых способностей обучающихся посредством личностно-ориентированного подхода.

  4. Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников изостудии (художественной мастерской).

  5. Использование региональной составляющей на занятиях (…) как условие формирования поликультурной личности.


  1. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса к предмету (или творческих способностей).


  1. Эффективные технологии, методы и приёмы осуществления личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе по дополнительной образовательной программе...

  2. Создание условий для развития технического мышления обучающихся на занятиях в технической мастерской через личностно-ориентированные подходы в обучении.

  3. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.


  1. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности.

  2. Дифференцированное обучение на занятиях в радиотехнической (авиамодельной, судомодельной...) мастерской как один из способов развития интеллектуальных способностей воспитанников среднего и старшего возраста.

  3. Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности педагога по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.

  4. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).

  5. Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников в рамках дополнительной образовательной программы...

  6. Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования...

  7. Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной программе...

  8. Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.


  1. Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художествено-эстетической направленности.

  2. Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.


























Приложение 3

Примерный план работы педагога над темой самообразования


Этапы

Содержание работы

Форма представления результатов

Первый год работы над темой

I. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Собеседование с заместителем директора по УМР, методистом.

II. Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой.

  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

  3. Прогнозирование результатов.


Выступление перед коллегами

Второй год работы над темой

III. Практический

  1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

  2. Формирование методического комплекса.

  3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

  4. Корректировка работы.

Открытые занятия, выступления на заседании педагогического совета

Третий год работы над темой

IV. Обобщающий

  1. Подведение итогов.

  2. Оформление результатов работы по теме.

  3. Представление материалов.

Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета, на заседании районного МО, конференциях различного уровня

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

V. Внедренческий

  1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

  2. Распространение опыта.

Реферат, индивидуальный творческий проект и др.



План по самообразованию на _________________г.

Педагог _________________________________________________________________

Тема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


№ п/п

План

самообразования

Используемая

литература

Форма

отчета

Возникшие

проблемы.








Осуществлялось творческое сотрудничество: с методистом, психологом, научным руководителем, с другими педагогами (подчеркнуть).


Нерешенные проблемы:____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема самообразования на следующий год _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









СТРУКТУРА ПЛАНА самообразования педагога на учебный год

Тема самообразования _____________________________________________________________

Разделы плана

Задачи деятельности

Содержание деятельности

Сроки

Форма предоставления результата

Итоги работы

Пути дальнейшей деятельности

1. Изучение литературы по теме.


2. Ознакомление и изучение ППО но теме.


3. Проектирование собственной деятельности по теме.


4. Разработка программно-методического обеспечения УНП.


5. Проведение открытых мероприятий по теме самообразования.


6. Участие в системе методической работы образовательного учреждения и региона


7. Самоанализ работы по теме.



Литература


  1. Белова, Г. А. Перспективное планирование профессионального самообразования педагогов / Г. А. Белова // Методист. - 2009. № 3. - С. 25.

  2. Бондаренко, Е. Н. Пути самореализации и самоактуализации педагогических кадров в системах повышения квалификации развитых стран / Е. Н. Бондаренко // Акмеология. - 2009. №1. - С.15 18.

  3. Гинько, Н. В. Организация самообразовательной деятельности педколлектива / Н. В. Гинько // Образование Минщины. - 2009. № 3 (20). - С. 89 92.

  4. Гречихо, Е. В. Механизм включения педагогов в систему непрерывного образования / Е. В. Гречихо // Народная асвета. - 2009. № 1. - С. 43 49.

  5. Гужавина, Н. А. Организация деятельности образовательного учреждения по повышению квалификации педагогов. Проблемы внутришкольного обучения / Н. А. Гужавина // Управление современной школой. Завуч. - 2008. №3. - С.24 32.

  6. Зуев, А. М. Портфолио преподавателя - инструмент самопознания и самообразования / А. М. Зуев // Основы. Безопасности. Жизни. - 2009. № 8. - С. 35 40.

  7. Кармазина, Ж. Б. Самообразование учителя и компетентностный подход на уроках музыки / Ж.Б.Кармазина // Музыка в школе. - 2008. № 5. - С.38 43.

  8. Ковалева, Т. А. План самообразования / Т. А. Ковалева // Научно-методический журнал заместителя директора по ВР. - 2009. № 2. - С.55 56.

  9. Кожуховская, Л. С. Рефлексивное слушание / Л. С. Кожуховская, И. В. Позняк // Народная асвета. - 2009. № 10. - С. 36-39.

  10. Кожуховская, Л. С. Рефлексивный тренинг для педагогов / Л.С.Кожуховская, И.В.Позняк // Народная асвета. - 2009. № 9. - С. 22 25.

  11. Лазовская, Л. А. Педагог и самообразование / Л. А. Лазовская // Образование Минщины. - 2009. № 5 (22). - С. 79 83.

  12. Макаренко, А. С. Работа с педагогическими кадрами в межкурсовой период / А. С. Макаренко

  13. Мартина, Н. Формирование готовности к профессиональному самоопределению/ Н.Мартина// Директор школы .- 2006.- №3.- С.65.

  14. Селевко, Г.К. Научи себя учиться/ Г.К.Селевко //Центр "Педагогический поиск".-2006.-С. 20

Методические рекомендации Система работы педагога по теме самообразованияМетодические рекомендации Система работы педагога по теме самообразования

16


© 2010-2022