Выступление Роль социального педагога в системе коррекционной педагогики

        Социальному  педагогу больше всего в силу своей деятельности приходится взаимодействовать с обучающимися  «группы риска». Социальный педагог в школе, равно как и психолог, и дефектолог,  должен владеть методами психолого-педагогической диагностики и организации консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска».   Как осуществлять  процесс социального воспитания обучающихся «группы риска»?           Для достижения своих профессиональных целей социаль...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 имени Н.А. Заболоцкого»

















Выступление



Роль социального педагога в системе коррекционной педагогики. Коррекционно-развивающая работа социального педагога с детьми «группы риска»

Выступила: социальный педагог

Семёнова А. А.


2015 г.

Коррекционная педагогика - область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. В современную педагогическую науку термин был введён в 1988 году.

В последние десятилетия в общеобразовательных школах России также происходит становление педагогической системы коррекционного обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала, в адаптации к школе и социальному окружению. По оценкам исследователей, количество обучающихся, испытывающих трудности в обучении, достигает 20-30% от младшего школьного и почти 40% подросткового возраста, поэтому сегодня остро стоит проблема развития особой педагогики - педагогики помощи, защиты детей. Знание основ коррекционной

педагогики дает возможность педагогу изучать причины отклоняющегося развития и

поведения ребенка, определить педагогические технологии коррекции воспитания, обучения, развития, формирования личности и правильно организовать учебный процесс для детей «группы риска».

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема, поэтому основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, оказание ему помощи в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:

  • расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

  • плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FM-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

  • разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

  • экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

  • разреженности систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;

  • нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.

В связи с поставленными проблемами нужно осуществлять поиск эффективных форм и методов коррекционно-развивающей работы в школе.

Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах жизни.

Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Общая цель коррекционно-развивающей работы - содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если коррекционно-развивающая работа строится с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.

ОНТОГЕНЕЗ - развитие индивида в отличии от развития вида. Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни. В онтогенезе различают генетически, внутренне обусловленное созревание и формирование под воздействием среды и воспитания. В условиях педагогического процесса важно изучать развитие личности обучающегося, формирование его сознания и самосознания под воздействием педагогических факторов.

Социальному педагогу больше всего в силу своей деятельности приходится взаимодействовать с обучающимися «группы риска». Социальный педагог в школе, равно как и психолог, и дефектолог, должен владеть методами психолого-педагогической диагностики и организации консультативно-диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска».

Как осуществлять процесс социального воспитания обучающихся «группы риска»?

Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог образовательного учреждения, во -первых, должен устанавливать контакт с представителями государственных органов управления, общественными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальными службами иными предприятиями и организациями, в которых необходимо представлять интересы своих воспитанников.

Основные цели деятельности социального педагога:

  • создание благоприятных условий для развития личности ребёнка (физического, социального, духовно - нравственного, интеллектуального развития);

  • оказание ребёнку комплексной помощи в социальном адаптировании и социальном интегрировании;

  • защита ребёнка в его жизненном пространстве, профилактика неблагополучия.

Коррекционно-развивающая работа социального педагога с детьми «группы риска» будет эффективна, если:

1.Эта работа будет носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
2.Дети «группы риска» будут включены в систему новых отношений на основе коллективной и общественно-полезной деятельности.
3.Будет установлено эффективное взаимодействие школы с семьей.

Для достижения этих целей перед социальным педагогом стоят следующие задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2. Определить характерные черты детей «группы риска»;
3. Выявить индивидуальные психологические и социальные причины появления детей «группы риска»;
4. Обозначить основные направления деятельности социального педагога с детьми «группы риска»;
5. Разработать и экспериментально проверить программу коррекционно-развивающей работы социального педагога с детьми «группы риска».
6. Осуществить просвещение родителей по вопросам коррекционно-развивающего обучения, оказать содействие семье в воспитании детей с отклонениями в развитии;

7. Осуществлять профилактику правонарушений, беспризорности, безнадзорности, неблагополучия и вырабатывать потребность в здоровом образе жизни;

8. Способствовать развитию интересов, потребностей обучающихся через

систему дополнительного образования.

Суть коррекционно-образовательного направления в школе представляется как обеспечение помощи социальным педагогом в тех ситуациях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры затрудняют процесс обучения и социализации.

В процессе работы социальный педагог совместно с практическим психологом изучают возрастные и личностные особенности детей, выявляет факторы, мешающие индивидуальному и социальному развитию ребенка, вырабатывают коррекционные комплексные планы развития личности с учетом индивидуальных особенностей.

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

Можно выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы, в которых успешно реализуется деятельность социального педагога:

1. Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, таких, как, например, голодание и недоедание, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка, приводит к астенизации. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей),

2.Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития.
Это направление важно для детей всех возрастов, но особенно актуально для подростков.
Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п. Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира, поэтому самое важное направление работы социального педагога в школе - коррекция девиантного поведения.

3. В деятельности социального педагога следует выделить профилактическое направление. Сочетая навыки межличностного общения и знания множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, социальный педагог должен уметь предотвращать и улаживать возможные конфликтные ситуации, возникающие в коллективе, предупреждать социальную изолированность детей, планомерно осуществлять профилактику правонарушений с разными возрастными группами обучающихся.

4. Также важным участком деятельности социального педагога является правовое направление, так как здесь соединяются задачи правового просвещения обучающихся и педагогов, а также представительства интересов обучающихся от имени школы в органах милиции и суда. В обязанности социального педагога входит работа по сбору информации и накоплению документов юридического статуса ребенка.

Коррекционная работа службы социально-педагогической помощи должна строиться на основе следующих принципов: объективность в работе, коммуникативность, независимость в принятии принципиальных решений, индивидуальный подход, - принципов, пронизанных идеей гуманизма, ценности человеческой личности.

Сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Но нам нужно развитие ребенка.

Большая роль в развитии успешной личности принадлежит внеурочной деятельности, в которую должны быть в идеале вовлечены все дети «группы риска».

Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На внеурочном занятии учителю необходимо сосредоточить свое внимание на индивидуальных особенностях детей. Внеурочная деятельность должна быть направлена на их личностный рост, должна помочь выявить позитивные стороны процесса их развития, где успеваемость рассматривается лишь как одна из многих составляющих успеха. В процессе общения важно выяснить, как дети осознают собственное развитие, что они поняли, что могут, с кем подружились, кому помогли, кто, кроме них, радуется их успехам. Нужно создать ситуацию успеха, то есть создать такие условия, когда индивидуальные особенности ребенка проявятся как безусловный позитив и станут очевидными для всех детей в классе. Целенаправленная работа по созданию ситуаций успеха позволит эффективно провести коррекцию самооценки обучающихся.

Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Уровни развития всех качеств обучающегося и его способность к саморазвитию социальному педагогу предстоит продиагностировать с помощью существующих методик и обеспечить своевременное выявление детей с затруднениями в развитии.

Следующий этап - создание педагогических условий для коррекции нарушений, вызванных социально-педагогическими причинами (отсутствие заботы родителей, нормальных условий для обучения и воспитания детей, педагогическая запущенность, нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации);

Здесь наиболее действенны индивидуальные коррекционные беседы, которые ориентированы на школьников, уровень развития которых позволяет им решать достаточно сложные психологические задачи по самовоспитанию своей личности; индивидуальные коррекционные беседы в школе проводятся в основном с «трудными» подростками по направлению социального педагога.

Работа социального педагога будет эффективной и реализуемой, если на первом месте у него в работе будет выступать желание помочь детям адаптироваться в обществе, приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Работа будет вдвойне эффективной, если желание будет выступать не только со стороны социального педагога, но и самого ребёнка.


© 2010-2022