• Преподавателю
  • Другое
  • Принципы Гуманной педагогики для студента и педагога в среднем профессиональном образовании

Принципы Гуманной педагогики для студента и педагога в среднем профессиональном образовании

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принципы Гуманной педагогики для студента и педагога в среднем профессиональном образовании

О. К. Старчакова

ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-технологический колледж»


Принципы Гуманной педагогики


Ш. А. Амонашвили, создатель и руководитель Международного центра гуманной педагогики, создал систему установок гуманного педагога. Основные положения:

Законы учителя :

любить ребенка,

понимать ребенка,

восполняться оптимизмом к ребенку;

Руководящие принципы учителя :

принцип очеловечивания среды вокруг ребенка,

принцип уважения личности ребенка,

принцип терпения в становлении ребенка;

Заповеди учителю :

верить в безграничность ребенка,

верить в свои педагогические способности,

верить в силу гуманного подхода к ребенку;

Опоры в ребенке :

стремление к развитию,

стремление к взрослению,

стремление к свободе;

Личностные качества учителя :

доброта,

откровенность и искренность,

преданность.

Многие считают, что Гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили применима только для средней школы, а еще лучше - для начальной школы. Среднее профессиональное образование получают, как правило, подростки 14 - 20 лет. Как показывает практика, Принципы Гуманной педагогики эффективно действуют и в образовательном поле ПТУ, техникумов, колледжей.

Принцип очеловечивания среды вокруг учащегося - необходимо организовать окружающий подростка мир и педагогический процесс так, чтобы:

. подросток познавал и усваивал истинно человеческое;

. познавал себя как человек;

. проявлял свою истинную индивидуальность, осуществлял свою миссию;

. находил общественный простор для развития своей истинной природы;

. его личный интерес совпадал с общечеловеческими интересами;

. были устранены источники, способные спровоцировать ребенка на асоциальные мысли, слова и поступки.

Для реализации этих принципов у педагога должна быть педагогическая совесть. И его действия по очеловечиванию среды вокруг ребенка должна быть терпеливой и длительной.

Современные ФГОС СПО дают возможность использовать систему гуманной педагогики для формирования всесторонне развитого специалиста. Например, согласно ФГОС, образовательное учреждение обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы.

Радость - особая мудрость творчества преподавателя


Деятельность педагога во многом регламентирована содержанием государственных стандартов, положениями учебного учреждения, методическими рекомендациями по проведению занятий и аттестации учащихся. Человек, который выполняет все эти требования, и только, не становится учителем. Радость учительского труда заключается в творческом подходе к своей деятельности и в сотрудничестве, сотворчестве со своими учениками. Такое взаимодействие может осуществляться в рамках учебного процесса, но особенно ярко проявляется в исследовательской деятельности, при подготовке и участии учащихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах.

Процесс обучения, получения профессии (на ступени начального профессионального образования) или специальности (на ступени среднего и высшего профессионального образования) происходит в среде интеллектуального конфликта поколений. Молодые люди легко овладевают компьютерными технологиями, свободно пользуются возможностями сети ИНТЕРНЕТ, по-другому строят общение, живут в другом темпе. Важным становится не объем полученных знаний, а умение найти нужное, выделить главное, проанализировать, обобщить, представить и защитить свой проект, свою идею. Эти обучающие и развивающие задачи реализуются студентами колледжа при выполнении таких творческих заданий, как создание презентаций и проектов, курсовых и дипломных работ.

Преподаватель, выбирая стиль сотрудничества в своей профессиональной деятельности и основываясь на принципах гуманной педагогики, легче находит взаимопонимание со студентами, добивается хороших результатов обученности учащихся и ощущает радость совместного творчества.

Многие учителя, преподаватели, рассуждая о радости учительского труда, выделяют следующие его составляющие: безграничные возможности творчества, успешность деятельности своей и учеников и общение, взаимодействие, сотрудничество с учащимися. Именно сотрудничество выделяется как главный источник радости. Совместное творчество, выполнение трудной задачи, поиск решений, возможность обмениваться мыслями и задумками, спорить и искать правильный путь - все это дает яркие ощущения важности общего дела и каждого из его участников.

Работа учителя, преподавателя не вписывается в строгие рамки и схемы, с трудом поддается нормированию. Радость учителя - в творческом, неформальном отношении к своей деятельности и к своим ученикам.

Литература:

1.Зуев Д.Д. "Антология Гуманной Педагогики" - духовный источник Школы Жизни // Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М., 2000.

2. Амоношвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогики. // Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогики. - М., 2000.

gumannaja-pedagogika.ru/

© 2010-2022