Музыкальное решение спектакля в детском театральном коллективе

еатр, где играют дети, имеет ряд особенностей. Одна из них – музыкальное оформление спектакля. Детям ближе такой тип музыкально-пластического спектакля, где их поддерживает ритм музыки. Часто, именно через музыку режиссёр может дать понять, почувствовать актёру (а через него – зрителю) нюансы и оттенки настроения, которые вызывают особые эмоции зрителя. В репертуаре детских театров  много пьес, сказок, которые трудно представить без музыкального сопровождения. Ведь порой именно музыка является о...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыкальное решение спектакля с подбором музыки

(Розанова И. В., концертмейстер МБОУДОД ДЮЦ,)

Музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью театрального искусства, т. е. она подчиняется и логике музыкального развития, и законам построения драматического спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле представляет ценность не сама по себе, а как элемент театральной постановки. Она незаметно участвует в создании общей тональности спектакля, его эстетического и драматического звучания. Степень её воздействия тем сильнее и непосредственнее, чем меньше её будут слушать, не переставая слышать. Обычно общее впечатление о спектакле у зрителя складывается из оценки игры актёров, режиссёрского решения, художественного оформления, но почти никогда не задумывается над тем, что именно внесла музыка в то или иное впечатление. Таким образом, музыка в спектакле неизбежно занимает подчинённое положение. Несмотря на это она создаёт эмоциональную обстановку, придаёт национальный колорит. Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает действию на сцене.

Театр, где играют дети, имеет ряд особенностей - детям ближе тип музыкально-пластического спектакля, где их поддерживает ритм и построение музыки. Детские постановки апеллируют, прежде всего, к чувствам своего зрителя. И часто именно через музыку режиссёр может дать понять, почувствовать своему актёру (а через него зрителю) необходимые нюансы и оттенки настроения, чтобы вызвать те или иные эмоциональные реакции в зале. В репертуаре детских театров много пьес, сказок, которые трудно представить без участия музыки. Ведь порой именно она является основным фактором, помогающим создать нужную атмосферу данной сцены, усилить фантастические моменты в сценическом действии, убедительно и ярко показать сказочные образы персонажей.

Есть постановки, в которые музыку вводит сам автор, указывая в ремарках те места в спектакле, где она должна звучать, при этом, не называя конкретное музыкальное произведение. В этом случае остаётся только подобрать музыкальный материал, согласуясь с образом персонажей, сюжетом пьесы, временем и местом действия.

Однако имеется достаточно много пьес, в которых музыкальная драматургия разработана слишком экономно. Приступая к составлению своего плана музыкального оформления спектакля, исходят, прежде всего, из жанра пьесы, из режиссёрского замысла постановки. В первую очередь необходимо точно знать, что музыка должна выражать, на что она должна работать в той или иной сцене. Найти в пьесе логически оправданные и эмоционально необходимые места для ввода музыки - это творческая задача. Только при умении охватить взглядом произведении в целом, можно выявить где, в какой действенной функции, какая нужна музыка.

Можно наметить несколько методов подхода к использованию музыки в спектакле:

  • При иллюстративно-изобразительном методе основное внимание уделяется внешней стороне действия, музыка повторяет то, что происходит на сцене.

  • Нередко обращаются к методу, при котором выявляется общее настроение спектакля. При этом методе характерно обращение к увертюре, музыкальным антрактам, финалам, что дает возможность использовать те или иные подобранные музыкальные произведения целиком.

  • При тематическом методе введенная в спектакль музыка помогает раскрыть сущность, как всего спектакля, так и отдельных сцен. При этом методе широко используется приём, когда одна и та же музыкальная тема, мотив, связанный с определённым персонажем, идеей, явлением, сюжетной линией, изменяясь в зависимости от сценической ситуации, проходит через весь спектакль, вызывая желательные ассоциации у зрителя.

Для характеристики действующих лиц часто вводятся вокальные жанры. Так, исполняя песню, герой выразит не только настроение, но и свои внутренние качества, черты характера. Выразительный смысл приобретает не только мелодия, но и манера исполнения.

Музыка к спектаклю подбирается из ранее созданных произведений, написанных по другому поводу. Поэтому полезно знать общие положения, определяющие подбор музыки в том или ином случае. Существенное значение при выборе музыки имеют жанровые признаки пьесы. Музыкальное сопровождение должно соизмеряться с содержанием и масштабом постановки, оно не должно противоречить ни оформлению спектакля, поведению героев на сцене. Таким образом, жанр пьесы предопределяет характер музыкального оформления, а подобранная музыка должна помочь выявить черты жанра спектакля.

Каждая пьеса имеет свой исторический фон, который должен найти отражение в подобранной музыке - это поможет создать колорит эпохи. Существенный отпечаток накладывает на музыку национальный колорит пьесы. Прием подбора музыки на основе национальных особенностей драматургии распространён очень широко. Как правило, музыка крупнейших композиторов всегда связана с национальным характером народа той страны, где жил и творил сам композитор.

Определяющим моментом при подборе музыки могут служить образы отдельных действующих лиц или общая характеристика определенных групп лиц. При подборе музыки, которая должна быть связана с образами и характерами действующих лиц, можно руководствоваться некоторыми общими пожеланиями. Так положительные образы выражаются в музыке красотой мелодии, богатством гармонии, разнообразием ритмов. При характеристике отрицательных образов, тёмных сил используются жёсткие ритмы, примитивность мелодии, резкость тембров.

Подбор музыки к спектаклям часто связан с необходимостью выразить различные чувства: радость, юмор, героику и т.д. В этом случае невозможно обойтись без богатого наследия классической и современной музыки. Приступая к подбору музыки, нужно точно знать не только характер необходимого музыкального произведения, но и достаточно ясно представлять себе, в каком именно исполнении оно должно прозвучать на сцене - в исполнении оркестра, небольшого по составу ансамбля или одного инструмента.

В качестве музыкального материала могут быть использованы сокатно-симфонические произведения, произведения камерного характера, различные пьесы. Однако даже самое лучшее музыкальное произведение будучи использовано без всякого изменения целиком может помешать игре актёров и восприятию зрителем. Поэтому обычно музыка вводится в спектакль фрагментами. С осторожностью следует подходить к программным произведениям, которые уже связаны в сознании зрителя с конкретной тематикой или литературными образами.

В процессе репетиционной работы над спектаклем выверяется отобранный музыкальный материал, насколько он подходит в той или иной сцене. В некоторых случаях вообще пересматривается ранее принятое решении по использованию музыки. Так в процессе работы над спектаклем складывается окончательный вариант его музыкального оформления. Обязательным условием плодотворной работы над музыкой к театральным постановкам является регулярное прослушивание как классического музыкального наследия, так и современных произведений крупных и малых форм. Интересные возможности открываются с использованием компьютерных музыкальных программ для создания аранжировок и звуковых феноменов. Использование электронной музыки с интересными театральными сочетаниями обогащают звуковую палитру постановок.

Прослушивание и поиски нового музыкального материала позволяют накапливать необходимые музыкальные впечатления, чтобы не было однотипности оформления самых разных сценических работ.


Литература:

  1. Козюренко А. С. Звуковое оформление спектакля. - М.: Советская Россия, 1972.

  2. Никитина А. Б. Ребенок на сцене. // «Я вхожу в мир искусства», № 12, 2003.

  3. Гааз Э. Моноспектакль. // «Я вхожу в мир искусства», № 2, 2007. - с. 15-18.

  4. Пучков С. Компьютерные музыкальные технологии. // «Праздник», № 6, 2008. - с. 29-31


© 2010-2022