Разработка занятия по обществознанию на тему Юридическая ответственность

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой особое правоотношение.   В современной науке нет единого определения понятию «юридическая ответственность». Одни считают, что она свя­зана с санкцией правовой нормы, другие указывают на право­отношение между нарушителем права и государством. Одна­ко они не исчерпывают сути дела. За любым ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дисциплина, специальность: обществознание.

Тема: Юридическая ответственность.

Мотивация изучения темы:

Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой особое правоотношение. Разберемся в данном понятии подробнее…

Цели занятия:

Учебные:

а) изучить понятие «юридическая ответственность» и понятия, связанные с ним;

б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;

в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;

г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.

Воспитательные:

- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.

Развивающие:

- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.

Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.

Оснащение (средства обучения):

  • компьютер с проектором для демонстрации презентации;

  • раздаточный материал ;

  • учебник;

  • тетради.

Основные этапы занятия :

1) организационный момент;

2) изучение нового материла;

3) закрепление изученного материала ;

4) инструктаж д/з;

5) итог урока.





ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.

Изучение новой темы.

В современной науке нет единого определения понятию «юридическая ответственность». Одни считают, что она связана с санкцией правовой нормы, другие указывают на правоотношение между нарушителем права и государством. Однако они не исчерпывают сути дела.

Юридическая ответственность представляет собой совокупность неблагоприятных последствий, возникающих у тех, кто нарушил право.

Выделим ее основные признаки:

- она наступает за конкретное правонарушение
(если нет правонарушения - нет и юридической ответ
ственности);

  • связана с государственным принуждением;

  • устанавливается в особом порядке, указанном в законе. Ни один человек не может по своему желанию придумать вид ответственности и порядок ее применения.

Государственное принуждение устанавливается не всегда в отношении тех, кто нарушил право. Например, разрешая проблему собственника дома, суд выносит решение о праве собственности на дом В, а не С и обязует С передать дом собственнику. Так, С, ничего не нарушив, обязан выполнить решение суда. Если он отказывается, применяются меры государственного принуждения.

Любой юрист знает, что юридическая ответственность позволяет предотвратить преступления, проступки в обществе, наказывая нарушителей, восстанавливает справедливость в спорных отношениях.

Уголовная ответственность в нашей стране наступает по общему правилу с 16 лет. Но это не означает, что преступление, совершенное более молодыми людьми, останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за убийств, похищение человека, причинение вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля или другого транспортного средства без цели хищения, умышленное уничтожение имущества, терроризм, захват заложника, ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, наркотиков, психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств.

Преступление - это самый опасный вид правонарушения. В области уголовного права действует единственный закон - Уголовный кодекс страны. В нем сформулировано юридическое понимание преступления следующим образом: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ст. 14 УК РФ).

Чтобы избежать всевозможного произвола властей, каждый человек должен знать, что преступлением можно назвать только такой поступок, который соответствует следующим признакам:

  1. поступок представляет вид деяния, запрещенный Уголовным кодексом;

  1. является опасным для человека, общества, государства;

  2. человек виновен в совершенном поступке;

  1. обязательным признаком выступает наличие состава преступления.

По российским законам человек в момент совершения преступления должен быть вменяемым, т.е. осознавать опасность своего поступка. Никакой вид опьянения не освобождает его от ответственности.

По объекту посягательства выделяют такие виды преступлений:

  • преступления против личности;

  • преступления в сфере экономики;

  • преступления против общественной безопасности и порядка;

  • преступления против государственной власти;

- преступления против военной службы;
- преступления против мира и безопасности человечества.

В этом перечне на первом месте стоят поступки, направленные против человека. Так, общество признает особую ценность человеческой жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства. Лишь в конце XX столетия впервые появились так называемые преступления против семьи и несовершеннолетних. Установлена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, торговлю детьми или неисполнение обязанности по их воспитанию. К преступлениям относятся не только кража, мошенничество, разбой, вымогательство, совершаемые с корыстными целями, но и неосторожное уничтожение чужого имущества. Так защищается собственность.

Главным признаком преступления является вина человека. Закон поясняет, что лицо, неспособное «в момент совершения преступления отдавать отчет своим действиям и руководить ими вследствие болезненного состояния», не подлежит уголовной ответственности. Таких людей называют невменяемыми.

Вина может быть выражена в форме неосторожности или умысла. Рассмотрим это на примерах. Два парня решили устроить соревнование на мотоциклах - кто быстрее приедет к назначенному месту. Один молодой человек имел хороший мотоцикл и считал, что «проскочит» в любом месте дороги, не соблюдая правил движения. Он всегда так делал, и его ни разу не подвергли ответственности. Но расчет оказался ошибочным. Мотоциклист, проехав на красный свет светофора, столкнулся с машиной. В результате водитель резко затормозил, пассажиры автомобиля получили увечья. В этой ситуации молодой человек предвидел опасные последствия своего поведения, но рассчитывал их предотвратить. Такая неосторожность имеет легкомысленный характер.

В юриспруденции различают прямой и косвенный умысел. Предположим следующие ситуации. Задумав убийство конкурента, один из руководителей фирмы решает воспользоваться услугами киллера (наемного убийцы). В данном случае он прекрасно понимает, что лишает жизни другого человека, причиняет страдания его близким, но идет на это ради своей корыстной цели. Умысел называется прямым, если преступник сознавал опасность поступка и желал наступления негативных последствий. Или такой случай: поссорились два друга, один наносит удары другому, но не хочет его смерти, хотя понимает, что это может произойти. В результате драки друг погибает. Это косвенный умысел.

Преступление как модель противоправного деяния является сложной категорией. В большинстве случаев к его совершению тщательно готовятся, привлекают соучастников, разрабатывают план, подыскивают средства и орудия преступления. Эта стадия преступления носит подготовительный характер. Практика показала, что человека сложно уличить в подготовке к преступлению, поэтому законодатель не устанавливает ответственности за подобные действия, за исключением особо тяжких преступлений.

Начавшееся преступление может быть не доведено до конца по обстоятельствам, не зависящим от преступника. Такая ситуация называется покушением на преступление. Гражданин N долго готовился к краже драгоценностей из магазина в одном из провинциальных городов. Не зная о том, что накануне все вещи из магазина были увезены, он проник туда с целью хищения. В магазине его обнаружили сотрудники правоохранительной системы. Казалось бы, человек не совершил хищения и не несет ответственности за это. Но сложившиеся обстоятельства не зависели от его воли. Данное преступление квалифицируется как покушение на негодный объект, а потому будет наказуемо. У человека всегда есть шанс не нарушать закон, т.е. добровольно отказаться от реализации противоправных планов. В таких случаях уголовная ответственность не наступает.

За любым преступлением следует наказание, его цель - исправление человека, предупреждение новых преступлений. При этом наказание не должно унижать достоинство человека или причинять ему страдания. Основные виды наказаний в нашей стране - обязательные исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное заключение и смертная казнь. Особое внимание российской общественности в последние годы привлекает высшая мера наказания. В связи со вступлением России в Совет Европы в стране введен мораторий на исполнение приговоров по смертной казни.

Назначение наказания - очень ответственная часть судебного процесса, ибо судья берет на себя решение дальнейшей судьбы человека. К сожалению, известны случаи наказания ни в чем не повинных людей, обстоятельства невиновности которых выяснялись позже, когда они уже отбывали наказание.

В законе выделена категория обстоятельств, смягчающих наказание человека. К ним относят: совершение преступления впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств, несовершеннолетними, беременными женщинами; явку с повинной; оказание медицинской помощи потерпевшему и т.д.

Однако определены и отягчающие обстоятельства: рецидив (повтор) преступления, тяжкие последствия содеянного, групповое преступление, использование оружия, взрывчатых веществ, форменной одежды и т.д. Максимальный срок лишения свободы - 20 лет. При совершении человеком нескольких преступлений наказание назначается за каждое преступление отдельно. При вынесении приговора сроки наказаний складываются, общий срок не может превышать 25 лет.

Преступление, совершенное впервые, зачастую сопровождается тяжелыми переживаниями виновного. В каких случаях устанавливается освобождение от уголовной ответственности? Во-первых, при раскаянии с возмещением ущерба, если в результате деяния причинен незначительный вред; во-вторых, при примирении с потерпевшим; в-третьих, по истечении определенного срока (2 года после совершения преступления небольшой тяжести, 10 лет - после тяжкого преступления и 15 лет - после особо тяжкого).

К несовершеннолетним применяются принудительные меры воспитательного характера: предупреждение, передача под надзор специальных государственных органов или родителей; возложение обязанности загладить причиненный вред, установление особых требований к поведению.

При совершении преступления несовершеннолетним назначаются обязательные или исправительные работы, арест (с 16 лет), лишение свободы на срок не более 10 лет. В случае назначения штрафа родители не обязаны платить за своих детей, нарушивших закон.

Иногда люди совершают поступки, полностью подпадающие по своим признакам под преступные, но таковыми на самом деле не являющиеся. К обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относят:

  • необходимую оборону (предположим, человек защищает свою жизнь, здоровье от опасного посягательства, причиняя нападающему вред);

  • крайнюю необходимость (нередко во время спасения жизни людей в экстремальных ситуациях наносится вред имуществу);

  • причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (в погоне за преступником наносится ущерб имуществу, здоровью других людей и т.д.);

  • физическое или психическое принуждение (связанный сторож не препятствует краже, совершаемой у него на глазах);

  • обоснованный риск (при проведении испытания очень важного для медицины аппарата пострадала большая площадь земли, что не могли предвидеть специалисты);

- исполнение приказа или распоряжения (работники
фирмы, осуществляя покупку товара на основании поддель
ных документов по приказу директора, не знали, что совер
шаемое носит преступный характер).

Особо надо сказать об административной ответственности. Ее несут те, кто совершил административное правонарушение (мелкое хулиганство, появление в нетрезвом виде в общественных местах, нарушение паспортных правил, неявка по вызову в военный комиссариат, уклонение от подачи декларации о доходах, нарушение правил дорожного движения, жестокое обращение с животными, нарушение правил содержания собак и кошек, безбилетный проезд и т.д.). Юридическая практика показывает, что наиболее распространенными административными проступками являются нецензурная брань, приставание к людям, преграждение входа или выхода из помещения, написание нецензурных слов на заборах, стенах домов, беспричинное умышленное поднятие паники в общественных местах, распевание непристойных песен и т.д.

В законодательстве страны предусмотрены основные и дополнительные административные взыскания. Кроме тех, которые перечислены ниже, никакие иные наказания за административное правонарушение применяться не могут. Итак, к административным взысканиям относят:

  • предупреждение (например, за нарушение правил дорожного движения. Как взыскание рассматривается тогда, когда выражено в письменной форме. Если милиционер устно высказал замечание, то это будет являться мерой морального воздействия на правонарушителя);

  • административный штраф (нарушитель платит определенную сумму денег);

  • возмездное изъятие предмета административного правонарушения (у правонарушителя принудительно отбирают предмет, ставший орудием совершения проступка, и передают после реализации бывшему собственнику сумму денег за него);

  • конфискация орудия совершения административного правонарушения (предмет безвозмездно передают в собственность государства);

  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, нарушителя лишают права управлять транспортом, охотиться, эксплуатировать радиоэлектронные средства и т.д.);

  • административный арест (лишение свободы до 15 суток с выполнением физических работ). Его нельзя применять к женщинам, имеющим детей до 14 лет, или беременным женщинам, инвалидам I и II групп, а также к тем, кому не исполнилось 18 лет;

  • административное выдворение за пределы РФ (применяется к иностранцам, лицам без гражданства);

- дисквалификация (лишение права человека занимать
ру ния юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Такое наказание осуществляется судьей).

Привлечение к административной ответственности осуществляется в особом порядке. На первом этапе возбуждается дело работниками милиции, государственных инспекций и т.д., составляется протокол. Правонарушителя могут доставить в принудительном порядке в отделение милиции, сотрудники которого имеют право осуществить личный досмотр, проверить документы, вещи и т.д.

Третьим видом юридической ответственности является дисциплинарная: за нарушение правил службы, трудовой дисциплины. В Трудовом кодексе РФ указаны виды дисциплинарных взысканий. Это замечание, выговор и увольнение. Сведения о дисциплинарных взысканиях не заносятся в трудовую книжку, за исключением случаев увольнения. Дисциплинарное взыскание можно обжаловать в суде.

Школьники также обязаны соблюдать дисциплину: посещать занятия, выполнять Устав своего образовательного учреждения. Нарушение правил может привести к исключению из школы по достижении 14 лет.

В результате нарушения гражданских правоотношений возникает гражданско-правовая ответственность, предусматривающая полное возмещение вреда. Владелец автотранспорта как источника повышенной опасности при любых обстоятельствах возмещает причиненный этим транспортом ущерб.

Гражданские правонарушения могут быть разнообразными. В одних случаях фирма нарушила условия договора по поставке продуктов, в других - наниматель жилого помещения не оплачивает коммунальные услуги, а в третьих - бригада маляров не выполнила взятые на себя обязательства в срок. Нарушитель либо выполняет обязательства, либо уплачивает штраф, обозначенный в договоре.

Материальная ответственность наступает в случае причинения ущерба работником данной организации. Она может быть полной или ограниченной. Ограниченная материальная ответственность устанавливается в процентном отношении к зарплате работника (1/3, 1/2 часть и т.д.).

Закрепление изученного.

Вопросы и задания

  1. В каких случаях исключается преступность совершенного деяния?

  2. Как понять принцип презумпции невиновности, действующий в России?

  3. Какие причины способствуют совершению правонарушений и какие функции выполняет юридическая ответственность в обществе?

  4. За какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет? Как вы думаете, почему?

*5. Сравните известные вам виды юридической ответственности, используя следующие критерии:

а) за какие деяния наступает ответственность?

б) где предусмотрена ее правовая регламентация?

в) кто полномочен решать вопрос о мере наказания за со
деянное?

*6. Какое деяние можно назвать преступлением? Расскажите о преступлении, известном вам от знакомых или из средств массовой информации. Проанализируйте поступок с позиции состава совершенного деяния.

*7. Объясните, почему незнание законов не освобождает от ответственности?

*8. Почему закон предусматривает отягчающие и смягчающие обстоятельства?

■ Проблема. Нужна смертная казнь или нет?

Практикум. Под какую ответственность подпадают: а) ограбление банка; б) опоздание на работу;

в) проезд без билета в общественном транспорте;

г) нелегальное хранение оружия;

д) превышение скорости на личной машине;

е) нанесение тяжких телесных повреждений в драке;

ж) подделка паспорта.

Подведение итогов.

Выводы.

Определение настроения в конце занятия.

  • Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое

  • Да, но я уже всё знал раньше

  • Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось

Домашнее задание: параграф 4, тетрадь.

Использованная литература:

  1. Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности: Монография. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридческий центр Пресс», 2007.

  2. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997.

  3. «Теория государства и права». Учебник для высших и средних юридических учебных заведений. М., 2012.


© 2010-2022