Мастер – класс «Удивительное оригами»

Мастер-класс проводился для педагогов школы-интерната с целью развития творческого и исследовательского потенциала воспитателей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами, оказания практической помощи педагогам в использовании техники оригами в работе с детьми. Педагоги рассмотрели оригами как вид искусства и его значение для развития ребенка.  В соответствии с темой мастер-класса в практической части  педагогам был предложен определенный набор фигурок оригами,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс

«Удивительное оригами»


Тема: развитие творческого и исследовательского потенциала воспитателей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами.

Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании техники оригами в работе с детьми.

Задачи:

- создать творческую атмосферу;

- познакомить с базовыми формами оригами и обучить практическим приемам изготовления простейших фигурок оригами;

- способствовать развитию психических процессов у детей с ОВЗ с применением в работе методов и приемов техники оригами.

Оборудование и материалы:

презентация детских работ по оригами, заготовки из бумаги, выставка книг по оригами.

Вступительная часть.

В детстве простые бумажные поделки приводили нас в восторг. Бумажные самолетики, кораблики, хлопушки прочно осели в наших детских воспоминаниях. Удивительно, насколько детей радуют простые вещи, несмотря на то, что подрастающее поколение удивить уже ничем не возможно. Компьютерные игры, машинки и самолетики на пульте управления уже не будоражат их воображение. И как радуется ребенок, когда запускают в небо бумажный самолет! Потому что сделал его сам!

"Сложение бумаги" - целое искусство.

История происхождения оригами уходит своими корнями в глубокое прошлое.

Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. В далёкой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием.

Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги.

"Ори" означает "сложенный", а "ками" - "бумага" и "бог" одновременно.

Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.

Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрёл единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигурки. В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.

Японцы считают, что ригами следует делать, лишь пребывая в хорошем настроении. Они уверенны, что любые изделия, которые были созданы в дурном расположении духа, следует предавать огню. Ни в коем случае такие фигурки нельзя дарить друзьям - иначе на них может напасть какая-то хворь. Если же дар мастера по какой-то причине будет испорчен, разорван или выброшен, заболеть может сам мастер. Именно поэтому оригамисты просят хранить свой подарок в качестве талисмана и практически, никогда не дарят свои поделки незнакомцам.

Фигурки оригами на самом деле заряжены особой энергией. Один парапсихолог решил замерить биоэнергетику оригами изделий. Результаты исследований его удивили: в помещениях, где оригами применяются в качестве элементов декора, позитивная энергетика в несколько раз выше тех же показателей в обычных комнатах.

Кроме того, считается, что талисманы оригами приносят успех и удачу. Поэтому нередко они применяются в качестве символов. К примеру, известная всем эмблема автомобильной компании Митцубиши - тоже фигурка оригами. Достаточно лишь поверить в позитивную силу фигурки, и она моментально превратится едва ли не в магический талисман на удачу.

Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.

Какое значение для развития ребёнка несёт оригами?


  • оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

  • оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;

  • оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;

  • оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;

  • оригами активизирует мыслительные процессы: в процессе конструирования возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);

  • оригами совершенствует умения ребёнка, формирует культуру труда;

  • оригами способствует созданию игровых ситуаций (сложив из бумаги маски, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т.д.)

  • оригами уменьшает уровень тревожности, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе.

Практически все занимающиеся педагоги отмечают положительное внимание этого занятия на успехи своих воспитанников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, математику, улучшает почерк.

Причин успеха занятий оригами в организации досуга детей много:

-- во-первых - это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом.

С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому;

-- освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте;

-- Результат достигается быстро;

-- имеет место прогнозируемый позитивный результат: если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, а залог этому - сама природа этой технике конструирования, где царит точность, симметрия и гармония геометрических линий;

-- есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию;

-- устраняется барьер между взрослым и ребенком, возникает атмосфера доверия;

-- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении;

-- оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других направлений: сказкотерапию (сказки оригами), игротерапию (игры с подвижными фигурками), терапию средствами драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, масками и тому подобное), терапию цветом (используется разноцветная бумага);

-- метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды, орнаменты) уравновешивают психическое состояние человека;

-- сама форма некоторых фигур (кусудам, многогранников) несет положительный и оздоровительный эффект.

Занятия оригами влияют на развитие мышления и интеллекта, они

-- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

-- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

-- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

-- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев.

В чем же секрет применения оригами в работе с детьми?

Занимаясь оригами, ребенок становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку - цветок, коробочку, бабочку, динозавра и т.д. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребенка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и педагога с ребенком. Известны примеры успешного применения оригами даже в случаях аутизма. Известно, что сын Николая I, Алексей был болезненным и замкнутым ребенком с симптомами аутизма. Преподаватель из Англии, при помощи занятий оригами, не только сумел разговорить мальчика, но и повысил его интерес к английскому языку . Эффект усиливается, если применить подвижные фигуры оригами, такие как прыгающая лягушка, каркающая ворона, журавлик, машущий крыльями и др. Такие бумажные игрушки интересны и взрослым и детям, особенно, если они сложены собственными руками. С ними можно играть, устраивать игры-соревнования.

Общаясь бумагой, перегнув лист пополам, дети делают первые шаги в великий мир японского искусства - оригами.

Учатся творить, чтобы понимать творчество, красоту. Оригами дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения красоты: в науке и искусстве - истины, а в поведении - добра.

Главное - это способствовать самореализации и саморазвитию детей, средствами бумажной пластики, научить детей радоваться и дарить радость другим!

Практическая часть мастер-класса.

Знакомство с условными знаками оригами, основными базовыми формами; складывание динамических фигурок в технике оригами: кузнечик, лягушка, ползающий жук, бьющиеся сердце, птица, машущая крыльями, каркающая ворона и др. (по выбору воспитателей).



© 2010-2022