- Преподавателю
- Другое
- Мастер – класс «Удивительное оригами»
Мастер – класс «Удивительное оригами»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Титенкова Г.А. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мастер - класс
«Удивительное оригами»
Тема: развитие творческого и исследовательского потенциала воспитателей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами.
Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании техники оригами в работе с детьми.
Задачи:
- создать творческую атмосферу;
- познакомить с базовыми формами оригами и обучить практическим приемам изготовления простейших фигурок оригами;
- способствовать развитию психических процессов у детей с ОВЗ с применением в работе методов и приемов техники оригами.
Оборудование и материалы:
презентация детских работ по оригами, заготовки из бумаги, выставка книг по оригами.
Вступительная часть.
В детстве простые бумажные поделки приводили нас в восторг. Бумажные самолетики, кораблики, хлопушки прочно осели в наших детских воспоминаниях. Удивительно, насколько детей радуют простые вещи, несмотря на то, что подрастающее поколение удивить уже ничем не возможно. Компьютерные игры, машинки и самолетики на пульте управления уже не будоражат их воображение. И как радуется ребенок, когда запускают в небо бумажный самолет! Потому что сделал его сам!
"Сложение бумаги" - целое искусство.
История происхождения оригами уходит своими корнями в глубокое прошлое.
Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. В далёкой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием.
Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги.
"Ори" означает "сложенный", а "ками" - "бумага" и "бог" одновременно.
Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.
Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.
Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера Акиры Йошизавы. Он изобрёл единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигурки. В настоящее время оригами распространено во многих странах мира.
Японцы считают, что ригами следует делать, лишь пребывая в хорошем настроении. Они уверенны, что любые изделия, которые были созданы в дурном расположении духа, следует предавать огню. Ни в коем случае такие фигурки нельзя дарить друзьям - иначе на них может напасть какая-то хворь. Если же дар мастера по какой-то причине будет испорчен, разорван или выброшен, заболеть может сам мастер. Именно поэтому оригамисты просят хранить свой подарок в качестве талисмана и практически, никогда не дарят свои поделки незнакомцам.
Фигурки оригами на самом деле заряжены особой энергией. Один парапсихолог решил замерить биоэнергетику оригами изделий. Результаты исследований его удивили: в помещениях, где оригами применяются в качестве элементов декора, позитивная энергетика в несколько раз выше тех же показателей в обычных комнатах.
Кроме того, считается, что талисманы оригами приносят успех и удачу. Поэтому нередко они применяются в качестве символов. К примеру, известная всем эмблема автомобильной компании Митцубиши - тоже фигурка оригами. Достаточно лишь поверить в позитивную силу фигурки, и она моментально превратится едва ли не в магический талисман на удачу.
Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.
Какое значение для развития ребёнка несёт оригами?
-
оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
-
оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
-
оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;
-
оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
-
оригами активизирует мыслительные процессы: в процессе конструирования возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
-
оригами совершенствует умения ребёнка, формирует культуру труда;
-
оригами способствует созданию игровых ситуаций (сложив из бумаги маски, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т.д.)
-
оригами уменьшает уровень тревожности, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе.
Практически все занимающиеся педагоги отмечают положительное внимание этого занятия на успехи своих воспитанников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, математику, улучшает почерк.
Причин успеха занятий оригами в организации досуга детей много:
-- во-первых - это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом.
С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому;
-- освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте;
-- Результат достигается быстро;
-- имеет место прогнозируемый позитивный результат: если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой, а залог этому - сама природа этой технике конструирования, где царит точность, симметрия и гармония геометрических линий;
-- есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию;
-- устраняется барьер между взрослым и ребенком, возникает атмосфера доверия;
-- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении;
-- оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других направлений: сказкотерапию (сказки оригами), игротерапию (игры с подвижными фигурками), терапию средствами драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, масками и тому подобное), терапию цветом (используется разноцветная бумага);
-- метод повтора и ритмичность в складывании модульного оригами (звезды, орнаменты) уравновешивают психическое состояние человека;
-- сама форма некоторых фигур (кусудам, многогранников) несет положительный и оздоровительный эффект.
Занятия оригами влияют на развитие мышления и интеллекта, они
-- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;
-- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
-- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
-- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев.
В чем же секрет применения оригами в работе с детьми?
Занимаясь оригами, ребенок становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку - цветок, коробочку, бабочку, динозавра и т.д. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребенка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и педагога с ребенком. Известны примеры успешного применения оригами даже в случаях аутизма. Известно, что сын Николая I, Алексей был болезненным и замкнутым ребенком с симптомами аутизма. Преподаватель из Англии, при помощи занятий оригами, не только сумел разговорить мальчика, но и повысил его интерес к английскому языку . Эффект усиливается, если применить подвижные фигуры оригами, такие как прыгающая лягушка, каркающая ворона, журавлик, машущий крыльями и др. Такие бумажные игрушки интересны и взрослым и детям, особенно, если они сложены собственными руками. С ними можно играть, устраивать игры-соревнования.
Общаясь бумагой, перегнув лист пополам, дети делают первые шаги в великий мир японского искусства - оригами.
Учатся творить, чтобы понимать творчество, красоту. Оригами дает возможность приобщаться к творческому процессу рождения красоты: в науке и искусстве - истины, а в поведении - добра.
Главное - это способствовать самореализации и саморазвитию детей, средствами бумажной пластики, научить детей радоваться и дарить радость другим!
Практическая часть мастер-класса.
Знакомство с условными знаками оригами, основными базовыми формами; складывание динамических фигурок в технике оригами: кузнечик, лягушка, ползающий жук, бьющиеся сердце, птица, машущая крыльями, каркающая ворона и др. (по выбору воспитателей).