Основные жанры русского народного танца и его областные особенности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные жанры русского народного танца и его областные особенности

Збрищак Ксения Николаевна,

г. Шатура, МБОУ СОШ №4

Древние формы танца зародились в процессе практической трудовой деятельности народа. Оно возникло из-за потребности человека выражать свое эмоциональное состояние при помощи тела [1; 5].

Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда. В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя. Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (например, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце - отбивка по голенищу жёстких сапог [4; 71].

В основе русского национального танцевального искусства лежат народные игры, старинные обряды, песни и хороводы.

Необходимо отметить, что существует несколько классификаций русского народного танца. А.А. Климов выделяет два основных жанра: хоровод и пляску. Но в каждом из жанров есть различные виды, а именно, в жанре хоровода им выделены орнаментальные и игровые хороводы, а в жанре пляски существуют как древние виды, так и виды более позднего периода времени, вошедших в быт русского человека. К древним видам он отнес одиночную пляску, парную пляску, перепляс и массовый перепляс, а к поздним по времени видам - кадриль, лансье, польку и другие виды [3, 93].

Другие авторы придерживаются мнения, что развитие русского народного танца шло по трем основным линиям: хороводы, пляски импровизационного характера и танцы, имеющие определенную, точно установленную последовательность фигур [5; 17].

Хороводы в русском народном быту весьма разнообразны. Их характерным признаком является сочетание движения большой массы участников с песней, а часто и с разыгрыванием в лицах содержание песни.

Существуют различные классификации хороводов у различных авторов (К. Голейзовскош, Н. Бачинской, А. Рудневой, Т. Поповой), но все они не противоречат друг другу. Их объединяет деление хороводов на две группы. В основе одних лежит игра сюжетной стороны песни, в основе других - игра эмоциональной стороны песни [2; 11].

Чаще всего хоровод строится по кругу, в котором участники держатся за руки или за концы носовых платков; иногда руки их свободно опущены.

В некоторых областях (Московской, Владимирской) разыгрываются хороводы «с рассуждением». Так называются определенные в своей последовательности движения рук, с которыми обращаются друг к другу исполнители, вышедшие на середину круга.

В каждой области хороводы имеют свои особенности. Хороводам северным (Архангельской области) присуща своеобразная строгость, даже некоторая чопорность движений, движения при разыгрывании песни скупы.

Среднерусские хороводы Московской, Калининской, Рязанской, Воронежской областей отличаются большей живостью, свободой и разнообразием движений. В середине хоровода может происходить пляска; идущие по кругу двигаются более оживленно, иногда приплясывают или поворачиваются к соседу, как бы для разговора. В юго-западных областях (Курской, Брянской, Орловской) распространены так называемые «караходы», которые являются уже видом массовой пляски. Сопровождением карахода служит не песня, а музыка. Танцующие парами или тройками, но не берясь за руки, двигаются вокруг по часовой стрелки. Каждая пара (девушка и юноша или две девушки) или тройка (две девушки и парень) совершенно самостоятельна. Девушки то пляшут одна перед другой, то обходят друг друга, выбирая четкий ритм, иногда подпрыгивают на обеих ногах. Время от времени один из пляшущих припевает - выкрикивает коротенькую частушку. В Калининской области подобные хороводы разыгрываются на лужайке или на площади [3; 51].

Наряду с хороводами в быту русского народа широко распространены пляски импровизационного характера. В них отсутствует установленная последовательность фигур и движений.

В зависимости от количества участников пляска может быть одиночная, парная и массовая. Парная пляска с участием девушки и юноши ярко выявляет характерные особенности женской и мужской пляски.

Движения юноши отличаются силой, ловкостью и задором; он пляшет, старясь показать четкостью и затейливостью дробей, хлопушек и присядок свое мастерство. Девушка то двигается скромно, плавной поступью, иногда грациозно взмахивая платочком, то соревнуется с юношей сложностью плясовых «колен».

Наиболее характерный вид русской пляски - это перепляс, как показывает само название, является соревнованием в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности. Переплясу присущ задор, иногда легкий юмор.

В отличие от плясок, русские танцы имеют строго установленную последовательность фигур, в каждой фигуре движения также заранее фиксированы.

По манере исполнения русские танцы многообразны. Отношения северян в танце - как в быту, «полуофициальны», девушки на ухаживания парней почти не реагируют, лишь мимолетные взгляды из-под опущенных ресниц могут выдать их интерес к партнеру.

А средневолжские «молодцы» и «девицы» танцуют манерно, показывая знания «тонкого городского обхожения».

Очень любопытна походка основных шагов в отдельных ярославских, костромских, рязанских местных танцев. «Прихрамывание» стало традиционным [2; 15].

Из русских танцев повсеместно распространены: кадриль с ее многочисленными разновидностями, ланце, метелица. Кроме того, во многих областях имеются свои танцы, не исполняемые в других местах. К их числу относятся: «Гусачок» в Смоленской области, «Чижик» и «Шина» в Архангельской области, пляска «Елецкого» в Рязанской области, «Тимоня» в Курской области, «Толкуша» в Ленинградской области, «Подгорка» в Сибири и др. [5; 21].

Танцевальная культура русского народа богата разнообразием художественных особенностей, которые проявляются в образности, в лексической манере, стиле исполнения. В них включены общенациональные черты русского народа и специфические особенности различных краев, областей, регионов [2; 22].

Русский народный танец - не музейное искусство прошлого. Все его виды - хороводы, пляски, кадрили - и в наше время бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии, они перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, видоизменяются, дополняются и обогащаются новым содержанием [3; 116].

Необходимо умело развивать и совершенствовать русский народный танец, искать новые выразительные средства - движения. Но это надо делать не в отрыве от богатого наследия русского танца.

Библиографический список:

  1. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. - М.: МГУК, 2003. - 224 с.

  2. Бочкарева Н.И. Русский народный танец: теория и методика. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Н.И. Бочкарева. - Кемеро: КГУКИ, 2006. - 179 с.

  3. Климов А. Основы русского народного танца. - 2-е изд. - М.: Искусство, 2004. - 318 с.

  4. Матвеев В.С. Русский народный танец: теория и методика преподавания. - СПб.: Лань, 2010. - 256 с.

  5. Ткаченко Т.С. Народные танцы. Учебное пособие. - М.: Искусство, 1975. - 372 с.


© 2010-2022