Статья на тему Использование ИКТ на уроках технологии

Особую значимость в наше время приобретает формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся  в становлении их информационной культуры, компьютерной грамотности. Поэтому в своей практике при обучении школьников я использую информационно-коммуникативные технологии. Для меня, как для учителя , главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях современного общества....
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ на уроках технологии

Бакирова Альфия Лутфуллаевна

учитель технологии высшей

квалификационной категории,

г Набережные Челны

Какое место отводится технологии в списке школьных предметов? Уж, конечно, не первое. А как сделать так, чтобы предельно загруженные учащиеся с удовольствием шли на урок технологии и выполняли домашнее задание с интересом и творчески? Перевести свой предмет из разряда второстепенных в число любимых нам поможет применение нетрадиционных форм проведения уроков с использованием электронных средств обучения. Важно создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят «поиском истины» и стимулировать их активность и творчество. В процессе обучения использую не только различные формы и методы, но и средства обучения. Для реализации дифференцированного подхода можно использовать как обычные учебные и учебно-методические пособия, так и электронные обучающие средства, которые являются важным элементом организации учебного процесса. Компьютер хотя и является объектом технической среды обитания, но очень удачно входит в синтез с традиционной, природной средой обитания эстетического цикла школьных предметов, гармонично дополняет его и значительно расширяет возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества. Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства -хранения, обработки и передачи информации, и их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр. в изучении учебных предметов должно естественно приводить к формированию познавательной активности учащихся на уроках технологии.

Формы использования мною информационно-коммуникативных технологий на уроках разнообразны. Это готовые разработанные в соответствии с Государственными стандартами образования программы. Имеющийся электронный ресурс использую на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, изучаю целые темы или выбираю нужные фрагменты из программы, комментируя их по ходу занятия. Создаю собственные электронные образовательные ресурсы, используя программы Gif-аниматор и Flash-анимацию, разрабатывая подвижные компьютерные модели.

Специфика предмета технологии заключается в том, что лишь 30% учебного времени отводится на изучение теоретического материала и 70% посвящено выполнению практических работ. В программе встречаются такие темы, при изучении которых организовать практическую часть так, чтобы усвоение и закрепление изученного осуществлялось на высоком уровне, и учащимся было интересно, бывает очень сложно. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, содействует становлению объемных и ярких представлений о технологиях обработки различных материалов.

Для примера приведу несколько тем из программы по технологии для разных классов. В 6 классе изучая тему: «Уход за волосами. Подбор прически к типу лица» использую программу « Дамский мастер», которая позволяет не только просматривать имеющиеся в библиотеке программы причесок, но и «примерить» их к своему лицу, выбрать наиболее подходящую. Заранее собираю фотографии-портреты шестиклассниц, сканирую и использую в работе с программой.

В 7 классе в теме « Комнатные растения», в которой имеется множество интересных статей с цветными иллюстрациями о типах, названиях, агротехнике возделывания и уходу за разнообразнейшими комнатными растениями и о том, как правильно размещать их в интерьере жилых помещений. После изучения теоретического материала выполняем практическую работу по пересадке комнатных растений, которые имеются в кабинете технологии.

В 8 классе при изучении темы: «Вязание на спицах» использую программу « Уроки вязания». В ней с помощью видео роликов рассказывается о том, как правильно держать руки и спицы при вязании, как набирать петли, вывязывать лицевые изнаночные петли, убавлять и прибавлять петли разными способами, закрывать вязание, то есть все азы этого древнего рукоделия и заканчивая сложными узорами вывязывания ажурных и рельефных полотен. Преимущество программы заключается в том, что она помогает реализовать индивидуальный подход к каждой ученице, ведь скорость и уровень усвоения и воспроизведения увиденного у всех разный. Инструменты программы позволяют остановить видео ролик в нужном месте, повторить просмотр или прочитать с левой стороны окна дублирующуюся текстовую информацию.

На уроках кулинарии использую в своей работе электронную программу «Кухни мира». Этот справочник позволяет быстро подобрать различные блюда стран мира по имеющимся ингредиентам: первые, вторые, третьи блюда, закуски, быстрые, для друзей, звездные и так далее. Содержит технологию приготовления этих блюд, а также определяет калорийность блюд. Учащиеся используют программу при выполнении проектов по кулинарии.

На уроках по обработке тканей использую программу «ЛЕКО», которая позволяет получить выкройку, по меркам на по конкретную фигуру и вывести ее. Необходимо лишь ввести четыре параметра: обхват груди, талий, бёдер и свой рост, а так же выбрать одну из имеющихся в программе моделей. На этом же диске имеется множество информационного материала, который учащиеся используют при выполнении проектов, позволяющий в интерактивном режиме моделировать выполняемое изделие, просматривать поэтапно ход его изготовления, выбирать вариант декоративной отделки и создавать эскиз. Учащиеся имеют возможность использовать готовые программы на CD: «Компьютерный журнал моделей одежды», «Вязать крючком легко», «Вышивка шёлковыми лентами», «Вышивка крестом» . Для наглядного материала на занятиях использую стандартную программу презентаций Power Point, которая позволяет изучить большой объем информации за короткой время, в режиме ознакомления. Изготавливая изделие, все этапы работы сначала фотографирую, затем, при необходимости, обрабатываю в графическом редакторе Abode Fotoshop или Paint.NET и далее передаю в программу Power Point. Для защиты творческих проектов учащиеся используют программу Power Point. В работе над проектом помогает видеокамера и компьютер. Отснятый материал обрабатываю в программе Windows Movie Maker , а затем просматриваем через программу Windows Media Player. Компьютер применяю так же как средство алгоритмизации обучения: составление технологических карт, схем, карточек-заданий для программируемого опроса, информационных стендов, методических пособий. Компьютер позволяет эффективно организовать работу учащихся на уроках технологии и приобщить их к новому уровню овладения знаниями с помощью информационных технологий. В основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии, а информационные образовательные ресурсы помогают быть более результативными.

© 2010-2022