- Преподавателю
- Другое
- Программа дополнительного образования Школьная студия новостей
Программа дополнительного образования Школьная студия новостей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Виноградова Т.Н. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Название программы
Школьная студия новостей
Направленность программы
Социально-педагогическая
Ф.И.О. педагога, разработчика дополнительной общеобразовательной программы
Виноградова Татьяна Николаевна
Год разработки
2009
Цель
Активизация интереса к урокам развития речи, а также предпрофильная подготовка для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.
Задачи
-
Познакомить с основами профессии журналиста.
-
Закрепить навыки грамотности, речевой культуры.
-
Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации.
-
Развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения.
-
Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
-
Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста, об основных специальностях этой профессии.
Ожидаемые результаты освоения программы
-
Расширение кругозора учащихся.
-
Более высокие результаты по развитию речи и литературе.
-
Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики.
-
Интерес к профессии журналиста.
-
Воспитание активной гражданской позиции.
Срок реализации программы
1 год
Количество часов в неделю/год
3 часа в неделю, 114 часов в год
Возраст обучающихся
12-15 лет
Формы занятий
Интерактивные лекции; групповая дискуссия; коммуникативные игры; работа в малых группах; мини-исследования; учебные исследования (опросы, тесты)
Методическое обеспечение
-
Львов М.Н. Основы теории речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 2002.
-
Льюис Д. Тренинг эффективного общения. - М.: Эксмо, 2002.
-
Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)
Компьютер с операционной системой WindowsXP, 7, 8, Vista и возможностью выхода в Интернет, принтер с возможностью полноцветной печати, диктофон, фотоаппарат, бумага для офисной техники формата А4 и А3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью данной программы является активизация интереса к урокам развития речи, а также предпрофильная подготовка для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Обучающие:
-
Познакомить с основами профессии журналиста.
-
Закрепить навыки грамотности, речевой культуры.
Развивающие:
-
Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации.
-
Развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения.
Воспитательные:
-
Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
-
Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.
Данная программа предназначена для обучающихся 7-10 классов и рассчитана на 3 часа в неделю, что составляет 114 часов в год.
Основной формой работы по программе является занятие.
Программа состоит из 7 взаимосвязанных разделов:
-
Введение
-
Основы журналистики
-
Журналистика и русский язык
-
Технические основы создания школьной газеты
-
Деятельность журналиста на практике
-
Обобщение и закрепление
-
Итоговое занятие
В первом разделе учащиеся знакомятся с техникой безопасности на занятиях курса, получают представление о курсе в целом и о профессии журналиста в частности.
Второй раздел посвящен основам журналистики и подразумевает знакомство с разными аспектами и направлениями деятельности журналиста.
В третьем разделе курса учащиеся подробно знакомятся с языковыми и речевыми особенностями публицистического жанра как основного в журналистике, изучают различные нормы русского литературного языка.
Четвертый раздел освещает технические основы создания школьной газеты, такие, например, как правила ввода и редактирования текста, правила оформления заголовков и иллюстраций.
Пятый аспект курса посвящен практической работе юного журналиста.
В шестом разделе учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал.
На итоговом занятии учащиеся создают проект - модель своего детского новостного издания.
По окончанию учебного года учащиеся должны демонстрировать уровень подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Требования», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умение применять знания на практике: вводный (перед началом работы закрепление знаний предыдущих тем); текущий (опрос, рефлексия, выполнение контрольных теоретических и практических упражнений, написание рефератов и докладов на заданные или свободные темы); итоговый (выступление на научно-практической конференции).
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать:
-
объекты, предметы, цели, задачи курса;
-
понятия, определения, термины;
-
особенности, связанные с выпуском новостной газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование);
-
что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью);
-
особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности);
-
основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.
Учащиеся должны уметь:
-
определять основные специальности журналистской деятельности;
-
написать газетную новостную статью;
-
написать заметкуо каком-либо культурном событии;
-
написать статью на нравственно-моральную тему;
-
подготовить репортаж о спортивном мероприятии,
-
провести и записать интервью с интересным человеком;
-
смоделировать и выпустить один тематический номер стенгазеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).
Данная программа несет в себе не только общеобразовательный потенциал, но и социальную функцию. Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют:
-
воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость);
-
воспитанию активной гражданской позиции.
Школьники обучаются способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня умственной работоспособности и самостоятельных занятий.
Учебно-тематический план
№
Раздел, тема
Количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
Всего часов
1.
Введение
1
1
2
1.1
Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с профессией журналиста
1
1
2
2.
Основы журналистики
7
8
15
2.1
Журналистика как сфера человеческой деятельности
1
1
2
2.2
Психология журналистского труда и творчества
1
1
2
2.3
Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее
1
2
3
2.4
Основные понятия о газете
1
1
2
2.5
Газетная статья
1
1
2
2.6
Понятие настольных издательских систем
1
1
2
2.7
Интернет-издания
1
1
2
3.
Журналистика и русский язык
10
13
23
3.1
Публицистический стиль речи
1
1
2
3.2
Лексические особенности публицистического стиля речи
1
1
2
3.3
Синтаксические особенности публицистического стиля речи
1
1
2
3.4
Синтаксический тренинг
-
2
2
3.5
Экспрессивные (выразительные) средства языка
1
1
2
3.6
Экология речи СМИ. Речевой этикет
1
1
2
3.7
Жанры публицистики
1
1
2
3.8
Тренинг «Узнай жанр!»
-
1
1
3.9
Стилистические нормы русского языка
1
1
2
3.10
Орфоэпические нормы русского языка
1
1
2
3.11
Грамматические нормы русского языка
1
1
2
3.12
Журналистский текст
1
1
2
4.
Технические основы создания школьной газеты
11
11
22
4.1
Основные правила ввода, редактирования
1
1
2
4.2
Основные правила форматирования текста
1
1
2
4.3
Стили оформления
1
1
2
4.4
Иллюстрация в газете и журнале
1
1
2
4.5
Совместное размещение текста и графики
1
1
2
4.6
Макетирование страниц
1
1
2
4.7
Специальные приемы обработки объектов в газете
1
1
2
4.8
Приложения к газете
1
1
2
4.9
Юмор в газете
1
1
2
4.10
Творческие работы в детской газете
1
1
2
4.11
Номер газеты, основанный на интервью
1
1
2
5.
Деятельность журналиста на практике
4
36
40
5.1
Основные этапы работы журналиста:
Подготовительная работа
1
1
2
5.2
Сбор материала:
Посещение культурного мероприятия в качестве спецкора
1
2
3
5.3
Посещение спортивного мероприятия в качестве репортера
1
2
3
5.4
Встреча с интересным человеком в качестве интервьюера
-
2
2
5.5
Написание статьи
1
1
2
5.6
Редактирование (деловая игра)
-
2
2
5.7
Верстка школьной газеты
-
26
26
6.
Обобщение и закрепление
1
11
12
6.1
Экология речи СМИ. Речевой этикет
1
1
2
6.2
Повторение. Жанры публицистики
-
1
1
6.3
Повторение. Стилистические нормы русского языка
-
2
2
6.4
Повторение. Грамматические нормы русского языка
-
2
2
6.5
Повторение. Орфоэпические нормы русского языка
-
2
2
6.6
Журналист с большой буквы
-
1
1
7.
Итоговое занятие. Выпуск новостного издания (деловая игра)
-
2
2
Итого: 114 часов
34
80
114
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Раздел
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения (план)
Дата проведения (факт)
1
Введение
Вводный инструктаж по технике безопасности
1
2
Знакомство с профессией журналиста
1
3-4
Основы журналис-тики
Журналистика как сфера человеческой деятельности
2
5-6
Психология журналистского труда и творчества
2
7-9
Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее
3
10-11
Основные понятия о газете
2
12-13
Газетная статья
2
14-15
Понятие настольных издательских систем
2
16-17
Интернет-издания
2
18-19
Журналис-тика и русский язык
Публицистический стиль речи
2
20-21
Лексические особенности публицистического стиля речи
2
22-23
Синтаксические особенности публицистического стиля речи
2
24-25
Синтаксический тренинг
2
26-27
Верстка школьной газеты
2
28-29
Экспрессивные (выразительные) средства языка
2
30-31
Экология речи СМИ. Речевой этикет
2
32-33
Верстка школьной газеты
2
34-35
Жанры публицистики
2
36
Тренинг «Узнай жанр!»
1
37-38
Стилистические нормы русского языка
2
39-40
Орфоэпические нормы русского языка
2
41-42
Верстка школьной газеты
2
43-44
Грамматические нормы русского языка
2
45-46
Журналистский текст
2
47-48
Техничес-кие основы создания школьной газеты
Основные правила ввода, редактирования
2
49-50
Основные правила форматирования текста
2
51-52
Стили оформления
2
53-54
Иллюстрация в газете и журнале
2
55-56
Совместное размещение текста и графики
2
57-58
Верстка школьной газеты
2
59-60
Макетирование страниц
2
61-62
Специальные приемы обработки объектов в газете
2
63-64
Приложения к газете
2
65-66
Верстка школьной газеты
2
67-68
Юмор в газете
2
69-70
Творческие работы в детской газете
2
71-72
Номер газеты, основанный на интервью
2
73-74
Деятель-ность журналиста на практике
Основные этапы работы журналиста:
Подготовительная работа
2
75-76
Верстка школьной газеты
2
77-78
Верстка школьной газеты
2
79-81
Сбор материала:
Посещение культурного мероприятия в качестве спецкора
3
82-84
Посещение спортивного мероприятия в качестве репортера
3
85-86
Верстка школьной газеты
2
87-88
Встреча с интересным человеком в качестве интервьюера
2
89-90
Написание статьи
2
91-92
Верстка школьной газеты
2
93-94
Редактирование (деловая игра)
2
95-96
Верстка школьной газеты
2
97-98
Обобщение и закрепление
Экология речи СМИ. Речевой этикет
2
99
Повторение. Жанры публицистики
1
100-101
Верстка школьной газеты
2
102-103
Повторение. Стилистические нормы русского языка
2
104-105
Верстка школьной газеты
2
106-107
Повторение. Грамматические нормы русского языка
2
108-109
Повторение. Орфоэпические нормы русского языка
2
110-111
Верстка школьной газеты
2
112
Журналист с большой буквы
1
113-114
Итоговое занятие
Выпуск новостного издания (деловая игра)
2
Планируемые результаты на текущий учебный год
-
Расширение кругозора учащихся;
-
Более высокие результаты по развитию речи и литературе;
-
Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики;
-
Интерес к профессии журналиста;
-
Воспитание активной гражданской позиции.
Отражение в УТП особенностей текущего учебного года
-
День знаний;
-
Выборы мэра школьной детской организации;
-
День учителя;
-
Традиционные школьные праздники (Осенняя ярмарка, Мисс Осень, Новый год и т.д.);
-
День Победы;
-
День рождения школьной детской организации;
-
Школьные и городские предметные олимпиады;
-
Учебные и внеучебные конкурсы различного уровня;
-
Школьные новости и события.
Список методической литературы для учителя
-
Аналитические жанры газеты. Хрестоматия. / Сост. Пельт В.Д. - М.: Просвещение, 1989.
-
Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики. - Саранск: Образование, 1996.
-
Гордувич К.Д. Современная отечественная публикация. - М.: Дрофа, 1994
-
Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
-
Педагогические советы // Лицейское и гимназическое образование. - 2002 - №2.
-
Педагогические советы // Лицейское и гимназическое образование. - 2002 - №3.
-
Педагогические советы // Лицейское и гимназическое образование. - 2002 - №7.
Список научной литературы для учителя
-
Головин Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. - М.: Высш. Шк., 1988.
-
Львов М.Н. Основы теории речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 2002.
-
Льюис Д. Тренинг эффективного общения. - М.: Эксмо, 2002.
Список литературы для учащихся и родителей
-
Голуб И.Б., Розенталь Д. Занимательная стилистика. Книга для учащихся 10 класса средней школы. - М.: Просвещение, 1988.
-
Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практика по культуре речи. - СПб: Академия, 1996.
-
Солганик Г. Я. Русский язык.10-11 кл. Стилистика. Учебное пособие для общеобразоват. Учеб.заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий. - М.: Дрофа, 1995.