Программа дополнительного образования Школьная студия новостей

Целью данной программы является активизация интереса к урокам развития речи, а также предпрофильная подготовка для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих ос­новных задач:          Обучающие: 1.     Познакомить с основами профессии журналиста. 2.     Закрепить навыки грамотности, речевой культуры.          Развивающие: 3.     Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке ин...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Название программы

Школьная студия новостей

Направленность программы

Социально-педагогическая

Ф.И.О. педагога, разработчика дополнительной общеобразовательной программы

Виноградова Татьяна Николаевна

Год разработки

2009

Цель

Активизация интереса к урокам развития речи, а также предпрофильная подготовка для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.

Задачи

  1. Познакомить с основами профессии журналиста.

  2. Закрепить навыки грамотности, речевой культуры.

  3. Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации.

  4. Развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения.

  5. Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).

  6. Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качествах журналиста, об основных специальностях этой профессии.

Ожидаемые результаты освоения программы

  1. Расширение кругозора учащихся.

  2. Более высокие результаты по развитию речи и литературе.

  3. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики.

  4. Интерес к профессии журналиста.

  5. Воспитание активной гражданской позиции.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю/год

3 часа в неделю, 114 часов в год

Возраст обучающихся

12-15 лет

Формы занятий

Интерактивные лекции; групповая дискуссия; коммуникативные игры; работа в малых группах; мини-исследования; учебные исследования (опросы, тесты)

Методическое обеспечение

  1. Львов М.Н. Основы теории речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 2002.

  2. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. - М.: Эксмо, 2002.

  3. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Компьютер с операционной системой WindowsXP, 7, 8, Vista и возможностью выхода в Интернет, принтер с возможностью полноцветной печати, диктофон, фотоаппарат, бумага для офисной техники формата А4 и А3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью данной программы является активизация интереса к урокам развития речи, а также предпрофильная подготовка для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

Обучающие:

  1. Познакомить с основами профессии журналиста.

  2. Закрепить навыки грамотности, речевой культуры.

Развивающие:

  1. Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации.

  2. Развивать культуру поведения в процессе коммуникативного общения.

Воспитательные:

  1. Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).

  2. Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.

Данная программа предназначена для обучающихся 7-10 классов и рассчитана на 3 часа в неделю, что составляет 114 часов в год.

Основной формой работы по программе является занятие.

Программа состоит из 7 взаимосвязанных разделов:

  1. Введение

  2. Основы журналистики

  3. Журналистика и русский язык

  4. Технические основы создания школьной газеты

  5. Деятельность журналиста на практике

  6. Обобщение и закрепление

  7. Итоговое занятие

В первом разделе учащиеся знакомятся с техникой безопасности на занятиях курса, получают представление о курсе в целом и о профессии журналиста в частности.

Второй раздел посвящен основам журналистики и подразумевает знакомство с разными аспектами и направлениями деятельности журналиста.

В третьем разделе курса учащиеся подробно знакомятся с языковыми и речевыми особенностями публицистического жанра как основного в журналистике, изучают различные нормы русского литературного языка.

Четвертый раздел освещает технические основы создания школьной газеты, такие, например, как правила ввода и редактирования текста, правила оформления заголовков и иллюстраций.

Пятый аспект курса посвящен практической работе юного журналиста.

В шестом разделе учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал.

На итоговом занятии учащиеся создают проект - модель своего детского новостного издания.

По окончанию учебного года учащиеся должны демонстрировать уровень подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Требования», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.

В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умение применять знания на практике: вводный (перед началом работы закрепление знаний предыдущих тем); текущий (опрос, рефлексия, выполнение контрольных теоретических и практических упражнений, написание рефератов и докладов на заданные или свободные темы); итоговый (выступление на научно-практической конференции).

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • объекты, предметы, цели, задачи курса;

  • понятия, определения, термины;

  • особенности, связанные с выпуском новостной газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование);

  • что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью);

  • особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности);

  • основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.

Учащиеся должны уметь:

  • определять основные специальности журналистской деятельности;

  • написать газетную новостную статью;

  • написать заметкуо каком-либо культурном событии;

  • написать статью на нравственно-моральную тему;

  • подготовить репортаж о спортивном мероприятии,

  • провести и записать интервью с интересным человеком;

  • смоделировать и выпустить один тематический номер стенгазеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).

Данная программа несет в себе не только общеобразовательный потенциал, но и социальную функцию. Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют:

  • воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость);

  • воспитанию активной гражданской позиции.

Школьники обучаются способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня умственной работоспособности и самостоятельных занятий.

Учебно-тематический план


Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

Введение

1

1

2

1.1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с профессией журналиста

1

1

2

2.

Основы журналистики

7

8

15

2.1

Журналистика как сфера человеческой деятельности

1

1

2

2.2

Психология журналистского труда и творчества

1

1

2

2.3

Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее

1

2

3

2.4

Основные понятия о газете

1

1

2

2.5

Газетная статья

1

1

2

2.6

Понятие настольных издательских систем

1

1

2

2.7

Интернет-издания

1

1

2

3.

Журналистика и русский язык

10

13

23

3.1

Публицистический стиль речи

1

1

2

3.2

Лексические особенности публицистического стиля речи

1

1

2

3.3

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

1

1

2

3.4

Синтаксический тренинг

-

2

2

3.5

Экспрессивные (выразительные) средства языка

1

1

2

3.6

Экология речи СМИ. Речевой этикет

1

1

2

3.7

Жанры публицистики

1

1

2

3.8

Тренинг «Узнай жанр!»

-

1

1

3.9

Стилистические нормы русского языка

1

1

2

3.10

Орфоэпические нормы русского языка

1

1

2

3.11

Грамматические нормы русского языка

1

1

2

3.12

Журналистский текст

1

1

2

4.

Технические основы создания школьной газеты

11

11

22

4.1

Основные правила ввода, редактирования

1

1

2

4.2

Основные правила форматирования текста

1

1

2

4.3

Стили оформления

1

1

2

4.4

Иллюстрация в газете и журнале

1

1

2

4.5

Совместное размещение текста и графики

1

1

2

4.6

Макетирование страниц

1

1

2

4.7

Специальные приемы обработки объектов в газете

1

1

2

4.8

Приложения к газете

1

1

2

4.9

Юмор в газете

1

1

2

4.10

Творческие работы в детской газете

1

1

2

4.11

Номер газеты, основанный на интервью

1

1

2

5.

Деятельность журналиста на практике

4

36

40

5.1

Основные этапы работы журналиста:

Подготовительная работа

1

1

2

5.2

Сбор материала:

Посещение культурного мероприятия в качестве спецкора

1

2

3

5.3

Посещение спортивного мероприятия в качестве репортера

1

2

3

5.4

Встреча с интересным человеком в качестве интервьюера

-

2

2

5.5

Написание статьи

1

1

2

5.6

Редактирование (деловая игра)

-

2

2

5.7

Верстка школьной газеты

-

26

26

6.

Обобщение и закрепление

1

11

12

6.1

Экология речи СМИ. Речевой этикет

1

1

2

6.2

Повторение. Жанры публицистики

-

1

1

6.3

Повторение. Стилистические нормы русского языка

-

2

2

6.4

Повторение. Грамматические нормы русского языка

-

2

2

6.5

Повторение. Орфоэпические нормы русского языка

-

2

2

6.6

Журналист с большой буквы

-

1

1

7.

Итоговое занятие. Выпуск новостного издания (деловая игра)

-

2

2

Итого: 114 часов

34

80

114


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1

Введение

Вводный инструктаж по технике безопасности

1

2

Знакомство с профессией журналиста

1

3-4

Основы журналис-тики

Журналистика как сфера человеческой деятельности

2

5-6

Психология журналистского труда и творчества

2

7-9

Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее

3

10-11

Основные понятия о газете

2

12-13

Газетная статья

2

14-15

Понятие настольных издательских систем

2

16-17

Интернет-издания

2

18-19

Журналис-тика и русский язык

Публицистический стиль речи

2

20-21

Лексические особенности публицистического стиля речи

2

22-23

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

2

24-25

Синтаксический тренинг

2

26-27

Верстка школьной газеты

2

28-29

Экспрессивные (выразительные) средства языка

2

30-31

Экология речи СМИ. Речевой этикет

2

32-33

Верстка школьной газеты

2

34-35

Жанры публицистики

2

36

Тренинг «Узнай жанр!»

1

37-38

Стилистические нормы русского языка

2

39-40

Орфоэпические нормы русского языка

2

41-42

Верстка школьной газеты

2

43-44

Грамматические нормы русского языка

2

45-46

Журналистский текст

2

47-48

Техничес-кие основы создания школьной газеты

Основные правила ввода, редактирования

2

49-50

Основные правила форматирования текста

2

51-52

Стили оформления

2

53-54

Иллюстрация в газете и журнале

2

55-56

Совместное размещение текста и графики

2

57-58

Верстка школьной газеты

2

59-60

Макетирование страниц

2

61-62

Специальные приемы обработки объектов в газете

2

63-64

Приложения к газете

2

65-66

Верстка школьной газеты

2

67-68

Юмор в газете

2

69-70

Творческие работы в детской газете

2

71-72

Номер газеты, основанный на интервью

2

73-74

Деятель-ность журналиста на практике

Основные этапы работы журналиста:

Подготовительная работа

2

75-76

Верстка школьной газеты

2

77-78

Верстка школьной газеты

2

79-81

Сбор материала:

Посещение культурного мероприятия в качестве спецкора

3

82-84

Посещение спортивного мероприятия в качестве репортера

3

85-86

Верстка школьной газеты

2

87-88

Встреча с интересным человеком в качестве интервьюера

2

89-90

Написание статьи

2

91-92

Верстка школьной газеты

2

93-94

Редактирование (деловая игра)

2

95-96

Верстка школьной газеты

2

97-98

Обобщение и закрепление

Экология речи СМИ. Речевой этикет

2

99

Повторение. Жанры публицистики

1

100-101

Верстка школьной газеты

2

102-103

Повторение. Стилистические нормы русского языка

2

104-105

Верстка школьной газеты

2

106-107

Повторение. Грамматические нормы русского языка

2

108-109

Повторение. Орфоэпические нормы русского языка

2

110-111

Верстка школьной газеты

2

112

Журналист с большой буквы

1

113-114

Итоговое занятие

Выпуск новостного издания (деловая игра)

2


Планируемые результаты на текущий учебный год


  1. Расширение кругозора учащихся;

  2. Более высокие результаты по развитию речи и литературе;

  3. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики;

  4. Интерес к профессии журналиста;

  5. Воспитание активной гражданской позиции.

Отражение в УТП особенностей текущего учебного года


  • День знаний;

  • Выборы мэра школьной детской организации;

  • День учителя;

  • Традиционные школьные праздники (Осенняя ярмарка, Мисс Осень, Новый год и т.д.);

  • День Победы;

  • День рождения школьной детской организации;

  • Школьные и городские предметные олимпиады;

  • Учебные и внеучебные конкурсы различного уровня;

  • Школьные новости и события.


Список методической литературы для учителя


  1. Аналитические жанры газеты. Хрестоматия. / Сост. Пельт В.Д. - М.: Просвещение, 1989.

  2. Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики. - Саранск: Образование, 1996.

  3. Гордувич К.Д. Современная отечественная публикация. - М.: Дрофа, 1994

  4. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

  5. Педагогические советы // Лицейское и гимназическое образование. - 2002 - №2.

  6. Педагогические советы // Лицейское и гимназическое образование. - 2002 - №3.

  7. Педагогические советы // Лицейское и гимназическое образование. - 2002 - №7.

Список научной литературы для учителя


  1. Головин Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. - М.: Высш. Шк., 1988.

  2. Львов М.Н. Основы теории речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академия, 2002.

  3. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. - М.: Эксмо, 2002.

Список литературы для учащихся и родителей


  1. Голуб И.Б., Розенталь Д. Занимательная стилистика. Книга для учащихся 10 класса средней школы. - М.: Просвещение, 1988.

  2. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практика по культуре речи. - СПб: Академия, 1996.

  3. Солганик Г. Я. Русский язык.10-11 кл. Стилистика. Учебное пособие для общеобразоват. Учеб.заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий. - М.: Дрофа, 1995.


© 2010-2022