Календарно-тематическое планирование по самоопределению 9 класс

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа № 1 имени П.А. Маркова

«Рабочая учебная программа по технологии (самоопределению) для 9 класса по программе Я.В. Соколова»

Мурадян Светланы Викторовны

Календарно-тематическое планирование по самоопределению 9 классКалендарно-тематическое планирование по самоопределению 9 классКалендарно-тематическое планирование по самоопределению 9 класс«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/____________

Протокол № ____

от «___»___________ 20___г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР


________/Зайцева И.Н.

от «___»___________ 20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ЛСОШ №1 им. П.А. Маркова

____________/Иваников Е.Н.

от «___»___________ 20___г.













(составлена по программе «Я - гражданин России» Я.В Соколова)





Разработала учитель музыки и ИЗО




Календарно-тематическое планирование по самоопределению 9 класс






Календарно-тематическое планирование по самоопределению 9 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКалендарно-тематическое планирование по самоопределению 9 класс

Рабочая программа по курсу «Самоопределение» для 9 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология» и является частью комплекта пособий к программе «Я - гражданин России» для 5-9 классов, автора Я.В. Соколова.

В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Цели и задачи учебного предмета «Самоопределение»:

Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.

Задачи курса:

1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.

2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.

3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.

4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.

В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:

- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;

- карта интересов;

- опросник профессиональной готовности (ОПГ);

- анкета мотивов выбора профессии;

- шкала потребностей в достижении;

- опросник темперамента;

- методика «Мой характер»;

- методика определения склонностей;

- тест Дж. Холланда «Тип личности»;

- карта здоровья;

- тест «Уровень самооценки»;

- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Учебно-методический комплект:

  1. Соколов Я.В. Основы жизненного самоопределения. Книга для учащихся 9 классов школ Брянской области. - М.: НИЦ «Гражданин», 2013. - 144 с.

  2. Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников» - Ретевых М.В., Симоненко В.Д.

Учебно - тематическое планирование:


Тема занятия

Форма работы

Кол-во часов

Уроки

Практические занятия

1

«Что такое самоопределение»

1


1

2

«Самоопределение и действия»

1


1

3

Практическое занятие


1

1

4

«Государственная итоговая аттестация»

1


1

5

«Профиль твоего обучения»

1


1

6

«Через ГИА - к вузу?»

1


1

7

«Виды профессионального образования»

1


1

8

Практическое занятие


1

1

9

«Ты - родитель»

1


1

10

«Ты - будущий работник»

1


1

11

Практическое занятие


1

1

12

«Твой средний класс»

1


1

13

«Твое дальнейшее самоопределение»

1


1

14

Практическое занятие


1

1

15

«Единый государственный экзамен»

1


1

16

«Как учатся в старших классах»

1


1

17

Практическое занятие


1

1

18

«Что дает среднее профобразование»

1


1

19

«Как получают среднее профобразование»

1


1

20

Практическое занятие


1

1

21

«Ты - защитник Отечества»

1


1

22

«Ты - предприниматель»

1


1

23

Практическое занятие


1

1

24

«Твоя конкурентоспособность»

1


1

25

«Твой духовный мир»

1


1

26

Практическое занятие


1

1

27

«Для чего поступают в вуз»

1


1

28

«Твой будущий вуз»

1


1

29

Практическое занятие


1

1

30

«Как ищут работу»

1


1

31

«Твой путь в бизнес»

1


1

32

Практическое занятие


1

1

33

«Женщина в семье»

1


1

34

«Мужчина в семье»

1


1

35

Практическое занятие


1

1


Итого:

24

11

35


Основное содержание программы «Самоопределение»

Раздел 1. Время решений - 3 часа.

Самоопределение. Что необходимо для своевременного и полного самоопределения? Личность и жизненное самоопределение. Выбор профессии - одна из основ самоопределения человека. Образование в Брянской области. Факторы, влияющие на самоопределение школьников. Влияние семьи на самоопределение ребенка.

Раздел 2.Ваше основное общее образование - 2 часа.

ГИА - что это такое. Формы сдачи экзаменов: традиционная и новая. Виды аттестатов. Общее образование. Как проходит ГИА? Правила сдачи ГИА. Каково значение ГИА для дальнейшей жизни человека. Что такое предпрофильная подготовка? Профильное обучение и его направления. Элективные курсы. Задачи стоящие перед школьниками на пути к ГИА.

Раздел 3. Ваше профессиональное образование - 3 часа.

Профессиональная подготовка выпускников вузов. Отношение студентов к учебе. Армейская служба и высшее образование. Что такое профессиональное образование. Система профессионального образования в России. Основные учреждения системы профобразования в России. Пути успеха профессионального образования.

Раздел 4. Ваши будущие социальные роли - 3 часа.

Социальные роли человека. Планирование семьи. Федеральная программа «Материнский капитал». Ранние браки и их влияние на человека. Потребность экономики Брянской области в высококлассных специалистах и рабочих. Успешность профобразования. Категории людей, делящиеся по своим склонностям.

Раздел 5. Ваша генеральная цель - 3 часа.

«Генеральная цель» - главная или вспомогательная? Средний класс Брянской области и его показатели. Образование представителя среднего класса. Уровень доходов и расходов семьи среднего класса. Мотивы и сомнения поступления в 10 класс. Использование времени обучения в 9 классе с максимальной пользой. Иностранный язык и польза его изучения. Навыки полезной работы в сети Интернет.

Раздел 6. Ваше среднее общее образование - 3 часа.

Идея ГИА и ЕГЭ. Показательные результаты ЕГЭ в Брянской области. Преимущества и недостатки. Абитуриент. Предпочтения при приеме в ВУЗ. Репетиторство. Целевое обучение. Дополнительная подготовка к экзаменам.

Раздел 7. Ваше среднее профессиональное образование - 3 часа.

Среднее профессиональное образование. Преимущества среднего профобразования. Потребность в специалистах среднего класса. Перечень специальностей среднего профессионального образования. Востребование специальностей в Брянской области. Группы направлений профессиональной подготовки и их кодировка.

Раздел 8. Ваши будущие социальные роли - 3 часа

Социальная роль защитника Отечества. Профессиональные обязанности офицеров. Зачем нужна армия. Вооруженные силы России - их значимость для страны. Профессиональные склонности человека. Предприниматель. Условия успеха в бизнесе. Личные качества предпринимателя. «Белые» и «серые воротнички».

Раздел 9. Условия вашего успеха - 3 часа.

Задача государства - создавать равные возможности для самореализации людей. Безработица - социальное зло. Безработица и конкурентоспособность человека. Основные качества конкурентоспособного работника. Требования на рынке рабочей силы. Бездуховный человек и причины его неуспеха в жизни. Откуда берется бездуховность. Источники духовности людей. Духовная и материальная культура. Общая культура и пути ее овладения. В чем проблема духовности?

Раздел 10. Ваше высшее профессиональное образование - 3 часа.

Образование и человек. Высокообразованный человек и его успех в жизни. Диплом - ценность высшего образования. Аргументы профессионализма. Условия появления высокообразованных специалистов. Правовые основы организации высшего профессионального образования. Типы ВУЗов. Задачи будущих абитуриентов. Государственный и негосударственный ВУЗ. Обязательные документы для ВУЗов.

Раздел 11. Вы на рынке труда - 3 часа.

Рынок труда и его изучение. Предъявление работником своих деловых качеств. Служба занятости и ярмарка вакансий. Услуги агентств по трудоустройству. Резюме и его роль. Бизнес и пути успеха. Бизнес-план. Бизнес-образование и его элементы. В бизнес через ВУЗ - пути реализации.

Раздел 12. Ваши будущие социальные роли - 3 часа.

Идеальная жена. Женственность. Социальная роль жены и матери. Государство и создание семьи. Идеальный муж. Мужественность. Социальная роль мужа и отца. Достоинства мужчины. Муж и семья.

Учащиеся должны знать и понимать:

- сущность жизненного самоопределения;

- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;

- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;

- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;

- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;

- профессионально важные качества своей личности, свои профессиональные способности и возможности;

- способы и средства анализа профессиональной деятельности;

- методику выполнения профессиональных проб;

- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- пути получения профессионального образования;

- возможности получения профессиональной консультации;

- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;

- этапы принятия решения о профессиональном выборе.

Учащиеся должны уметь:

• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;

• определять формулу профессии;

• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;

• выявлять свои профессионально важные качества;

• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;

• выполнять профессиональные пробы;

• выбирать способ приобретения будущей профессии;

• получать профессиональную консультацию;

• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению.

У учащихся должны быть сформированы:

• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;

• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;

• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;

• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕКалендарно-тематическое планирование по самоопределению 9 класс

ПЛАНИРОВАНИЕ


«Основы жизненного самоопределения»

Тема урока

Содержание учебного материала

Результаты образования

Виды работы

Домашнее задание

Учебно-методическое обеспечение

Дата

а

б

в

1.

«Что такое самоопределение»

Самоопределение. Что необходимо для своевременного и полного самоопределения? Личность и жизненное самоопределение. Выбор профессии - одна из основ самоопределения человека.

Понимать какое значение для личности имеет жизненное самоопределение. Почему выбор профессии является одной из основ самоопределения человека. Какова цена ошибки в самоопределении.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа.


Учебник с.4-9

05/09 - 05/09

04/09 - 04/09


2.

«Самоопределение и действия»

Образование в Брянской области. Факторы, влияющие на самоопределение школьников. Влияние семьи на самоопределение ребенка.

Объяснять, от чего больше зависит успех в жизни - от условий обучения или от усилий обучающегося? Каким образом Правительство Брянской области поддерживает образование? Что мешает продвижению к успеху и как с этим бороться.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.10-15

12/09 - 12/09

11/09 - 11/09


3.

Практическое занятие

Тестовая работа





19/09 - 19/09

18/09 - 18/09


4.

«Государственная итоговая аттестация»

ГИА - что это такое. Формы сдачи экзаменов: традиционная и новая. Виды аттестатов. Общее образование. Как проходит ГИА? Правила сдачи ГИА. Каково значение ГИА для дальнейшей жизни человека.

Знать, что представляет собой ГИА. Называть формы сдачи экзаменов. Как проходит ГИА и правила ее сдачи.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.16-21

26/09 - 26/09

25/09 - 25/09


5.

«Профиль твоего обучения»

Что такое предпрофильная подготовка? Профильное обучение и его направления. Элективные курсы. Задачи стоящие перед школьниками на пути к ГИА.

Знать, для чего служит профильное обучение. Когда, как и почему нужно выбирать профиль своего обучения? Называть профили обучения в школах Брянской области. Чему служат элективные курсы?

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.22-27

03/10 - 03/10

02/10 - 02/10


6.

«Через ГИА - к вузу?»

Профессиональная подготовка выпускников вузов. Отношение студентов к учебе. Армейская служба и высшее образование.

Обсуждение вопроса о поступлении в ВУЗ. Обсуждение причин ухудшения качества высшего образования.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.28-33

10/10 - 10/10

09/10 - 09/10


7.

«Виды профессионального образования»

Что такое профессиональное образование. Система профессионального образования в России. Основные учреждения системы профобразования в России. Пути успеха профессионального образования.

Давать определение профессиональному образованию. Как низкий уровень образования влияет на снижение качества жизни? Называть учреждения, составляющие систему профобразования. Преимущества и недостатки трех путей профессионального образования.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.34-39

17/10 - 17/10

16/10 - 16/10


8.

Практическое занятие






24/10 - 24/10

23/10 - 23/10


9.

«Ты - родитель»

Социальные роли человека. Планирование семьи. Федеральная программа «Материнский капитал». Ранние браки и их влияние на человека.

Называть основные социальные роли. Планирование семьи. На что влияют ранние браки? Незапланированная беременность и семейная жизнь.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.40-45

31/10 - 31/10

30/10 - 30/10


10.

«Ты - будущий работник»

Потребность экономики Брянской области в высококлассных специалистах и рабочих. Успешность профобразования. Категории людей, делящиеся по своим склонностям.

Как лучше использовать свои склонности для достижения жизненного успеха. Что называется профессионализмом и как его достичь? Ошибки, допускаемые при выборе профессии, у молодежи.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.46-51

14/11 - 14/11

13/11 - 13/11


11.

Практическое занятие






21/11 - 21/11

20/11 - 20/11


12.

«Твой средний класс»

«Генеральная цель» - главная или вспомогательная? Средний класс Брянской области и его показатели. Образование представителя среднего класса. Уровень доходов и расходов семьи среднего класса.

Давать характеристику цели жизни и средствам ее достижения. Кто и почему причисляет себя к среднему классу. Называть показатели принадлежности человека к среднему классу.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.52-57

28/11 - 28/11

27/11 - 27/11


13.

«Твое дальнейшее самоопределение»

Мотивы и сомнения поступления в 10 класс. Использование времени обучения в 9 классе с максимальной пользой. Иностранный язык и польза его изучения. Навыки полезной работы в сети Интернет.

Мотивы, которыми руководствуются девятиклассники, идя в 10 класс. Продолжать учебу в школе или идти дальше? Зачем нужны знания по всем предметам школьного курса? Работа в Интернете.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.58-63

05/12 - 05/12

04/12 - 04/12


14.

Практическое занятие






12/12

11/12


15.

«Единый государственный экзамен»

Идея ГИА и ЕГЭ. Показательные результаты ЕГЭ в Брянской области. Преимущества и недостатки.

Влияние ЕГЭ на сохранение здоровья и нервов выпускника. Выявить достоинства и недостатки ЕГЭ.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.64-69

19/12

18/12


16.

«Как учатся в старших классах»

Абитуриент. Предпочтения при приеме в ВУЗ. Репетиторство. Целевое обучение. Дополнительная подготовка к экзаменам.

Знать, что является ключевым звеном при подготовке абитуриента. Что значит правильно рассчитать свои силы при подготовке к ЕГЭ. Что делать, если недоступны репетитор и ПК?



Учебник с.70-75

26/12

25/12


17.

Практическое занятие









18.

«Что дает среднее профобразование»

Среднее профессиональное образование. Преимущества среднего профобразования. Потребность в специалистах среднего класса.

Называть особенности и преимущества среднего профобразования. От чего зависит жизненный успех выпускника ССУЗа. Называть средние специальные заведения Брянской области.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.76-81




19.

«Как получают среднее профобразование»

Перечень специальностей среднего профессионального образования. Востребование специальностей в Брянской области. Группы направлений профессиональной подготовки и их кодировка.

Знать перечень специальностей и их коды. Называть учебные заведения среднего профобразования. Чем определяется поддержка государством бесплатного профобразования. Что необходимо знать при поступлении в ссуз.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.82-87




20.

Практическое занятие









21.

«Ты - защитник Отечества»

Социальная роль защитника Отечества. Профессиональные обязанности офицеров. Зачем нужна армия. Вооруженные силы России - их значимость для страны.

«Есть такая профессия - Родину защищать». Знать в чем заключена социальная роль защитника Отечества. Значение современных Вооруженных сил РФ. Служба по призыву и ее престиж. Служба по контракту.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.88-93




22.

«Ты - предприниматель»

Профессиональные склонности человека. Предприниматель. Условия успеха в бизнесе. Личные качества предпринимателя. «Белые» и «серые воротнички»

Условия успешного ведения своего дела. Качества, требующиеся от предпринимателя. Как добыть деньги на начальном этапе своего дела.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.94-99




23.

Практическое занятие









24.

«Твоя конкурентоспособность»

Задача государства - создавать равные возможности для самореализации людей. Безработица - социальное зло. Безработица и конкурентоспособность человека. Основные качества конкурентоспособного работника. Требования на рынке рабочей силы.

Конкурентоспособность и самореализация личности. От чего зависит конкурентоспособность. Почему существует безработица.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.100-105




25.

«Твой духовный мир»

Бездуховный человек и причины его неуспеха в жизни. Откуда берется бездуховность. Источники духовности людей. Духовная и материальная культура. Общая культура и пути ее овладения. В чем проблема духовности?

Понимать значение терминов «духовность» и «бездуховность». Семья бездуховного человека и образ ее жизни. Мировая культура в развитии души человека.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.106-111




26.

Практическое занятие









27.

«Для чего поступают в вуз»

Образование и человек. Высокообразованный человек и его успех в жизни. Диплом - ценность высшего образования. Аргументы профессионализма. Условия появления высокообразованных специалистов.

Отличительные черты между высоким образованием и высшим образованием. Высшее образование - гарантия ли счастливой жизни. Качество высшего образования и причины поступления человека в ВУЗ.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.112-117




28.

«Твой будущий вуз»

Правовые основы организации высшего профессионального образования. Типы ВУЗов. Задачи будущих абитуриентов. Государственный и негосударственный ВУЗ. Обязательные документы для ВУЗов.

Виды и типы высших учебных заведений закрепленных в законе и их отличия. Лицензирование и аккредитация ВУЗа, их цели. Структура ВУЗов Брянской области.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.118-123




29.

Практическое занятие









30.

«Как ищут работу»

Рынок труда и его изучение. Предъявление работником своих деловых качеств. Служба занятости и ярмарка вакансий. Услуги агентств по трудоустройству. Резюме и его роль.

Что дает опыт изучения рынка труда. Способы информирования работника о себе. Знать определения: служба занятости населения, ярмарка вакансий, агентство по трудоустройству.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.124-129




31.

«Твой путь в бизнес»

Бизнес и пути успеха. Бизнес-план. Бизнес-образование и его элементы. В бизнес через ВУЗ - пути реализации.

Роль образования в успешном развитии бизнеса. Личные качества бизнесмена и его успех.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.130-135




32.

Практическое занятие









33.

«Женщина в семье»

Идеальная жена. Женственность. Социальная роль жены и матери. Государство и создание семьи.

Идеальная жена. Женственность. Социальная роль жены и матери. Государство и создание семьи.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.136-139




34

«Мужчина в семье»

Идеальный муж. Мужественность. Социальная роль мужа и отца. Достоинства мужчины. Муж и семья.

В чем заключена ответственность мужа. Идеальный муж. Мужественность. Социальная роль мужа и отца. Достоинства мужчины. Муж и семья.

Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.


Учебник с.140-143




35.

Практическое занятие











п. Локоть

2015-2016 учебный год


© 2010-2022