- Преподавателю
- Другое
- Календарно-тематическое планирование по самоопределению 9 класс
Календарно-тематическое планирование по самоопределению 9 класс
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мурадян С.В. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа № 1 имени П.А. Маркова
«Рабочая учебная программа по технологии (самоопределению) для 9 класса по программе Я.В. Соколова»
Мурадян Светланы Викторовны
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/____________ Протокол № ____ от «___»___________ 20___г. | «Согласовано» Зам. директора по УР
________/Зайцева И.Н. от «___»___________ 20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ЛСОШ №1 им. П.А. Маркова ____________/Иваников Е.Н. от «___»___________ 20___г. |
|
|
|
(составлена по программе «Я - гражданин России» Я.В Соколова)
Разработала учитель музыки и ИЗО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Самоопределение» для 9 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология» и является частью комплекта пособий к программе «Я - гражданин России» для 5-9 классов, автора Я.В. Соколова.
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Цели и задачи учебного предмета «Самоопределение»:
Цель курса - оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Задачи курса:
1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.
2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.
3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.
4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.
В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:
- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;
- карта интересов;
- опросник профессиональной готовности (ОПГ);
- анкета мотивов выбора профессии;
- шкала потребностей в достижении;
- опросник темперамента;
- методика «Мой характер»;
- методика определения склонностей;
- тест Дж. Холланда «Тип личности»;
- карта здоровья;
- тест «Уровень самооценки»;
- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Учебно-методический комплект:
-
Соколов Я.В. Основы жизненного самоопределения. Книга для учащихся 9 классов школ Брянской области. - М.: НИЦ «Гражданин», 2013. - 144 с.
-
Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников» - Ретевых М.В., Симоненко В.Д.
Учебно - тематическое планирование:
№
Тема занятия
Форма работы
Кол-во часов
Уроки
Практические занятия
1
«Что такое самоопределение»
1
1
2
«Самоопределение и действия»
1
1
3
Практическое занятие
1
1
4
«Государственная итоговая аттестация»
1
1
5
«Профиль твоего обучения»
1
1
6
«Через ГИА - к вузу?»
1
1
7
«Виды профессионального образования»
1
1
8
Практическое занятие
1
1
9
«Ты - родитель»
1
1
10
«Ты - будущий работник»
1
1
11
Практическое занятие
1
1
12
«Твой средний класс»
1
1
13
«Твое дальнейшее самоопределение»
1
1
14
Практическое занятие
1
1
15
«Единый государственный экзамен»
1
1
16
«Как учатся в старших классах»
1
1
17
Практическое занятие
1
1
18
«Что дает среднее профобразование»
1
1
19
«Как получают среднее профобразование»
1
1
20
Практическое занятие
1
1
21
«Ты - защитник Отечества»
1
1
22
«Ты - предприниматель»
1
1
23
Практическое занятие
1
1
24
«Твоя конкурентоспособность»
1
1
25
«Твой духовный мир»
1
1
26
Практическое занятие
1
1
27
«Для чего поступают в вуз»
1
1
28
«Твой будущий вуз»
1
1
29
Практическое занятие
1
1
30
«Как ищут работу»
1
1
31
«Твой путь в бизнес»
1
1
32
Практическое занятие
1
1
33
«Женщина в семье»
1
1
34
«Мужчина в семье»
1
1
35
Практическое занятие
1
1
Итого:
24
11
35
Основное содержание программы «Самоопределение»
Раздел 1. Время решений - 3 часа.
Самоопределение. Что необходимо для своевременного и полного самоопределения? Личность и жизненное самоопределение. Выбор профессии - одна из основ самоопределения человека. Образование в Брянской области. Факторы, влияющие на самоопределение школьников. Влияние семьи на самоопределение ребенка.
Раздел 2.Ваше основное общее образование - 2 часа.
ГИА - что это такое. Формы сдачи экзаменов: традиционная и новая. Виды аттестатов. Общее образование. Как проходит ГИА? Правила сдачи ГИА. Каково значение ГИА для дальнейшей жизни человека. Что такое предпрофильная подготовка? Профильное обучение и его направления. Элективные курсы. Задачи стоящие перед школьниками на пути к ГИА.
Раздел 3. Ваше профессиональное образование - 3 часа.
Профессиональная подготовка выпускников вузов. Отношение студентов к учебе. Армейская служба и высшее образование. Что такое профессиональное образование. Система профессионального образования в России. Основные учреждения системы профобразования в России. Пути успеха профессионального образования.
Раздел 4. Ваши будущие социальные роли - 3 часа.
Социальные роли человека. Планирование семьи. Федеральная программа «Материнский капитал». Ранние браки и их влияние на человека. Потребность экономики Брянской области в высококлассных специалистах и рабочих. Успешность профобразования. Категории людей, делящиеся по своим склонностям.
Раздел 5. Ваша генеральная цель - 3 часа.
«Генеральная цель» - главная или вспомогательная? Средний класс Брянской области и его показатели. Образование представителя среднего класса. Уровень доходов и расходов семьи среднего класса. Мотивы и сомнения поступления в 10 класс. Использование времени обучения в 9 классе с максимальной пользой. Иностранный язык и польза его изучения. Навыки полезной работы в сети Интернет.
Раздел 6. Ваше среднее общее образование - 3 часа.
Идея ГИА и ЕГЭ. Показательные результаты ЕГЭ в Брянской области. Преимущества и недостатки. Абитуриент. Предпочтения при приеме в ВУЗ. Репетиторство. Целевое обучение. Дополнительная подготовка к экзаменам.
Раздел 7. Ваше среднее профессиональное образование - 3 часа.
Среднее профессиональное образование. Преимущества среднего профобразования. Потребность в специалистах среднего класса. Перечень специальностей среднего профессионального образования. Востребование специальностей в Брянской области. Группы направлений профессиональной подготовки и их кодировка.
Раздел 8. Ваши будущие социальные роли - 3 часа
Социальная роль защитника Отечества. Профессиональные обязанности офицеров. Зачем нужна армия. Вооруженные силы России - их значимость для страны. Профессиональные склонности человека. Предприниматель. Условия успеха в бизнесе. Личные качества предпринимателя. «Белые» и «серые воротнички».
Раздел 9. Условия вашего успеха - 3 часа.
Задача государства - создавать равные возможности для самореализации людей. Безработица - социальное зло. Безработица и конкурентоспособность человека. Основные качества конкурентоспособного работника. Требования на рынке рабочей силы. Бездуховный человек и причины его неуспеха в жизни. Откуда берется бездуховность. Источники духовности людей. Духовная и материальная культура. Общая культура и пути ее овладения. В чем проблема духовности?
Раздел 10. Ваше высшее профессиональное образование - 3 часа.
Образование и человек. Высокообразованный человек и его успех в жизни. Диплом - ценность высшего образования. Аргументы профессионализма. Условия появления высокообразованных специалистов. Правовые основы организации высшего профессионального образования. Типы ВУЗов. Задачи будущих абитуриентов. Государственный и негосударственный ВУЗ. Обязательные документы для ВУЗов.
Раздел 11. Вы на рынке труда - 3 часа.
Рынок труда и его изучение. Предъявление работником своих деловых качеств. Служба занятости и ярмарка вакансий. Услуги агентств по трудоустройству. Резюме и его роль. Бизнес и пути успеха. Бизнес-план. Бизнес-образование и его элементы. В бизнес через ВУЗ - пути реализации.
Раздел 12. Ваши будущие социальные роли - 3 часа.
Идеальная жена. Женственность. Социальная роль жены и матери. Государство и создание семьи. Идеальный муж. Мужественность. Социальная роль мужа и отца. Достоинства мужчины. Муж и семья.
Учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
- профессионально важные качества своей личности, свои профессиональные способности и возможности;
- способы и средства анализа профессиональной деятельности;
- методику выполнения профессиональных проб;
- структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- пути получения профессионального образования;
- возможности получения профессиональной консультации;
- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
- этапы принятия решения о профессиональном выборе.
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;
• определять формулу профессии;
• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;
• выявлять свои профессионально важные качества;
• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
• выполнять профессиональные пробы;
• выбирать способ приобретения будущей профессии;
• получать профессиональную консультацию;
• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению.
У учащихся должны быть сформированы:
• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
«Основы жизненного самоопределения»
№
Тема урока
Содержание учебного материала
Результаты образования
Виды работы
Домашнее задание
Учебно-методическое обеспечение
Дата
а
б
в
1.
«Что такое самоопределение»
Самоопределение. Что необходимо для своевременного и полного самоопределения? Личность и жизненное самоопределение. Выбор профессии - одна из основ самоопределения человека.
Понимать какое значение для личности имеет жизненное самоопределение. Почему выбор профессии является одной из основ самоопределения человека. Какова цена ошибки в самоопределении.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа.
Учебник с.4-9
05/09 - 05/09
04/09 - 04/09
2.
«Самоопределение и действия»
Образование в Брянской области. Факторы, влияющие на самоопределение школьников. Влияние семьи на самоопределение ребенка.
Объяснять, от чего больше зависит успех в жизни - от условий обучения или от усилий обучающегося? Каким образом Правительство Брянской области поддерживает образование? Что мешает продвижению к успеху и как с этим бороться.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.10-15
12/09 - 12/09
11/09 - 11/09
3.
Практическое занятие
Тестовая работа
19/09 - 19/09
18/09 - 18/09
4.
«Государственная итоговая аттестация»
ГИА - что это такое. Формы сдачи экзаменов: традиционная и новая. Виды аттестатов. Общее образование. Как проходит ГИА? Правила сдачи ГИА. Каково значение ГИА для дальнейшей жизни человека.
Знать, что представляет собой ГИА. Называть формы сдачи экзаменов. Как проходит ГИА и правила ее сдачи.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.16-21
26/09 - 26/09
25/09 - 25/09
5.
«Профиль твоего обучения»
Что такое предпрофильная подготовка? Профильное обучение и его направления. Элективные курсы. Задачи стоящие перед школьниками на пути к ГИА.
Знать, для чего служит профильное обучение. Когда, как и почему нужно выбирать профиль своего обучения? Называть профили обучения в школах Брянской области. Чему служат элективные курсы?
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.22-27
03/10 - 03/10
02/10 - 02/10
6.
«Через ГИА - к вузу?»
Профессиональная подготовка выпускников вузов. Отношение студентов к учебе. Армейская служба и высшее образование.
Обсуждение вопроса о поступлении в ВУЗ. Обсуждение причин ухудшения качества высшего образования.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.28-33
10/10 - 10/10
09/10 - 09/10
7.
«Виды профессионального образования»
Что такое профессиональное образование. Система профессионального образования в России. Основные учреждения системы профобразования в России. Пути успеха профессионального образования.
Давать определение профессиональному образованию. Как низкий уровень образования влияет на снижение качества жизни? Называть учреждения, составляющие систему профобразования. Преимущества и недостатки трех путей профессионального образования.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.34-39
17/10 - 17/10
16/10 - 16/10
8.
Практическое занятие
24/10 - 24/10
23/10 - 23/10
9.
«Ты - родитель»
Социальные роли человека. Планирование семьи. Федеральная программа «Материнский капитал». Ранние браки и их влияние на человека.
Называть основные социальные роли. Планирование семьи. На что влияют ранние браки? Незапланированная беременность и семейная жизнь.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.40-45
31/10 - 31/10
30/10 - 30/10
10.
«Ты - будущий работник»
Потребность экономики Брянской области в высококлассных специалистах и рабочих. Успешность профобразования. Категории людей, делящиеся по своим склонностям.
Как лучше использовать свои склонности для достижения жизненного успеха. Что называется профессионализмом и как его достичь? Ошибки, допускаемые при выборе профессии, у молодежи.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.46-51
14/11 - 14/11
13/11 - 13/11
11.
Практическое занятие
21/11 - 21/11
20/11 - 20/11
12.
«Твой средний класс»
«Генеральная цель» - главная или вспомогательная? Средний класс Брянской области и его показатели. Образование представителя среднего класса. Уровень доходов и расходов семьи среднего класса.
Давать характеристику цели жизни и средствам ее достижения. Кто и почему причисляет себя к среднему классу. Называть показатели принадлежности человека к среднему классу.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.52-57
28/11 - 28/11
27/11 - 27/11
13.
«Твое дальнейшее самоопределение»
Мотивы и сомнения поступления в 10 класс. Использование времени обучения в 9 классе с максимальной пользой. Иностранный язык и польза его изучения. Навыки полезной работы в сети Интернет.
Мотивы, которыми руководствуются девятиклассники, идя в 10 класс. Продолжать учебу в школе или идти дальше? Зачем нужны знания по всем предметам школьного курса? Работа в Интернете.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.58-63
05/12 - 05/12
04/12 - 04/12
14.
Практическое занятие
12/12
11/12
15.
«Единый государственный экзамен»
Идея ГИА и ЕГЭ. Показательные результаты ЕГЭ в Брянской области. Преимущества и недостатки.
Влияние ЕГЭ на сохранение здоровья и нервов выпускника. Выявить достоинства и недостатки ЕГЭ.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.64-69
19/12
18/12
16.
«Как учатся в старших классах»
Абитуриент. Предпочтения при приеме в ВУЗ. Репетиторство. Целевое обучение. Дополнительная подготовка к экзаменам.
Знать, что является ключевым звеном при подготовке абитуриента. Что значит правильно рассчитать свои силы при подготовке к ЕГЭ. Что делать, если недоступны репетитор и ПК?
Учебник с.70-75
26/12
25/12
17.
Практическое занятие
18.
«Что дает среднее профобразование»
Среднее профессиональное образование. Преимущества среднего профобразования. Потребность в специалистах среднего класса.
Называть особенности и преимущества среднего профобразования. От чего зависит жизненный успех выпускника ССУЗа. Называть средние специальные заведения Брянской области.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.76-81
19.
«Как получают среднее профобразование»
Перечень специальностей среднего профессионального образования. Востребование специальностей в Брянской области. Группы направлений профессиональной подготовки и их кодировка.
Знать перечень специальностей и их коды. Называть учебные заведения среднего профобразования. Чем определяется поддержка государством бесплатного профобразования. Что необходимо знать при поступлении в ссуз.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.82-87
20.
Практическое занятие
21.
«Ты - защитник Отечества»
Социальная роль защитника Отечества. Профессиональные обязанности офицеров. Зачем нужна армия. Вооруженные силы России - их значимость для страны.
«Есть такая профессия - Родину защищать». Знать в чем заключена социальная роль защитника Отечества. Значение современных Вооруженных сил РФ. Служба по призыву и ее престиж. Служба по контракту.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.88-93
22.
«Ты - предприниматель»
Профессиональные склонности человека. Предприниматель. Условия успеха в бизнесе. Личные качества предпринимателя. «Белые» и «серые воротнички»
Условия успешного ведения своего дела. Качества, требующиеся от предпринимателя. Как добыть деньги на начальном этапе своего дела.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.94-99
23.
Практическое занятие
24.
«Твоя конкурентоспособность»
Задача государства - создавать равные возможности для самореализации людей. Безработица - социальное зло. Безработица и конкурентоспособность человека. Основные качества конкурентоспособного работника. Требования на рынке рабочей силы.
Конкурентоспособность и самореализация личности. От чего зависит конкурентоспособность. Почему существует безработица.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.100-105
25.
«Твой духовный мир»
Бездуховный человек и причины его неуспеха в жизни. Откуда берется бездуховность. Источники духовности людей. Духовная и материальная культура. Общая культура и пути ее овладения. В чем проблема духовности?
Понимать значение терминов «духовность» и «бездуховность». Семья бездуховного человека и образ ее жизни. Мировая культура в развитии души человека.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.106-111
26.
Практическое занятие
27.
«Для чего поступают в вуз»
Образование и человек. Высокообразованный человек и его успех в жизни. Диплом - ценность высшего образования. Аргументы профессионализма. Условия появления высокообразованных специалистов.
Отличительные черты между высоким образованием и высшим образованием. Высшее образование - гарантия ли счастливой жизни. Качество высшего образования и причины поступления человека в ВУЗ.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.112-117
28.
«Твой будущий вуз»
Правовые основы организации высшего профессионального образования. Типы ВУЗов. Задачи будущих абитуриентов. Государственный и негосударственный ВУЗ. Обязательные документы для ВУЗов.
Виды и типы высших учебных заведений закрепленных в законе и их отличия. Лицензирование и аккредитация ВУЗа, их цели. Структура ВУЗов Брянской области.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.118-123
29.
Практическое занятие
30.
«Как ищут работу»
Рынок труда и его изучение. Предъявление работником своих деловых качеств. Служба занятости и ярмарка вакансий. Услуги агентств по трудоустройству. Резюме и его роль.
Что дает опыт изучения рынка труда. Способы информирования работника о себе. Знать определения: служба занятости населения, ярмарка вакансий, агентство по трудоустройству.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.124-129
31.
«Твой путь в бизнес»
Бизнес и пути успеха. Бизнес-план. Бизнес-образование и его элементы. В бизнес через ВУЗ - пути реализации.
Роль образования в успешном развитии бизнеса. Личные качества бизнесмена и его успех.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.130-135
32.
Практическое занятие
33.
«Женщина в семье»
Идеальная жена. Женственность. Социальная роль жены и матери. Государство и создание семьи.
Идеальная жена. Женственность. Социальная роль жены и матери. Государство и создание семьи.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.136-139
34
«Мужчина в семье»
Идеальный муж. Мужественность. Социальная роль мужа и отца. Достоинства мужчины. Муж и семья.
В чем заключена ответственность мужа. Идеальный муж. Мужественность. Социальная роль мужа и отца. Достоинства мужчины. Муж и семья.
Лекция с элементами беседы. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа.
Учебник с.140-143
35.
Практическое занятие
п. Локоть
2015-2016 учебный год