• Преподавателю
  • Другое
  • "Программа дополнительного образования Искорки (направление: литературно-драматическое; для С (К) ОУ VIII вида)"

"Программа дополнительного образования Искорки (направление: литературно-драматическое; для С (К) ОУ VIII вида)"

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание




стр.

Информационная карта………………………………………………

2

Пояснительная записка………………………………………………

3

Содержание программы……………………………………………...

8

Учебно-тематический план………………………………………….

19

Литература…………………………………………………………….

37

















Информационная карта

Тип программы - авторская

Образовательная область - культурная.

Направленность деятельности - художественно-эстетическая.

Способы освоения содержания образования - алгоритмический, репродуктивный.

Уровень освоения содержания образования - общекультурный.

Уровень реализации программы - основное общее образование.

Формы реализации программы - групповая, индивидуальная.

Продолжительность реализации программы - 2 года.









Пояснительная записка


Художественно-эстетическое развитие детей с умственной отсталостью, формирование их духовного облика является важной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Уметь воспринимать, чувствовать красоту окружающего мира, самому принимать посильное участие в создании прекрасного в общественной жизни, в быту, в отношениях людей - все эти качества не появляются сами собой у детей, их необходимо развивать и совершенствовать.

Социальная значимость программы:

Внутренний мир ребенка с умственной отсталостью особенный. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать окружающий мир и взаимодействовать в нем?

Средствами, способными решить эти задачи, являются все виды художественно-эстетического освоения мира, которые используются не только как средства нравственного, духовного становления личности, но являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Искусство помогает детям с умственной отсталостью развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами - это шанс реализоваться в этом мире.

Актуальность программы:

Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции и адаптации все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

На важную роль искусства и творчества в образовательном процессе детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства и творчества детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.

Новизна программы:

Изучение и анализ программ дополнительного образования для детей с умственной отсталостью показал, что в основном все они направлены на знакомство детей с отдельными видами и направлениями декоративно-прикладного искусства, на развитие и совершенствование трудовых умений и навыков.

Программа дополнительного образования «Искорки» имеет два основных направления - литературное чтение и театральная деятельность, что обеспечивает развитие художественно-творческих способностей учащихся с учетом специфики физиолого-психических особенностей детей с умственной отсталостью и оказывает эффективное коррекционно-развивающее воздействие. А также расширяет общий кругозор детей, реализует их познавательные интересы, помогает в усвоении социальных норм поведения.

Исходя из этого, главной целью программы дополнительного образования «Искорки» является формирование общей культуры личности детей с умственной отсталостью посредством выработки у них потребности к самостоятельному чтению, развития культурной, выразительной речи, творческих способностей.

Основные задачи программы:

  • формирование навы­ков чтения: восприятие и понимание прочитанного текста, умение отвечать на вопросы по содержанию, кратко пересказать произведение;

  • развитие способности полноценно воспринимать произведение: сопере­живать героям, давать им характеристику и оценку их поступков, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • развитие речи: четкая артикуляция всех звуков, внятное произношение слов в соответствии с орфоэпическими и литературными нормами;

  • воспитание эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной культуре;

  • развитие артистических способностей каждого ребенка;

  • формирование культуры общения в коллективе, адаптация к жизни в обществе.

Содержание программы согласованно с программой по чтению и развитию речи специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В программе предусмотрено повторение материала, ряд тем постепенно усложняются и расширяются от первого к последнему занятию, что способствует усвоению умений умственно отсталыми учащимися.

Набор детей в объединение дополнительного образования осуществляется на добровольной основе с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей, интереса к чтению. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста. Срок реализации программы 2 года.

Занятия проводятся по 1 часу в день,

5 часов в неделю,

180 часов в год.

На теоретические занятия отводится 25% времени (45 часов), на практические занятия - 75% времени (135 часов).

В основу содержания программы положены: учение Л.С. Выготского «О двойственной роли органического недостатка в процессе развития и формирования личности», т. е. учение о компенсации дефекта, учение А.Н. Леонтьева «О деятельности как основе формирования личности», личностно - ориентированная педагогика (Якиманская И.С., Питюков Ю.Ю.), учение Сухомлинского В.А. «О деятельности в коллективе», методические рекомендации В.В. Воронковой «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе».

Основные принципы содержания программы:

  • принцип доступности материала;

  • принцип коррекционной и адаптационной направленности;

  • принцип систематичности;

  • принцип преемственности;

  • принцип всеобщего охвата детей, независимо от данных учащихся;

  • принцип занимательности;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип цикличности изучения материала.

Циклы программы разработаны в соответствии с годовым планом учебно-воспитательной работы школы. Содержание программы предполагает постоянное повторение изучаемого материала. Повторению в специальной (коррекционной) школе принадлежит особая роль, известно, что усвоение знаний, умений и навыков на высоком уровне прочности происходит по этапам (первоначальное ознакомление, уточнение, закрепление, совершенствование, применение на практике).

Содержание программы направлено на формирование у учащихся адекватных представлений об окружающей действительности (на основе анализа художественных произведений по теме).

Основные методы реализации содержания программного материала:

  • наглядные (просмотр презентаций, книжные выставки);

  • словесные (беседы, рассказ);

  • практические (дыхательная гимнастика, упражнения для развития артикуляции, игры на развитие памяти, воображения, упражнения для отработки дикции, чтение по ролям, инсценирование).

Основной формой работы с учащимися являются занятия: теоретические, предусматривающие усвоение детьми необходимых знаний об основах выразительного чтения и театрального искусства с последующим применением этих знаний при работе над текстами произведений по теме и практические, предполагающие применение полученных знаний на практике, выработку стойких навыков, которые учащиеся могут легко воспроизводить и использовать в своей учебной, а в дальнейшем и трудовой деятельности.

И как итог - разученные художественные произведения и миниатюры, согласно тематике, исполняются на концертах, праздниках, общественных мероприятиях, что способствует формированию умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, готовности принимать участие в публичных выступлениях; приносит детям удовлетворение в собственной значимости и в результатах своего и коллективного труда.

Формы организации занятий:

  • коллективная

  • групповая

  • работа в парах

  • индивидуальная

Параметры результативности прохождения программного материала:

  • Умение понимать прочитанное, выделять главную мысль произведения, делать выводы.

  • Умение передать содержание в сжатом виде.

  • Умение выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

  • Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли.

  • Культура поведения и речи.

Критерии оценки полученных результатов:

  • высокий уровень - правильное, выразительное исполнение художественного произведения;

  • средний уровень - исполнение художественного произведения с небольшими ошибками и их самостоятельное исправление;

  • низкий уровень - исполнение художественного произведения с помощью педагога.

Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования:

  • открытые занятия;

  • участие в школьных мероприятиях, праздничных программах;

  • участие в школьном творческом фестивале «Калейдоскоп талантов»;

  • участие в городском конкурсе на лучшего чтеца «Лучики».

Средства необходимые для реализации программы:

видео- и аудиоаппаратура; видеоматериалы; костюмы для выступлений.



Содержание программы

1 год обучения

Введение

Знакомство с правилами поведения во время занятий, правилами техники безопасности, пожарной безопасности, правилами дорожного движения. Знакомство с программой объединения дополнительного образования. Интересные книги, прочитанные летом. Литература как искусство слова. Поэзия и проза - два основных типа литературы.

День учителя

История праздника, знакомство с профессией учителя.

Выборочное чтение и анализ произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Подготовка к праздничной программе «День Учителя»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном мероприятии «День Учителя». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

Праздник Осени

Чтение и анализ произведений осенней тематики: коротких рассказов Пришвина М., Бондарчук О. «Где спряталось лето?», стихов А.С. Пушкина, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А. Блока, С. Есенина. Пословицы, поговорки, приметы осени.

Подготовка к праздничной программе «Осень золотая»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном мероприятии «Осень золотая». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

День Матери

История праздника. Пословицы и поговорки о маме, семье.

Чтение и анализ произведений по теме: Емельянова Б. "Рассказы о маме", Воронковой Л. «Что сказала бы мама?», стихов Г. Виеру, Е. Благининой, Я. Акима, Э. Мошковской.

Подготовка к праздничной программе, посвященной Дню Матери: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном празднике «День Матери». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

Театральный конкурс «Зимняя сказка»

Чтение и анализ произведений зимней тематики: Даля В.И. «Девочка Снегурочка», Братьев Гримм «Госпожа Метелица», стихов А.С. Пушкина, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А. Блока, С. Есенина.

Постановка по сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»:

Работа с текстом. Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией. Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном театральном конкурсе «Зимняя сказка». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

Акция «Здоровый образ жизни»

Чтение и анализ произведений по теме: Милна А. «Винн-Пух и все-все-все» (гл. 2), Линдгрен А. «Малыш и Карлсон» (гл. «Карлсон устраивает пир»), Драгунский «Что любит Мишка». Постановка миниатюры «Спор овощей»:

Работа с текстом. Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией. Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьной акции «Здоровый образ жизни». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

День Защитника Отечества

История праздника, знакомство с профессией военного. Пословицы и поговорки об армии, службе, верности родине.

Выборочное чтение и анализ рассказов из сборника «Жили-были солдаты» Я.Н. Длуголенского.

Подготовка к праздничной программе, посвященной Дню Защитника Отечества: выбор художественных произведений и миниатюр по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном мероприятии «День Защитника Отечества». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Международный женский день

Чтение и анализ произведений по теме: Васильева А. «Про Юлину маму», Сухомлинского В. «Моя мама пахнет хлебом».

Подготовка к праздничной программе, посвященной Международному женскому дню: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в праздничной программе «Международный женский день». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Неделя детской книги

История праздника.

Чтение и анализ художественных произведений по выбору детей.

Подготовка к школьному и городскому этапам конкурса «Лучики»: выбор художественных произведений и миниатюр, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном и городском этапах конкурса «Лучики». Культура поведения на массовых мероприятиях. Обсуждение и анализ итогов конкурса.

Праздничная программа «Книжкины именины» . Культура поведения на массовых мероприятиях.

День Победы

Краткая история Великой Отечественной войны.

Посещение выставки военной техники в парке Победы.

Чтение и анализ произведения Воронковой Л. «Девочка из города».

Подготовка к праздничной программе «День Победы»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном мероприятии «День Победы». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

Последний звонок

Выборочное чтение и анализ произведения Куликова Г. «Как я влиял на Севку».

Подготовка к праздничной программе «Последний звонок»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном мероприятии «Последний звонок». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

Подведение итогов работы за год

Заключительная игровая программа «Путешествие по страницам книг».

Круглый стол: обсуждение и анализ работы за год.

По окончании первого года обучения

учащиеся должны :

  • знать и различать два основных типа литературы: прозу и поэзию, иметь понятие о рифме;

  • знать основные правила выразительного исполнения: темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение;

  • знать выразительные средства актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений;

  • знать правила культуры поведения на массовых мероприятиях.

учащиеся должны уметь:

  • слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли на уровне небольшого текста;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

  • работать в паре, группе, выполнять различные роли.

2 год обучения

Введение

Знакомство с правилами поведения во время занятий, правилами техники безопасности, пожарной безопасности, правилами дорожного движения. Знакомство с программой объединения дополнительного образования. Интересные книги, прочитанные летом. Литература как искусство слова. Поэзия и проза - два основных типа литературы.

День учителя

История праздника, знакомство с профессией учителя.

Чтение и анализ произведений по теме: Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков» (главы), рассказов Драгунского В. «Надо иметь чувство юмора», «Где это видано…»

Подготовка к праздничной программе «День Учителя»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном мероприятии «День Учителя». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

Праздник Осени

Чтение и анализ произведений осенней тематики: Паустовского К. «Мой дом», стихов Бальмонта К., Тютчева Ф., Пушкина А.С., Сапгира Г., Пастернака Б., Самойлова Д.

Пословицы, поговорки, приметы осени.

Подготовка к праздничной программе «Осень золотая»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном мероприятии «Осень золотая». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

День Матери

История праздника. Пословицы и поговорки о маме, семье.

Чтение и анализ произведений по теме: Драгунского В. «Рыцари», Нагишкина Д. «Айога», стихов Александровой З., Ранневой Е., Есенина С., Берестова В.

Подготовка к праздничной программе, посвященной Дню Матери: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном празднике «День Матери». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

Театральный конкурс «Зимняя сказка»

Чтение и анализ произведений зимней тематики: Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович», Паустовского К.Г. «Прощание с летом», «Зима», Бианки В. «По следам».

Постановка по басням И.Крылова «Волк в деревне», «Свинья под дубом»:

Работа с текстом. Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией. Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном театральном конкурсе «Зимняя сказка». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

Акция «Здоровый образ жизни»

Чтение и анализ произведения по теме: Чуковского К. «Мойдодыр»

Постановка по произведению Чуковского К. «Мойдодыр»:

Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией. Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьной акции «Здоровый образ жизни». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

День Защитника Отечества

История праздника, знакомство с профессией военного. Пословицы и поговорки об армии, службе, верности родине.

Выборочное чтение и анализ рассказов из сборника «Жили-были солдаты» Я.Н. Длуголенского.

Подготовка к праздничной программе, посвященной Дню Защитника Отечества: выбор художественных произведений и миниатюр по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном мероприятии «День Защитника Отечества». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Международный женский день

Чтение и анализ произведений по теме: Притча об одноглазой матери, М. Кедрина «Сердце матери».

Подготовка к праздничной программе, посвященной Международному женскому дню: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в праздничной программе «Международный женский день». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Неделя детской книги

История праздника.

Чтение и анализ художественных произведений по выбору детей.

Подготовка к школьному и городскому этапам конкурса «Лучики»: выбор художественных произведений и миниатюр, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном и городском этапах конкурса «Лучики». Культура поведения на массовых мероприятиях. Обсуждение и анализ итогов конкурса.

Праздничная программа «Книжкины именины» . Культура поведения на массовых мероприятиях.

День Победы

Краткая история Великой Отечественной войны.

Посещение выставки военной техники в парке Победы.

Чтение и анализ произведения Шолохова М. «Судьба человека».

Подготовка к праздничной программе «День Победы»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном мероприятии «День Победы». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

Последний звонок

Чтение и анализ произведений Драгунского В. «Слава Ивана Козловского», «Главные реки Америки».

Подготовка к праздничной программе «Последний звонок»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

Участие в школьном мероприятии «Последний звонок». Культура поведения на массовых мероприятиях.

Обсуждение и анализ выступлений.

Подведение итогов работы за год

Заключительная игровая программа «Путешествие по страницам книг».

Круглый стол: обсуждение и анализ работы за год.

По окончании второго года обучения

учащиеся должны:

  • знать и различать два основных типа литературы: прозу и поэзию, иметь понятие о рифме;

  • знать основные правила выразительного исполнения: темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение;

  • знать выразительные средства актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений;

  • иметь представление о сценической культуре;

  • знать правила культуры поведения на массовых мероприятиях;

учащиеся должны уметь:

  • слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли на уровне небольшого текста;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

  • работать в паре, группе;

  • выполнять различные роли, уметь вносить корректировки в их исполнение;

  • применять полученные знания в создании характера сценического образа;

  • уметь в случае надобности помочь партнеру, удерживая при этом свою задачу.


























УЧЕБно - ТематическИЙ план

(1 год обучения)

Введение (3 часа)

п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Предполагаемый результат

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД. Знакомство с программой.

1


1

Знание правил поведения на занятиях, правил личной гигиены, ТБ, ПБ, ПДД. Формирование интереса к занятиям в кружке.

2

Интересные книги, прочитанные летом. Обмен впечатлениями.

1


1

Умение определять тему текста, основную мысль, пересказывать, отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

3

Литература как искусство слова. Поэзия и проза - два основных типа литературы.

1

1

Знание отличительных признаков прозы и поэзии.

День учителя (23 часа)

4

История праздника, знакомство с профессией учителя.

1

1


Расширение кругозора, знакомство с профессией учителя. Воспитание уважения к труду учителя.

5

Выборочное чтение и анализ произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»

9

1

8

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

6

Выбор стихов по теме, работа с текстом.

2

1

1

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

7

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

4

1

3

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

8

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

4


4

Умение выражать эмоции через движения и мимику. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, владеть своим телом, принимать исполнительскую позу.

9

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

10

Участие в праздничной программе «День Учителя». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

11

Обсуждение и анализ выступлений.

1

1


Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

Праздник Осени (18 часов)

12

Чтение и анализ произведений осенней тематики: коротких рассказов Пришвина М., Бондарчук О. «Где спряталось лето?», стихов А.С. Пушкина, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А. Блока, С. Есенина.

4

1

3

Умение вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным чтением.

13

Пословицы, поговорки, приметы осени.

1

1


Расширение кругозора, обогащение речи, словарного запаса.

14

Выбор стихов по теме, работа с текстом.

2

1

1

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

15

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

4

1

3

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

16

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

4


4

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу..

17

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

18

Участие в праздничной программе «Праздник Осени».

Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

19

Обсуждение и анализ выступлений.

1

1


Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

День Матери (20 часов)

20

История праздника

1

1


Расширение кругозора, воспитание уважение к матери.

21

Чтение и анализ произведений по теме: Емельянова Б. "Рассказы о маме", Воронковой Л. «Что сказала бы мама?», стихов Г. Виеру, Е. Благининой, Я. Акима, Э. Мошковской.

6

1

5

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль , отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

22

Выбор стихов по теме, работа с текстом.

2

1

1

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

23

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

4

1

3

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

24

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

4


4

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.

25

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

26

Участие в праздничной программе «День Матери». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

27

Обсуждение и анализ выступлений.

1

1


Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

Театральный конкурс «Зимняя сказка» (20 часов)

28

Чтение и анализ произведений зимней тематики: Даля В.И. «Девочка Снегурочка», Братьев Гримм «Госпожа Метелица», стихов А.С. Пушкина, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А. Блока, С. Есенина.

4

1

3

Умение читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы по прочитанному, вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным чтением.

29

Постановка по сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»:

Работа с текстом. Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией.

5

1

4

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

30

Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений.

4

1

3

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений.

31

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

4


4

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.

32

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

33

Участие в театральном конкурсе «Зимняя сказка» Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

34

Обсуждение и анализ выступлений.

1

1


Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

Акция «Здоровый образ жизни» (14 часов)

35

Чтение и анализ произведений по теме: Милна А. «Винн-Пух и все-все-все» (гл. 2), Линдгрен А. «Малыш и Карлсон» (гл. «Карлсон устраивает пир»), Драгунский «Что любит Мишка».

2

1

1

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

36

Постановка миниатюры «Спор овощей»:

Работа с текстом. Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией.

3

1

2

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

37

Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений.

3

1

2

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений.

38

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

3


3

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.

39

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

40

Выступление на школьном мероприятии с постановкой «Спор овощей»

1


1

Умение действовать на сцене, вызывать эмоциональный отклик зрителя и получать удовлетворение от выступления.

41

Обсуждение и анализ выступлений.

1

1


Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

День Защитника Отечества (19 часов)

42

История праздника, знакомство с профессией военного.

1

1


Расширение кругозора, знакомство с профессией военного. Воспитание уважения к российской армии.

43

Пословицы и поговорки об армии, службе, верности родине.

1

1


Расширение кругозора, обогащение речи, словарного запаса.

44

Выборочное чтение и анализ рассказов из сборника «Жили-были солдаты» Я.Н. Длуголенского.

4

1

3

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

45

Выбор художественных произведений и миниатюр по теме, работа с текстом.

3

1

2

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

46

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

4

1

3

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

47

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

4


4

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.

48

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

49

Участие в праздничной программе «День Защитника Отечества». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

Международный женский день (9 часов)

50

Чтение и анализ произведений по теме: Васильева А. «Про Юлину маму», Сухомлинского В. «Моя мама пахнет хлебом».

1

1


Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

51

Выбор стихов по теме, работа с текстом.

1

1


Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

52

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

2

1

1

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

53

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

3

1

2

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.

54

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

55

Участие в праздничной программе. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

Неделя детской книги (17 часов)

56

История праздника.

1

1


Расширение кругозора, обогащение речи, словарного запаса.

57

Чтение и анализ художественных произведений по выбору детей.

3

1

2

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

58

Подготовка к школьному этапу конкурса «Лучики». Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

2

1

1

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

59

Репетиции: отработка выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки.

3


3

Умение выражать эмоции через движения и мимику. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене.

60

Участие в школьном этапе конкурса «Лучики». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

61

Подготовка к городскому этапу конкурса «Лучики». Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

2


2

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

62

Репетиции: отработка выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки.

2


2

Умение выражать эмоции через движения и мимику. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене.

63

Участие в городском этапе конкурса «Лучики». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

64

Обсуждение и анализ итогов конкурса.

1

1


Уметь оценивание работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

65

Праздничная программа «Книжкины именины»

1


1

Воспитание интереса и любви к чтению, расширение кругозора.

День Победы (23 часа)




66

Краткая история Великой Отечественной войны.

1

1

Формирование отрицательного отношения к войне, жестокости, воспитание чувства гордости за родную страну.

67

Посещение выставки военной техники в парке Победы.

2

2

Расширение знаний об истории родного города, Тракторозаводского района.

68

Чтение и анализ произведения

Воронковой Л. «Девочка из города».

6

1

5

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

69

Выбор стихов по теме, работа с текстом.

3

1

2

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

70

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

4

1

3

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

71

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

4


4

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.

72

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

73

Участие в праздничной программе «День Победы». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

74

Обсуждение и анализ выступлений.

1

1


Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

Последний звонок (11 часов)

75

Выборочное чтение и анализ произведения Куликова Г. «Как я влиял на Севку»

2

1

1

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

76

Выбор стихов по теме, работа с текстом.

2

1

1

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

77

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

4

1

3

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

78

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

79

Участие в праздничной программе «Последний звонок». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

80

Обсуждение и анализ выступлений.

1


1

Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

Подведение итогов работы за год (3 часа)

81

Заключительная игровая программа «Путешествие по страницам книг».

2


2

Воспитание интереса и любви к чтению.

Формирование положительных эмоций от общения друг с другом и педагогом.

82

Круглый стол: обсуждение и анализ работы за год.

1


1

Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей. Формирование положительных эмоций от общения друг с другом и педагогом.

Итого за год:

180

45

135





УЧЕБно - ТематическИЙ плаН

(2 год обучения)

Введение (3 часа)

п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Предполагаемый результат

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД. Знакомство с программой.

1


1

Знание правил поведения на занятиях, правил личной гигиены, ТБ, ПБ, ПДД. Формирование интереса к занятиям в кружке.

2

Интересные книги, прочитанные летом. Обмен впечатлениями.

1


1

Умение определять тему текста, основную мысль, пересказывать, отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

3

Литература как искусство слова. Поэзия и проза - два основных типа литературы.

1

1

Знание отличительных признаков прозы и поэзии.

День учителя (23 часа)

4

История праздника, знакомство с профессией учителя.

1

1


Расширение кругозора, знакомство с профессией учителя. Воспитание уважения к труду учителя.

5

Чтение и анализ произведений по теме: Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков» (главы), рассказов Драгунского В. «Надо иметь чувство юмора», «Где это видано…»

9

1

8

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

6

Выбор стихов по теме, работа с текстом.

2

1

1

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

7

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

4

1

3

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

8

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

4


4

Умение выражать эмоции через движения и мимику. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, владеть своим телом, принимать исполнительскую позу.

9

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

10

Участие в праздничной программе «День Учителя». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

11

Обсуждение и анализ выступлений.

1

1


Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

Праздник Осени (18 часов)

12

Чтение и анализ произведений осенней тематики: Паустовского К. «Мой дом», стихов Бальмонта К., Тютчева Ф., Пушкина А.С., Сапгира Г., Пастернака Б., Самойлова Д.

4

1

3

Умение вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным чтением.

13

Пословицы, поговорки, приметы осени.

1

1


Расширение кругозора, обогащение речи, словарного запаса.

14

Выбор стихов по теме, работа с текстом.

2

1

1

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

15

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

4

1

3

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

16

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

4


4

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу..

17

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

18

Участие в праздничной программе «Праздник Осени».

Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

19

Обсуждение и анализ выступлений.

1

1


Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

День Матери (20 часов)

20

История праздника

1

1


Расширение кругозора, воспитание уважение к матери.

21

Чтение и анализ произведений по теме: Драгунского В. «Рыцари», Нагишкина Д. «Айога», стихов Александровой З., Ранневой Е., Есенина С., Берестова В.

6

1

5

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль , отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

22

Выбор стихов по теме, работа с текстом.

2

1

1

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

23

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

4

1

3

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

24

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

4


4

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.

25

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

26

Участие в праздничной программе «День Матери». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

27

Обсуждение и анализ выступлений.

1

1


Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

Театральный конкурс «Зимняя сказка» (20 часов)

28

Чтение и анализ произведений зимней тематики: Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович», Паустовского К.Г. «Прощание с летом», «Зима», Бианки В. «По следам».

4

1

3

Умение читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы по прочитанному, вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным чтением.

29

Постановка по басням И. Крылова «Волк в деревне», «Свинья под дубом»:

Работа с текстом. Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией.

5

1

4

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

30

Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений.

4

1

3

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений.

31

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

4


4

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.

32

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

33

Участие в театральном конкурсе «Зимняя сказка» Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

34

Обсуждение и анализ выступлений.

1

1


Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

Акция «Здоровый образ жизни» (14 часов)

35

Чтение и анализ произведения по теме: Чуковского К. «Мойдодыр».

2

1

1

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

36

Постановка по произведению Чуковского К. «Мойдодыр»: Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией.

3

1

2

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

37

Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений.

3

1

2

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений.

38

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

3


3

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.

39

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

40

Выступление на школьном мероприятии с постановкой «Мойдодыр»

1


1

Умение действовать на сцене, вызывать эмоциональный отклик зрителя и получать удовлетворение от выступления.

41

Обсуждение и анализ выступлений.

1

1


Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

День Защитника Отечества (19 часов)

42

История праздника, знакомство с профессией военного.

1

1


Расширение кругозора, знакомство с профессией военного. Воспитание уважения к российской армии.

43

Пословицы и поговорки об армии, службе, верности родине.

1

1


Расширение кругозора, обогащение речи, словарного запаса.

44

Выборочное чтение и анализ рассказов из сборника «Жили-были солдаты» Я.Н. Длуголенского.

4

1

3

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

45

Выбор художественных произведений и миниатюр по теме, работа с текстом.

3

1

2

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

46

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

4

1

3

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

47

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

4


4

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.

48

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

49

Участие в праздничной программе «День Защитника Отечества». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

Международный женский день (9 часов)

50

Чтение и анализ произведений по теме:

Притча об одноглазой матери,

М. Кедрина «Сердце матери».

1

1


Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

51

Выбор стихов по теме, работа с текстом.

1

1


Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

52

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

2

1

1

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

53

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

3

1

2

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.

54

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

55

Участие в праздничной программе. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

Неделя детской книги (17 часов)

56

История праздника.

1

1


Расширение кругозора, обогащение речи, словарного запаса.

57

Чтение и анализ художественных произведений по выбору детей.

3

1

2

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

58

Подготовка к школьному этапу конкурса «Лучики». Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

2

1

1

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

59

Репетиции: отработка выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки.

3


3

Умение выражать эмоции через движения и мимику. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене.

60

Участие в школьном этапе конкурса «Лучики». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

61

Подготовка к городскому этапу конкурса «Лучики». Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

2


2

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

62

Репетиции: отработка выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки.

2


2

Умение выражать эмоции через движения и мимику. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене.

63

Участие в городском этапе конкурса «Лучики». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

64

Обсуждение и анализ итогов конкурса.

1

1


Уметь оценивание работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

65

Праздничная программа «Книжкины именины»

1


1

Воспитание интереса и любви к чтению, расширение кругозора.

День Победы (23 часа)




66

Краткая история Великой Отечественной войны.

1

1

Формирование отрицательного отношения к войне, жестокости, воспитание чувства гордости за родную страну.

67

Посещение выставки военной техники в парке Победы.

2

2

Расширение знаний об истории родного города, Тракторозаводского района.

68

Чтение и анализ произведения

Шолохова М. «Судьба человека»

6

1

5

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

69

Выбор стихов по теме, работа с текстом.

3

1

2

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

70

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

4

1

3

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

71

Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.

4


4

Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.

72

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

73

Участие в праздничной программе «День Победы». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

74

Обсуждение и анализ выступлений.

1

1


Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

Последний звонок (11 часов)

75

Чтение и анализ произведений Драгунского В. «Слава Ивана Козловского», «Главные реки Америки»

2

1

1

Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.

76

Выбор стихов по теме, работа с текстом.

2

1

1

Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.

77

Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.

4

1

3

Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.

78

Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

79

Участие в праздничной программе «Последний звонок». Культура поведения на массовых мероприятиях.

1


1

Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.

80

Обсуждение и анализ выступлений.

1


1

Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.

Подведение итогов работы за год (3 часа)


1

81

Заключительная игровая программа «Путешествие по страницам книг».

2


2

Воспитание интереса и любви к чтению.

Формирование положительных эмоций от общения друг с другом и педагогом.

82

Круглый стол: обсуждение и анализ работы за год.

1


1

Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей. Формирование положительных эмоций от общения друг с другом и педагогом.

Итого за год:

180

45

135










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для детей:


  1. Бр. Гримм. Золотой гусь. - М.: Дет. лит.,1984.

  2. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3 класс. ч 1. - М.: Баласс, 2008.

  3. Воронкова Л. Девочка из города. Повесть. - М.: Дет. лит., 1983.

  4. Воронкова Л. Что сказала бы мама? Рассказы.- М.: Дет. лит., 1982.

  5. Даль В.И. Старик Годовик. Сказки, загадки, пословицы, игры. - М.: Дет.лит., 1987.

  6. Длуголенский Я. Жили - были солдаты. Рассказы. - Ленинград: Дет. лит.,1987.

  7. Драгунский В. Тайное становится явным. Рассказы.- М.: Малыш, 1988.

  8. Емельянов Б. Китобой и его друзья. - М.: Дет. лит.,1965.

  9. Круглый год. Рассказы, стихи, сказки, загадки. - М.: Дет. лит., 1980.

  10. Круглый год. Рассказы, стихи, сказки, загадки. - М.: Дет. лит., 1983.

  11. Линдгрен А. Малыш и Карлсон.- Запорожье: Интербук, 1993.

  12. Мама. Стихи, рассказы, сказки.- М.: Малыш, 1986.

  13. Милн. А. Винни - Пух и все-все-все./ Пересказ. с англ. Б. Заходер. - М.: Дет. лит., 1980.

  14. Носов Н. Собр. Соч. в 4-х томах. - М.: Дет. лит., 1979.

  15. Паустовский К.Г. Золотой линь: рассказы и сказки. - М.: Сов. Россия, 1987.

    1. Раннева Е. Что такое счастье: стихи для детей. - Челябинск: изд-во Т. Лурье, 2008.

    1. Шолохов М. Судьба человека. Рассказ. - М.: Дет. лит., 1981.

  16. Чуковский К.И. Сказки.- Омск: МИП Литер, 1994.

Литература для педагога:


  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского яз. В 1-4 кл. вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1991.

  1. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах/ авт.-сост. Н.М. Гончарова и др. - Волгоград: Учитель, 2007.

  1. Давыдова М.А., Агапова И. Праздник в школе. Выпускные балы, конкурсы: для уч-ся 8-11 кл.- М.: Айрис - пресс, 2008.

  1. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 кл.- Спб: КАРО, 2005.

  1. Кружок выразительного чтения : метод. рекомендации. - Ленинград, 1990.

  1. Михина Е.В. Программа и тематическое планирование спецкурса "Основы теории литературы"в 5 кл.- Челябинск, МОУ СОШ № 26, 2002.

  1. Организация и планирование воспитательной работы в спец.(коррекц.) школе-интернате, детском доме.- М.: АРКТИ, 2006.

  1. С любовью к книге: сборник текстов мероприятий МУК "ЦСДШБ" г. Озерска.- 2006.

  1. Савчук С.С. Первый кирпичик культуры: правила и советы по логике чтения и технике речи. - Челябинск, 1995.

  1. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

  1. Тубельская Г.Н. Театр, где играют дети // Читаем, учимся, играем.- 2002. - № 7. - С. 105-114.

37


© 2010-2022