- Преподавателю
- Другое
- "Программа дополнительного образования Искорки (направление: литературно-драматическое; для С (К) ОУ VIII вида)"
"Программа дополнительного образования Искорки (направление: литературно-драматическое; для С (К) ОУ VIII вида)"
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Князева О.А. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Содержание
стр.
Информационная карта………………………………………………
2
Пояснительная записка………………………………………………
3
Содержание программы……………………………………………...
8
Учебно-тематический план………………………………………….
19
Литература…………………………………………………………….
37
Информационная карта
Тип программы - авторская
Образовательная область - культурная.
Направленность деятельности - художественно-эстетическая.
Способы освоения содержания образования - алгоритмический, репродуктивный.
Уровень освоения содержания образования - общекультурный.
Уровень реализации программы - основное общее образование.
Формы реализации программы - групповая, индивидуальная.
Продолжительность реализации программы - 2 года.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое развитие детей с умственной отсталостью, формирование их духовного облика является важной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Уметь воспринимать, чувствовать красоту окружающего мира, самому принимать посильное участие в создании прекрасного в общественной жизни, в быту, в отношениях людей - все эти качества не появляются сами собой у детей, их необходимо развивать и совершенствовать.
Социальная значимость программы:
Внутренний мир ребенка с умственной отсталостью особенный. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать окружающий мир и взаимодействовать в нем?
Средствами, способными решить эти задачи, являются все виды художественно-эстетического освоения мира, которые используются не только как средства нравственного, духовного становления личности, но являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Искусство помогает детям с умственной отсталостью развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами - это шанс реализоваться в этом мире.
Актуальность программы:
Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств коррекции и адаптации все больше ориентируются на использовании различных видов искусства и творчества в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
На важную роль искусства и творчества в образовательном процессе детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики Э. Сеген, Ж. Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия искусства и творчества детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и эмоциональную стороны.
Новизна программы:
Изучение и анализ программ дополнительного образования для детей с умственной отсталостью показал, что в основном все они направлены на знакомство детей с отдельными видами и направлениями декоративно-прикладного искусства, на развитие и совершенствование трудовых умений и навыков.
Программа дополнительного образования «Искорки» имеет два основных направления - литературное чтение и театральная деятельность, что обеспечивает развитие художественно-творческих способностей учащихся с учетом специфики физиолого-психических особенностей детей с умственной отсталостью и оказывает эффективное коррекционно-развивающее воздействие. А также расширяет общий кругозор детей, реализует их познавательные интересы, помогает в усвоении социальных норм поведения.
Исходя из этого, главной целью программы дополнительного образования «Искорки» является формирование общей культуры личности детей с умственной отсталостью посредством выработки у них потребности к самостоятельному чтению, развития культурной, выразительной речи, творческих способностей.
Основные задачи программы:
-
формирование навыков чтения: восприятие и понимание прочитанного текста, умение отвечать на вопросы по содержанию, кратко пересказать произведение;
-
развитие способности полноценно воспринимать произведение: сопереживать героям, давать им характеристику и оценку их поступков, эмоционально откликаться на прочитанное;
-
развитие речи: четкая артикуляция всех звуков, внятное произношение слов в соответствии с орфоэпическими и литературными нормами;
-
воспитание эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной культуре;
-
развитие артистических способностей каждого ребенка;
-
формирование культуры общения в коллективе, адаптация к жизни в обществе.
Содержание программы согласованно с программой по чтению и развитию речи специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В программе предусмотрено повторение материала, ряд тем постепенно усложняются и расширяются от первого к последнему занятию, что способствует усвоению умений умственно отсталыми учащимися.
Набор детей в объединение дополнительного образования осуществляется на добровольной основе с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей, интереса к чтению. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста. Срок реализации программы 2 года.
Занятия проводятся по 1 часу в день,
5 часов в неделю,
180 часов в год.
На теоретические занятия отводится 25% времени (45 часов), на практические занятия - 75% времени (135 часов).
В основу содержания программы положены: учение Л.С. Выготского «О двойственной роли органического недостатка в процессе развития и формирования личности», т. е. учение о компенсации дефекта, учение А.Н. Леонтьева «О деятельности как основе формирования личности», личностно - ориентированная педагогика (Якиманская И.С., Питюков Ю.Ю.), учение Сухомлинского В.А. «О деятельности в коллективе», методические рекомендации В.В. Воронковой «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе».
Основные принципы содержания программы:
-
принцип доступности материала;
-
принцип коррекционной и адаптационной направленности;
-
принцип систематичности;
-
принцип преемственности;
-
принцип всеобщего охвата детей, независимо от данных учащихся;
-
принцип занимательности;
-
принцип индивидуального подхода;
-
принцип цикличности изучения материала.
Циклы программы разработаны в соответствии с годовым планом учебно-воспитательной работы школы. Содержание программы предполагает постоянное повторение изучаемого материала. Повторению в специальной (коррекционной) школе принадлежит особая роль, известно, что усвоение знаний, умений и навыков на высоком уровне прочности происходит по этапам (первоначальное ознакомление, уточнение, закрепление, совершенствование, применение на практике).
Содержание программы направлено на формирование у учащихся адекватных представлений об окружающей действительности (на основе анализа художественных произведений по теме).
Основные методы реализации содержания программного материала:
-
наглядные (просмотр презентаций, книжные выставки);
-
словесные (беседы, рассказ);
-
практические (дыхательная гимнастика, упражнения для развития артикуляции, игры на развитие памяти, воображения, упражнения для отработки дикции, чтение по ролям, инсценирование).
Основной формой работы с учащимися являются занятия: теоретические, предусматривающие усвоение детьми необходимых знаний об основах выразительного чтения и театрального искусства с последующим применением этих знаний при работе над текстами произведений по теме и практические, предполагающие применение полученных знаний на практике, выработку стойких навыков, которые учащиеся могут легко воспроизводить и использовать в своей учебной, а в дальнейшем и трудовой деятельности.
И как итог - разученные художественные произведения и миниатюры, согласно тематике, исполняются на концертах, праздниках, общественных мероприятиях, что способствует формированию умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, готовности принимать участие в публичных выступлениях; приносит детям удовлетворение в собственной значимости и в результатах своего и коллективного труда.
Формы организации занятий:
-
коллективная
-
групповая
-
работа в парах
-
индивидуальная
Параметры результативности прохождения программного материала:
-
Умение понимать прочитанное, выделять главную мысль произведения, делать выводы.
-
Умение передать содержание в сжатом виде.
-
Умение выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
-
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли.
-
Культура поведения и речи.
Критерии оценки полученных результатов:
-
высокий уровень - правильное, выразительное исполнение художественного произведения;
-
средний уровень - исполнение художественного произведения с небольшими ошибками и их самостоятельное исправление;
-
низкий уровень - исполнение художественного произведения с помощью педагога.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования:
-
открытые занятия;
-
участие в школьных мероприятиях, праздничных программах;
-
участие в школьном творческом фестивале «Калейдоскоп талантов»;
-
участие в городском конкурсе на лучшего чтеца «Лучики».
Средства необходимые для реализации программы:
видео- и аудиоаппаратура; видеоматериалы; костюмы для выступлений.
Содержание программы
1 год обучения
Введение
Знакомство с правилами поведения во время занятий, правилами техники безопасности, пожарной безопасности, правилами дорожного движения. Знакомство с программой объединения дополнительного образования. Интересные книги, прочитанные летом. Литература как искусство слова. Поэзия и проза - два основных типа литературы.
День учителя
История праздника, знакомство с профессией учителя.
Выборочное чтение и анализ произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».
Подготовка к праздничной программе «День Учителя»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном мероприятии «День Учителя». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
Праздник Осени
Чтение и анализ произведений осенней тематики: коротких рассказов Пришвина М., Бондарчук О. «Где спряталось лето?», стихов А.С. Пушкина, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А. Блока, С. Есенина. Пословицы, поговорки, приметы осени.
Подготовка к праздничной программе «Осень золотая»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном мероприятии «Осень золотая». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
День Матери
История праздника. Пословицы и поговорки о маме, семье.
Чтение и анализ произведений по теме: Емельянова Б. "Рассказы о маме", Воронковой Л. «Что сказала бы мама?», стихов Г. Виеру, Е. Благининой, Я. Акима, Э. Мошковской.
Подготовка к праздничной программе, посвященной Дню Матери: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном празднике «День Матери». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
Театральный конкурс «Зимняя сказка»
Чтение и анализ произведений зимней тематики: Даля В.И. «Девочка Снегурочка», Братьев Гримм «Госпожа Метелица», стихов А.С. Пушкина, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А. Блока, С. Есенина.
Постановка по сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»:
Работа с текстом. Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией. Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном театральном конкурсе «Зимняя сказка». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
Акция «Здоровый образ жизни»
Чтение и анализ произведений по теме: Милна А. «Винн-Пух и все-все-все» (гл. 2), Линдгрен А. «Малыш и Карлсон» (гл. «Карлсон устраивает пир»), Драгунский «Что любит Мишка». Постановка миниатюры «Спор овощей»:
Работа с текстом. Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией. Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьной акции «Здоровый образ жизни». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
День Защитника Отечества
История праздника, знакомство с профессией военного. Пословицы и поговорки об армии, службе, верности родине.
Выборочное чтение и анализ рассказов из сборника «Жили-были солдаты» Я.Н. Длуголенского.
Подготовка к праздничной программе, посвященной Дню Защитника Отечества: выбор художественных произведений и миниатюр по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном мероприятии «День Защитника Отечества». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Международный женский день
Чтение и анализ произведений по теме: Васильева А. «Про Юлину маму», Сухомлинского В. «Моя мама пахнет хлебом».
Подготовка к праздничной программе, посвященной Международному женскому дню: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в праздничной программе «Международный женский день». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Неделя детской книги
История праздника.
Чтение и анализ художественных произведений по выбору детей.
Подготовка к школьному и городскому этапам конкурса «Лучики»: выбор художественных произведений и миниатюр, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном и городском этапах конкурса «Лучики». Культура поведения на массовых мероприятиях. Обсуждение и анализ итогов конкурса.
Праздничная программа «Книжкины именины» . Культура поведения на массовых мероприятиях.
День Победы
Краткая история Великой Отечественной войны.
Посещение выставки военной техники в парке Победы.
Чтение и анализ произведения Воронковой Л. «Девочка из города».
Подготовка к праздничной программе «День Победы»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном мероприятии «День Победы». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
Последний звонок
Выборочное чтение и анализ произведения Куликова Г. «Как я влиял на Севку».
Подготовка к праздничной программе «Последний звонок»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном мероприятии «Последний звонок». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
Подведение итогов работы за год
Заключительная игровая программа «Путешествие по страницам книг».
Круглый стол: обсуждение и анализ работы за год.
По окончании первого года обучения
учащиеся должны :
-
знать и различать два основных типа литературы: прозу и поэзию, иметь понятие о рифме;
-
знать основные правила выразительного исполнения: темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение;
-
знать выразительные средства актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений;
-
знать правила культуры поведения на массовых мероприятиях.
учащиеся должны уметь:
-
слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли на уровне небольшого текста;
-
выразительно читать и пересказывать текст;
-
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
-
работать в паре, группе, выполнять различные роли.
2 год обучения
Введение
Знакомство с правилами поведения во время занятий, правилами техники безопасности, пожарной безопасности, правилами дорожного движения. Знакомство с программой объединения дополнительного образования. Интересные книги, прочитанные летом. Литература как искусство слова. Поэзия и проза - два основных типа литературы.
День учителя
История праздника, знакомство с профессией учителя.
Чтение и анализ произведений по теме: Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков» (главы), рассказов Драгунского В. «Надо иметь чувство юмора», «Где это видано…»
Подготовка к праздничной программе «День Учителя»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном мероприятии «День Учителя». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
Праздник Осени
Чтение и анализ произведений осенней тематики: Паустовского К. «Мой дом», стихов Бальмонта К., Тютчева Ф., Пушкина А.С., Сапгира Г., Пастернака Б., Самойлова Д.
Пословицы, поговорки, приметы осени.
Подготовка к праздничной программе «Осень золотая»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном мероприятии «Осень золотая». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
День Матери
История праздника. Пословицы и поговорки о маме, семье.
Чтение и анализ произведений по теме: Драгунского В. «Рыцари», Нагишкина Д. «Айога», стихов Александровой З., Ранневой Е., Есенина С., Берестова В.
Подготовка к праздничной программе, посвященной Дню Матери: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном празднике «День Матери». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
Театральный конкурс «Зимняя сказка»
Чтение и анализ произведений зимней тематики: Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович», Паустовского К.Г. «Прощание с летом», «Зима», Бианки В. «По следам».
Постановка по басням И.Крылова «Волк в деревне», «Свинья под дубом»:
Работа с текстом. Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией. Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном театральном конкурсе «Зимняя сказка». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
Акция «Здоровый образ жизни»
Чтение и анализ произведения по теме: Чуковского К. «Мойдодыр»
Постановка по произведению Чуковского К. «Мойдодыр»:
Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией. Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьной акции «Здоровый образ жизни». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
День Защитника Отечества
История праздника, знакомство с профессией военного. Пословицы и поговорки об армии, службе, верности родине.
Выборочное чтение и анализ рассказов из сборника «Жили-были солдаты» Я.Н. Длуголенского.
Подготовка к праздничной программе, посвященной Дню Защитника Отечества: выбор художественных произведений и миниатюр по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном мероприятии «День Защитника Отечества». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Международный женский день
Чтение и анализ произведений по теме: Притча об одноглазой матери, М. Кедрина «Сердце матери».
Подготовка к праздничной программе, посвященной Международному женскому дню: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в праздничной программе «Международный женский день». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Неделя детской книги
История праздника.
Чтение и анализ художественных произведений по выбору детей.
Подготовка к школьному и городскому этапам конкурса «Лучики»: выбор художественных произведений и миниатюр, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном и городском этапах конкурса «Лучики». Культура поведения на массовых мероприятиях. Обсуждение и анализ итогов конкурса.
Праздничная программа «Книжкины именины» . Культура поведения на массовых мероприятиях.
День Победы
Краткая история Великой Отечественной войны.
Посещение выставки военной техники в парке Победы.
Чтение и анализ произведения Шолохова М. «Судьба человека».
Подготовка к праздничной программе «День Победы»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном мероприятии «День Победы». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
Последний звонок
Чтение и анализ произведений Драгунского В. «Слава Ивана Козловского», «Главные реки Америки».
Подготовка к праздничной программе «Последний звонок»: выбор стихов по теме, работа с текстом. Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи. Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
Участие в школьном мероприятии «Последний звонок». Культура поведения на массовых мероприятиях.
Обсуждение и анализ выступлений.
Подведение итогов работы за год
Заключительная игровая программа «Путешествие по страницам книг».
Круглый стол: обсуждение и анализ работы за год.
По окончании второго года обучения
учащиеся должны:
-
знать и различать два основных типа литературы: прозу и поэзию, иметь понятие о рифме;
-
знать основные правила выразительного исполнения: темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение;
-
знать выразительные средства актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений;
-
иметь представление о сценической культуре;
-
знать правила культуры поведения на массовых мероприятиях;
учащиеся должны уметь:
-
слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли на уровне небольшого текста;
-
выразительно читать и пересказывать текст;
-
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
-
работать в паре, группе;
-
выполнять различные роли, уметь вносить корректировки в их исполнение;
-
применять полученные знания в создании характера сценического образа;
-
уметь в случае надобности помочь партнеру, удерживая при этом свою задачу.
УЧЕБно - ТематическИЙ план
(1 год обучения)
Введение (3 часа)
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
Предполагаемый результат
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД. Знакомство с программой.
1
1
Знание правил поведения на занятиях, правил личной гигиены, ТБ, ПБ, ПДД. Формирование интереса к занятиям в кружке.
2
Интересные книги, прочитанные летом. Обмен впечатлениями.
1
1
Умение определять тему текста, основную мысль, пересказывать, отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.
3
Литература как искусство слова. Поэзия и проза - два основных типа литературы.
1
1
Знание отличительных признаков прозы и поэзии.
День учителя (23 часа)
4
История праздника, знакомство с профессией учителя.
1
1
Расширение кругозора, знакомство с профессией учителя. Воспитание уважения к труду учителя.
5
Выборочное чтение и анализ произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»
9
1
8
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
6
Выбор стихов по теме, работа с текстом.
2
1
1
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
7
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
4
1
3
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
8
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
4
4
Умение выражать эмоции через движения и мимику. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, владеть своим телом, принимать исполнительскую позу.
9
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
10
Участие в праздничной программе «День Учителя». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
11
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
Праздник Осени (18 часов)
12
Чтение и анализ произведений осенней тематики: коротких рассказов Пришвина М., Бондарчук О. «Где спряталось лето?», стихов А.С. Пушкина, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А. Блока, С. Есенина.
4
1
3
Умение вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным чтением.
13
Пословицы, поговорки, приметы осени.
1
1
Расширение кругозора, обогащение речи, словарного запаса.
14
Выбор стихов по теме, работа с текстом.
2
1
1
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
15
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
4
1
3
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
16
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
4
4
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу..
17
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
18
Участие в праздничной программе «Праздник Осени».
Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
19
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
День Матери (20 часов)
20
История праздника
1
1
Расширение кругозора, воспитание уважение к матери.
21
Чтение и анализ произведений по теме: Емельянова Б. "Рассказы о маме", Воронковой Л. «Что сказала бы мама?», стихов Г. Виеру, Е. Благининой, Я. Акима, Э. Мошковской.
6
1
5
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль , отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
22
Выбор стихов по теме, работа с текстом.
2
1
1
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
23
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
4
1
3
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
24
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
4
4
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.
25
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
26
Участие в праздничной программе «День Матери». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
27
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
Театральный конкурс «Зимняя сказка» (20 часов)
28
Чтение и анализ произведений зимней тематики: Даля В.И. «Девочка Снегурочка», Братьев Гримм «Госпожа Метелица», стихов А.С. Пушкина, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А. Блока, С. Есенина.
4
1
3
Умение читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы по прочитанному, вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным чтением.
29
Постановка по сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»:
Работа с текстом. Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией.
5
1
4
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
30
Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений.
4
1
3
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений.
31
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
4
4
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.
32
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
33
Участие в театральном конкурсе «Зимняя сказка» Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
34
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
Акция «Здоровый образ жизни» (14 часов)
35
Чтение и анализ произведений по теме: Милна А. «Винн-Пух и все-все-все» (гл. 2), Линдгрен А. «Малыш и Карлсон» (гл. «Карлсон устраивает пир»), Драгунский «Что любит Мишка».
2
1
1
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
36
Постановка миниатюры «Спор овощей»:
Работа с текстом. Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией.
3
1
2
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
37
Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений.
3
1
2
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений.
38
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
3
3
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.
39
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
40
Выступление на школьном мероприятии с постановкой «Спор овощей»
1
1
Умение действовать на сцене, вызывать эмоциональный отклик зрителя и получать удовлетворение от выступления.
41
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
День Защитника Отечества (19 часов)
42
История праздника, знакомство с профессией военного.
1
1
Расширение кругозора, знакомство с профессией военного. Воспитание уважения к российской армии.
43
Пословицы и поговорки об армии, службе, верности родине.
1
1
Расширение кругозора, обогащение речи, словарного запаса.
44
Выборочное чтение и анализ рассказов из сборника «Жили-были солдаты» Я.Н. Длуголенского.
4
1
3
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
45
Выбор художественных произведений и миниатюр по теме, работа с текстом.
3
1
2
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
46
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
4
1
3
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
47
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
4
4
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.
48
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
49
Участие в праздничной программе «День Защитника Отечества». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
Международный женский день (9 часов)
50
Чтение и анализ произведений по теме: Васильева А. «Про Юлину маму», Сухомлинского В. «Моя мама пахнет хлебом».
1
1
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
51
Выбор стихов по теме, работа с текстом.
1
1
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
52
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
2
1
1
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
53
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
3
1
2
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.
54
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
55
Участие в праздничной программе. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
Неделя детской книги (17 часов)
56
История праздника.
1
1
Расширение кругозора, обогащение речи, словарного запаса.
57
Чтение и анализ художественных произведений по выбору детей.
3
1
2
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
58
Подготовка к школьному этапу конкурса «Лучики». Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
2
1
1
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
59
Репетиции: отработка выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки.
3
3
Умение выражать эмоции через движения и мимику. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене.
60
Участие в школьном этапе конкурса «Лучики». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
61
Подготовка к городскому этапу конкурса «Лучики». Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
2
2
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
62
Репетиции: отработка выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки.
2
2
Умение выражать эмоции через движения и мимику. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене.
63
Участие в городском этапе конкурса «Лучики». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
64
Обсуждение и анализ итогов конкурса.
1
1
Уметь оценивание работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
65
Праздничная программа «Книжкины именины»
1
1
Воспитание интереса и любви к чтению, расширение кругозора.
День Победы (23 часа)
66
Краткая история Великой Отечественной войны.
1
1
Формирование отрицательного отношения к войне, жестокости, воспитание чувства гордости за родную страну.
67
Посещение выставки военной техники в парке Победы.
2
2
Расширение знаний об истории родного города, Тракторозаводского района.
68
Чтение и анализ произведения
Воронковой Л. «Девочка из города».
6
1
5
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
69
Выбор стихов по теме, работа с текстом.
3
1
2
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
70
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
4
1
3
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
71
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
4
4
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.
72
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
73
Участие в праздничной программе «День Победы». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
74
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
Последний звонок (11 часов)
75
Выборочное чтение и анализ произведения Куликова Г. «Как я влиял на Севку»
2
1
1
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
76
Выбор стихов по теме, работа с текстом.
2
1
1
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
77
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
4
1
3
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
78
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
79
Участие в праздничной программе «Последний звонок». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
80
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
Подведение итогов работы за год (3 часа)
81
Заключительная игровая программа «Путешествие по страницам книг».
2
2
Воспитание интереса и любви к чтению.
Формирование положительных эмоций от общения друг с другом и педагогом.
82
Круглый стол: обсуждение и анализ работы за год.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей. Формирование положительных эмоций от общения друг с другом и педагогом.
Итого за год:
180
45
135
УЧЕБно - ТематическИЙ плаН
(2 год обучения)
Введение (3 часа)
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
Предполагаемый результат
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД. Знакомство с программой.
1
1
Знание правил поведения на занятиях, правил личной гигиены, ТБ, ПБ, ПДД. Формирование интереса к занятиям в кружке.
2
Интересные книги, прочитанные летом. Обмен впечатлениями.
1
1
Умение определять тему текста, основную мысль, пересказывать, отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.
3
Литература как искусство слова. Поэзия и проза - два основных типа литературы.
1
1
Знание отличительных признаков прозы и поэзии.
День учителя (23 часа)
4
История праздника, знакомство с профессией учителя.
1
1
Расширение кругозора, знакомство с профессией учителя. Воспитание уважения к труду учителя.
5
Чтение и анализ произведений по теме: Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков» (главы), рассказов Драгунского В. «Надо иметь чувство юмора», «Где это видано…»
9
1
8
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
6
Выбор стихов по теме, работа с текстом.
2
1
1
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
7
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
4
1
3
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
8
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
4
4
Умение выражать эмоции через движения и мимику. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, владеть своим телом, принимать исполнительскую позу.
9
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
10
Участие в праздничной программе «День Учителя». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
11
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
Праздник Осени (18 часов)
12
Чтение и анализ произведений осенней тематики: Паустовского К. «Мой дом», стихов Бальмонта К., Тютчева Ф., Пушкина А.С., Сапгира Г., Пастернака Б., Самойлова Д.
4
1
3
Умение вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным чтением.
13
Пословицы, поговорки, приметы осени.
1
1
Расширение кругозора, обогащение речи, словарного запаса.
14
Выбор стихов по теме, работа с текстом.
2
1
1
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
15
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
4
1
3
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
16
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
4
4
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу..
17
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
18
Участие в праздничной программе «Праздник Осени».
Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
19
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
День Матери (20 часов)
20
История праздника
1
1
Расширение кругозора, воспитание уважение к матери.
21
Чтение и анализ произведений по теме: Драгунского В. «Рыцари», Нагишкина Д. «Айога», стихов Александровой З., Ранневой Е., Есенина С., Берестова В.
6
1
5
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль , отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
22
Выбор стихов по теме, работа с текстом.
2
1
1
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
23
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
4
1
3
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
24
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
4
4
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.
25
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
26
Участие в праздничной программе «День Матери». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
27
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
Театральный конкурс «Зимняя сказка» (20 часов)
28
Чтение и анализ произведений зимней тематики: Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович», Паустовского К.Г. «Прощание с летом», «Зима», Бианки В. «По следам».
4
1
3
Умение читать и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы по прочитанному, вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным чтением.
29
Постановка по басням И. Крылова «Волк в деревне», «Свинья под дубом»:
Работа с текстом. Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией.
5
1
4
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
30
Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений.
4
1
3
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений.
31
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
4
4
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.
32
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
33
Участие в театральном конкурсе «Зимняя сказка» Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
34
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
Акция «Здоровый образ жизни» (14 часов)
35
Чтение и анализ произведения по теме: Чуковского К. «Мойдодыр».
2
1
1
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
36
Постановка по произведению Чуковского К. «Мойдодыр»: Разучивание ролей, работа над характерами персонажей, дикцией.
3
1
2
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
37
Действие как главное выразительное средство актерского искусства: мимика, жесты, поза, пластика движений.
3
1
2
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений.
38
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
3
3
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.
39
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
40
Выступление на школьном мероприятии с постановкой «Мойдодыр»
1
1
Умение действовать на сцене, вызывать эмоциональный отклик зрителя и получать удовлетворение от выступления.
41
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
День Защитника Отечества (19 часов)
42
История праздника, знакомство с профессией военного.
1
1
Расширение кругозора, знакомство с профессией военного. Воспитание уважения к российской армии.
43
Пословицы и поговорки об армии, службе, верности родине.
1
1
Расширение кругозора, обогащение речи, словарного запаса.
44
Выборочное чтение и анализ рассказов из сборника «Жили-были солдаты» Я.Н. Длуголенского.
4
1
3
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
45
Выбор художественных произведений и миниатюр по теме, работа с текстом.
3
1
2
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
46
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
4
1
3
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
47
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
4
4
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.
48
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
49
Участие в праздничной программе «День Защитника Отечества». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
Международный женский день (9 часов)
50
Чтение и анализ произведений по теме:
Притча об одноглазой матери,
М. Кедрина «Сердце матери».
1
1
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
51
Выбор стихов по теме, работа с текстом.
1
1
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
52
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
2
1
1
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
53
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
3
1
2
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.
54
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
55
Участие в праздничной программе. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
Неделя детской книги (17 часов)
56
История праздника.
1
1
Расширение кругозора, обогащение речи, словарного запаса.
57
Чтение и анализ художественных произведений по выбору детей.
3
1
2
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
58
Подготовка к школьному этапу конкурса «Лучики». Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
2
1
1
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
59
Репетиции: отработка выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки.
3
3
Умение выражать эмоции через движения и мимику. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене.
60
Участие в школьном этапе конкурса «Лучики». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
61
Подготовка к городскому этапу конкурса «Лучики». Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
2
2
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
62
Репетиции: отработка выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки.
2
2
Умение выражать эмоции через движения и мимику. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене.
63
Участие в городском этапе конкурса «Лучики». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
64
Обсуждение и анализ итогов конкурса.
1
1
Уметь оценивание работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
65
Праздничная программа «Книжкины именины»
1
1
Воспитание интереса и любви к чтению, расширение кругозора.
День Победы (23 часа)
66
Краткая история Великой Отечественной войны.
1
1
Формирование отрицательного отношения к войне, жестокости, воспитание чувства гордости за родную страну.
67
Посещение выставки военной техники в парке Победы.
2
2
Расширение знаний об истории родного города, Тракторозаводского района.
68
Чтение и анализ произведения
Шолохова М. «Судьба человека»
6
1
5
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
69
Выбор стихов по теме, работа с текстом.
3
1
2
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
70
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
4
1
3
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
71
Репетиции: отработка артистичности, выразительности чтения, сценических движений, совершенствование осанки и походки, исполнительской позы.
4
4
Умение представить и обыграть характер персонажа с помощью мимики, жестов, пластики движений. Умение работать в коллективе, с партнером, вести себя на сцене, принимать исполнительскую позу.
72
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
73
Участие в праздничной программе «День Победы». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
74
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
Последний звонок (11 часов)
75
Чтение и анализ произведений Драгунского В. «Слава Ивана Козловского», «Главные реки Америки»
2
1
1
Умение определять тему произведения, выделять основную мысль, отвечать на вопросы по прочитанному, давать характеристику героям, их взаимоотношениям.
76
Выбор стихов по теме, работа с текстом.
2
1
1
Умение представлять перед собою образы, которые они хотят передать аудитории.
77
Искусство декламации: рифмы, темп, ритм, интонация, пауза, логическое ударение. Дикция: чистота, четкость, разборчивость речи.
4
1
3
Знание основных правил выразительного исполнения. Умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами.
78
Генеральная репетиция. Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение ориентироваться на сцене и занимать свое место, принимать исполнительскую позу. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
79
Участие в праздничной программе «Последний звонок». Культура поведения на массовых мероприятиях.
1
1
Умение действовать на сцене естественно, вызывать эмоциональный отклик зрителя и самому получать удовлетворение от выступления. Умение вести себя на массовых мероприятиях.
80
Обсуждение и анализ выступлений.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения на характер своего сценического героя.
Подведение итогов работы за год (3 часа)
1
81
Заключительная игровая программа «Путешествие по страницам книг».
2
2
Воспитание интереса и любви к чтению.
Формирование положительных эмоций от общения друг с другом и педагогом.
82
Круглый стол: обсуждение и анализ работы за год.
1
1
Умение оценивать работу, как свою, так и товарищей. Формирование положительных эмоций от общения друг с другом и педагогом.
Итого за год:
180
45
135
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для детей:
-
Бр. Гримм. Золотой гусь. - М.: Дет. лит.,1984.
-
Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3 класс. ч 1. - М.: Баласс, 2008.
-
Воронкова Л. Девочка из города. Повесть. - М.: Дет. лит., 1983.
-
Воронкова Л. Что сказала бы мама? Рассказы.- М.: Дет. лит., 1982.
-
Даль В.И. Старик Годовик. Сказки, загадки, пословицы, игры. - М.: Дет.лит., 1987.
-
Длуголенский Я. Жили - были солдаты. Рассказы. - Ленинград: Дет. лит.,1987.
-
Драгунский В. Тайное становится явным. Рассказы.- М.: Малыш, 1988.
-
Емельянов Б. Китобой и его друзья. - М.: Дет. лит.,1965.
-
Круглый год. Рассказы, стихи, сказки, загадки. - М.: Дет. лит., 1980.
-
Круглый год. Рассказы, стихи, сказки, загадки. - М.: Дет. лит., 1983.
-
Линдгрен А. Малыш и Карлсон.- Запорожье: Интербук, 1993.
-
Мама. Стихи, рассказы, сказки.- М.: Малыш, 1986.
-
Милн. А. Винни - Пух и все-все-все./ Пересказ. с англ. Б. Заходер. - М.: Дет. лит., 1980.
-
Носов Н. Собр. Соч. в 4-х томах. - М.: Дет. лит., 1979.
-
Паустовский К.Г. Золотой линь: рассказы и сказки. - М.: Сов. Россия, 1987.
-
Раннева Е. Что такое счастье: стихи для детей. - Челябинск: изд-во Т. Лурье, 2008.
-
Шолохов М. Судьба человека. Рассказ. - М.: Дет. лит., 1981.
-
-
Чуковский К.И. Сказки.- Омск: МИП Литер, 1994.
Литература для педагога:
-
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского яз. В 1-4 кл. вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1991.
-
Внеклассные мероприятия в коррекционных классах/ авт.-сост. Н.М. Гончарова и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Давыдова М.А., Агапова И. Праздник в школе. Выпускные балы, конкурсы: для уч-ся 8-11 кл.- М.: Айрис - пресс, 2008.
-
Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 кл.- Спб: КАРО, 2005.
-
Кружок выразительного чтения : метод. рекомендации. - Ленинград, 1990.
-
Михина Е.В. Программа и тематическое планирование спецкурса "Основы теории литературы"в 5 кл.- Челябинск, МОУ СОШ № 26, 2002.
-
Организация и планирование воспитательной работы в спец.(коррекц.) школе-интернате, детском доме.- М.: АРКТИ, 2006.
-
С любовью к книге: сборник текстов мероприятий МУК "ЦСДШБ" г. Озерска.- 2006.
-
Савчук С.С. Первый кирпичик культуры: правила и советы по логике чтения и технике речи. - Челябинск, 1995.
-
Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
-
Тубельская Г.Н. Театр, где играют дети // Читаем, учимся, играем.- 2002. - № 7. - С. 105-114.
37