- Преподавателю
- Другое
- Урок по предмету Политология
Урок по предмету Политология
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нармаева И.М. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока по предмету «Основы социологии и политологии»
Тема: ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
Педагогические цели
Способствовать формированию представления о формах правления и политических режимах, их признаках; создать условия для развития умения сравнивать политические режимы и формы правления, определять основания для проведения классификации политических режимов, устанавливать причинно-следственные связи, уметь составлять схемы
Тип и вид урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний. Лекция.
Планируемые результаты
Формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений
Личностные результаты
Формирование гражданской идентичности, патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою республику.
Формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения
Ключевые компетенции
Ценностно-смысловая - владение способами самоуправления в ситуациях выбора на основе собственных позиций; осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общественных требований и норм;
Учебно-познавательная - самостоятельная познавательная деятельность: организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
Социокультурная - владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина, определение своего места и роли в государстве, владение этикой гражданских взаимоотношений;
Информационная - владение современными СМИ и информационными технологиями
Основное содержание темы, понятия и термины
Формы правления и политические режимы. Единоличные режимы власти. Абсолютизм, тирания, диктатура, тоталитаризм
Образовательные ресурсы
Учебник Г.И. Козырев «Основы социологии и политологии» М., 2014 г.
Презентация «Политическая система общества» [Электронный ресурс] - uchportal.ru/load/137--0-7006rusedu.ru_8560.html
ХОД УРОКА
Этапы урока
Формы, методические приемы
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Форма контроля
Осуществляемые действия
Формируемые УУД
I. Организационный
момент
Фронтальная. Словесный. Слово преподавателя
Приветствие студентов. Проверка готовности к уроку
Приветствие преподавателя. Организация своего рабочего места
Быстрое включение в деловой ритм
II.Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Беседа
Сообщение темы урока, предложение сформулировать учебные задачи
Слушают преподавателя и отвечают на вопросы преподавателя
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с преподавателем
III.Усвоение новых знаний и способов действий
Фронтальная. Индивидуальная. Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ преподавателя с элементами беседы, работа со схемой, тезисный план.
Освещение вопросов:
-
Форма правления
-
Политический режим
-
Единоличные режимы власти: абсолютизм, тирания, диктатура, тоталитаризм.
Слушают преподавателя, вступают в беседу, работают со схемами, составляют тезисный план
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, классификацию; структурируют информацию в виде тезисного плана.
Коммуникативные: вступают в коллективное учебное сотрудничество
Тезисный план
IV. Первичная проверка понимания
Фронтальная. Индивидуальная. Практический. Тесты.
Осуществляют тестовый контроль знаний политических режимов (Приложение)
Работают с тестами
Регулятивные: осуществляют контроль знаний
Тесты
V. Закрепление знаний и способов действий. Контроль и самопроверка
Индивидуальная. Практический. Составление схемы, тесты.
Выдача задания:
-составить обобщающую схему «Классификация политических режимов», выполнить тестовые задания практикума (учебник, с. 163-164)
Составляют схему, работают с тестами
Познавательные: структурируют учебный материал в схеме; осуществляют анализ
Схема, тесты
VI. Рефлексия
Фронтальная. Словесный. Беседа.
Организует беседу:
Закончите предложения:
Сегодня на уроке:
-Я приобрел…
-Я научился…
-У меня получилось…
-Я смог…
-Я попробую…
-Урок дал мне для жизни…
Отвечаю на вопросы
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества
Беседа по вопросам
VII. Домашнее задание
Фронтальная. Словесный. Сообщение преподавателя
Учебник, гл.14
Доклад «Диктаторы в XXI веке»
Воспринимают задание, уточняют его
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного решения
Доклад, опрос по пройденному материалу
ПРИЛОЖЕНИЕ
А - демократический режим
Б - авторитарный режим
В - тоталитарный режим
Определите, к какому политическому режиму относятся следующие признаки:
-
разделение государственных властей на законодательную, исполнительную и судебную;
-
значительная часть парламента назначается, а не избирается;
-
политический плюрализм;
-
широкий спектр прав и свобод граждан, их защита и гарантированность;
-
насильственное политическое господство группы «избранных», возглавляемых лидером;
-
парламент - совещательное учреждение при главе государства, последний занимает все ключевые государственные посты;
-
тотальный контроль над всеми сферами жизни общества;
-
деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства;
-
запрещение конституционных прав и свобод, демократических организаций;
-
выборность в органы государственной власти;
-
полная гласность;
-
безраздельно господствует исполнительная власть;
-
господство единой общеобязательной идеологии;
-
широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений;
-
основные методы государственной деятельности - приказы и команды;
-
репрессии;
-
личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий;
-
милитаризация общественной жизни
Ответ: А (1,3,4,8, 10,11,14);
Б (2,6,12,15,17);
В (5,7,9,13,15,16,17,18).
Технологическая карта урока по предмету «Основы права»
Тема: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИИ
Педагогические цели
Создать условия для ознакомления с высшей ценностью - правами и свободами человека, их классификацией (личные, политические, социально-экономические), обязанностями граждан РФ, способствовать формированию критического мышления, развитию умения работать с Конституцией, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания, высказывать свое мнение
Тип и вид урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний. Исследовательская лабораторная работа.
Планируемые результаты
Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи объектов и процессов, владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; умение поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития
Личностные результаты
Сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите
Ключевые компетенции
Ценностно-смысловая - формулирование собственных ценностных ориентиров по отношению к предметам и сферам деятельности;
Учебно-познавательная - владение креативными навыками; добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности;
Социокультурная - определение своего места и роли в окружающем мире, в семье, государстве;
Коммуникативная - владение приемами действий в ситуации общения;
Информационная - владение навыками работы с различными источниками информации;
Личностное самосовершенствование - интеллектуальное саморазвитие
Основное содержание темы, понятия и термины
Высшая ценность - права и свободы человека. Личные права. Политические права и свободы. Социально-экономические права. Обязанности граждан. Военная служба. Альтернативная гражданская служба. Военная служба по контракту. Конституционные обязанности государства по защите прав и свобод человека в РФ.
Образовательные ресурсы
Конституция Российской Федерации 1993 г.
Учебник. В.В. Румынина «Основы права», М.2014 г.
Презентация «Конституция о правах и обязанностях граждан России» [Электронный ресурс] - dmsuslin.narod.ru/club-licey6.htm
ХОД УРОКА
Этапы урока
Формы, методические приемы
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Форма контроля
Осуществляемые действия
Формируемые УУД
I. Организационный
момент
Фронтальная. Словесный. Слово преподавателя
Приветствие студентов. Проверка готовности к уроку
Приветствие преподавателя. Организация своего рабочего места
Быстрое включение в деловой ритм
II.Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Беседа
Сообщение темы урока, знакомство с эпиграфом: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». С.2 Конституции РФ.
Предложение сформулировать учебные задачи
Слушают преподавателя, знакомятся с эпиграфом и формулируют учебные задачи к теме урока
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с преподавателем
III.Усвоение новых знаний и способов действий
Фронтальная, групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный , практический, частично-поисковый. Работа с текстом Конституции, схема (тезисы, таблица), беседа
Организует групповую работу с текстом Конституции РФ, предлагает прочитать статьи Конституции РФ и привести примеры по каждой группе прав и обязанностей:
-
Высшая ценность - права и свободы человека.
-
Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина (Приложение1).
-
Конституционные обязанности человека и гражданина (Приложение 2).
-Как вы понимаете высказывание «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека»?
4. Конституционные обязанности государства по защите прав и свобод человека в РФ. (Приложение 3.)
Слушают объяснение преподавателя, работают с текстом Конституции в группах, структурируют материал в виде схемы (таблицы, тезисов), приводят примеры прав и обязанностей
Регулятивные: принимают учебную задачу, формулируют результаты.
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлекают ее; выбирают вид чтения в соответствии с поставленной целью; отделяют основную информацию от второстепенной; определяют сущностные характеристики изучаемого объекта, осуществляют классификацию; структурируют учебный материал.
Коммуникативные: владение основными видами публичных выступлений, следование правилам ведения диалога.
Работа с текстом Конституции, Беседа, схема (тезисы, таблица)
IV. Закрепление знаний и способов действий.
Групповая. Словесный. Дискуссия
Организация обсуждения:
-Почему самым важным личным правом человека является право на жизнь?
-Как вы понимаете мысль: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека»?
Обсуждают вопросы в группе
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; в коммуникации строят понятные высказывания
Беседа по вопросам
V. Рефлексия
Фронтальная. Практический. Письменный опрос
Ответьте на вопросы:
- Какие умения и навыки ты приобрел на уроке? Пригодятся ли они тебе в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?
- О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему ты считаешь это значимым?
Отвечаю на вопросы
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества
Письменные ответы на вопросы
VII. Домашнее задание
Фронтальная. Словесный. Сообщение преподавателя
Учебник, гл.10
Вопросы; групповые задания: используя материалы периодической печати, подобрать примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав
Воспринимают задание, уточняют его
Регулятивные: принимают учебную задачу.
Познавательные: воспринимают информацию из СМИ
Ответы на вопросы, групповые задания, работа с периодической печатью
Приложение 1.
Конституционные права и свободы человека и гражданина
Критерии выделения
Гражданские (личные) права и свободы
Свобода принимать решения независимо от государства
Политические права и свободы
Участие в государственном управлении, взаимодействие с государственной властью с целью влияния на принимаемые ею решения
Экономические права и свободы
Отношение к собственности, возможности обладания материальными и связанными с ними благами
Социальные права
Возможность получения социальной помощи со стороны государства
Экологические права
Возможность требовать обеспечения здоровой экологической среды
Приложение 2.
- Соблюдать Конституцию РФ и законы;
- платить законно установленные налоги и сборы;
- заботиться о детях и нетрудоспособных родителях;
- обеспечить получение детьми основного общего образования;
- беречь памятники истории и культуры;
- сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам;
- давать свидетельские показания;
- настии военную (или альтернативную) службу.
Приложение 3.
Конституционные обязанности государства по защите прав и свобод граждан в РФ
Государство, его органы и должностные лица обязаны:
- защищать граждан РФ вне зависимости от места их нахождения;
- компенсировать ущерб, причиненный преступлением;
- возмещать вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц;
- поощрять жилищное строительство;
- обеспечивать равный доступ к правосудию и выбору суда присяжных;
- обеспечивать предоставление юридической помощи задержанному лицу;
- использовать только те доказательства, которые получены законными методами;
- предоставлять возможность знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы каждого;
- предоставлять информацию о состоянии окружающей среды;
- обеспечивать защиту материнства, детства и семьи;
- обеспечивать бесплатность и доступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.