- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока по теме Класс Земноводные
Конспект урока по теме Класс Земноводные
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мартынова М.И. |
Дата | 22.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок 26 (50)
Тема: Класс Земноводные
Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде;
Познакомиться с классификацией и многообразием амфибий, выяснить значение в природе и для человека;
Продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать дополнительную литературу.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок.
Основные понятия и термины урока: класс Земноводные, плечевой и тазовый пояс, грудина, трехкамерное сердце, легкие, барабанная перепонка, клоака, мочевой пузырь, отряды безногие, бесхвостые, хвостатые.
Личностная значимость изучаемого для школьника: Не обижайте лягушек - они полезны и красивы, недаром в русских народных сказках есть Царевна-лягушка.
Ход урока
-
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, садитесь.
-
Мотивация.
Звучит запись хора озерной лягушки («кваканье»).
Учитель: расскажите, какие ассоциации возникли у вас при прослушивании этой записи. Как правило, такие ассоциации касаются признаков, которыми обладает лягушка и ее родственники, и которые у многих людей вызывают отвращение.
Учитель: А хотели бы вы узнать, за что природа наградила этих животных такими признаками? и после утвердительного ответа приглашает совершить путешествие в Страну земноводных, или амфибий.
На экран проецируется изображение таблицы «Многообразие земноводных.
Учитель: цель путешествия: выявить, в чем состоит необычность этих животных и каковы ее причины (формулировка проецируется на экран.)
-
Изучение нового материала.
Учитель: первая особенность этих животных заключена уже в самом названии класса, определите ее, пожалуйста. (Ответ: эти животные - обитатели наземной и водной среды.)
Учитель дополняет: и второе название, «амфибии», указывает на жизнь в двух средах. Это название было предложено шведским ученым К.Линнеем в XVIII в. и в переводе с греческого языка означает «двоякоживущие». (портрет на доске)
Учитель: земноводные появились на планете приблизительно 350 млн лет назад.
- Какая группа рыб «проложила земноводным путь на сушу»?
- Какие особенности этих рыб служат тому доказательствам?
(Ответ: древние пресноводные кистеперые рыбы; у них имелись «лапоподобные» плавники со сложным скелетом, «легочные мешки» - выросты пищевода, которые могли использоваться для дыхания.) (слайд)
Учитель: какие приспособления к жизни в воздушной и водной среде возникли у земноводных?
Сравнить строение лягушек и рыб (слайды)
После заслушивания ответов учащихся следует обобщение учителя: амфибии были «пионерами» во всем, что касалось жизни в воздушной среде. И если бы животным выдавали патенты, то земноводные получили бы их за ряд достижений. А вот до чего они «додумались» первыми, вы сейчас узнаете. Ваша задача - не только слушать, но и заполнять в соответствующие графы в таблице «Приспособления земноводных к жизни в воде и на суше».
Затем учитель говорит о том, что амфибии, сумев освоить сушу, все же не порвали связь с водой, и обращается к классу с вопросами.
- Какую роль играет водная среда в жизни этих животных?
(Ответ: в воде земноводные размножаются, многие находят там пищу и прячутся в воду в минуты опасности.)
- Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют о том, что она не утратила связи с водной средой?
(Ответ: обтекаемая форма тела, перепонки между пальцами задних конечностей, слизистая кожа.)
- Почему размножение многих амфибий возможно только в водной среде?
(Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, следует подсказка в виде вопросов: почему птицы способны размножаться на суше, откладывая яйца; могут ли икринки и личинки земноводных противостоять высыханию?)
Продолжая знакомить школьников с особенностями земноводных, учитель проецирует на экран слайды с изображениями представителей хвостатых, бесхвостых и безногих амфибий и просит указать признаки, которые положены в основу деления класса на отряды.
Для подробного ознакомления с характеристикой отрядов учитель предлагает игру «Составь опорный конспект». Задача - определить, к какому отряду относятся данные представители и с помощью соответствующей статьи учебника составить характеристику этого отряда.
Значение:
-
земноводные служат пищей для многих животных и человека;
-
слизь кожных выделений земноводных содержит ядовитые вещества; их используют и охотники, и медики.
-
лягушек используют домохозяйки для хранения молока, чтобы оно не прокисало в теплом помещении;
-
земноводные служат объектом для науки, классическими подопытными животными;
-
многих представителей земноводных содержат в аквариумах и террариумах - для красоты.
Развивая тему, учитель говорит о том, что в цивилизованном мире земноводным поют дифирамбы, и вновь обращается к школьникам с вопросом: кто и за что?
Ответы:
-
ученые-биологи и медики - за многочисленные открытия и эксперименты. Благодарное человечество поставило лягушке два памятника - в Париже и Токио (на экран проецируется изображение одного из памятников);
-
фермеры - жабам, поедающим большое количество насекомых-вредителей, их личинок, моллюсков;
-
гурманы - лягушкам, их лапки - деликатес во Франции, США и других странах.
После краткого обсуждения формулируется вывод: амфибии имеют большое значение в жизни человека.
Учитель продолжает: многие люди брезгливо относятся к амфибиям, что часто является причиной их прямого уничтожения. В настоящее время численность представителей этого небольшого класса (чуть более 4000 видов) продолжает сокращаться. Уже более 260 видов занесено в Международную Красную книгу.
Учитель обращается к классу с вопросом: почему сокращение численности амфибий вызывает большую тревогу у ученых-экологов? И предлагает прочитать отрывок из статьи американских экологов Блаустейна и Уэйка:
«Во многих районах земного шара популяции земноводных сокращаются, а некоторые группы, похоже, полностью исчезают из мест своего обитания. Эти процессы обращают на себя внимание ученых еще и потому, что благополучие амфибий может рассматриваться как универсальный и чувствительный показатель общего благополучия природной среды. Судите сами. В силу особенностей своей биологии земноводные связаны как с водными, так и наземными сообществами. На разных стадиях своего развития они могут быть как растительноядными, так и хищными формами. Голая кожа земноводных и их личинок, как и оболочка их яиц, проницаема не только для воды, кислорода и углекислого газа - она не может препятствовать проникновению в организм и многих других веществ, содержащихся в окружающей среде. Яйца (икра) земноводных весьма чувствительны к уровню ультрафиолетового излучения, определяемого рядом процессов в атмосфере. Таким образом, можно сказать, что любые изменения в окружающей среде должны оказывать влияние на состояние популяций этих животных. Земноводные распространены на Земле от тундр до пустынь. И если происходящие в настоящее время изменения состояния окружающей среды оказывают негативное влияние на этих животных во всех уголках нашей планеты и отражаются на представителях самых разных их форм, то это ли не показатель того, насколько сильны и всеобъемлющи эти изменения?»
Далее заслушиваются ответы учащихся и формулируется вывод: благополучие амфибий может рассматриваться как универсальный и чувствительный показатель общего благополучия природной среды. Сокращение их численности является наглядным доказательством сильных и всеобъемлющих неблагоприятных изменений в окружающем нас мире.
Учитель напоминает ученикам, что и мы являемся частью природы, а значит, как и амфибии, живем в отравленной среде и постепенно умираем. Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы можем сохранить и самих себя.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же на век
мы все объединимся.
Давайте наши души сохраним.
Тогда мы на Земле
и сами сохранимся!
Н.Старшинов
IV. Закрепление.
Урок подходит к концу, подведем итоги. Для этого возвратимся к главному вопросу урока. Как бы вы ответили на него сейчас?
На экран вновь проецируется формулировка цели урока.
После фронтального опроса учитель предлагает сыграть в игру «Верю-не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «да/верю» или «нет/не верю».
-
У земноводных постоянная температура тела. (Нет.)
-
Земноводные не живут в морях. (Да.)
-
Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. {Да.)
-
Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет.)
-
У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок - один. (Да.)
-
Органы дыхания взрослых земноводных - легкие и кожа. (Да.)
-
Конечности земноводных имеют пальцы. (Да.)
-
Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да.)
-
Личинки земноводных дышат легкими. (Нет.)
-
Амфибии - гермафродиты. (Нет.)
-
Взрослые земноводные - хищники. (Да.)
-
Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да.)
2. Головоломка «Составьте слова»
Я, шаг, лук;
Кол, ива, стог;
Рана, сад, мал;
Ваш, как.
3. Конкурс «Почемучка»
- Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Почему?
(Нельзя. У лягушки нет ни грудной клетки, ни ребер.)
- Моргают ли лягушки? Почему?
(Моргание - приспособительный процесс, возникший в связи с пребыванием лягушек на суше. Их глаза приобрели парные подвижные веки и мигательную перепонку, которые защищают глаза от высыхания и засорения.)
- Растут ли лягушки зимой?
(Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и т.д. У них резко замедляется обмен веществ, клетки тела не делятся и роста практически не происходит.)
4. Кроссворд «Знаете ли вы»
V.Заключение
Завершая урок, учитель просит школьников оценить работу на уроке и сам оценивает работу наиболее активных ребят. Урок заканчивается под звучащую запись голосов лягушек.
VI. Домашнее задание
Изучить статью учебника «Класс Земноводные, или Амфибии;
Ответить на вопросы.