- Преподавателю
- Другое
- Открытый урок по Основам православной культуры. Как христианство пришло на Русь
Открытый урок по Основам православной культуры. Как христианство пришло на Русь
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Губанкова О.М. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по ОПК в 4 классе
Тема: «Как христианство пришло на Русь»
Цель урока: углубление представлений учащихся о христианстве, церкви и крещении
Задачи урока:
-Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси; акцентировать внимание на роли князя Владимира в этом событии;
-Развивающая: осознать, что представление о Святой Руси - это представление о России, стремящейся к святости; понять, какое значение имело Крещение в жизни целой страны;
-Воспитывающая: осознать, как меняется жизнь человека после Крещения
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, Дидактическое обеспечение: аудиозаписи «Колокола», , иллюстрации храмов, князя Владимира, школы, славянской азбуки, видеоролик «Как христианство пришло на Русь», рабочие листы с текстами, Толковый словарь Ожегова, рисунки с изображением храмов.
Ход урока
Орг. момент:
-Здравствуйте дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости!!! Ребята, а как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим уважаемым гостям и настроимся на урок.
Начнем наш урок с прослушивания стихотворения «Святая Русь» в исполнении Галанина Ивана.
Звон колоколов. Читает ученик стихотворение «Святая Русь» (Галанин Ваня) (храм на слайде, природа)
На нашей прекрасной планете
Много чудесных стран.
В них много разных диковин,
Но наше счастье не там.
Мы с тобой, друг, откроем
В славный мир волшебную дверь.
Там живут честь и совесть
Ты мне, прошу, поверь.
Это страна необычная.
Ей имя «Святая Русь».
В ней живут люди счастливо,
К ним не заходит грусть.
Там жили наши предки
Кудесники и чудо-богатыри.
В ней живём мы с тобою,
Ты лишь вокруг посмотри.
И станет вдруг солнце ярче,
А небо прозрачней, светлей.
Любовью наполнятся души.
И будут вокруг все добрей.
- Ребята, о чем это стихотворение?
О стране, святой Руси.
Кто жил в этой стране?
(наши предки, славяне, кудесники, чудо-богатыри)
-Это волшебная страна, где жили совесть и честь.
Это страна необычная, в ней живут люди счастливо, к ним не заходит грусть.
- Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие во времени и вернемся на 1 000 лет назад в Древнюю Святую Русь к нашим предкам (слайд)
- А кого мы называем предками? (людей, которые жили до нас, восточные славяне)
- Вот сегодня мы и поговорим о том, как восточные славяне, предки многих россиян, пришли к христианству.
(Появляется тема урока на доске: «Как христианство пришло на Русь»). Запишем в тетрадях число 4 февраля и тему урока.
- Обратим внимание на тему нашего урока. Пришло на Русь христианство. Что такое христианство? А что означает это слово? Посмотрим в словаре Ожегова, найдем это слово и прочитаем.(стр.869) слайд
Одна из трёх мировых религий, основанная на культе Сына Божия Иисуса Христа как Богочеловека и спасителя мира, возникшая в начале I в. н. э. в Римской империи.
Что же такое христианство? (мировая религия) Кто основал эту религию? (Иисус Христос) А что мы уже изучали о Иисусе Христе (Богочеловек, спаситель мира) А где возникло христианство? (в Римской империи).
Слайды.
-А как вы думаете, изучая эту тему, с чем мы должны познакомиться?
Наша задача: знакомство с великим событием в истории нашего государства - крещением Руси; принятием христианской веры.
Ребята, давайте обратимся к учебнику и прочитаем притчу на странице 58.
-Кто главные герои этой притчи? (священник и юноша). О чем разговаривают эти люди? (они говорят об ошибке, которую совершил священник во время молитвы)
Учитель: найдите главную мысль в этой притче? (Бог так устроил, что люди должны научаться от людей.) А что передают друг другу священник и юноша, чем они делятся? (своими знаниями и опытом).
- Согласны ли вы со словами священника и почему? (люди передают опыт, знания из поколения в поколение).
Также Бог Иисус Христос передал свои знания людям, учил их добру, сначала в устной форме, а затем всю информацию стали записывать на папирусах. Христианское учение нам передал Иисус Христос.
Ребята, кто помнит день, когда его крестили? Кто не знает, спросите у своих крестных.
- А что вы знаете о крещении? Крещение - это церковный обряд, таинство, которое совершается священником в церкви. И об этом таинстве нам расскажет Ваня Галанин. Сообщение ученика. (слайд)
-Сколько раз можно креститься? (один раз).
-Зачем человек входит в святую воду? (чтобы избавиться от грехов, обновить свою душу)
- А как еще обновить свою душу? (через покаяние, покаяться перед Богом в своих грехах)
А знаете ли вы, что 10 веков назад был памятный день, когда крестили не одного человека, не двух, не семью, а целую страну, нашу с вами страну. Россию крестили 14 августа более тысячи лет назад. И Крестителем Руси стал князь Владимир. Хотите узнать, как это было?
Наши предки были язычниками. Кто такие язычники? Нам расскажет Денис Губанов. Он подготовил сообщение. (слайд)
Восточные славяне были язычниками - почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Приносили им в жертву свое имущество, еду, а иногда и человеческие жизни.
Учитель: Язычники приносили в жертву своим богам людей. И есть одна очень интересная история, с которой мы сейчас познакомимся. Прочитаем текст, он у вас на парте.
Чтение текста учеником.
Однажды после удачного похода, Владимир решил принести жертву божествам. Этой жертвой стал христианин Иоанн. Язычники пришли к дому забрать Иоанна, но отец Федор преградил им путь.
- Ваши боги сделаны из дерева; сегодня стоят, а завтра сгниют. Вышний Бог есть один; Он создал небо и землю и человека. А ваши боги что сделали? Их самих сделали люди. Не отдам сына бесам, - бесстрашно заявил он пришедшим.
Язычники набросились на отца с сыном и убили обоих. Они стали первыми христианскими мучениками на Руси. (слайд)
Учитель: Ребята, о чем говорится в тексте? (о христианах Федоре и его сыне Иоанне, они стали жертвами язычников и первыми христианскими мучениками на Руси).
Что решил Владимир сделать после удачного похода?
Кто стали жертвами язычников? (слайд) (Федор и его сын Иоанн)
Учитель:
Узнав о мученической смерти Иоанна и Федора, князь Владимир задумался о правоте своей языческой веры и созвал своих бояр попросил у них совета, какую религию выбрать для Руси. Бояре посоветовали послать своих людей в разные страны разузнать все самим и доложить князю. Владимир отобрал 10 послов.
- Через некоторое время послы прибыли к Владимиру и рассказали о своем путешествии. Что же они рассказали князю? Мы узнаем из летописи, исторического документа, который был написан в те далекие времена. Прочитаем отрывок из «Повести временных лет».
Исследовательская работа с текстом
«Повесть временных лет» «Выбор веры»
В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Византию, греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…
ВОПРОСЫ УЧАЩИМСЯ:
-Ребята, как бы вы озаглавили этот отрывок? (выбор веры князем Владимиром)
Ребята, какие страны посетили послы, с какими народами они встречались? (Византию, Болгарию, встречались с немцами). А в каком храме им понравилось больше всего?
- Почему Русь крестилась в православное христианство? (ответы учащихся)
Учитель: В греческом храме, который находился в городе Константинополе в Византии. Этом храм Святой Софии. «София» в переводе с греческого языка означает «мудрость» - одно из свойств Иисуса Христа. (слайд храм Святой Софии в Константинополе)
Учитель: -А теперь ребята мы отдохнем и проведем физкультминуку.
Физкультминутка:
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Учитель:
Теперь мы знаем, ребята, по каким причинам князь Владимир решил принять православие. Православное Христианство к нам пришло из Византии. (слайд ) В 988 году от Рождества Христова князь призвал жителей Киева креститься в реке Днепре.
988 г. - Крещение Руси. (Слайд)
Крещение - это таинство и присоединение к Церкви (запись в рабочей тетради)
Ребята мы с вами нарисовали рисунки, на которых изобразили церковь.
-Ребята, а что означает слово Церковь. Как вы понимаете это слово?
Оказывается, церковь - слово многозначное. И о церкви нам расскажет Гурлов Алексей. Сообщение о церкви.
Слово церковь в переводе с греческого означает «Дом Господа». Оно может относиться как к зданию храму, так и сообществу верующих людей. В последнем случае слово «церковь» означает обычно не тех, кто сейчас находится в данном храме, а вообще всех православных христиан России или даже христиан всего мира . (слайд Церковь и христианская община).
-Ребята, а вы ходите в Церковь? А в какую церковь вы ходите? (Церковь в честь Вознесения Господня). Ребята, в храм, куда вы ходите, сохранилась фреска князя Владимира, Крестителя Руси. Посмотрим на слайд.
Учитель: Сам князь Владимир после принятия крещения изменился. Он сделался истинным христианином: он строил храмы, вёл праведную жизнь и никогда не забывал нищих и убогих, которые в любое время приходили к нему на княжеский двор и получали всё необходимое. За его милость и заботу благодарный народ назвал его - Владимир Красное Солнышко Благодаря ему в стране открывались школы для детей, началось строительство храмов, церквей и соборов, люди начали обучаться грамоте, появилась азбука)
Закрепление изученного материала. (слайд на доске)
А теперь давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке. Выполним задание. Перед вами текст с пропущенными словами. Вставьте в текст слова.
Вставь слова, пропущенные в тексте:
Русь была крещена князем _______________ В ____году он призвал жителей ______ креститься в реке ________. В народной памяти Владимир остался как Владимир ______________. Христианство пришло на Русь из _______________.
Видеоролик «Как христианство пришло на РУСЬ» (8 минут)
Учитель: Ребята, а сейчас мы посмотрим небольшой видеоролик, как князь Владимир крестил Русь.
Что вам больше всего запомнилось или понравилось из этого фильма?
Учитель: не все люди сразу приняли крещение и православную веру, и жить по учению Евангелия. Но со временем люди стали стремиться к святости, стали ходить в храм, молиться Богу, старались не совершать плохих поступков. И за это стремление людей Русь стали называть Святой.
- Какие изменения произошли на Руси после принятия крещения? Что для этого сделал князь Владимир? (открывались школы для детей, началось строительство храмов, церквей и соборов, люди начали обучаться грамоте, появилась азбука)
- Мы сейчас с вами поработаем. Подходите ко мне. Выберите только те листочки, где указано, что сделал для Руси князь Владимир?
2) Синквейн к слову:
князь
великий мудрый
изменился крестился принял
Князь принял крещение Руси
герой
Вывод: Итак, Русь приняла православное христианство. Вера в Иисуса Христа преобразила жизнь людей и их культуру. Вера в единого Бога собрала все восточнославянские племена и помогла им ощутить себя единым народом.
Домашнее задание:
Прочитать материал в учебнике, ответить на вопросы на стр.61, подготовить сообщение о священниках Кирилле и Мефодии, отгадать кроссворд, составить синквейн со словом князь (на выбор).
Оценки учащимся за урок.
Рефлексия:- Ребята, давайте возьмемся за руки. Ответьте мне на вопрос? Мы с вами православные христиане. А что нас объединяет? (вера в Бога). А будем ли мы с вами стремиться к святости как наши предки? А что мы должны для этого делать? (совершать добрые поступки и молиться Богу, благодарить Его)
- Что показалось интересным на уроке?
- Что нового открыли для себя?
открывалисьшколы для детей
началось
строительство храмов
люди начали обучаться грамоте
появилась азбука
люди приняли православную веру
построил водопровод
издал указ о крестьянах
построил клубы