Открытый урок по Основам православной культуры. Как христианство пришло на Русь

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по ОПК в 4 классе

Тема: «Как христианство пришло на Русь»

Цель урока: углубление представлений учащихся о христианстве, церкви и крещении

Задачи урока:

-Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси; акцентировать внимание на роли князя Владимира в этом событии;

-Развивающая: осознать, что представление о Святой Руси - это представление о России, стремящейся к святости; понять, какое значение имело Крещение в жизни целой страны;

-Воспитывающая: осознать, как меняется жизнь человека после Крещения

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, Дидактическое обеспечение: аудиозаписи «Колокола», , иллюстрации храмов, князя Владимира, школы, славянской азбуки, видеоролик «Как христианство пришло на Русь», рабочие листы с текстами, Толковый словарь Ожегова, рисунки с изображением храмов.

Ход урока

Орг. момент:

-Здравствуйте дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости!!! Ребята, а как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим уважаемым гостям и настроимся на урок.

Начнем наш урок с прослушивания стихотворения «Святая Русь» в исполнении Галанина Ивана.

Звон колоколов. Читает ученик стихотворение «Святая Русь» (Галанин Ваня) (храм на слайде, природа)

На нашей прекрасной планете

Много чудесных стран.

В них много разных диковин,

Но наше счастье не там.

Мы с тобой, друг, откроем

В славный мир волшебную дверь.

Там живут честь и совесть

Ты мне, прошу, поверь.

Это страна необычная.

Ей имя «Святая Русь».

В ней живут люди счастливо,

К ним не заходит грусть.

Там жили наши предки

Кудесники и чудо-богатыри.

В ней живём мы с тобою,

Ты лишь вокруг посмотри.

И станет вдруг солнце ярче,

А небо прозрачней, светлей.

Любовью наполнятся души.

И будут вокруг все добрей.

- Ребята, о чем это стихотворение?

О стране, святой Руси.

Кто жил в этой стране?

(наши предки, славяне, кудесники, чудо-богатыри)

-Это волшебная страна, где жили совесть и честь.

Это страна необычная, в ней живут люди счастливо, к ним не заходит грусть.

- Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие во времени и вернемся на 1 000 лет назад в Древнюю Святую Русь к нашим предкам (слайд)

- А кого мы называем предками? (людей, которые жили до нас, восточные славяне)

- Вот сегодня мы и поговорим о том, как восточные славяне, предки многих россиян, пришли к христианству.

(Появляется тема урока на доске: «Как христианство пришло на Русь»). Запишем в тетрадях число 4 февраля и тему урока.

- Обратим внимание на тему нашего урока. Пришло на Русь христианство. Что такое христианство? А что означает это слово? Посмотрим в словаре Ожегова, найдем это слово и прочитаем.(стр.869) слайд

Одна из трёх мировых религий, основанная на культе Сына Божия Иисуса Христа как Богочеловека и спасителя мира, возникшая в начале I в. н. э. в Римской империи.

Что же такое христианство? (мировая религия) Кто основал эту религию? (Иисус Христос) А что мы уже изучали о Иисусе Христе (Богочеловек, спаситель мира) А где возникло христианство? (в Римской империи).

Слайды.

-А как вы думаете, изучая эту тему, с чем мы должны познакомиться?

Наша задача: знакомство с великим событием в истории нашего государства - крещением Руси; принятием христианской веры.

Ребята, давайте обратимся к учебнику и прочитаем притчу на странице 58.

-Кто главные герои этой притчи? (священник и юноша). О чем разговаривают эти люди? (они говорят об ошибке, которую совершил священник во время молитвы)

Учитель: найдите главную мысль в этой притче? (Бог так устроил, что люди должны научаться от людей.) А что передают друг другу священник и юноша, чем они делятся? (своими знаниями и опытом).

- Согласны ли вы со словами священника и почему? (люди передают опыт, знания из поколения в поколение).

Также Бог Иисус Христос передал свои знания людям, учил их добру, сначала в устной форме, а затем всю информацию стали записывать на папирусах. Христианское учение нам передал Иисус Христос.

Ребята, кто помнит день, когда его крестили? Кто не знает, спросите у своих крестных.

- А что вы знаете о крещении? Крещение - это церковный обряд, таинство, которое совершается священником в церкви. И об этом таинстве нам расскажет Ваня Галанин. Сообщение ученика. (слайд)

-Сколько раз можно креститься? (один раз).

-Зачем человек входит в святую воду? (чтобы избавиться от грехов, обновить свою душу)

- А как еще обновить свою душу? (через покаяние, покаяться перед Богом в своих грехах)

А знаете ли вы, что 10 веков назад был памятный день, когда крестили не одного человека, не двух, не семью, а целую страну, нашу с вами страну. Россию крестили 14 августа более тысячи лет назад. И Крестителем Руси стал князь Владимир. Хотите узнать, как это было?

Наши предки были язычниками. Кто такие язычники? Нам расскажет Денис Губанов. Он подготовил сообщение. (слайд)

Восточные славяне были язычниками - почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Приносили им в жертву свое имущество, еду, а иногда и человеческие жизни.

Учитель: Язычники приносили в жертву своим богам людей. И есть одна очень интересная история, с которой мы сейчас познакомимся. Прочитаем текст, он у вас на парте.

Чтение текста учеником.

Однажды после удачного похода, Владимир решил принести жертву божествам. Этой жертвой стал христианин Иоанн. Язычники пришли к дому забрать Иоанна, но отец Федор преградил им путь.

- Ваши боги сделаны из дерева; сегодня стоят, а завтра сгниют. Вышний Бог есть один; Он создал небо и землю и человека. А ваши боги что сделали? Их самих сделали люди. Не отдам сына бесам, - бесстрашно заявил он пришедшим.

Язычники набросились на отца с сыном и убили обоих. Они стали первыми христианскими мучениками на Руси. (слайд)

Учитель: Ребята, о чем говорится в тексте? (о христианах Федоре и его сыне Иоанне, они стали жертвами язычников и первыми христианскими мучениками на Руси).

Что решил Владимир сделать после удачного похода?

Кто стали жертвами язычников? (слайд) (Федор и его сын Иоанн)

Учитель:

Узнав о мученической смерти Иоанна и Федора, князь Владимир задумался о правоте своей языческой веры и созвал своих бояр попросил у них совета, какую религию выбрать для Руси. Бояре посоветовали послать своих людей в разные страны разузнать все самим и доложить князю. Владимир отобрал 10 послов.

- Через некоторое время послы прибыли к Владимиру и рассказали о своем путешествии. Что же они рассказали князю? Мы узнаем из летописи, исторического документа, который был написан в те далекие времена. Прочитаем отрывок из «Повести временных лет».

Исследовательская работа с текстом

«Повесть временных лет» «Выбор веры»

В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Византию, греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…

ВОПРОСЫ УЧАЩИМСЯ:

-Ребята, как бы вы озаглавили этот отрывок? (выбор веры князем Владимиром)

Ребята, какие страны посетили послы, с какими народами они встречались? (Византию, Болгарию, встречались с немцами). А в каком храме им понравилось больше всего?

- Почему Русь крестилась в православное христианство? (ответы учащихся)

Учитель: В греческом храме, который находился в городе Константинополе в Византии. Этом храм Святой Софии. «София» в переводе с греческого языка означает «мудрость» - одно из свойств Иисуса Христа. (слайд храм Святой Софии в Константинополе)

Учитель: -А теперь ребята мы отдохнем и проведем физкультминуку.

Физкультминутка:

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Учитель:

Теперь мы знаем, ребята, по каким причинам князь Владимир решил принять православие. Православное Христианство к нам пришло из Византии. (слайд ) В 988 году от Рождества Христова князь призвал жителей Киева креститься в реке Днепре.

988 г. - Крещение Руси. (Слайд)

Крещение - это таинство и присоединение к Церкви (запись в рабочей тетради)

Ребята мы с вами нарисовали рисунки, на которых изобразили церковь.

-Ребята, а что означает слово Церковь. Как вы понимаете это слово?

Оказывается, церковь - слово многозначное. И о церкви нам расскажет Гурлов Алексей. Сообщение о церкви.

Слово церковь в переводе с греческого означает «Дом Господа». Оно может относиться как к зданию храму, так и сообществу верующих людей. В последнем случае слово «церковь» означает обычно не тех, кто сейчас находится в данном храме, а вообще всех православных христиан России или даже христиан всего мира . (слайд Церковь и христианская община).

-Ребята, а вы ходите в Церковь? А в какую церковь вы ходите? (Церковь в честь Вознесения Господня). Ребята, в храм, куда вы ходите, сохранилась фреска князя Владимира, Крестителя Руси. Посмотрим на слайд.

Учитель: Сам князь Владимир после принятия крещения изменился. Он сделался истинным христианином: он строил храмы, вёл праведную жизнь и никогда не забывал нищих и убогих, которые в любое время приходили к нему на княжеский двор и получали всё необходимое. За его милость и заботу благодарный народ назвал его - Владимир Красное Солнышко Благодаря ему в стране открывались школы для детей, началось строительство храмов, церквей и соборов, люди начали обучаться грамоте, появилась азбука)

Закрепление изученного материала. (слайд на доске)

А теперь давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке. Выполним задание. Перед вами текст с пропущенными словами. Вставьте в текст слова.

Вставь слова, пропущенные в тексте:

Русь была крещена князем _______________ В ____году он призвал жителей ______ креститься в реке ________. В народной памяти Владимир остался как Владимир ______________. Христианство пришло на Русь из _______________.

Видеоролик «Как христианство пришло на РУСЬ» (8 минут)

Учитель: Ребята, а сейчас мы посмотрим небольшой видеоролик, как князь Владимир крестил Русь.

Что вам больше всего запомнилось или понравилось из этого фильма?

Учитель: не все люди сразу приняли крещение и православную веру, и жить по учению Евангелия. Но со временем люди стали стремиться к святости, стали ходить в храм, молиться Богу, старались не совершать плохих поступков. И за это стремление людей Русь стали называть Святой.

- Какие изменения произошли на Руси после принятия крещения? Что для этого сделал князь Владимир? (открывались школы для детей, началось строительство храмов, церквей и соборов, люди начали обучаться грамоте, появилась азбука)

- Мы сейчас с вами поработаем. Подходите ко мне. Выберите только те листочки, где указано, что сделал для Руси князь Владимир?

2) Синквейн к слову:

князь

великий мудрый

изменился крестился принял

Князь принял крещение Руси

герой

Вывод: Итак, Русь приняла православное христианство. Вера в Иисуса Христа преобразила жизнь людей и их культуру. Вера в единого Бога собрала все восточнославянские племена и помогла им ощутить себя единым народом.

Домашнее задание:

Прочитать материал в учебнике, ответить на вопросы на стр.61, подготовить сообщение о священниках Кирилле и Мефодии, отгадать кроссворд, составить синквейн со словом князь (на выбор).

Оценки учащимся за урок.

Рефлексия:- Ребята, давайте возьмемся за руки. Ответьте мне на вопрос? Мы с вами православные христиане. А что нас объединяет? (вера в Бога). А будем ли мы с вами стремиться к святости как наши предки? А что мы должны для этого делать? (совершать добрые поступки и молиться Богу, благодарить Его)

- Что показалось интересным на уроке?

- Что нового открыли для себя?

открывалисьшколы для детей

началось

строительство храмов

люди начали обучаться грамоте

появилась азбука

люди приняли православную веру

построил водопровод

издал указ о крестьянах

построил клубы





© 2010-2022