- Преподавателю
- Другое
- Тема: «Новые массовые и индивидуальные формы работы на занятиях в творческих объединениях»
Тема: «Новые массовые и индивидуальные формы работы на занятиях в творческих объединениях»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Корнева О.В. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества № 3
Выступление на методическом объединении
музыкального отдела
Тема: «Новые массовые и индивидуальные формы
работы на занятиях в творческих объединениях»
Дата: 20.09.2015г.
Старший методист музыкального отдела О.В. Корнева
«Новые массовые и индивидуальные формы работы на занятиях в творческих объединениях»
Педагогу дополнительного образования следует придерживаться таким принципам:
1. Найти то, что ребёнок знает и чего не знает.
2. Переходить от известного к неизвестному малыми, простыми, сознательными шагами. Материал должен быть распределён в систематическом порядке так, чтобы каждая мысль имела связь с последующей мыслью.
3.Употреблять слова, которые как педагог, так и воспитанник понимают одинаково.
Это правило требует:
- употреблять слова, известные всем детям;
- объяснять значение непонятных слов, которые приходится употреблять.
4. Применять обучение к нуждам детей.
Чтобы знать, в какой информации ребёнок нуждается и какую он может воспринять, педагог должен иметь представление о его внутренней жизни (знания, темперамент, духовное состояние) и окружающей его среде (семья, школа, друзья).
5. Создать атмосферу сотрудничества.
Это правило требует:
- не оставлять без внимания пробудившийся интерес ребёнка;
- направлять детей на поиск знаний.
6. Развивать интерес к приобретению новых знаний.
Это правило называется «законом возрастающего интереса и требует:
- организуя деятельность ребёнка, помещать известную информацию в новые рамки, создавать новые комбинации из известных ему фактов и знаний;
- возбуждать любопытство и ожидание;
- поддерживать интерес ребёнка.
7. Повторять информацию, чтобы она осталась в памяти.
Это правило требует:
- часто повторять то, что требуется запомнить;
- на каждом занятии кратко повторять материал предыдущего занятия;
- не пренебрегать ежемесячными, четвертными и годовыми обзорными занятиями.
Новые формы работы
- Занятие - викторина
Викторина составляется так, чтобы обучающиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, сведений. Вопросы могут быть розданы студийцам заранее или содержаться в тайне.
Вариант: дети задают вопросы педагогу, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выставляют ему оценку.
- Комбинированное занятие
Фазы комбинированного занятия:
-
Организационно - психологический момент - улыбка, шутка, игровое начало, бодрость.
-
Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы.
-
Педагог организует познавательную деятельность и активность обучающихся в связи с использованием нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения педагог обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти), выдачу тезисов до занятия, метод графической записи, звуковой, моторной, визуальный, осязательный ряд. Дискуссия. Стимулирование поиска воспитанниками опережающих идей и решений и т.д.
-
Позволяет обсудить главные, основные. Наиболее интересные линии и направления изученного - опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого воспитанника выступить со своим мнением, пониманием, подходом.
-
Педагог подбирается к домашнему заданию в течение всего занятия, увлекает, заинтересовывает обучающихся, авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для обучающихся интересны, значительны, разнообразны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого.
- Занятие - поиск
Требует серьезной предварительной подготовки, привычки обучающихся и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренное занятие.
- Занятие - экскурсия.
Два месяца ребята изучают все достопримечательности своего города, улицы, дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи - ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории. Договариваются с возможными участниками занятия из числа свидетелей эпохи. Занятие проводится в актовом зале, заполненном заинтересованными зрителями.
- Занятие - экспедиция.
В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфотографировать наиболее интересные в городе наличники на окнах, городские памятники, живописные места в городе, в лесу, в парке. Студийцы могут поехать за город искать камни, чтобы затем описать их и рассказать о них. Смысл проведения малых экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть несколько целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью.
- Стихотворно-музыкальное занятие.
Группа делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание подобрать поэтические произведения, характеризующие эпоху, скомпоновать к этим стихам музыкальные иллюстрации, что - то исполнить самим.
- Конкурс знаний, умений и творчества.
Это не простое занятие - это итоговый праздник знаний, который проводится в форме игры «дистанция». Продолжается эта олимпиада несколько дней для младшего, среднего и старшего возраста отдельно. Каждый этап включает показ родителям и социуму всех достижений Центра: вернисажи, соревнования, концерты, спектакли, игры, творческие работы (оргкомитет специально готовит экскурсоводов, которые будут показывать и рассказывать обо всем сделанном в Центре в течение года). В Центре во всех кабинетах и мастерских организуются «познавательные дистанции», каждая студия создает несколько команд, и с маршрутным листом команды бросаются покорять предметные и творческие «вершины». Конкурсы охватывают все студии в форме досуговой деятельности - викторин, кроссвордов, творческих заданий. В конце подводятся итоги, участники награждаются, и проходит большой концерт для родителей.
- Интегрированные занятия.
Проводятся в течении целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведения серии занятий в рамках целой темы. Ведут занятия 2-3 педагога. 60-80% время занятий отводится творчеству студийцев. Если речь идет об интегрированных гуманитарных занятиях, то есть используются различные способы воздействия на учащегося : видео- художественный, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.
- Занятия - фантазия.
-
Дети садятся в кружок, педагог начинает. А затем дети продолжают придумывать сказку на любую (познавательную) тему.
-
Дети получают краски и листы. На которых они изображают в картинках свое будущее. Свои пожелания, свое отношение к людям.
-
Дети рассказывают и поясняют фантастические сны.
- Занятие- сказка.
Дети объединяются по двое-трое, сочиняют сказки на заданную тему и затем показывают их своей группе. Сказки могут быть подготовлены дома, в них могут принимать участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением.
- Занятия самостоятельного поиска знаний
Есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений.
Например:
-
растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.
-
У вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его.
Во всех случаях мы рассматривает не только поиска занятий, но и их активного применения.
- Занятия художественного чтения
Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с педагогом форму и содержание текста и его подачи. Возможно, это будет мелодекламация (исполнение текста под музыку), возможно, чтение будет сопровождаться показом репродукций, возможно участники будут одеты в костюмы воспеваемой эпохи, возможно чтение текста будет организованно чтением по цепочке, но в конце занятия важно, чтобы несколько судей - искусствоведов из числа студийцев поделились своими впечатлениями.
- Интегративно - понятийное занятие
В ходе занятия студийцы делятся на малые группы и выполняют ряд упражнений, за каждое из которых группа в целом получает наградные баллы от педагога или специального жюри, составленного из студийцев. Занятие проводят все педагоги, студии которых включены в тему занятий.
- Занятие без правил.
Педагог предлагает детям начинать занятие таким образом: пусть каждый делает, что хочет. Темы нет, целей нет, задач нет, форм нет, запрещено только орать, бить, ломать. В конце занятия, или на другое занятие педагог предлагает подвести итог занятия по схеме:
-
Какая польза была от занятия;
-
Чему научились;
-
Что возьмете с собой на другие занятия, от чего откажетесь.
4