- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока на тему Роль религии в развитии культуры
Конспект урока на тему Роль религии в развитии культуры
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Курбанова Г.Я. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Роль религии в развитии культуры
Цель урока: помочь учащимся осознать значение религии в жизни человека, взаимосвязь культуры и религии.
Задачи урока:
Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.
Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;
Оборудование:
-
учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
-
электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
-
карточки для игры «Собери пазлы»;
-
демонстрационные карточки-термины;
-
презентация
-
тетради обучающихся
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Учитель: Хочется начать урок с доброй улыбки. Я желаю вам сегодня добра. Пожелайте добра друг другу, поприветствуйте всех доброй улыбкой.
3.Актуализация ранее полученных знаний.
-Давайте вспомним дом.зад. , которое я задала на прошлом уроке.
( нужно было узнать отношение членов вашей семьи к религии, которой они придерживаются?
при выполнении д.з.:
- О чем беседовал с родными и друзьями?
- Что нового узнал для себя?
(заслушиваются выступления детей)
- Ребята, я не спроста задала вам такое д.з., Вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить о Религии и ее связи с культурой.
-
Устный опрос.
-
Как вы понимаете слово «религия»? (вера в Бога)
-
Какие религии называются мировыми?
-
Какие религии считаются традиционными для России?
-
Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем городе?
-
Игра «Собери пазлы».
Религия - сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.
Ритуал - участие людей в религиозных действиях.
Национальные религии - это религии, которые распространены в пределах одной нации или гос-ва) иудаизм (Израиль - евреи), индуизм (Индия).
Мировые религии - это буддизм, христианство, ислам.
Слайд1
Итак, мы с вами поговорили о религии. Но мы еще не ответили на вопрос: как же связана религия с культурой? Для этого мы должны разобрать само понятие « Культура». «Что такое культура?»
-
В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».
-
Предлагаю вам уже знакомую игру «Подбери слово».
К - красота
У - уникальность
Л - личность
Ь
Т - традиции
У - устои, уважение
Р - развитие
А - архитектура
В начале уч. Года , когда мы начали изучать Предмет ОДНК ответили на этот вопрос. Давайте вспомним.()
В науке есть такое определение: «Культура - это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».
Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.
-
Задание детям: рассмотрите слова на слайдах и скажите, к какой культуре - материальной или духовной, они относятся?
(на слайдах: искусство, машина, предметы быта, обычаи, театр, здание, литература, украшение.)
-
Беседа с учащимися:
- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?
- Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?
-
Работа с рассказом.
- Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)
- Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя - кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:
- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
- Говорят «спасибо», что же ещё?
- Это слово имеет великую силу - оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
Беседа по вопросам:
- Что нового вы узнали о слове спасибо?
Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.
- Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
- Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
- Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (она ходила в храм и молилась)
- Зачем люди строили храмы? (Им нужно было место для молитвы, т.е. Люди приходят в храм, чтобы помолиться.)
Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны? Вот это и есть пример того , что религия тесно связана с культурой.
6. Выступление учителя «Влияние религии на культуру».
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.
В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Люди до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.
В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в в республике имеются великолепные храмы. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.( слайд-шоу)
- А у нас в городе есть храм? (Петропавловский храм села Касева)
Где он находится? Как называется?
Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах (показ репродукций). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.
(прослушивание: Рахманинов «Всенощное бдение»).
Скажите ребята во вторник, 19 января какой праздник был у православных? (Крещение) Священник освящает воду и после этого считается вода становится целебной…
А какие еще религиозные праздники вы знаете?
ВЫВОД:
Связаны ли культура и религия между собой?
-
Закрепление основных понятий урока
-
Мировые религии
-
Национальные религии
-
Культура
-
Связь с культуры с религией Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.
Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей. Сл.
Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.
-
Домашнее задание:
Индивидуальное задание: подготовить сообщение или презентацию по теме (на выбор):
1) «Памятники духовной культуры Башкортостана»,
2) «Памятники материальной культуры Башкортостана ».