Конспект урока на тему Роль религии в развитии культуры

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Роль религии в развитии культуры


Цель урока: помочь учащимся осознать значение религии в жизни человека, взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

Воспитательная: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.

Образовательная: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;

Развивающая: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;

Оборудование:

  • учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;

  • электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;

  • карточки для игры «Собери пазлы»;

  • демонстрационные карточки-термины;

  • презентация

  • тетради обучающихся





Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Учитель: Хочется начать урок с доброй улыбки. Я желаю вам сегодня добра. Пожелайте добра друг другу, поприветствуйте всех доброй улыбкой.

3.Актуализация ранее полученных знаний.

-Давайте вспомним дом.зад. , которое я задала на прошлом уроке.

( нужно было узнать отношение членов вашей семьи к религии, которой они придерживаются?

при выполнении д.з.:

- О чем беседовал с родными и друзьями?

- Что нового узнал для себя?

(заслушиваются выступления детей)

- Ребята, я не спроста задала вам такое д.з., Вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить о Религии и ее связи с культурой.

  • Устный опрос.

  • Как вы понимаете слово «религия»? (вера в Бога)

  • Какие религии называются мировыми?

  • Какие религии считаются традиционными для России?

  • Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем городе?

  • Игра «Собери пазлы».

Религия - сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

Ритуал - участие людей в религиозных действиях.

Национальные религии - это религии, которые распространены в пределах одной нации или гос-ва) иудаизм (Израиль - евреи), индуизм (Индия).

Мировые религии - это буддизм, христианство, ислам.

Слайд1

Итак, мы с вами поговорили о религии. Но мы еще не ответили на вопрос: как же связана религия с культурой? Для этого мы должны разобрать само понятие « Культура». «Что такое культура?»

  • В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

  • Предлагаю вам уже знакомую игру «Подбери слово».

К - красота

У - уникальность

Л - личность

Ь

Т - традиции

У - устои, уважение

Р - развитие

А - архитектура

В начале уч. Года , когда мы начали изучать Предмет ОДНК ответили на этот вопрос. Давайте вспомним.()

В науке есть такое определение: «Культура - это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».

Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

  • Задание детям: рассмотрите слова на слайдах и скажите, к какой культуре - материальной или духовной, они относятся?

(на слайдах: искусство, машина, предметы быта, обычаи, театр, здание, литература, украшение.)

  • Беседа с учащимися:

- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?

- Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?

  • Работа с рассказом.

- Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

- Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя - кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

- Говорят «спасибо», что же ещё?

- Это слово имеет великую силу - оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

- Что нового вы узнали о слове спасибо?

Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.

- Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

- Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

- Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (она ходила в храм и молилась)

- Зачем люди строили храмы? (Им нужно было место для молитвы, т.е. Люди приходят в храм, чтобы помолиться.)

Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны? Вот это и есть пример того , что религия тесно связана с культурой.

6. Выступление учителя «Влияние религии на культуру».

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.

В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Люди до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.

В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в в республике имеются великолепные храмы. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.( слайд-шоу)

- А у нас в городе есть храм? (Петропавловский храм села Касева)

Где он находится? Как называется?

Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах (показ репродукций). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.

(прослушивание: Рахманинов «Всенощное бдение»).

Скажите ребята во вторник, 19 января какой праздник был у православных? (Крещение) Священник освящает воду и после этого считается вода становится целебной…

А какие еще религиозные праздники вы знаете?

ВЫВОД:

Связаны ли культура и религия между собой?

  1. Закрепление основных понятий урока

  2. Мировые религии

  3. Национальные религии

  4. Культура

  5. Связь с культуры с религией Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.

Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей. Сл.

Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.


  1. Домашнее задание:

Индивидуальное задание: подготовить сообщение или презентацию по теме (на выбор):

1) «Памятники духовной культуры Башкортостана»,

2) «Памятники материальной культуры Башкортостана ».



© 2010-2022