• Преподавателю
  • Другое
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОБУ СПО ВО «ОСТРОГОЖСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»






Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

______________ О.В.Редина

«_______» ______________ 2014 г.






Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Экологические основы природопользования


для специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)














Острогожск 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.07.2014 г. № 832), учебного плана ГОБУ СПО ВО «ОАТ».

Организация-разработчик: ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум».

Разработчик:

Ногинова З.И., преподаватель общепрофессиональных дисциплин.

Рецензенты:

Редина О.В., заместитель директора по учебной работе, преподаватель общеобразовательных дисциплин.

Лахина Т.И., преподаватель общепрофессиональных дисциплин НОУ СПО «Острогожский техникум потребительской кооперации Воронежского облпотребсоюза».

Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией экономических, бухгалтерских и юридических дисциплин

Протокол №____от «___»_______2014

Председатель цикловой комиссии________ Е.В.Чалая

СОГЛАСОВАНО

Заведующий отделением ________ Т.А. Евсюкова

СОГЛАСОВАНО

Методист ________ Н.В.Козлова











СОДЕРЖАНИЕ


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Область применения программы

4

1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

4

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

4

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины

5

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

7

  1. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

10

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

10

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

10

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

11




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы специальностям СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) в соответствии с ФГОС


  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
    программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл за счет часов вариативной части.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

  • принципы и методы рационального природопользования;

  • методы экологического регулирования;

  • принципы размещения производств различного типа;

  • основные группы отходов, их источники масштабы их образования;

  • понятия и принципы мониторинга окружающей среды;

  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;

  • охраняемые природные территории.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной нагрузки

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Работа с нормативными правовыми актами

8

Подготовка рефератов

8


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освое

ния

1

2

3

4

Раздел 1 Особенности взаимодействия общества и природы

28


Тема 1.1.

Условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса

Содержание учебного материала

6

1

Природа и общество:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

  • общие и специфические черты;

  • развитие производительных сил общества;

  • увеличение массы вещества и материалов.

2

2

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности:

  • влияние урбанизации на биосферу;

  • принципы и методы рационального природопользования;

  • методы экологического регулирования;

  • условия устойчивого состояния экосистем;

  • роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

2

3

Признаки экологического кризиса:

- условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса;

- глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект; пути их решения.

2

1

Практическое занятие № 1

Естественные экологические системы

2


Тема 1.2. Природоресурсный потенциал Российской Федерации. Принципы размещения производств различного типа

Содержание учебного материала

4

1

Природные ресурсы и их классификация:

- природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов;

- взаимосвязь природных ресурсов с размещением производства;

- принципы размещения производств различного типа.

2

2

Пищевые ресурсы человечества:

  • проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции;

  • проблемы сохранения человеческих ресурсов.

2

1

Практическое занятие № 2

Сельскохозяйственные экологические системы

2


Тема 1.3.

Основные группы отходов, их источники и масштабы образования

Содержание учебного материала

6







1

Загрязнение биосферы:

  • антропогенное и естественное загрязнение;

  • прямое и косвенное воздействие на человека загрязненной биосферы;

  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

  • основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов

2

2

Пути миграции и накопление в биосфере токсичных и радиоактивных веществ:

  • «зеленая» революция и ее последствия;

  • значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов;

  • способы ликвидаций последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

2

3

Основные задачи мониторинга окружающей среды:

  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

  • наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую среду;

  • оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

2

Самостоятельная работа (подготовка рефератов)

4





Экология человека и социальные проблемы.

Экология и здоровье человека.

Самостоятельная работа (работа с нормативными правовыми актами)


4

Федеральный закон «Об охране окружающей среды», статья 30. Конституция РФ, статья 42(право на благоприятную окружающую среду).

Раздел 2.

Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

20

Тема 2.1.

Охраняемые природные территории.

Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание учебного материала

4

1

Новые эколого-экономические подходы природоохранительной деятельности:

  • природоохранительные постановления и нормативные акты по рациональному использованию окружающей среды;

  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.

2

2

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранительное просвещение.

Охраняемые природные территории.

Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

2

1

Практическое занятие № 3

Городские экологические системы

2


Тема 2.2. Юридическая и экологическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Содержание учебного материала

6

1

Понятие об экологической оценке производства и предприятий.

Принципы производственного экологического контроля.

3

2

Правовая и юридическая ответственность предприятия за нарушение экологии окружающей среды.

3

Самостоятельная работа (подготовка рефератов)

4


Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды.

Экология России и экология нашего города

Заповедное дело в России.

Самостоятельная работа (работа с нормативными правовыми актами)


4

Федеральный закон «Об охране окружающей среды», статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду, статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.

Конституция РФ, статья 9 (земля и другие природные ресурсы).

Всего:

48


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)









































3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экологические основы природопользования.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебная доска.

Технические средства обучения:

СD и DVD диски

Наглядные пособия:

Инструкционно - технологические карты для проведения практических занятий.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) - М.: Проспект, 2014. - 32с.

2. Водный Кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 181-ФЗ). //Консультант Плюс

3. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N234-ФЗ). //Консультант Плюс

4. Лесной Кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N250-ФЗ). //Консультант Плюс

5. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ). //Консультант Плюс

6. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96 (с изменениями внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ).

//Консультант Плюс

7. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 07.05. 2013). //Консультант Плюс

Основные источники:

1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп./Рук. авт. колл. Э.А. Арустамов. - М.: «Дашков и К», 2007.-316с.

2. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- 2 изд., испр.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.- 256с.

3. Денисов В.В. Экологические основы природопользования /В.В.Денисов, Е.С.Кулакова, И.В. Денисова.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 456 с.

4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебное пособие.- 9-е изд. / В.М.Константинов, Ю.Б. Челидзе. - М.: Академия, 2009.-208с.

Дополнительные источники:

1. Горелов А.А. Экология. - М.: Юрайт - М, 2009.- 312с.

Информационные справочно-правовые системы:

«Консультант Плюс», «Гарант» или другие.

Интернет-ресурсы:

  1. wwf.ru

  2. oopt.info/

  3. info.mos.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, письменных и устных опросов, проверки внеаудиторной самостоятельной работы.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

Решение ситуационных задач

Использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания

Тестирование

Решение ситуационных задач

Соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.

Тестирование

Решение ситуационных задач

Знания:

Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания

Комбинированный опрос

Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

Индивидуальный опрос, письменный опрос по карточкам.

Оценка рефератов и их обсуждение

Об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса

Индивидуальный опрос, письменный опрос по карточкам

Принципы и методы рационального природопользования

Комбинированный опрос

Методы экологического регулирования

Комбинированный опрос

Принципы размещения производств различного типа

Индивидуальный опрос, письменный опрос по карточкам

Основные группы отходов, их источники масштабы их образования

Комбинированный опрос

Понятия и принципы мониторинга окружающей среды

Комбинированный опрос

Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

Индивидуальный опрос, письменный опрос по карточкам.

Оценка рефератов и их обсуждение

Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

Оценка рефератов и их обсуждение

Природоресурсный потенциал Российской Федерации

Комбинированный опрос

Охраняемые природные территории

Индивидуальный опрос, письменный опрос по карточкам.

Оценка рефератов и их обсуждение

Результаты обучения

(освоенные общие компетенции)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения



ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- наблюдение и оценка деятельности студента в процессе обучения, на практических занятиях

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- наблюдение и оценка деятельности студента в процессе обучения, на практических занятиях

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- наблюдение и оценка работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций, участие в играх;

- демонстрация исполнительности и ответственного отношения к порученному делу;

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- наблюдение и оценка деятельности студентов при подготовке рефератов, докладов;

- наблюдение за использованием информационных технологий

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

наблюдение за формированием навыков работы в глобальных и локальных информационных сетях

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- наблюдение за организацией коллективной деятельности, демонстрация собственной деятельности в роли руководителя команды в соответствии с заданными условиями;

- демонстрация коммуникативных навыков и умения общаться в команде

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

мониторинг развития личностно-профессио­нальных качеств обучающегося

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

контроль выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- наблюдение за участием в учебно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах












6

© 2010-2022