- Преподавателю
- Другое
- Программа Экологическое воспитание школьников
Программа Экологическое воспитание школьников
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бойко Г.И. |
Дата | 06.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТ»
Автор: Бойко Галина Ивановна - воспитатель
КОУ ВО «Бутурлиновская школа - интернат VIII вида»
КОУ ВО «Бутурлиновская школа - интернат VIII вида»
2014 - 2017 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Постановка проблемы: Обострение экологических проблем обусловило сегодня объективную необходимость коренного изменения характера взаимодействия человека с окружающей средой, формирования нового типа культуры человеческого общества.
В нашей стране активно развивается сеть экологического образования. Очевидно, что интенсивность, с которой усугубляются экологические проблемы, значительно опережает процесс формирования экологической культуры. А ведь разрушение природы - есть нечто иное, как следствие, страшный результат более глубокого разрушения - разрушения личности, внутреннего мира человека, его ценностей, его отношения к миру, как к общему долгу.
Человек адекватен своей внутренней природе, а также условиям природного и социального бытия. Он соответствует или не соответствует заданным параметрам в природе, в социуме, в своём организме. Если гармония нарушается, если человек утрачивает связи с окружающей природой, социальной средой и самим собой, он перестаёт быть личностью.
Именно с такими проблемами мы сталкиваемся, где большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, пережили психические травмы и стрессы, многие из них имеют хронические заболевания. Прошлый негативный социальный опыт привёл к разрушению внутренних общепризнанных ценностей.
Всё обусловило необходимость воспитания экологической культуры, включая гуманистический аспект, в основе которого экология души, экология личности.
Программа предназначена для проведения воспитательных занятий, кружков в школе - интернат VIII вида. Рассчитана на детей 9-16 лет. Программа реализуется полностью за три года (три этапа).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Способствовать вовлечению детей в практическую деятельность по изучению и восстановлению окружающей среды.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Формирование экологической культуры с целью гармонизации отношений между личностью и природным окружением, через поиск позитивных ресурсов личности.
2. Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
-
Принцип целостности окружающей среды, формирующий у детей понимание единства окружающего мира.
-
Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.
-
Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность.
-
Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БЫЛИ ЗАИМСТВОВАНЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ АВТОРОВ Л. С. ЛИТВИНОВА, О. Е. ЖИРЕНКО «НРАВСТВЕННО - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ».
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Программа включает следующие основные направления:
- эколого - просветительская деятельность;
- исследовательская деятельность;
- организация детского экологического объединения;
- участие в районных, городских и областных акциях, конференциях;
- лекторская работа;
- организация экологических праздников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В программе используется весь арсенал педагогических технологий - воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, изобразительная деятельность, экскурсии, анкетирование, викторины, кружковая работа и т. д. Программа разделена на четыре блока, каждому тематическому блоку соответствуют определённые мероприятия, разработанные с учётом возраста детей.
1 БЛОК «ПЛАНЕТА ЗАГАДОК»
Специально организованное обучение в форме воспитательских занятий, направленное на изучение родного края, изучение правил поведения в природе, изучение животного и растительного мира, охрана окружающей среды. Блок «планета загадок» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, формировать любовь к родной природе, воспитывать экологическую культуру, активное, действенное и бережное участие в сохранении и улучшении природы. На каждое теоретическое занятие отводится 2 часа в месяц, за учебный год планируется провести 20 занятий.
2 БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
В него входит вся практическая часть. Задачей этого раздела является проведение экскурсий по временам года, цель которых включает в себя наблюдение за сезонными изменениями в природе, за красотой природы; сбор лекарственных трав; знакомство с природой, используя музейные экспозиции, художественную литературу, музыкальные произведения, т. е. Идёт тесная связь экологического и эстетического воспитания.
3 БЛОК «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК»
Происходит формирование у детей целостного представления о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания. На занятиях мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально - образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Содержательная основа экологична по своей сути. Негативные воздействия человека на природу с особой актуальностью поставила перед людьми проблему рационального природопользования, охраны живых организмов. Блок «природа и художник» делится ещё на четыре тематических блока:
1. «Мир природы» - пять занятий (образы природы - в жизни, искусстве и детском творчестве);
2. «Мир животных» - пять занятий (образы животных, птиц - в жизни, искусстве и детском творчестве);
3. «Мир человека» - пять занятий (образ человека и мир его предметного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве);
4. «Мир искусства» - пять занятий (образы музыки, литературы, кино и театра, взаимосвязанные с природой в изобразительном искусстве и детском творчестве).
На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:
- Передача и накопление опыта эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
- Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
- Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
- Сообщение, с учётом возрастных особенностей детей, знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
Эти задачи находят своё разрешение через серии художественно - творческих заданий.
4 БЛОК «КРАСОТА СПАСЁТ МИР» (Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ)
Живой мир, окружающей нас природы, насыщен тайнами и чудесами. О чём-то можно прочитать, о чём-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, пропустить через свою душу. Прислушаемся к своей планете, голосам птиц, зверей, цветов и деревьев. Слышать и понимать живую природу можно сердцем, мы можем найти себе друзей из числа животных и растений.
Видеть, понимать прекрасное - качество для человека очень важное, только тот, кто может оценить неповторимость красоты окружающей природы, способен дорожить этим чудом - нашей живой планетой, не менее важно создавать красоту своими руками.
Передать красоту окружающего мира средствами изобразительного искусства, художественного слова, музыки:
1. Участие в конкурсах рисунков «Сохраним бобра», «Удивительный мир природы», «Слово о родном крае».
2. Экскурсия в «Шипов лес».
3. Написание рассказов, сочинение стихов о птицах, животных, природе.
4. Школьная библиотека обеспечивает нас методической литературой, которая помогает нам в нашей деятельности.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Привлекаются следующие специалисты: администрация школы - интернат, психолог, мед. сестра, физрук, воспитатели.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1. Организации экскурсий в краеведческий музей, в природу;
-
сбор материалов;
-
создание и оформление музея с накопленным материалом;
-
создание экологической тропы;
-
создание экологическо-чистой зоны в районе русла реки «Осередь».
-
проведение праздников народного календаря;
-
обработка фото и видеоматериалов.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
- Конвенция о правах ребенка;
- закон РФ «об образовании»;
- психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной жизни детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Участие воспитанников школы - интернат в реализации программы позволяет формировать экологические аспекты развивающейся личности. Работа по формированию положительного отношения к родному краю заключается не в том, чтобы заставлять беречь природу, а формировать желание беречь её.
2. Программа является составной частью воспитательного процесса в учреждении, так как экологическая деятельность является системообразующей в учреждении. Это позволит отразить результаты работы в модели выпускника.
3. Формируется экологическое сознание детей, закладываются начальные формы правильного отношения к природе, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы, выражать своё эмоциональное отношение к ней, жить в ладу с самим собой и другими людьми.
№
п/п
Задачи
Критерии
Показатели
Методы, методики
1
Способствовать формированию экологической культуры с целью гармонизации отношений между личностью и природным окружением через поиск позитивных ресурсов личности.
Сформировать экологическую культуру между личностью и природным окружением через поиск позитивных ресурсов личности.
Знакомство с экологической культурой. Формирование познавательного интереса.
КВН «Природа нашего края».
2
Способствовать воспитанию правильного отношения к природе, сочувствия ко всему живому, умения видеть красоту природы, выражать своё эмоциональное отношение к ней.
Воспитывать правильное отношение к природе, сочувствие ко всему живому, умения видеть красоту природы, выражать своё эмоциональное отношение к ней.
Воспитанность правильного отношения к природе, сочувствия ко всему живому, умения видеть красоту природы, выражать своё эмоциональное отношение к ней.
- Экскурсия в «Шипов лес».
- Сюжетно-ролевая игра
«Войди в лес другом».
Список используемой литературы
1. ЖУРНАЛ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ».
2. ЖУРНАЛ «ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ».
3. Е. И. РУДНЯНСКАЯ, Л. Б. ЧЕРЕЗОВА «УРОКИ ЭКОЛОГИИ».
4. В. И. ПАНОВ «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ».
5. Л. С. ЛИТВИНОВА. О. Е. ЖИРЕНКО «НРАВСТВЕННО - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ».
6. И. Н. ПОНОМАРЁВА «ЭКОЛОГИЯ» .
7.А. Е. ЧИЖЕВСКИЙ «Я ПОЗНАЮ МИР. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО ЭКОЛОГИИ». М. 1997 Г.