Программа Экологическое воспитание школьников

Данная программа способствует вовлечению детей в практическую деятельность по изучению и востановлению окружающей среды. Способствует формированию экологической культуры с целью гармонизации отношений между личностью и окружающей природой, через поиск позитивных ресурсов личности. Способствует воспитанию гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. В программе используется весь арсенал педагогических технологий. Программа р...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТ»

Автор: Бойко Галина Ивановна - воспитатель

КОУ ВО «Бутурлиновская школа - интернат VIII вида»

КОУ ВО «Бутурлиновская школа - интернат VIII вида»








2014 - 2017 год.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Постановка проблемы: Обострение экологических проблем обусловило сегодня объективную необходимость коренного изменения характера взаимодействия человека с окружающей средой, формирования нового типа культуры человеческого общества.

В нашей стране активно развивается сеть экологического образования. Очевидно, что интенсивность, с которой усугубляются экологические проблемы, значительно опережает процесс формирования экологической культуры. А ведь разрушение природы - есть нечто иное, как следствие, страшный результат более глубокого разрушения - разрушения личности, внутреннего мира человека, его ценностей, его отношения к миру, как к общему долгу.

Человек адекватен своей внутренней природе, а также условиям природного и социального бытия. Он соответствует или не соответствует заданным параметрам в природе, в социуме, в своём организме. Если гармония нарушается, если человек утрачивает связи с окружающей природой, социальной средой и самим собой, он перестаёт быть личностью.

Именно с такими проблемами мы сталкиваемся, где большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, пережили психические травмы и стрессы, многие из них имеют хронические заболевания. Прошлый негативный социальный опыт привёл к разрушению внутренних общепризнанных ценностей.

Всё обусловило необходимость воспитания экологической культуры, включая гуманистический аспект, в основе которого экология души, экология личности.

Программа предназначена для проведения воспитательных занятий, кружков в школе - интернат VIII вида. Рассчитана на детей 9-16 лет. Программа реализуется полностью за три года (три этапа).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Способствовать вовлечению детей в практическую деятельность по изучению и восстановлению окружающей среды.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Формирование экологической культуры с целью гармонизации отношений между личностью и природным окружением, через поиск позитивных ресурсов личности.

2. Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

  1. Принцип целостности окружающей среды, формирующий у детей понимание единства окружающего мира.

  2. Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.

  3. Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность.

  4. Принцип направленности, способствующий развитию гармо­ничных отношений с окружающей средой.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БЫЛИ ЗАИМСТВОВАНЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ АВТОРОВ Л. С. ЛИТВИНОВА, О. Е. ЖИРЕНКО «НРАВСТВЕННО - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ».

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Программа включает следующие основные направления:

- эколого - просветительская деятельность;

- исследовательская деятельность;

- организация детского экологического объединения;

- участие в районных, городских и областных акциях, конференциях;

- лекторская работа;

- организация экологических праздников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В программе используется весь арсенал педагогических технологий - воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, изобразительная деятельность, экскур­сии, анкетирование, викторины, кружковая работа и т. д. Программа разделена на четыре блока, каждому тематическому блоку соответствуют определённые мероприятия, разработанные с учётом возраста детей.

1 БЛОК «ПЛАНЕТА ЗАГАДОК»

Специально организованное обучение в форме воспитательских занятий, направленное на изучение родного края, изучение правил поведения в природе, изучение животного и растительного мира, охрана ок­ружающей среды. Блок «планета загадок» позволяет полнее раск­рыть воспитательный и развивающий потенциал природоведчес­ких знаний, формировать любовь к родной природе, воспитывать экологическую культуру, активное, действенное и бережное участие в сохранении и улучшении природы. На каждое теоретическое занятие отводится 2 часа в месяц, за учебный год планируется провести 20 занятий.

2 БЛОК «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»

В него входит вся практическая часть. Задачей этого раздела является проведение экскурсий по временам года, цель которых включает в себя наблюдение за сезонными изменениями в при­роде, за красотой природы; сбор лекарственных трав; знакомст­во с природой, используя музейные экспозиции, художественную литературу, музыкальные произведения, т. е. Идёт тесная связь экологического и эстетического воспитания.

3 БЛОК «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК»

Происходит формирование у детей целостного представления о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания. На занятиях мир при­роды выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально - образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Содержательная основа экологич­на по своей сути. Негативные воздействия человека на природу с особой актуальностью поставила перед людьми проблему рационального природопользования, охраны живых организмов. Блок «природа и художник» делится ещё на четыре тематических блока:

1. «Мир природы» - пять занятий (образы природы - в жизни, искусстве и детском творчестве);

2. «Мир животных» - пять занятий (образы животных, птиц - в жизни, искусстве и детском творчестве);

3. «Мир человека» - пять занятий (образ человека и мир его пред­метного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве);

4. «Мир искусства» - пять занятий (образы музыки, литературы, кино и театра, взаимосвязанные с природой в изобразительном искусстве и детском творчестве).

На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:

- Передача и накопление опыта эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, формирование экологичес­кой культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.

- Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).

- Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».

- Сообщение, с учётом возрастных особенностей детей, зна­ний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

Эти задачи находят своё разрешение через серии художественно - творческих заданий.

4 БЛОК «КРАСОТА СПАСЁТ МИР» (Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ)

Живой мир, окружающей нас природы, насыщен тайнами и чудесами. О чём-­то можно прочитать, о чём-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пе­режить, пропустить через свою душу. Прислушаемся к своей планете, голосам птиц, зверей, цветов и деревьев. Слышать и по­нимать живую природу можно сердцем, мы можем найти себе друзей из числа животных и растений.

Видеть, понимать прекрасное - качество для человека очень важное, только тот, кто может оценить неповторимость красо­ты окружающей природы, способен дорожить этим чудом - на­шей живой планетой, не менее важно создавать красоту свои­ми руками.

Передать красоту окружающего мира средствами изобразительного искусства, худо­жественного слова, музыки:

1. Участие в конкурсах рисунков «Сохраним бобра», «Удивительный мир природы», «Слово о родном крае».

2. Экскурсия в «Шипов лес».

3. Написание рассказов, сочинение стихов о птицах, живот­ных, природе.

4. Школьная библиотека обеспечивает нас методической литературой, которая помогает нам в нашей деятельности.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Привлекаются следующие специалисты: администрация школы - интернат, психолог, мед. сестра, физрук, воспитатели.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Организации экскурсий в краеведческий музей, в природу;

  1. сбор материалов;

  2. создание и оформление музея с накоплен­ным материалом;

  3. создание экологической тропы;

  4. создание экологическо-чистой зоны в районе русла реки «Осередь».

  5. проведение праздников народного календаря;

  6. обработка фото и видеоматериалов.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА


- Конвенция о правах ребенка;

- закон РФ «об образовании»;

- психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной жизни детей.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Участие воспитанников школы - интернат в реализации программы позволя­ет формировать экологические аспекты развивающейся личнос­ти. Работа по формированию положительного отношения к род­ному краю заключается не в том, чтобы заставлять беречь при­роду, а формировать желание беречь её.

2. Программа является составной частью воспитательного процесса в учреждении, так как экологическая деятельность является системообразующей в учреждении. Это позволит отразить результаты работы в модели выпускника.

3. Формируется экологическое сознание детей, закладывают­ся начальные формы правильного отношения к природе, со­чувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы, вы­ражать своё эмоциональное отношение к ней, жить в ладу с самим собой и другими людьми.

п/п

Задачи

Критерии

Показатели

Методы, методики

1

Способствовать формированию экологической культуры с целью гармонизации отношений между личностью и природным окружением через поиск позитивных ресурсов личности.

Сформировать экологическую культуру между личностью и природным окружением через поиск позитивных ресурсов личности.

Знакомство с экологической культурой. Формирование познавательного интереса.

КВН «Природа нашего края».

2

Способствовать воспитанию правильного отношения к природе, сочувствия ко всему живому, умения видеть красоту природы, выражать своё эмоциональное отношение к ней.

Воспитывать правильное отношение к природе, сочувствие ко всему живому, умения видеть красоту природы, выражать своё эмоциональное отношение к ней.

Воспитанность правильного отношения к природе, сочувствия ко всему живому, умения видеть красоту природы, выражать своё эмоциональное отношение к ней.

- Экскурсия в «Шипов лес».

- Сюжетно-ролевая игра

«Войди в лес другом».







Список используемой литературы


1. ЖУРНАЛ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ».

2. ЖУРНАЛ «ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ».

3. Е. И. РУДНЯНСКАЯ, Л. Б. ЧЕРЕЗОВА «УРОКИ ЭКОЛОГИИ».

4. В. И. ПАНОВ «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ».

5. Л. С. ЛИТВИНОВА. О. Е. ЖИРЕНКО «НРАВСТВЕННО - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ».

6. И. Н. ПОНОМАРЁВА «ЭКОЛОГИЯ» .

7.А. Е. ЧИЖЕВСКИЙ «Я ПОЗНАЮ МИР. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПО ЭКОЛОГИИ». М. 1997 Г.



© 2010-2022