- Преподавателю
- Другое
- Программа подготовки воспитанников ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Пугачева» к передаче на семейные формы воспитания
Программа подготовки воспитанников ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Пугачева» к передаче на семейные формы воспитания
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мещерякова Т.А. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрена «Утверждаю»
На педагогическом совете Директор школы-интерната
(Протокол №1 от 31 августа 2011 г) _____________ Урабасова М.А
1сентября 2011 год
Программа
подготовки воспитанников ГКОУ Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г.Пугачева» к передаче на семейные формы воспитания.
Возраст детей -3 - 17 лет
Срок реализации - 3 года
Составитель - Мещерякова Т.А.
Социальный педагог
Пояснительная записка
Семейное воспитание в условиях государственного учреждения - одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у наших воспитанников, поступивших в основном из домов ребёнка и дезадаптированных семей, существенно искажены. В нашей школе воспитываются дети, которые никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье, или приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
Наша работа направлена на реализацию права ребенка проживать и воспитываться в семье.
Подготовка детей - сирот к семейной жизни - это комплекс мер психолого - педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.
Воспитанники школ-интернатов, детских домов испытывают раннюю материнскую депривацию, которая накладывает отпечаток на многие стороны психического развития. Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью.
Одной из ключевых проблем социальной адаптации наших воспитанников является коррекция семейных отношений, так как опыт взаимоотношений в своей биологической семье носил негативный характер или совсем отсутствовал.
Для решения проблем социализации, передачи детей на семейные формы воспитания, и создания своей будущей семьи разработана данная программа. В программе учитываются особенности детей, лишенных родительского попечительства, и обеспечивается возмещение недостающего позитивного примера родительской семьи.
Программа разработана на основе опыта работы коллектива школы-интерната по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче на семейные формы воспитания
Новизна настоящей программы заключается в учёте региональной специфики, использовании современных образовательных технологий.
Программа состоит из трех модулей
МОДУЛЬ 1. « Дошкольник»
МОДУЛЬ 2. «Младший школьник»
МОДУЛЬ 3 «Подросток»
Модули могут быть использованы как самостоятельные программы, так как рассчитаны на разный возраст воспитанников
Цели программы:
-
реализация права ребенка проживать и воспитываться в семье.
-
формирование представлений о семье, её значении в жизни человека;
-
формирование нравственных полоролевых и семейно-бытовых установок;
-
формирование умений и навыков межличностного взаимодействия.
Задачи программы:
-
Помочь детям осознать необходимость иметь дом. Развивать навыки сотрудничества и совместной деятельности; развивать самоконтроль, умение уважать мнение других людей.
-
Формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т. Д
-
Помочь ребенку идентифицировать себя со своими кровными родителями.
-
Способствовать осознанию своих чувств по отношению к своим биологическим родителям.
-
Формировать необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, ответственности за их здоровье
-
Формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.
-
Способствовать самораскрытию ребенка, формированию положительного образа «Я», дальнейшему сплочению коллектива
-
Развитие любознательности.
-
Нивелирование тревожности.
-
Отработка ситуации предотвращения конфликтов, диагностика конфликтности, закрепление навыков поведения в проблемной ситуации.
-
Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
-
Формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
-
Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни
Формы реализации программы.
-
Психолого-педагогическая диагностика.
-
Моделирование ситуаций.
-
Ролевое проигрывание.
-
Индивидуальная и групповая работа.
-
Беседы.
-
Информирование.
Ожидаемые результаты.
Воспитанники должны овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека, понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребёнка.
Воспитанники должны знать основные родственные связи в семье, основные обязанности членов семьи; уметь различать близких и дальних родственников; соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта; знать основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребёнка.
Старшеклассники должны знать основные статьи доходов и расходов семьи; понимать важность такого шага как создание собственной семьи.
Модуль1. Занятия для дошкольников
N п/п
Тема
Количество часов
Форма проведения
1.
Знакомство
1
Беседа, ролевое проигрывание, групповая работа
2.
Сюжетно-ролевая игра «Мишуткина семья»
1
Сюжетно-ролевая игра
3.
«Чаепитие в семье Мишутки»
1
Практическая работа, индивидуальная консультация
4.
Что такое семья?
1
Беседа, сюжетно-ролевая игра
5.
Пять моих «Я»
1
Беседа, сюжетно-ролевая игра, индивидуальная консультация
6.
«Я люблю…»
1
Дискуссия, психологическая игра, групповая работа, ролевая игра
7.
Мое настроение
1
Дискуссия, беседа, практическая работа, индивидуальная консультация
8.
Наши страхи
1
Дискуссия, беседа, моделирование ситуации, индивидуальная консультация
9.
Я больше не боюсь
1
Беседа, сюжетно-ролевая игра
10.
Сказка о семье карандашиков
1
Дискуссия, сюжетно-ролевая игра
11.
Встреча с другом
1
Беседа, сюжетно-ролевая игра
12.
Мой дом
1
Дискуссия, беседа, практическая работа, анализ ситуации, индивидуальная консультация
13.
Мой дом
1
Беседа, ролевая игра, мозговой штурм.
14.
Моя семья
1
Беседа с элементами дискуссии.
Модуль2. Занятия для младших школьников
N п/п
Тема
Количество часов
Форма проведения
1.
Знакомство. Общение в жизни человека
1
Беседа, ролевое проигрывание, групповая работа
2.
Я и моя семья
1
Беседа, сюжетно-ролевая игра
3.
Зачем нужно знать себя
1
Беседа, сюжетно-ролевая игра, индивидуальная консультация
4.
Я глазами других
1
Беседа, сюжетно-ролевая игра
5.
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги
1
Беседа, сюжетно-ролевая игра, индивидуальная консультация
6.
Ищу друга
1
Дискуссия, психологическая игра, групповая работа, ролевая игра
7.
Почему люди ссорятся
1
Дискуссия, беседа, индивидуальная консультация
8.
Чаепитие
1
Практическая работа, индивидуальная консультация
9.
Барьеры общения
1
Беседа, сюжетно-ролевая игра
10.
Предотвращение конфликтов
1
Дискуссия, сюжетно-ролевая игра
11.
Что значит любить родителей»
1
Беседа с элементами дискуссии.
12.
Семейные радости и горести
1
Беседа с элементами дискуссии, анализ ситуации, индивидуальная консультация
13.
Взрослые и дети в семье
1
Беседа, ролевая игра, мозговой штурм.
14.
Семь-я
1
Беседа с элементами дискусии, сюжетно-ролевая игра, индивидуальная консультация
Модуль 3 Занятия для старшеклассников
N п/п
Тема
Количество часов
Форма проведения
1.
Моя семья
1
Ролевое проигрывание, беседа, групповая работа
2.
Я и моя семья
1
Беседа, групповое рисование, моделирование ситуации
3.
Как решать семейные проблемы
1
Дискуссия, беседа, групповая работа, индивидуальная консультация
4.
Конфликты в семье и способы их разрешения
1
Моделирование ситуации, анкетирование, индивидуальная консультация
5.
Взаимоотношения в семье
1
Беседа, групповая работа, моделирование ситуации, индивидуальная консультация
6.
Уважение и любовь
1
Дискуссия, психологическая игра, групповая работа, ролевая игра
7.
Потребление и творчество в семейной жизни
1
Дискуссия, беседа, практическая работа, индивидуальная консультация
8.
Основные проблемы семейных отношений
1
Дискуссия, беседа, моделирование ситуации, индивидуальная консультация
9.
В чем же кроется секрет счастливой семейной жизни?
1
Беседа, инсценирование
10.
Бюджет семьи. Как расходовать деньги?
1
Дискуссия, информирование, практическая работа
11.
Любовь и как ее сохранить?
1
Дискуссия, беседа, практическая работа, анализ ситуации, индивидуальная консультация
12.
Круглый стол «Поговорим еще раз о любви»
2
Беседа с элементами дискуссии, видеоролик «Поговорим еще раз о любви»
13.
Планирование семьи. Как нужно любить детей?
1
Беседа, мозговой штурм, индивидуальная консультация
14.
Мужчина на кухне
1
Информирование, анкетирование
15
Семья - это семь Я
1
Беседа с элементами дискуссии, тестирование
Список литературы
-
Степанов Н. С., Шайдо Т. Н. Моя семья.
-
Амбросьева М. Н. Классный час с психологом.
-
Ананьева Е. И., Лобанова Л. В., Мельникова Р. В. Методическое пособие по проведению интерактивной игры для детей-сирот.
-
Плясова Г. И. Воспитание семьянина в условиях детского дома.
-
Рожков М. И., Байбородов Л. В., Ковальчук М. А. Проблема социального воспитания детей-сирот.
-
Хилько А. А., Ермощенко М. Е, Смирнова А. Д. Преподавание социально-бытовой ориентировки.
-
А. М. Прихожан, Н. М. Толстых «Психология сиротства».
-
Министерство образования и науки Российской Федерации, Главное управление народного образования администрации Курганской области, В. А. Поварницына «Воспитателю о развитии личности ребёнка» Кэтрин Тейлор «Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей».
-
Н. Н. Дробинина «Классные часы».
-
Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению».
-
В. А. Родионов, М. А. Ступницкая «Прививка от стресса. Профилактика негативных последствий воздействия стресса на детей».
-
В. Орлова, Н. В. Кастюк «Социально-психологическая помощь».
-
Е. Г. Гусева, О. В. Ковельская, Ю. А. Ворошило, И. П. Носивская «Психологическое сопровождение приёмной семьи»