Доклад Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Кишкинская средняя общеобразовательная школа.

















Доклад на тему:

«Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения».















Выполнила:

Сергеева Любовь Юрьевна ,

учитель русского языка и литературы





с. Кишкино

2014

Содержание

1. Введение

2. ФГОСы 2-го поколения

3. Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения

4. Заключение

Приложение
































Аннотация

Доклад « Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения» Сергеевой Любови Юрьевны посвящён введению ФГОСов 2 поколения в средней школе в 2015 году и деятельности учителя по формированию УУД в рамках новых образовательных стандартов.

Основным источником информации по данной теме являются выдержки из проекта «Особенности нового стандарта образования» Александра Кондакова, руководителя проекта по разработке ФГОС среднего общего образования. В докладе даны характеристики УУД, указаны основные методические принципы современного урока с примерным пошаговым планом действий учителя при разработке сценария урока. В таблице 1 дана сравнительная характеристика деятельности учителя на традиционном уроке и на уроке нового типа, рассказано также о технологии продуктивного чтения( сформулированы правила для учителей) и технологии оценивания учебных успехов( дан алгоритм действий учителя по внедрению данной технологии).

В приложении 1 рекомендована литература для самообразования.
























Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения


Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы на стандарты второго поколения.

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Основными направлениями развития общего образования являются:

1. Переход на новые образовательные стандарты

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

3. Совершенствование учительского корпуса

4. Изменение школьной инфраструктуры

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

6. Расширение самостоятельности школ

Переход на новые образовательные стандарты определён как один из основных направлений развития общего образования.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый стандарт начального общего образования введён в действие с 1 января 2010 года.

Чем же прежние стандарты отличаются от новых?

Прежде всего, изменилось само понимание того, что такое стандарт.

Раньше мы понимали под стандартом фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником.

Стандарт второго поколения содержит только требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать наши дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы.

К таким требованиям относятся:

  • требования к результатам освоения основных образовательных программ, это является основой для проведения итоговой аттестации выпускников.

  • требования к структуре основных образовательных программ, это требования к организации образовательного процесса: базисный учебный план, примерные программы, по которым идёт обучение.

  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, это те условия, которые обеспечивают успешную работу образовательного учреждения.

Главное отличие стандартов второго поколения состоит в том, что обучение в современной школе становится более личностным. Школа теперь не просто будет давать знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет, готов ли будет выпускник использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни, в нашем современном обществе.

Основное назначение стандартов второго поколения заключается:

во-первых: в развитии системы образования в условиях изменяющихся сегодня запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

во-вторых, стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния и тенденций развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ. В этом отношении стандарт выполняет функцию, близкую ЕГЭ.

Ориентация образовательного стандарта на результат делает главной целью образования развитие личности ученика на основе освоения различных способов действий, формирование у него умения ориентироваться в больших объемах информации, ставить образовательные цели, оценивать полученный результат, а в конечном итоге - умения учиться.

Стандарт второго поколения должен изменить ситуацию в системе образования. С помощью стандартов в России должны быть созданы условия для становления новой образовательной системы. Новизна этой системы в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной экономики. Таким образом, образовательный стандарт - это инструмент построения в России открытого гражданского общества, развития инновационной экономики.

Отличительной чертой стандартов второго поколения является также расширение общественного участия в жизни школы, и в первую очередь это касается родительского сообщества.

Родители впервые в истории отечественного образования получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой.

В стандарте зафиксированы специальные полномочия участников образовательного процесса, которые, в частности, дают родителям обучающихся право совместно со школой и общественностью определять до 20% содержания образования в начальной школе в соответствии с потребностями детей. При переходе на основную и старшую ступени этот показатель увеличивается. В старшей школе он может составлять 65%.

В Конституции РФ (ст. 43) и в Семейном Кодексе (ст. 63, 64) говорится о том, что родители «имеют преимущественное право на воспитание своих детей». Более того, там же сказано, что, «являясь представителями детей, родители обязаны защищать их права и законные интересы».Это означает, что именно родители определяют, где, как и по каким учебным программам будут учиться их дети.

В основе стандарта второго поколения лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина.

Надо отметить, что с принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.

Развитие школы всегда связано с повышением активности участия семьи в образовательном процессе. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без координации усилий участников образовательного процесса: от того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом.

В стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание. На ступени начального общего образования должно осуществляться формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её.

И самое главное - стандарты должны научить школьника пользоваться знаниями, учиться. Ведь теперь школьного багажа на всю жизнь не хватает - нужно переучиваться, доучиваться, уметь добывать знания самостоятельно.

С четвёртого класса по новым стандартам вводится новый предмет: Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей. При организации внеурочной деятельности обучающихся школа может использовать возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Сегодня выясняется, что большинство компетентностей, требуемых работодателями, формируется в возрасте до 7 лет. Дальше - это так называемая социализация. А вот свойства человеческого характера - способность быть открытым, работать в коллективе, видеть и понимать, слушать и слышать, смотреть и видеть - всё там, в детстве. Этому уже научить нельзя, поздно. Поэтому многое зависит от семьи.

Разумеется, для достижения результата, в корне меняется и роль учителя, характер его общения с детьми. Прежде всего, он перестает быть передатчиком знаний (что вовсе не освобождает от обязанности исподволь прививать детям любовь к знанию, учить добывать его и им оперировать). Объяснение материала уступит место системно-деятельностному подходу, основная цель которого: научить детей учиться.

Основную задачу школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения школьного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность школьников.

Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться - работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение - для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, - это учение для совместной жизни - вот основные приоритеты современного образования во всём мире.

Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний. До внедрения стандартов второго поколения в основной школе есть еще небольшой запас времени, поэтому начнем с самообразования. Самоподготовку к деятельности в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.

Анализ текста документа Федерального государственного образовательного стандарта позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться.

Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Познавательные УУД (их не следует путать с предметными) предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами. Коммуникативные УУД - это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета. Регулятивные УУД представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Основными методическими принципами современного урока являются:

• субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

• метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

• деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

• рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

• импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Урок должен включать следующие шесть основных этапов:

• мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

• целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

• осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

• коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

• взаимопроверка, взаимоконтроль;

• рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Вооружившись знаниями об основных методических принципах и структуре урока, попробуем составить примерный план действий учителя при разработке его сценария. Во - первых, определим тип такого урока. Урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно - диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 - й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 - й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 - й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использованием элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 - й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во - вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В - третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале - каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 - й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 - й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка

к уроку

Учитель

пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим

ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При

подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и

методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается

конспектами с коллегами

Основные

этапы урока

Объяснение

и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь

учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины

времени урока)

Главная

цель учителя на уроке

Успеть

выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению

способов действия;

• постановке

учебной задачи и т. д.

Формулирование

заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки:

решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните),

сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите

(сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените,

измените, придумайте и т. д.

Форма

урока

Преимущественно

фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное

ведение уроков

-

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два

педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок

проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие

с родителями обучающихся

Происходит

в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют

возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с

родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная

среда

Создается

учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный

материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты

обучения

Предметные

Результаты

Не только предметные результаты, но и личностные,

Метапредметные

Нет

портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная

оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование

адекватной самооценки

Важны

положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно

самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Напомним, что, по определению ЮНЕСКО, под образовательной технологией подразумевается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Так как в концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Например, технологии критического мышления, технологии встречных усилий, технологии дифференцированного обучения. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания учебных успехов. Почему? Потому что, если соотнести этапы современного урока и перечень названных педагогических технологий, то можно увидеть, что на каждом этапе предполагается целостное или частичное использование одной из них. Следовательно, учитель должен не только в совершенстве знать структуру урока и уметь его проектировать, он должен в достаточной мере владеть современными педагогическими технологиями, так как без нужного багажа знаний и умений правильно организовать свою деятельность и деятельность ученика на пути к достижению поставленных целей невозможно.

Рассматривая пошаговую подготовку учителя к современному уроку, мы уже частично ознакомились с элементами технологии проблемного диалога. Целесообразным представляется также рассмотрение технологии продуктивного чтения и технологии оценивания учебных успехов.

Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. Чтобы сформировать эти УУД, учителю необходимо знать шесть основных правил технологии продуктивного чтения.

Правило 1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (текст можно взять целиком, абзац, формулировку правила, таблицу, схему и т.п.).

Правило 2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:

• фактуальную (то, о чём говорится в явном виде);

• подтекстовую (то, о чём сказано «между строк»);

• концептуальную (основная идея, главная мысль текста).

Правило 3. Определите роль данного текста на уроке:

• на каком этапе урока используется данный текст (на этапе введения нового знания или на этапе развития умений);

• какова основная цель чтения этого текста учениками на уроке - например, выполнение продуктивного задания на уроке (составить список особенностей, причин, доказать что - либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.п.).

Правило 4. Сформулируйте задания для работы с текстом с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям/ автору) - о чем будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т. п.. Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы, однотипные вопросы использовать не рекомендуется. Этот этап работы должен быть коротким, плавно переходящим в самостоятельное чтение.

Правило 5. Выделите в тексте места остановок во время чтения текста вслух. Остановки нужны:

• для коротких комментариев с целью облегчения понимания каких - то слов, оборотов;

• для кратких реплик, которые позволят включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста);

• для вопросов, облегчающих ученикам ведение диалога с автором. Диалог с автором можно выстроить по схеме: «вопрос к автору → прогнозирование своего ответа → проверка своих предположений».

Все вопросы, комментарии к тексту должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот - обеспечить его глубокое понимание.

Правило 6. Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения - вопрос на осмысление концептуальной (основная идея, главная мысль) информации или организуйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.

Применение данной технологии, позволит учителю создать условия для формирования не только познавательных УУД, но и коммуникативных, т. к. подразумевается речевое взаимодействие участников процесса.

Рассматривая деятельность учителя в условиях введения ФГОС, следует также помнить о третьей составляющей «Результатов образовательной деятельности», регулятивных универсальных учебных действиях. Если в процесс обучения будет внедрена специальная система, например, технология оценивания учебных успехов, то это будет способствовать формированию у школьников регулятивных универсальных учебных действий, повышению качества предметных знаний, воспитанию ответственности, целеустремлённости, самоорганизации.

Рассмотрим алгоритм действий учителя по внедрению данной технологии в образовательный процесс.

1. Обсудите с учениками цели оценивания в школе.

Во - первых, постарайтесь объяснить ученикам, что оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали их, и не для того, чтобы они боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие.

Во - вторых, расскажите, зачем нужны изменения. А они нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо, чтобы каждый научился радоваться достижениям и преодолевать неудачи. А для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания.

2. Объявите ученикам и обсудите с ними новые правила оценивания (минимум технологии).

1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое, особенно успешное действие. Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение тестовых заданий).

2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.

3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, демонстрирующую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.

3. Обучите своих учеников алгоритму самооценивания.

1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?

6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?

4. Регулярно используйте самооценку на всех уроках.

На уроке ученик

сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает

выполненное задание. Учитель имеет право корректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или

занизил её.

За письменные задания

оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право исправить

эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она

завышена или занижена.

5. Изучите остальные правила технологии, чтобы по мере возможности внедрять и их в свою педагогическую практику.

4-е правило. «Где фиксировать отметки?». Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

5-е правило. «Когда ставить отметки?».

За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждое задание проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

6-е правило. «По каким критериям различать оценки?». Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки:

  • Необходимый уровень (типовая задача - «хорошо»);

  • Повышенный уровень (нестандартная задача - «отлично»);

  • Максимальный (необязательный) уровень (сверхзадача - «превосходно»).

7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговые оценки и отметки рекомендуется определять за учебный модуль (блок тем), который изучался за отрезок учебного времени (четверть, год). Итоговая оценка - характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка - среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их пересдачи.

Представленная технология универсальна и может быть эффективно использована в любой образовательной области, так как, научившись, осуществлять самооценку в процессе обучения, школьник, без сомнения, успешно применит приобретенные навыки в любой жизненной ситуации.

Рассмотрев лишь отдельные стороны педагогической деятельности учителя на современном этапе, приходим к выводу: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения». Он должен непрерывно учиться: учиться по - новому готовиться к уроку, учиться по - новому проводить урок, учиться по - новому оценивать достижения обучающихся, учиться по - новому взаимодействовать с их родителями. Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.



Использованная литература

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 - 9 класс: проект. - 3 - е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 112с. - (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

3. school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГО









Приложение 1. Рекомендуемая литература

Доклад Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения

Анализ урока: типология, методики, диагностика

Голубева Л. В.

Доклад Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения

Индивидуальный образовательный маршрут школьника.

Кунаш М. А.

Доклад Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения

Самоанализ образовательного процесса.

Ривкин Е. Ю.

Доклад Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения

Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия

Копотева Г. Л.

Доклад Деятельность учителя по формированию УУД при введении ФГОС 2-го поколения

Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС

Ривкин Е. Ю.


© 2010-2022