Влияние курсов нового формата на преподавание и обучение предмету

 Влияние курсов нового формата на преподавание и обучение предмету.   А.Т.Темирбулатова Учитель математики Ленинской средней школы Павлодарская область, Иртышский район, с. Ленино            В связи с вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира и результатами участия Казахстана в PISA и TIMSS, глава государства  Н.А. Назарбаев,  в послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», поставил кон...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние курсов нового формата на преподавание и обучение предмету.


А.Т.Темирбулатова

Учитель математики Ленинской средней школы

Павлодарская область, Иртышский район, с. Ленино

В связи с вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира и результатами участия Казахстана в PISA и TIMSS, глава государства Н.А. Назарбаев, в послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», поставил конкретную задачу, по принятию пятилетнего Национально плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Целью Национально плана является создание условия для развития функциональной грамотности школьников РК.

На развитие функциональной грамотности влияют следующие факторы:

- содержание образования (национальные планы, программы);

- обновление форм и методов обучения;

- система диагностики и оценки учебных достижений;

- программы внешкольного, дополнительного образования;

- модель управления школой;

- наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

- активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей;

В качестве приоритетных факторов- является переход к новым формам и методам обучения, которые подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение и оценку.

Передо мной, как учителем математики, встала проблема необходимости использования таких методов, и форм обучения и преподавания предмету, которые бы позволили выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным требованиям, получить не просто отдельные друг от друга знания, умения и навыки, а овладеть ими в комплексе и использовать их на практике, в деятельности. Одним из условий решения сформулированных задач я нашла при прохождении курсов третьего базового уровня. Во время прохождения курсов меня очень заинтересовала ключевая идея из руководства для учителей, которая звучала следующим образом «при возникновении вопросов не обязательно, что источником знаний будет являться учитель, однако учителя и ученики могут совместно проводить исследования с помощью Интернета, учителя могут помогать ученикам думать критически о способах поиска, об оценке и отборе найденной информации» (РУ, стр. 157). Данная идея послужила толчком для выбора темы исследования - «Развитие у детей таких саморегулируемых действий как умение работать с информацией». Данная тема стала темой моего самообразования и одной из форм применяемых мной на уроке. Считаю, что данная форма работы способствует наиболее эффективному обучению детей в современной школе. Для работы над своим исследованием, я выбрал 7 класс. Сделал я это, учитывая то, что в данном классе учащиеся активные, доброжелательные, хорошо идут на контакт. В данном классе я преподавала первый год и поэтому я провела предварительную работу, которая включала социометрию, беседу с учащимися о школе и анкетирование «Методика выявления характера атрибуции успеха/ неуспеха». Целю, данной методики было адекватное понимание учащимися причин успеха и неуспеха в деятельности. Социометрия была проведена для того, чтобы выяснить, какие учащиеся являются лидерами, какие популярными, кто с кем играет на перемене. Данная социометрия послужила подсказкой для рассадки по парам и группам. По итогам беседы я выяснила, что учащиеся ходят в школу для получения знаний, и они бы не согласились ходить только на легкие предметы. Анкетирование помогло выяснить, что все учащиеся имеют атрибуцию на «собственные усилия», что говорит о том что учащимся больше нравится добиваться знаний собственными усилиями. А не так как было всегда - центральное место на уроке занимал учитель. В дальнейшем была продолжена работа по развитию самостоятельности отбора нужной информации на уроках математики. И уже в конце года можно было наблюдать как учащиеся уже понимали смысл обучения, делали попытки поиска информации, ее презентовать. Самыми удачными стратегиями использованными мной были стратегия «Пирамида», «Интернет кафе», «Виртуальная лаборатория», «распредели» так как данные стратегии способствовали развитию навыков критического мышления, вызывали особый интерес у учащихся.

В планировании своих действий я применяла и продолжу применять следующие ресурсы: интерактивная доска, интернет, электронные учебники, раздаточный материал. Задания составляются с учетом возрастных особенностей учащихся и с учетом развития критического мышления через вопросы высокого порядка по таксономии Блума

На своих уроках я практиковала такие виды оценивания как оценивание с помощью стикеров, оценивание по готовым ответам, самооценивание, взаимооценивание и оценивание учителем. Особенно удались стратегии «Мишень», «Треугольники» и стикерами. Данные стратегии помогают увидеть учителю на какой стадии понимания и применения находятся ученики.

Немало важным является роль самого учителя в процессе обучения и преподавания. На уроках учитель должен быть лидером, но не тем, который подавляет учащихся и коллег, а тем, который направляет и помогает, который является другом для всех участников образования.

Данные курсы внесли огромные изменения в мою преподавательскую деятельность. Раньше в традиционном обучении я использовала только суммативное оценивание, так как для меня был важен итог урока. Планы уроков составлялись стандартно. И в процессе обучения я больше управляла учебным процессом. То пройдя курсы я узнала о формативном оценивании, научилась составлять среднесрочные планы, поурочные планы должны составляться с учетом всех семи модулей Программы. И что мне больше всего нравиться это то, что теперь мне не придется стоять все 45 минут у доски и объяснять тему урока, то есть теперь я являюсь координатором учебного процесса. Использую навыки критического мышления, групповую и парную работу. Для учащихся я являюсь не управленцем, а другом и партнером.

Ученикам нравиться работать в группе, в паре, появился интерес к предмету.

И конечно же не маловажным была поддержка коллектива. Для решения проблемы модернизации образования в 2012-2013 учебном году в школе были созданы временные творческие группы. Данные группы работают по следующим направлениям:

1. Оптимальные варианты анализа деятельности учителя на уроке.

2. Коррекция методики введения уроков согласно требованиям модернизации современного образования.

3. Новый подход к оцениванию знаний учащихся.

4. Организация системной работы по подготовке учащихся ЕНТ.

Руководителями групп были назначены следующие руководители:

1 группа - Баймышев Р.А.

2 группа - Лялюкова Т.Ф.

3 группа - Нурмагамбетов Д.Д.

4 группа - Андреева Л.В.

Данные группы, разраболины анализ и структура современного урока. По данной структуре проводятся открытые уроки, где учителя делятся своим опытом и новым подходам использованным на уроке для развития функциональной грамотности. Эти уроки анализируются по специальной таблице, разработанной творческой группой.

Считаю, что используемые нами, коллективом Ленинской СОШ, технологии, формы и методы способствуют личностному развитию учащихся, повышению качества образования, успешной подготовке и сдаче ЕНТ.

И в конце хотелось бы привести слова Г.С. Батищева «человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловит его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность».

© 2010-2022