РП дисциплины Психология деловых и межличностных коммуникаций

Цели освоения дисциплины: формирование у выпускников бакалавриата по всем направлениям подготовки в ЮФУ компетенций, необходимых для эффективного профессионального общения и конструктивных межличностных отношений с другими людьми в разных сферах социальной жизни и в условиях современного поликультурного общества. Задачи: в научно-исследовательской деятельности: - формирование у студентов навыков теоретико-эмпирического анализа проблемы профессиональной, межкультурной и межличностной коммуникаци...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт математики, механики и компьютерных наук им. И.И.Воровича

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель направления

_______________ /Карякин М.И._/

(подпись) (Ф.И.О.)

«_____»______________20_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Психология деловых и межличностных коммуникаций


Направление подготовки

02.03.01 Математика и компьютерные науки


Уровень образования

бакалавриат


Форма обучения

очная

Программа разработана

Чернова Анастасия Александровна, канд.психол. наук

Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание


Рекомендована к утверждению на заседании кафедры

психологи управления и юридической психологии

(название кафедры)

протокол заседания

от _______________№_____________

Зав. кафедрой _________________________________________.

(подпись)



Ростов-на-Дону

2015

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины: формирование у выпускников бакалавриата по всем направлениям подготовки в ЮФУ компетенций, необходимых для эффективного профессионального общения и конструктивных межличностных отношений с другими людьми в разных сферах социальной жизни и в условиях современного поликультурного общества.

Задачи:

в научно-исследовательской деятельности:

- формирование у студентов навыков теоретико-эмпирического анализа проблемы профессиональной, межкультурной и межличностной коммуникации в различных аспектах;

- развитие у студентов знаний и навыков коммуникации, наобходимых для эффективного участия в работе научно-исследовательских семинаров, конференций, симпозиумов, представления собственных научных достижений;

в производственно-технологической деятельности:

- развитие у студентов навыков анализа различных ситуаций деловой и межличностной коммуникации;

- формирование у обучающихся навыков эффективной коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

- формирование способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

в организационно-управленческой деятельности:

- развитие способности к самоорганизации и к самообразованию;

- развитие у студентов умения эффективно выстраивать взаимодействие в рабочем коллективе и формулировки организационно-управленческих решений с учетом специфики профессиональной деятельности;

в педагогической деятельности:

- формирование профессиональных и личностных коммуникативных навыков будущих педагогов.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина «Психология деловых и межличностных коммуникаций» относится к базовой части блока 1.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

1) «Русский язык в сфере профессиональной коммуникации» (базовая часть блока 1):

Знания: русского языка и его лингвистических характеристик, основ применения в профессиональной деятельности.

Умения: грамотно излагать свои мысли и готовить письменную деловую документацию.

Навыки: владения письменной и устной речью, в том числе в области деловой коммуникации; культурой речевой коммуникации.

2) «Философия» (базовая часть блока 1):

Знания: особенностей и специфики основных философских традиций и современного философского мировоззрения; классификации наук и научных исследований; исследовательские приемы, выработанные в философских системах и возможности их использования в научном исследовании; источников знаний и приемов работы с ними; основных особенностей научного метода познания.

Умения: анализировать логику рассуждений и высказываний; использовать современные научные методы познания и анализа; с позиций философии находить и обобщать основные тенденции в науке и развитии цивилизации, формировать собственную мировоззренческую позицию

Навыки: владения методологией философского анализа, культурой мышления, способностью к обобщению и анализу, выстраиванию научной картины мира.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

Знания и навыки, сформированные по дисциплине «Психология деловых и межличностных коммуникаций», позволят студентам получить задел для освоения дисциплин базовой («Педагогика» и «Методика преподавания») и вариативной («Психология лидерства и команд», «Психология менеджмента», «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности», «Психология управления впечатлением в коммуникации», «Психотехнологии бесконфликтного взаимодействия в коллективе» и «Психология семьи») части ОНЦ. Кроме того, данная дисциплина будет полезна для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, содержание которых включает вопросы, связанные с коммуникацией.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО (ОС ЮФУ) и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК) или универсальных (УК):

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

б) профессиональных (ПК):

- способностью публично представлять собственные и известные научные результаты (ПК-4).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основы межличностного общения, барьеры межличностной коммуникации и способы их преодоления; специфику делового общения в различных группах и ситуациях; правила и современные технологии эффективной коммуникации; свои возможности и ограничения в сфере общения.

Уметь: ориентироваться в ситуации общения; распознавать невербальное поведение партнеров по общению; анализировать коммуникационные процессы; ориентироваться в разнообразных коммуникативных технологиях; адаптироваться к разным социокультурным реальностям; проявлять толерантность к национальным, культурным и религиозным различиям.

Владеть: основными технологиями эффективной коммуникации; приемами ведения дискуссии и полемики; навыками построения конструктивного общения и способностью к саморазвитию в области коммуникации.

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Трудоемкость дисциплины в зет - 2, в часах - 72.

4.2. Модули дисциплины, изучаемые в 5(6) семестре

Модуля

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Л

ПЗ

ЛР

Внеауд.

работа

СР

1

Психологические особенности

межличностной коммуникации

36

8

10


18

2

Психология деловой коммуникации

36

8

10


18

Итого:

72

16

20


36

4.3. Лабораторные работы

ЛР

модуля

Наименование лабораторных работ

Кол-во часов







4.4. Практические занятия (семинары)

занятия

модуля

Тема

Кол-во часов

1

1

Технологии эффективных коммуникаций

4

2

1

Восприятие и познание людьми друг друга при общении.

2

3

1

Публичное выступление. Приемы ведения дискуссии и спора

2

4

1

Средства и методы психологического влияния в общении.

2

5

2

Конфликты в деловом общении..

4

6

2

Самопрезентация в условиях делового общения.

2

7

2

Деловые дискуссии и деловое общение (разбор конкретных ситуаций).

4

4.5. Курсовой проект (курсовая работа)

Не предусмотрен учебным планом.

4.6. Самостоятельное изучение (самостоятельная работа) разделов дисциплины

Модуля

Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

Механизмы межличностного восприятия.

2


1

Манипулирование в общении.

4

1

Барьеры коммуникации

2

1

Эмоции и саморегуляция в процессе межличностной коммуникации

4

1

Психологическая и коммуникативная компетентность

4

2

Детерминация поведения личности в деловом общении

2

2

Психологические особенности публичного выступления

4

2


Стиль и социально-психологические проблемы руководства

4

2

Коммуникации в организациях

4

2

Национальные особенности делового общения

2

2

Стресс и стрессовые ситуации в работе

4



V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Формы обучения: лекции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, круглый стол, дискуссия, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Образовательные технологии: компетентностно-ориентированное обучение, модульная технология, система зачетных единиц (кредитов), балльно-рейтинговая система оценки результатов.

Информационные технологии: мультимедийное обучение (презентации), информационные системы (Цифровой кампус, ИИК, электронные библиотечные каталоги), сетевое компьютерное тестирование уровня освоения дисциплины, дистанционные образовательные технологии (консультация индивидуальная (off-line).

В процессе преподавания дисциплины используются инновационные, активные и интерактивные технологии. Особый акцент при внедрении в учебный процесс образовательных технологий ставится на элементы проблемного изложения части вопросов и системой вопросов и заданий, рассчитанных на самостоятельный анализ и обобщение изучаемых фактов. Постановка учебных заданий, содержание вопросов к занятиям направлены на оптимизацию активной учебной деятельности студентов, раскрытию причинно-следственных связей, установлению последовательности фактов, выделения главного, выявлению общего и отличного в явлениях, применению и объяснению понятий, оценке явлений и процессов и т.д.

При реализации рабочей программы используются как имитационные, так и неимитационные виды образовательных технологий: разбор конкретных деловых ситуаций (кейс-метод), проблемная лекция, дискуссия на практическом занятии, творческое собеседование на практическом занятии, организация «круглых столов», проведение деловых и ролевых игр. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 25% аудиторных занятий.


VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

6.1.Темы рефератов:

1. Трудности межличностного общения.

2. Речь в межличностном общении.

3. Факторы успешного общения.

4. Одежда и манеры поведения делового человека.

5. Общение в публичном выступлении.

6. Роль имиджа в общении.

7. Роль чувств и эмоций в общении.

8. Активные формы делового общения.

9. Роль точности восприятия партнера в деловом общении.

10. Нерефлексивное и рефлексивное слушание.

11. Методы и средства воздействия на партнера по деловому взаимодействию.

6.2 Тесты рубежного контроля:

1. Общение это:

а) форма интеллектуального развития активности человека;

б) вид активности, который формирует и развивает человека, как личность;

в) процесс передачи и получения информации.

2. Процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижения определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определённой цели - это:

а) деловое общение;

б) межличностное общение;

в) бытовое общение.

3. Косвенное общение:

а) связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения;

б) предполагает личный контакт и непосредственное восприятие друг друга в самом акте общения;

в) осуществляется через посредников, которыми выступают другие люди.

5. Успех при коммуникативном общении возможен если партнеры:

а) являются представителями одного пола;

б) обладают единой системой кодировки информации;

в) умеют жестикулировать.

6. Вербальное общение подразумевает:

а) использование жестов, мимики, телесного контакта;

б) использование системы слов;

в) использование системы слов и жестов.

7. К жестам уверенности относятся следующие телесные проявления человека:

а) руки в карманах, большой палец снаружи;

б) одна рука обхватывает другую в области ладони;

в) кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят.

8. Эмпатия - это:

а) способ познания человека с помощью уподобления себя ему;

б) осознание собственной персоны со стороны другого человека или группы лиц;

в) постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

9. Для достижения цели и разрешения конфликта выделяют следующие стратегии поведения:

а) сотрудничество, конкуренция, компромисс, уступчивость, избегание;

б) сотрудничество, компромисс, избегание;

в) конкуренция, сотрудничество, избегание.

10. Пассивность, склонность к уступкам, непоследовательность в оценках, суждениях, поведении, уход от острых вопросов - это … модель поведении личности в конфликте.

а) конструктивная;

б) деструктивная;

в) конформистская.

6.3 Варианты контрольной работы по темам модуля 1- 2.

Вариант 1.

Теоретическое задание.

Задание 1. Дайте определение понятиям « деловая коммуникация», «межличностная коммуникация».

Задание 2. Охарактеризуйте основные структурные компоненты общения.

Практическое задание.

1. Как вы оцениваете свои личные коммуникативные качества? Сравните самооценку с результатами самодиагностики вашей коммуникативности (тест « Коммуникативные и организаторские способности», тест В.Ф. Ряховского «Уровень вашей общительности»).

2. Что называется стилем общения? Перечислите стили общения и проведите сравнительный анализ (в виде таблицы).

Вариант 2.

1. Охарактеризуйте барьеры коммуникации. Каковы их причины и способы преодоления.

2. Раскройте сущность конфликтов и дайте их классификацию.

Практическое задание.

1. Заполните следующую таблицу.

Вспомните какой-нибудь конфликт, который был у вас недавно, оцените эффективность его разрешения и попробуйте найти другое решение выхода из данного конфликта.

Краткое описание конфликтной ситуации

Использованный стиль для разрешения конфликта

Общая эффективность этого стиля по вашему мнению (от -3 до +3

Результат применения стиля (полож. или отрицат.)

Другой возможны путь решения этого конфликта


2. Как вы оцениваете уровень вашей конфликтности, какой стиль поведения в конфликтной ситуации характерен для вас? Сравните самооценку с результатами самодиагностики вашей конфликтности, выбора характерного для вас стиля разрешения конфликтов (тест Кеннет У. Томас « Ваш способ реагирования в конфликте»).

6.4 Перечень вопросов к зачёту:

1. Общение как социально - психологическая проблема.

2. Стили общения.

3. Функции общения.

4. Различия между межличностным и деловым общением.

5. Факторы, определяющие социальное восприятие в деловом общении.

6. Механизмы и формы восприятия и понимания.

7. Социальные стереотипы в деловом общении.

8. Коммуникативный процесс в деловом общении.

9. Средства коммуникации.

10. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.

11. Сущность взаимодействия в деловом общении.

12. Стратегии взаимодействия в общении.

13. Методы и средства воздействия на партнера по деловому общению.

14. Фазы деловой беседы.

15. Виды деловых переговоров.

16. Основные характеристики телефонного разговора.

17. Деформации общения как искажения существенных характеристик общения. Признаки деформаций в общении.

18. Виды деформаций в общении.

19. Понятие деструктивного общения.

20. Виды конфликтов.

21. Понятие межличностных отношений, их структура.

22. Основные функции и характеристики общения.

23. Технологии эффективного общения.

24. Сценарии и механизмы межличностного взаимодействия.

25. Социальные ритуалы и особенности ритуального поведения.

26. Манипуляции в общении.

27. Чувства и эмоции в общении.

28. Речевое взаимопонимание.

29. Речевые нормы и речевые позиции.

30. Виды и факторы эффективного слушания.

31. Классификация и характеристика невербальных средств общения.

32. Классификация барьеров общения.

33. Деструктивное и дефицитное общение.

34. Феномен личного влияния в общении.

35. Межличностная аттракция.

36. Деловая коммуникация: цели, задачи.


VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература:

  1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2013.

  2. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышевой. М.: Юрайт, 2012.

7.2. Дополнительная литература:


  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник ./ Г.В. Бороздина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000, 2011. - 295 с. (Гриф).

  2. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Психология межличностной коммуникации. СПб, 2000.

  3. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. М., 1997.

  4. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. С. 61-81.

  5. Кидинов, Алексей Васильевич. Межличностные отношения в контексте социально-динамической теории: монография. / А.В. Кидинов - М. ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 127 с. (Гриф). Электронная библиотека - Book.ru

  6. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. М., 1992.

  7. Кривокора Е.Н. Деловые коммуникации: Учеб. пособие / Е.И. Кривокора, - М.: ИНФРА-М, 2011. - 190 с. (Гриф).

  8. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

  9. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 288 с.

  10. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И.Самыгин, А.М.Руденко. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2012. - 440 с. (для бакалавров) (Гриф).

  11. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб: Речь, 2002.

  12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб: «Речь». 2004.

  13. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб: Речь, 2003.

  14. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учебник для вузов / Под ред. Проф. П.И.Сидорова. - 2-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 384 с. (Гриф).

  15. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М, 1992.

  16. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.: Институт практической психологии, 1996.

  17. Фаст Дж. Язык тела. Ростов-на-Д., 1997.

7.5. Интернет-ресурсы (при необходимости)

elibrary.ru ,

2. koob.ru,

3. psytest.ru,

4. azps.ru,

7.6. Программное обеспечение информационно-коммуникационных технологий


VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Учебно-лабораторное оборудование (приводятся сведения о специализированных аудиториях, оснащенных оборудованием (стендами, моделями, макетами, информационно-измерительными системами, образцами и т.п.) и предназначенных для проведения лабораторного практикума).

8.2. Программные средства

Комплект средств для компьютерной презентации тем учебного курса «Психология деловых и межличностных коммуникаций».

8.3. Технические и электронные средства

Интерактивные доски. Мультимедийное оборудование. Доступ к сети Интернет для самостоятельной работы и контроля студентов.

IX. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Виды контрольных мероприятий

Текущий

контроль

Рубежный

контроль


Модуль 1. «Психологические особенности

межличностной коммуникации»



1

Посещение лекций

9


2

Работа на семинарских (практических) занятиях

9


3

Реферат

7


4

Тестирование


25


Модуль 2. «Психология деловой коммуникации»



1

Посещение лекций

9


2

Работа на семинарских (практических) занятиях

9


3

Реферат

7


4

Контрольная работа


25



Всего

50

50


Бонусные баллы (до 10)


Промежуточная аттестация в форме зачета


© 2010-2022