- Преподавателю
- Другое
- РП дисциплины Психология деловых и межличностных коммуникаций
РП дисциплины Психология деловых и межличностных коммуникаций
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чернова А.А. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт математики, механики и компьютерных наук им. И.И.Воровича
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель направления
_______________ /Карякин М.И._/
(подпись) (Ф.И.О.)
«_____»______________20_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Психология деловых и межличностных коммуникаций
Направление подготовки
02.03.01 Математика и компьютерные науки
Уровень образования
бакалавриат
Форма обучения
очная
Программа разработана
Чернова Анастасия Александровна, канд.психол. наук
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры
психологи управления и юридической психологии
(название кафедры)
протокол заседания
от _______________№_____________
Зав. кафедрой _________________________________________.
(подпись)
Ростов-на-Дону
2015
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины: формирование у выпускников бакалавриата по всем направлениям подготовки в ЮФУ компетенций, необходимых для эффективного профессионального общения и конструктивных межличностных отношений с другими людьми в разных сферах социальной жизни и в условиях современного поликультурного общества.
Задачи:
в научно-исследовательской деятельности:
- формирование у студентов навыков теоретико-эмпирического анализа проблемы профессиональной, межкультурной и межличностной коммуникации в различных аспектах;
- развитие у студентов знаний и навыков коммуникации, наобходимых для эффективного участия в работе научно-исследовательских семинаров, конференций, симпозиумов, представления собственных научных достижений;
в производственно-технологической деятельности:
- развитие у студентов навыков анализа различных ситуаций деловой и межличностной коммуникации;
- формирование у обучающихся навыков эффективной коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- формирование способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
в организационно-управленческой деятельности:
- развитие способности к самоорганизации и к самообразованию;
- развитие у студентов умения эффективно выстраивать взаимодействие в рабочем коллективе и формулировки организационно-управленческих решений с учетом специфики профессиональной деятельности;
в педагогической деятельности:
- формирование профессиональных и личностных коммуникативных навыков будущих педагогов.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Учебная дисциплина «Психология деловых и межличностных коммуникаций» относится к базовой части блока 1.
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
1) «Русский язык в сфере профессиональной коммуникации» (базовая часть блока 1):
Знания: русского языка и его лингвистических характеристик, основ применения в профессиональной деятельности.
Умения: грамотно излагать свои мысли и готовить письменную деловую документацию.
Навыки: владения письменной и устной речью, в том числе в области деловой коммуникации; культурой речевой коммуникации.
2) «Философия» (базовая часть блока 1):
Знания: особенностей и специфики основных философских традиций и современного философского мировоззрения; классификации наук и научных исследований; исследовательские приемы, выработанные в философских системах и возможности их использования в научном исследовании; источников знаний и приемов работы с ними; основных особенностей научного метода познания.
Умения: анализировать логику рассуждений и высказываний; использовать современные научные методы познания и анализа; с позиций философии находить и обобщать основные тенденции в науке и развитии цивилизации, формировать собственную мировоззренческую позицию
Навыки: владения методологией философского анализа, культурой мышления, способностью к обобщению и анализу, выстраиванию научной картины мира.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
Знания и навыки, сформированные по дисциплине «Психология деловых и межличностных коммуникаций», позволят студентам получить задел для освоения дисциплин базовой («Педагогика» и «Методика преподавания») и вариативной («Психология лидерства и команд», «Психология менеджмента», «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности», «Психология управления впечатлением в коммуникации», «Психотехнологии бесконфликтного взаимодействия в коллективе» и «Психология семьи») части ОНЦ. Кроме того, данная дисциплина будет полезна для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, содержание которых включает вопросы, связанные с коммуникацией.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО (ОС ЮФУ) и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК) или универсальных (УК):
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
б) профессиональных (ПК):
- способностью публично представлять собственные и известные научные результаты (ПК-4).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основы межличностного общения, барьеры межличностной коммуникации и способы их преодоления; специфику делового общения в различных группах и ситуациях; правила и современные технологии эффективной коммуникации; свои возможности и ограничения в сфере общения.
Уметь: ориентироваться в ситуации общения; распознавать невербальное поведение партнеров по общению; анализировать коммуникационные процессы; ориентироваться в разнообразных коммуникативных технологиях; адаптироваться к разным социокультурным реальностям; проявлять толерантность к национальным, культурным и религиозным различиям.
Владеть: основными технологиями эффективной коммуникации; приемами ведения дискуссии и полемики; навыками построения конструктивного общения и способностью к саморазвитию в области коммуникации.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Трудоемкость дисциплины в зет - 2, в часах - 72.
4.2. Модули дисциплины, изучаемые в 5(6) семестре
№
Модуля
Наименование модуля
Количество часов
Всего
Л
ПЗ
ЛР
Внеауд.
работа
СР
1
Психологические особенности
межличностной коммуникации
36
8
10
18
2
Психология деловой коммуникации
36
8
10
18
Итого:
72
16
20
36
4.3. Лабораторные работы
№
ЛР
№
модуля
Наименование лабораторных работ
Кол-во часов
4.4. Практические занятия (семинары)
№
занятия
№
модуля
Тема
Кол-во часов
1
1
Технологии эффективных коммуникаций
4
2
1
Восприятие и познание людьми друг друга при общении.
2
3
1
Публичное выступление. Приемы ведения дискуссии и спора
2
4
1
Средства и методы психологического влияния в общении.
2
5
2
Конфликты в деловом общении..
4
6
2
Самопрезентация в условиях делового общения.
2
7
2
Деловые дискуссии и деловое общение (разбор конкретных ситуаций).
4
4.5. Курсовой проект (курсовая работа)
Не предусмотрен учебным планом.
4.6. Самостоятельное изучение (самостоятельная работа) разделов дисциплины
№
Модуля
Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
Кол-во часов
1
Механизмы межличностного восприятия.
2
1
Манипулирование в общении.
4
1
Барьеры коммуникации
2
1
Эмоции и саморегуляция в процессе межличностной коммуникации
4
1
Психологическая и коммуникативная компетентность
4
2
Детерминация поведения личности в деловом общении
2
2
Психологические особенности публичного выступления
4
2
Стиль и социально-психологические проблемы руководства
4
2
Коммуникации в организациях
4
2
Национальные особенности делового общения
2
2
Стресс и стрессовые ситуации в работе
4
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Формы обучения: лекции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, круглый стол, дискуссия, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
Образовательные технологии: компетентностно-ориентированное обучение, модульная технология, система зачетных единиц (кредитов), балльно-рейтинговая система оценки результатов.
Информационные технологии: мультимедийное обучение (презентации), информационные системы (Цифровой кампус, ИИК, электронные библиотечные каталоги), сетевое компьютерное тестирование уровня освоения дисциплины, дистанционные образовательные технологии (консультация индивидуальная (off-line).
В процессе преподавания дисциплины используются инновационные, активные и интерактивные технологии. Особый акцент при внедрении в учебный процесс образовательных технологий ставится на элементы проблемного изложения части вопросов и системой вопросов и заданий, рассчитанных на самостоятельный анализ и обобщение изучаемых фактов. Постановка учебных заданий, содержание вопросов к занятиям направлены на оптимизацию активной учебной деятельности студентов, раскрытию причинно-следственных связей, установлению последовательности фактов, выделения главного, выявлению общего и отличного в явлениях, применению и объяснению понятий, оценке явлений и процессов и т.д.
При реализации рабочей программы используются как имитационные, так и неимитационные виды образовательных технологий: разбор конкретных деловых ситуаций (кейс-метод), проблемная лекция, дискуссия на практическом занятии, творческое собеседование на практическом занятии, организация «круглых столов», проведение деловых и ролевых игр. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 25% аудиторных занятий.
VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
6.1.Темы рефератов:
1. Трудности межличностного общения.
2. Речь в межличностном общении.
3. Факторы успешного общения.
4. Одежда и манеры поведения делового человека.
5. Общение в публичном выступлении.
6. Роль имиджа в общении.
7. Роль чувств и эмоций в общении.
8. Активные формы делового общения.
9. Роль точности восприятия партнера в деловом общении.
10. Нерефлексивное и рефлексивное слушание.
11. Методы и средства воздействия на партнера по деловому взаимодействию.
6.2 Тесты рубежного контроля:
1. Общение это:
а) форма интеллектуального развития активности человека;
б) вид активности, который формирует и развивает человека, как личность;
в) процесс передачи и получения информации.
2. Процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижения определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определённой цели - это:
а) деловое общение;
б) межличностное общение;
в) бытовое общение.
3. Косвенное общение:
а) связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения;
б) предполагает личный контакт и непосредственное восприятие друг друга в самом акте общения;
в) осуществляется через посредников, которыми выступают другие люди.
5. Успех при коммуникативном общении возможен если партнеры:
а) являются представителями одного пола;
б) обладают единой системой кодировки информации;
в) умеют жестикулировать.
6. Вербальное общение подразумевает:
а) использование жестов, мимики, телесного контакта;
б) использование системы слов;
в) использование системы слов и жестов.
7. К жестам уверенности относятся следующие телесные проявления человека:
а) руки в карманах, большой палец снаружи;
б) одна рука обхватывает другую в области ладони;
в) кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят.
8. Эмпатия - это:
а) способ познания человека с помощью уподобления себя ему;
б) осознание собственной персоны со стороны другого человека или группы лиц;
в) постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
9. Для достижения цели и разрешения конфликта выделяют следующие стратегии поведения:
а) сотрудничество, конкуренция, компромисс, уступчивость, избегание;
б) сотрудничество, компромисс, избегание;
в) конкуренция, сотрудничество, избегание.
10. Пассивность, склонность к уступкам, непоследовательность в оценках, суждениях, поведении, уход от острых вопросов - это … модель поведении личности в конфликте.
а) конструктивная;
б) деструктивная;
в) конформистская.
6.3 Варианты контрольной работы по темам модуля 1- 2.
Вариант 1.
Теоретическое задание.
Задание 1. Дайте определение понятиям « деловая коммуникация», «межличностная коммуникация».
Задание 2. Охарактеризуйте основные структурные компоненты общения.
Практическое задание.
1. Как вы оцениваете свои личные коммуникативные качества? Сравните самооценку с результатами самодиагностики вашей коммуникативности (тест « Коммуникативные и организаторские способности», тест В.Ф. Ряховского «Уровень вашей общительности»).
2. Что называется стилем общения? Перечислите стили общения и проведите сравнительный анализ (в виде таблицы).
Вариант 2.
1. Охарактеризуйте барьеры коммуникации. Каковы их причины и способы преодоления.
2. Раскройте сущность конфликтов и дайте их классификацию.
Практическое задание.
1. Заполните следующую таблицу.
Вспомните какой-нибудь конфликт, который был у вас недавно, оцените эффективность его разрешения и попробуйте найти другое решение выхода из данного конфликта.
Краткое описание конфликтной ситуации
Использованный стиль для разрешения конфликта
Общая эффективность этого стиля по вашему мнению (от -3 до +3
Результат применения стиля (полож. или отрицат.)
Другой возможны путь решения этого конфликта
2. Как вы оцениваете уровень вашей конфликтности, какой стиль поведения в конфликтной ситуации характерен для вас? Сравните самооценку с результатами самодиагностики вашей конфликтности, выбора характерного для вас стиля разрешения конфликтов (тест Кеннет У. Томас « Ваш способ реагирования в конфликте»).
6.4 Перечень вопросов к зачёту:
1. Общение как социально - психологическая проблема.
2. Стили общения.
3. Функции общения.
4. Различия между межличностным и деловым общением.
5. Факторы, определяющие социальное восприятие в деловом общении.
6. Механизмы и формы восприятия и понимания.
7. Социальные стереотипы в деловом общении.
8. Коммуникативный процесс в деловом общении.
9. Средства коммуникации.
10. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.
11. Сущность взаимодействия в деловом общении.
12. Стратегии взаимодействия в общении.
13. Методы и средства воздействия на партнера по деловому общению.
14. Фазы деловой беседы.
15. Виды деловых переговоров.
16. Основные характеристики телефонного разговора.
17. Деформации общения как искажения существенных характеристик общения. Признаки деформаций в общении.
18. Виды деформаций в общении.
19. Понятие деструктивного общения.
20. Виды конфликтов.
21. Понятие межличностных отношений, их структура.
22. Основные функции и характеристики общения.
23. Технологии эффективного общения.
24. Сценарии и механизмы межличностного взаимодействия.
25. Социальные ритуалы и особенности ритуального поведения.
26. Манипуляции в общении.
27. Чувства и эмоции в общении.
28. Речевое взаимопонимание.
29. Речевые нормы и речевые позиции.
30. Виды и факторы эффективного слушания.
31. Классификация и характеристика невербальных средств общения.
32. Классификация барьеров общения.
33. Деструктивное и дефицитное общение.
34. Феномен личного влияния в общении.
35. Межличностная аттракция.
36. Деловая коммуникация: цели, задачи.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература:
-
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2013.
-
Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышевой. М.: Юрайт, 2012.
7.2. Дополнительная литература:
-
Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник ./ Г.В. Бороздина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000, 2011. - 295 с. (Гриф).
-
Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Психология межличностной коммуникации. СПб, 2000.
-
Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. М., 1997.
-
Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. С. 61-81.
-
Кидинов, Алексей Васильевич. Межличностные отношения в контексте социально-динамической теории: монография. / А.В. Кидинов - М. ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 127 с. (Гриф). Электронная библиотека - Book.ru
-
Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. М., 1992.
-
Кривокора Е.Н. Деловые коммуникации: Учеб. пособие / Е.И. Кривокора, - М.: ИНФРА-М, 2011. - 190 с. (Гриф).
-
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
-
Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
-
Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И.Самыгин, А.М.Руденко. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2012. - 440 с. (для бакалавров) (Гриф).
-
Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб: Речь, 2002.
-
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб: «Речь». 2004.
-
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб: Речь, 2003.
-
Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учебник для вузов / Под ред. Проф. П.И.Сидорова. - 2-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 384 с. (Гриф).
-
Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М, 1992.
-
Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.: Институт практической психологии, 1996.
-
Фаст Дж. Язык тела. Ростов-на-Д., 1997.
7.5. Интернет-ресурсы (при необходимости)
elibrary.ru ,
2. koob.ru,
3. psytest.ru,
4. azps.ru,
7.6. Программное обеспечение информационно-коммуникационных технологий
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Учебно-лабораторное оборудование (приводятся сведения о специализированных аудиториях, оснащенных оборудованием (стендами, моделями, макетами, информационно-измерительными системами, образцами и т.п.) и предназначенных для проведения лабораторного практикума).
8.2. Программные средства
Комплект средств для компьютерной презентации тем учебного курса «Психология деловых и межличностных коммуникаций».
8.3. Технические и электронные средства
Интерактивные доски. Мультимедийное оборудование. Доступ к сети Интернет для самостоятельной работы и контроля студентов.
IX. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№
Виды контрольных мероприятий
Текущий
контроль
Рубежный
контроль
Модуль 1. «Психологические особенности
межличностной коммуникации»
1
Посещение лекций
9
2
Работа на семинарских (практических) занятиях
9
3
Реферат
7
4
Тестирование
25
Модуль 2. «Психология деловой коммуникации»
1
Посещение лекций
9
2
Работа на семинарских (практических) занятиях
9
3
Реферат
7
4
Контрольная работа
25
Всего
50
50
Бонусные баллы (до 10)
Промежуточная аттестация в форме зачета