Требования к уроку для модели адаптивного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ГБОУ ВПО МО

«Академия социального управления»


Кафедра адаптивного образования


«ФГОС основного общего образования:
педагогические условия реализации»


Вариативный модуль


Итоговая практико-значимая работа

«Требования к уроку для модели адаптивного образования»



Выполнил:

Павленко С.А.

Преподаватель математики,

МСВУ, г. Москва







Москва

2015

ФГОС ООО определяют современную информационно-образовательную среду в качестве важнейшего условия реализации основной образовательной программы общего образования.

В настоящее время сформировались и получили признание теория и методика адаптивной школы, адаптивная образовательная модель и адаптивная образовательная система (АСО). Адаптивная образовательная система, возникшая на основе анализа наметившихся в последнее время тенденций совершенствования учебного процесса под влиянием воздействия на формирование творческого мышления учителя новейших психологических теорий, в наибольшей мере способствует достижению каждым учащимся оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными способностями.

Термин «адаптивное обучение» был введен английским исследователем Г.Раском и означает такое обучение, ход которого оперативно, непрерывно подстраивается к индивидуальным особенностям процесса усвоения информации.

Обладая такими характеристиками как гибкость, открытость, адаптивная образовательная система выводит учащегося на более высокий потенциально возможный уровень развития. Школа, в которой реализуется адаптивная образовательная система, называется адаптивной школой.

При подготовке к уроку в условиях адаптивной системы образовании я педагогу необходимо четко определить точные критерии оценки деятельности учащихся; план собственной деятельности; а также план деятельности каждого ученика на уроке.

Урок для модели адаптивной системы образования необходимо выстраивать с применением различных форм и таким образом, чтобы максимально способствовать развитию у каждого обучаемого механизмы природной и социальной адаптации. Точкой отчета должна быть личность учащегося с ее индивидуальными особенностями: природными задатками и способностями, скоростью мыслительных процессов; уровнем знаний и умений; работоспособностью; уровнем познавательной и практической самостоятельности и активности; темпом продвижения в обучении.

Урок должен быть построен так, чтобы максимально способствовать в адаптации обучающихся к условиям жизни, к реалиям общественного развития, в том числе к эффективному взаимодействию с информационно-образовательной средой, компьютером и т.д. Преподаватель перестает быть главным звеном в этом процессе. Роль учителя почти незаметна, он управляет как бы со стороны. Учитель не может работать по шаблону. Он должен творчески подходить к каждому уроку.

Предпочтение отдается групповым формам работы, а также индивидуальным и парным. Именно во взаимодействии учеников должно происходить изучение нового материала, его закрепление. Самооценка учащихся на всех этапах урока. Урок адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль. Полезно также, чтобы у каждого учащегося была своя рабочая карта урока, где он и выставляет свои оценки. При адаптивном контроле используются контроль преподавателя, взаимоконтроль за счет использования современных технических средств. Такая технологическая основа учебного процесса позволяет улучшить управление процессом обучения.

В процессе урока обучающиеся приспосабливаться к своему партнеру или партнерам, находить выходы из конфликтных ситуаций, овладевать различными социальными ролями, вести дискуссию, грамотно критиковать и адекватно воспринимать критику.

Отличительной чертой урока в АСО являются: увеличение времени самостоятельной работы и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней работой и осуществление двух параллельных процессов - самостоятельной работы учащихся и индивидуальной работы учителя.

Само обучение в условиях применения технологии адаптивного обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, решение задач различного уровня сложности. Урок может быть представлен тремя этапами: объяснение нового материала, индивидуальная работа с учащимися на фоне самостоятельной работы учащихся и самостоятельная работа учащихся.

Педагог, как организатор познавательной деятельности обучающихся, разделяет ответственность за результаты образовательного процесса. В результате обучения в адаптивной школе у обучающихся наблюдается повышение учебно-воспитательного процесса, высокая учебная мотивация, личная ответственность каждого из них за приобретенные ими знания и умения, высокая трудоспособность на уроках, что, несомненно, способствует формированию учебно-познавательной компетенции. Обучающийся осуществляет поиск знаний; учится работать с различными источниками информации, находить необходимую информацию, анализировать ее, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать, тем самым, приобретая информационную компетенцию.

Подобно программированному обучению, адаптивное обучение требует:

- деления учебного материала на отдельные порции, над которыми учащийся работает самостоятельно;

- построения учебного процесса на последовательные шаги по самостоятельному усвоению этих порций;

- завершения каждого шага контролем.

Модель т урока математики в АСО

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Слушают педагога

2

Слушает ответы учащихся, работающих в парах по контрольным вопросам. Контролирует работу учеников А, В, С, работающих у доски. Проверяет у некоторых учеников домашнее задание. Задаѐт вопросы и слушает ответы какого-либо ученика

Работа в статических парах в режиме взаимоконтроль»: отвечают на контрольные вопросы; выполняют устные упражнения; проверяют домашнее задание. - У доски 3 ученика: А выполняет номер из домашнего задания или аналогичный ему, В - задание, подготавливающее к восприятию нового материала, С - задание на отработку вычислительных навыков,тождественных преобразований, работа с формулами. - Математический диктант (критерий оценок: за 5 верно выполненных заданий оценка «5», за 4 - «4» и т.д.). - Проверка самоподготовки в режиме «самоконтроль».


Задаѐт дополнительные вопросы (на развитие памяти, внимания, логического мышления), подводит итог по второму этапу урока

Отвечают на дополнительные вопросы

3

1. Вступление.

2. Тема урока.

3. План урока.

Слушают объяснения преподавателя, делают соответствующие записи или самостоятельно записывают новый материал в виде краткого конспекта. - Самостоятельное изучение текста учебника по вопросам, предложенным учителем. В тетрадях кратко записывают в виде плана содержание нового пункта или его части, составляют опорный сигнал самостоятельно или по эскизу учителя (например, заполняя пропуски). - Изучение нового материала в парах по вариантам (учитель даѐт задание на 2 варианта: подготовиться и объяснить соседу по парте свою часть материала). - Изучение нового материала в микрогруппах по 4 человека. Каждая четвѐрка выполняет своѐ задание. Затем четвѐрки меняются заданиями (что создаѐт условия для оказания помощи друг другу). После оформления результатов с.р. делаются совместные обобщения и выводы. - Совместная с.р.(учитель решает задание на доске; доска закрывается; учащиеся восстанавливают решение в тетрадях; проверяют по готовым записям на доске). -Записывают образцы решения ключевых (опорных) задач.

4

Подводит итоги части урока, например, в виде таблицы, алгоритма, новых контрольных вопросов. Задаѐт вопросы на понимание изученного материала, на применение. Выделяет главные вопросы.

Участвуют в беседе, выделяют главный материал, формулируют контрольные вопросы, уточняют ответы.

5

Диктует контрольные вопросы. Задаѐт задание для самоподготовки с адаптацией

Записывают контрольные вопросы и задание на самоподготовку

6

Предлагает учащимся ответить друг другу на главные (контрольные) вопросы. Что узнали сегодня на уроке?


Работа в парах

7

Даѐт задания с адаптацией, задания для работы в парах. Работает индивидуально с учащимися

Самостоятельная работа

самоконтроль, взаимоконтроль,

В процессе обучения с использованием информационно-компьютерных средств принцип адаптивности обретает новый смысл и обеспечивается средствами наглядности, дифференциацией учебного материала по сложности, объему и содержанию, который занимает особое место на этапе проверки и оценки результатов обучения, который направлен на выявление уровня освоения знаний обучающимися, соответствующего образовательному стандарту.

Современные компьютерные технологии, в том числе технологии компьютерного тестирования, развивают принцип адаптивности, позволяя создать программы, поощряющие или демонстрирующие различные варианты обучения, предлагающие соотносить учебные программы с особенностями стиля учебной деятельности. Электронные обучающие программы способны приспосабливаться к специфическим потребностям пользователей, автоматически определять уровень знаний и умений пользователя в данной области обучения, диагностировать недостаток понимания или недопонимания, предлагать помощь, совет или руководство

Традиционная школа

Адаптивная школа

Учитель

Ученик

Учитель

Ученик

1

2

3

4

1. Субъект обучения, информатор

Объект обучения, получатель информации

Организатор познавательной деятельности учащихся

Субъект обучения. С помощью учителя сам добывает знания

2. Активен в течение всего урока

Как правило, пассивен. Главное - запоминание фактов

Направляет познавательный процесс, обеспечивая самостоятельную деятельность учащихся в рамках социального взаимодействия

Включается в активный мыслительный процесс

3. Доминирует авторитарный стиль отношений в основе субъект-объектных отношений

Конформистская позиция

Доминирует демократический стиль отношений, в основе - сотрудничество, кооперация

Активный участник педагогического процесса, в котором самореализуется и самоутверждается

4. Отвечает за процесс обучения и его результаты

Не до конца осознает собственную ответственность за результаты обучения

Разделяет ответственность за результаты образовательного процесса с учащимися

Включен в ответственность за результаты учебного процесса, осознавая их значимость для своего продвижения и развития

5. Доминирует внешнее стимулирование

Отсутствие интереса к учению (от 3% в 1-м классе до 60% в 9-м классе)

Обеспечивается мотивационное обучение

Доминирует внутренняя мотивация

6. Господствуют информативные методы

Ограничивается репродуктивным воспроизведением материала

Доминируют методы самостоятельной работы, мозгового штурма

Выполняет исследовательскую работу, применяя знания в сходных и измененных ситуациях

7. Не уделяет внимания самоанализу, рефлексии

Не анализирует собственную мыслительную деятельность

Использует рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся

Включается в самоанализ, самооценку мыслительной деятельности

Образование в условиях АСО реализуется через отслеживание индивидуальных образовательных траекторий развития каждой личности, которые неразрывно связаны как с академическими знаниями и умениями, так и с духовным, нравственным развитием личности обучаемого.

В таком случае идеи адаптивного обучения и контроля следует рассматривать не как альтернативу личностно-ориентированного обучения, а как интегрированную основу, закладывающую необходимые условия успешной реализации многочисленных технологий, ориентированных на интенсивное развитие каждого обучаемого.

Литература

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учебн. пособие для студ. высш. уч. заведений. М.: Академия 2004.

  2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [э/р] минобрнауки.рф/

  3. Смирнов М.А. Информационная среда и развитие общества // Информационное общество.2001.

  4. Шилова О.Н. Образовательная информационная среда в системе повышения квалификации учителя. Вестник ЛОИРО, 2012.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9кл.) [э/р] минобрнауки.рф/


© 2010-2022