- Преподавателю
- Другое
- Требования к уроку для модели адаптивного образования
Требования к уроку для модели адаптивного образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павленко С.А. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Академия социального управления»
|
Кафедра адаптивного образования
|
«ФГОС основного общего образования:
педагогические условия реализации»
Вариативный модуль
Итоговая практико-значимая работа
«Требования к уроку для модели адаптивного образования»
Выполнил:
Павленко С.А.
Преподаватель математики,
МСВУ, г. Москва
Москва
2015
ФГОС ООО определяют современную информационно-образовательную среду в качестве важнейшего условия реализации основной образовательной программы общего образования.
В настоящее время сформировались и получили признание теория и методика адаптивной школы, адаптивная образовательная модель и адаптивная образовательная система (АСО). Адаптивная образовательная система, возникшая на основе анализа наметившихся в последнее время тенденций совершенствования учебного процесса под влиянием воздействия на формирование творческого мышления учителя новейших психологических теорий, в наибольшей мере способствует достижению каждым учащимся оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными способностями.
Термин «адаптивное обучение» был введен английским исследователем Г.Раском и означает такое обучение, ход которого оперативно, непрерывно подстраивается к индивидуальным особенностям процесса усвоения информации.
Обладая такими характеристиками как гибкость, открытость, адаптивная образовательная система выводит учащегося на более высокий потенциально возможный уровень развития. Школа, в которой реализуется адаптивная образовательная система, называется адаптивной школой.
При подготовке к уроку в условиях адаптивной системы образовании я педагогу необходимо четко определить точные критерии оценки деятельности учащихся; план собственной деятельности; а также план деятельности каждого ученика на уроке.
Урок для модели адаптивной системы образования необходимо выстраивать с применением различных форм и таким образом, чтобы максимально способствовать развитию у каждого обучаемого механизмы природной и социальной адаптации. Точкой отчета должна быть личность учащегося с ее индивидуальными особенностями: природными задатками и способностями, скоростью мыслительных процессов; уровнем знаний и умений; работоспособностью; уровнем познавательной и практической самостоятельности и активности; темпом продвижения в обучении.
Урок должен быть построен так, чтобы максимально способствовать в адаптации обучающихся к условиям жизни, к реалиям общественного развития, в том числе к эффективному взаимодействию с информационно-образовательной средой, компьютером и т.д. Преподаватель перестает быть главным звеном в этом процессе. Роль учителя почти незаметна, он управляет как бы со стороны. Учитель не может работать по шаблону. Он должен творчески подходить к каждому уроку.
Предпочтение отдается групповым формам работы, а также индивидуальным и парным. Именно во взаимодействии учеников должно происходить изучение нового материала, его закрепление. Самооценка учащихся на всех этапах урока. Урок адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль. Полезно также, чтобы у каждого учащегося была своя рабочая карта урока, где он и выставляет свои оценки. При адаптивном контроле используются контроль преподавателя, взаимоконтроль за счет использования современных технических средств. Такая технологическая основа учебного процесса позволяет улучшить управление процессом обучения.
В процессе урока обучающиеся приспосабливаться к своему партнеру или партнерам, находить выходы из конфликтных ситуаций, овладевать различными социальными ролями, вести дискуссию, грамотно критиковать и адекватно воспринимать критику.
Отличительной чертой урока в АСО являются: увеличение времени самостоятельной работы и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней работой и осуществление двух параллельных процессов - самостоятельной работы учащихся и индивидуальной работы учителя.
Само обучение в условиях применения технологии адаптивного обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, решение задач различного уровня сложности. Урок может быть представлен тремя этапами: объяснение нового материала, индивидуальная работа с учащимися на фоне самостоятельной работы учащихся и самостоятельная работа учащихся.
Педагог, как организатор познавательной деятельности обучающихся, разделяет ответственность за результаты образовательного процесса. В результате обучения в адаптивной школе у обучающихся наблюдается повышение учебно-воспитательного процесса, высокая учебная мотивация, личная ответственность каждого из них за приобретенные ими знания и умения, высокая трудоспособность на уроках, что, несомненно, способствует формированию учебно-познавательной компетенции. Обучающийся осуществляет поиск знаний; учится работать с различными источниками информации, находить необходимую информацию, анализировать ее, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать, тем самым, приобретая информационную компетенцию.
Подобно программированному обучению, адаптивное обучение требует:
- деления учебного материала на отдельные порции, над которыми учащийся работает самостоятельно;
- построения учебного процесса на последовательные шаги по самостоятельному усвоению этих порций;
- завершения каждого шага контролем.
Модель т урока математики в АСО
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
Слушают педагога
2
Слушает ответы учащихся, работающих в парах по контрольным вопросам. Контролирует работу учеников А, В, С, работающих у доски. Проверяет у некоторых учеников домашнее задание. Задаѐт вопросы и слушает ответы какого-либо ученика
Работа в статических парах в режиме взаимоконтроль»: отвечают на контрольные вопросы; выполняют устные упражнения; проверяют домашнее задание. - У доски 3 ученика: А выполняет номер из домашнего задания или аналогичный ему, В - задание, подготавливающее к восприятию нового материала, С - задание на отработку вычислительных навыков,тождественных преобразований, работа с формулами. - Математический диктант (критерий оценок: за 5 верно выполненных заданий оценка «5», за 4 - «4» и т.д.). - Проверка самоподготовки в режиме «самоконтроль».
Задаѐт дополнительные вопросы (на развитие памяти, внимания, логического мышления), подводит итог по второму этапу урока
Отвечают на дополнительные вопросы
3
1. Вступление.
2. Тема урока.
3. План урока.
Слушают объяснения преподавателя, делают соответствующие записи или самостоятельно записывают новый материал в виде краткого конспекта. - Самостоятельное изучение текста учебника по вопросам, предложенным учителем. В тетрадях кратко записывают в виде плана содержание нового пункта или его части, составляют опорный сигнал самостоятельно или по эскизу учителя (например, заполняя пропуски). - Изучение нового материала в парах по вариантам (учитель даѐт задание на 2 варианта: подготовиться и объяснить соседу по парте свою часть материала). - Изучение нового материала в микрогруппах по 4 человека. Каждая четвѐрка выполняет своѐ задание. Затем четвѐрки меняются заданиями (что создаѐт условия для оказания помощи друг другу). После оформления результатов с.р. делаются совместные обобщения и выводы. - Совместная с.р.(учитель решает задание на доске; доска закрывается; учащиеся восстанавливают решение в тетрадях; проверяют по готовым записям на доске). -Записывают образцы решения ключевых (опорных) задач.
4
Подводит итоги части урока, например, в виде таблицы, алгоритма, новых контрольных вопросов. Задаѐт вопросы на понимание изученного материала, на применение. Выделяет главные вопросы.
Участвуют в беседе, выделяют главный материал, формулируют контрольные вопросы, уточняют ответы.
5
Диктует контрольные вопросы. Задаѐт задание для самоподготовки с адаптацией
Записывают контрольные вопросы и задание на самоподготовку
6
Предлагает учащимся ответить друг другу на главные (контрольные) вопросы. Что узнали сегодня на уроке?
Работа в парах
7
Даѐт задания с адаптацией, задания для работы в парах. Работает индивидуально с учащимися
Самостоятельная работа
самоконтроль, взаимоконтроль,
В процессе обучения с использованием информационно-компьютерных средств принцип адаптивности обретает новый смысл и обеспечивается средствами наглядности, дифференциацией учебного материала по сложности, объему и содержанию, который занимает особое место на этапе проверки и оценки результатов обучения, который направлен на выявление уровня освоения знаний обучающимися, соответствующего образовательному стандарту.
Современные компьютерные технологии, в том числе технологии компьютерного тестирования, развивают принцип адаптивности, позволяя создать программы, поощряющие или демонстрирующие различные варианты обучения, предлагающие соотносить учебные программы с особенностями стиля учебной деятельности. Электронные обучающие программы способны приспосабливаться к специфическим потребностям пользователей, автоматически определять уровень знаний и умений пользователя в данной области обучения, диагностировать недостаток понимания или недопонимания, предлагать помощь, совет или руководство
Традиционная школа
Адаптивная школа
Учитель
Ученик
Учитель
Ученик
1
2
3
4
1. Субъект обучения, информатор
Объект обучения, получатель информации
Организатор познавательной деятельности учащихся
Субъект обучения. С помощью учителя сам добывает знания
2. Активен в течение всего урока
Как правило, пассивен. Главное - запоминание фактов
Направляет познавательный процесс, обеспечивая самостоятельную деятельность учащихся в рамках социального взаимодействия
Включается в активный мыслительный процесс
3. Доминирует авторитарный стиль отношений в основе субъект-объектных отношений
Конформистская позиция
Доминирует демократический стиль отношений, в основе - сотрудничество, кооперация
Активный участник педагогического процесса, в котором самореализуется и самоутверждается
4. Отвечает за процесс обучения и его результаты
Не до конца осознает собственную ответственность за результаты обучения
Разделяет ответственность за результаты образовательного процесса с учащимися
Включен в ответственность за результаты учебного процесса, осознавая их значимость для своего продвижения и развития
5. Доминирует внешнее стимулирование
Отсутствие интереса к учению (от 3% в 1-м классе до 60% в 9-м классе)
Обеспечивается мотивационное обучение
Доминирует внутренняя мотивация
6. Господствуют информативные методы
Ограничивается репродуктивным воспроизведением материала
Доминируют методы самостоятельной работы, мозгового штурма
Выполняет исследовательскую работу, применяя знания в сходных и измененных ситуациях
7. Не уделяет внимания самоанализу, рефлексии
Не анализирует собственную мыслительную деятельность
Использует рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся
Включается в самоанализ, самооценку мыслительной деятельности
Образование в условиях АСО реализуется через отслеживание индивидуальных образовательных траекторий развития каждой личности, которые неразрывно связаны как с академическими знаниями и умениями, так и с духовным, нравственным развитием личности обучаемого.
В таком случае идеи адаптивного обучения и контроля следует рассматривать не как альтернативу личностно-ориентированного обучения, а как интегрированную основу, закладывающую необходимые условия успешной реализации многочисленных технологий, ориентированных на интенсивное развитие каждого обучаемого.
Литература
-
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учебн. пособие для студ. высш. уч. заведений. М.: Академия 2004.
-
Концепция развития математического образования в Российской Федерации [э/р] минобрнауки.рф/
-
Смирнов М.А. Информационная среда и развитие общества // Информационное общество.2001.
-
Шилова О.Н. Образовательная информационная среда в системе повышения квалификации учителя. Вестник ЛОИРО, 2012.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9кл.) [э/р] минобрнауки.рф/