- Преподавателю
- Другое
- Творческие проекты выпускников ТОФантазия 2015г
Творческие проекты выпускников ТОФантазия 2015г
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Путилова Е.Я. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
гп Игрим
Творческий проект
Постановка танца
«ИНЬ-ЯН»
Выполнила выпускница
Творческого объединения
«Фантазия»
Монина Кристина
Руководитель проекта
Путилова Елена Яковлевна
2015 г
Введение
С давних времен человек пытался найти смысл жизни, открыть эликсир молодости, обрести гармонию с собой и с окружающим миром.
Если относится к жизни по философски, то на многое можно взглянуть по другому. В этом смысле очень интересна китайская философия.
Даосская притча
Мастер Мурамаса делал самурайские мечи - самые лучшие в долине разящие мечи.
Мастер Масамунэ ковал оружие, которым защищают жизнь.
Для сравнения их клинки вонзили в дно ручья.
По течению плыли опавшие листья.
Все листья, что прикасались к мечу Мурамаса, оказывались рассечёнными на две части.
Меч Масамунэ листья оплывали, не касаясь его.
Смысл притчи:
Одни растят себя (Эго), чтобы поразить других (своим интеллектом, силой, сноровкой, выдержкой, славой).
Другие растят свой Дух, давая жизнь всему вокруг...
Знакомство с китайской философией, через даосские притчи поразило меня до глубины души своей великой простотой и глубокой мудростью.
В жизни мы часто ищем смысл там, где его нет, и наоборот не придаем значения каким-то простым и неважным на наш взгляд вещам. Отсюда возникает непонимание, ссоры, перерастающие в конфликты. Таим обиду в себе, чувствуя себя отверженным и пытаемся в таком положении обрести гармонию с самим собой. При этом обвиняя других в своих неудачах и проблемах.
По представлениям даосов, все сущее в мире возникло благодаря взаимодействию Инь и Ян. Ян представляет активное жизненное начало, агрессию и расширение, а Инь соответствует пассивному началу восприя
тия и сжатия. Ян олицетворяет положительные и активные проявления силы (движение, Солнце, свет, твердость, Небо, мужское начало, огонь, жар), а Инь - отрицательные и пассивные (покой, Луну, темноту, мягкость, Землю, женское начало, воду, холод). В китайской традиции различные животные, продукты и даже части тела классифицируются в зависимости от преобладания того или иного начала, к примеру: печень, сердце и глаза соотносятся с Ян, а легкие, почки и рот - с Инь.
Инь и Ян находятся в динамическом равновесии, порождающем все многообразие мира. Задача человека не в том, чтобы стремиться к одному из полюсов, а в том, чтобы обрести то же самое динамическое равновесие в себе самом. Инь и Ян противоборствуют, но одно не может существовать без другого.
Символ Тай-цзи показывает, что Вселенная не статична, но находится в постоянном движении и подвержена циклическим переменам. Инь и Ян постоянно взаимодействуют, то уступая друг другу, то наступая, и тем самым обеспечивают это движение.
Набрав слишком большую силу и дойдя до предела, Ян превращается в Инь и наоборот. Такой порядок вещей не позволяет двум началам подавить друг друга и поддерживает естественную гармонию, своего рода космическую справедливость.
В белом поле Ян заключена черная точка Инь, а в черном поле Инь - точка Ян. Это означает, что две противоположные силы возникают и развиваются друг в друге, благодаря чему между ними и сохраняется равновесие. В каждом из начал содержится элемент противоположного: так, мужское начало обладает некоторыми свойствами женского и наоборот.
В мировосприятии Даоса противоположности не противопоставлены друг другу, а пребывают в единстве и взаимосвязи.
В комментариях к «И Цзин», классической китайской «Книге Перемен», император Вэнь так описал воздействие Неба и Земли:
Небо и Земля питают все сущее. Когда Небо движется, а Земля остается в покое, все растет и преображается. Велика и необъятна животворная сила Неба!
В ней начало всего. Бегут облака по небу, идет дождь, и люди, и звери рождаются на земле
Совершенна и могущественна животворная сила Земли!
Обширна и совершенна, Земля дает, поддерживает и вмещает все вещи. О, как она необъятна и как мудра! Все сущее рождается на ней и растет, достигая зрелости. Покорно принимает Земля то, что посылает ей Небо.
Путь Неба - двигаться, вершить перемены и преображать, дабы все живое следовало своей природе. Небо уменьшает полное и увеличивает пустое. Путь Земли - лежать в необъятной полноте. Земля ниспровергает полное и восполняет пустое.
Союзом Неба и Земли поддерживается гармония.
Небо с легкостью являет свою силу, а неподвижность Земли принимает ее в простоте.
Того, кто достиг легкости Неба, легко поймут, а за тем, кто достиг простоты и ясности, последуют. У того, кого легко понимают, появятся последователи, а тот, за кем идут, добьется успеха.
Я решила создать проект «Инь- Ян», чтобы:
«Через танец рассказать зрителю, что не надо воевать с самим собой, а попытаться обрести гармонию, используя все лучшее, что заложено в нас от природы «Инь» и «Ян»».
Задачи:
-
Применить технологию проектной деятельности.
-
Актуализировать знания по теории композиции постановки танцевального номера.
-
Познакомиться с лексикой выбранного стиля хореографии.
-
Воспитывать умение выразить мысль и эмоциональное состояние танцора в их сценическом исполнении.
-
Привлечь внимание зрителей к составляющим компонентам характера каждого человека, заложенным в нас природой.
План работы над проектом
-
Подготовительный этап.
-
Выбор темы проекта. Определение сюжета.
-
Изучение необходимой литературы, материалов СМИ и других источников информации.
-
Выбор музыкального оформления.
-
Подготовка лексики будущего танца.
-
КПТ теоретическое.
-
Основной этап.
-
Знакомство с сюжетом будущего танца.
-
Разучивание движений.
-
Соединение движений в комбинации.
-
Работа над КПТ.
-
Подготовка к сценическому показу.
-
Заключительный этап.
-
Художественная обработка танца.
-
Создание эскиза костюма.
-
Сценический показ (защита проекта).
Для постановки танцевального номера я использовала лексику хореографического стиля - Контемпорари. Это одно из новых направлений современного танца, который сочетает в себе как элементы западного танца (классический танец, джаз-модерн), так и восточное искусство движения (цигун, йога, тайцзи цюань).
Причём это тот танец, который не имеет определённой формы стиля, потому что главное в нём - самовыражение.
Контемп содержит в себе элементы балета, но балет - это форма повествования истории, мёртвая, застывшая материя, контемп - поиск ответов на свои вопросы.
А поэтому, у каждого человека свой танец.
Если классический танец - это строгие формы выражения, то в контемпорари происходит чередование напряжённых мышц с резким сбросом, расслаблением, резкие остановки, падения и подъёмы, работа с дыханием. Очень много движений происходит на полу.
Танцор следует не какому-то четкому сценарию, а слушает голос своего тела, которое выражает глубокие эмоциональные переживания. И поэтому не бывает двух одинаковых танцев, даже у одного и того же танцора, даже, если он танцует с кем-то в паре.
Ещё одной отличительной особенностью данного стиля является то, что он танцуется босиком.
Овладеть данным стилем может любой. Для этого не требуется специальная подготовка. Главное - научиться понимать голос своего тела. А танцевать можно контемп под любую музыку.
Отсутствие рамок позволяет полностью раскрыть себя, дарит потрясающие физические возможности и незабываемые ощущения. Человек начинает с большим уважением и любовью относиться к себе, как к личности, к своему телу, к окружающему миру.
Данный стиль современного танца позволяет человеку выразить при помощи танца то, что он не может выразить словами. Современный темп жизни часто приводит к стрессам, множество людей пребывают в одиночестве, непонимании. Они чувствуют отчужденность, ненужность, им не всегда есть с кем поделиться не только своей болью, но и своим счастьем. Это невысказанность оставляет глубокие раны, которые затем перерастают в болезни.
Контемпорари позволяет человеку не только понять самому то, что спрятано глубоко внутри него, его проблемы и достижения, но и рассказать об этом другим людям в виде красивого танца. Причём этот "рассказ" происходит с одновременным осознаванием себя. Такой прорыв недосказанного, которое человек долго копил в себе, даёт невероятное облегчение, прилив новых жизненных сил, делает жизнь ярче и насыщенней.
Контемпорари - это интеллектуальный танец, который позволяет сбалансировать состояние тела, психики и души. Благодаря такой гармонии улучшается не только настроение, но и самочувствие.
Данный стиль возник на Западе в 60-х годах XX века. В России он появился в 80-х годах. Пионерами данного стиля явились: Isadora Duncan, Francois Delsarte, Emilie Jaques-Dalcroze, Merce Cunningham, Martha Graham, Rudolph von Laban, Jose Limon и Marie Rambert.
В контемпорари не думают о гармонии, идеалах красоты и пропорциональности, это танец дисгармонии, отсутствии эталонов, отсутствие продуманной сюжетной линии.
И каждый танцор здесь является главным героем, выражающим всю свою гамму чувств и эмоций.
Сюжет танца.
Сюжет танца заключается в том, что две половинки одного целого (две танцовщицы), символизирующие «Инь» и «Ян», как бы ведут между собой спор, то, расставаясь, то вновь воссоединяясь.
Костюмы.
Платья в двухцветной гамме, черная половина платья длинная - символизирует Инь; белая половина - короткая - Ян.
Драматургия танца.
Экспозиция.
Две девушки, глядя в глаза, друг другу выходят по диагонали из 1-ой и 3-ей кулисы. Голос за кадром озвучивает их размышления об обретении гармонии с самим собой.
Развитие танца.
Используются взлеты и умышленные спады - игровые актерские вставки, стоп-кадры, оправданные затемнения, немые сцены, жестикуляция, пантомима с целью накопления выразительных хореографических и актерских средств для последующего взлета на более высокую ступень. Происходит постепенное «выяснение отношений», то диалог - танцуют синхронно, то монологи - исполняют каждый свою комбинацию.
Кульминация.
Одна из девушек исполняет комбинацию танцевальных движений, используя вертикальные линии - возвышенный характер.
Другая танцовщица использует диагональные линии - несет в себе стремительный, возбуждающий, динамичный характер.
Развязка
Развязкой постановки является конечная точка танца, где танцовщицы замирают в позе, взявшись за руки, понимая, что одна половина дополняет другую - обретена гармония.
Танец был представлен на отчетном концерте «Все зависит от нас», который состоялся в Игримском доме культуры
24 апреля 2015 года.
По отзывам молодежи, подростков и родителей - многим понравился.
Даже если несколько человек из двухсот зрителей задумалось о том, что не надо воевать с самим собой, а попытаться обрести гармонию, используя все лучшее, что заложено в нас от природы «Инь» и «Ян», то проект достиг своей цели!
Список литературы
-
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - с. 52-55
-
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, - с. 41-45
-
Проект «Гражданин» - способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
-
«Проектная деятельность школьников», К.Н. Поливанова, Москва «Просвещение», 2008г.;
-
«Фундаментальное ядро содержания общего образования», В.В. Козлов, А.М. Кондаков, Москва «Просвещение», 2009 г.;
-
Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
-
Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. - М.: МИПКРО, 2001. 160с
11