• Преподавателю
  • Другое
  • Краеведение как значимый фактор сохранения культурного иприродного наследия малой родины

Краеведение как значимый фактор сохранения культурного иприродного наследия малой родины

Краеведение как значимый фактор сохранения культурного и природного наследия малой родины.   Краевед – это, прежде всего, исследователь, маленький Колумб. Он влюблѐн в свой край, и это помогает понять ему многое, что недоступно пониманию равнодушных людей Виталий Бианки   Сущность краеведческой работы очень точно выражается в словах В.Бианки и размышлениях академика Д.Лихачѐва о том, что краеведение является самой массовой научной дисциплиной, соединяющей поиск исследователя и чувства патр...                                                                                                                                                    Встреча с поэтом –  земляком Л. Зверевым                                                                                            (январь 2008 года)        Беседа с хранительницей дома-музея Пановых Н.Л. Дорошенко (сентябрь 2007 года)  Большей частью открытые имена вписываются  в формулировку «знакомые незнакомцы», потому что ребята, как и педагоги, ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краеведение как значимый фактор сохранения

культурного и природного наследия малой родины.



Краевед - это, прежде всего, исследователь,

маленький Колумб.

Он влюблѐн в свой край,

и это помогает понять ему многое,

что недоступно пониманию равнодушных людей

Виталий Бианки

Сущность краеведческой работы очень точно выражается в словах В.Бианки и размышлениях академика Д.Лихачѐва о том, что краеведение является самой массовой научной дисциплиной, соединяющей поиск исследователя и чувства патриота, и обеспечивающей связь времѐн и поколений.

Краеведческая работа является привлекательной для детей разного возраста, а особенно для подростков. Воспитывая гражданина своего Отечества, используются разнообразные формы краеведческой работы: экскурсии, экспедиции, встречи с ветеранами войны и труда, творческими людьми, что развивает интерес учащихся к истории родного края, воспитывает патриотические чувства и уважения к культурному наследию России.

Становление патриота и гражданина - одно из основных направлений воспитания подрастающего поколения. Во все времена актуальны такие понятия и нравственные категории как любовь к родной земле, месту, где родился, бережное отношение к красоте природы, уважение к истории, милосердие и духовность. Особую значимость для нашей школы эти направления приобрели в 2012 году вслед за принятием программы развития школы «Школа гражданского воспитания».

Занятия краеведением, общение с природой, со стариной расширяют кругозор и способствуют накоплению знаний, умений и навыков. Поисково-исследовательская деятельность во время походов, экскурсий, экспедиций способствует духовно-нравственному воспитанию школьников. Изучая свой край, его традиции, культуру дети приобретают бережное отношение к нему, любовь к малой Родине, к своему Отечеству.

Большое внимание в нашей школе уделяется общению с немногими из оставшихся в живых ветеранами, проживающими на территории нашего посёлка, их вдовами, ветеранами труда.

Встречи, интервью, уроки Мужества с их участием воспитывают не только патриотизм юных сибиряков, но и развивают культуру общения с людьми старшего поколения, формируют культуру научно-исследовательской работы. Результатами этой работы стали доклады, экспозиции, альбомы, где собраны фотографии, воспоминания, рассказы о судьбе и боевом пути каждого из наших земляков. Бережно хранятся в музее их боевые и трудовые награды, военные билеты, письма, похоронки, принесённые в дар музею родственниками погибших.

Еще одним направлением работы краеведов стало восстановление истории посёлков Большая Речка, Тальцы и других населённых пунктов, о которых теперь помнят лишь старожилы. Ведь места, известные современному школьнику как территория Архитектурно- этнографического музея « Тальцы» или как место рыбалки в Иркутском водохранилище, были обжитыми посёлками с развитой инфраструктурой, с интересными традициями и особым укладом жизни. Общение с потомками первопоселенцев, работа в архиве и библиотеках, беседы с жителями этих посёлков, этнографические исследования помогли составить достоверный исторический очерк о родных местах.

По крупицам восстанавливалась история школы и промышленных предприятий посёлков, отыскивались очевидцы тех или иных событий, собирались ценные фотографии, аудио и видеоматериалы, которые используются для проведения классных часов, бесед, конференций.

Восстанавливая историю школы, которая возникла в 1910 году, мы открываем её интересные страницы, имена талантливых педагогов и учеников. Традиционными в школе стали встречи выпускников школы, среди которых оказалось очень много достойных, интересных людей. На классных часах состоятся заседания Клуба интересных встреч, которые служат не только цели профориентации, но и способствуют личностному и культурному росту учащихся.

В последние годы к историческому направлению поиска плодотворно добавились литературное краеведение и открытие имён творческих людей, мастеров народных промыслов, проживающих в нашем посёлке и его окрестностях.

Краеведение как значимый фактор сохранения культурного иприродного наследия малой родины

Краеведение как значимый фактор сохранения культурного иприродного наследия малой родины

Встреча с поэтом - земляком Л. Зверевым

(январь 2008 года)

Беседа с хранительницей дома-музея

Пановых Н.Л. Дорошенко (сентябрь 2007 года)

Большей частью открытые имена вписываются в формулировку «знакомые незнакомцы», потому что ребята, как и педагоги, знают этих людей, казалось бы, всю жизнь, но при более близком знакомстве они удивляют нас глубиной и многогранностью своих дарований. Сложно переоценить значение встреч ребят с Юрием Андреевичем Пановым, в судьбе которого слились воедино воспоминания узника сталинских концлагерей, мироощущения самобытного художника и подлинного интеллигента провинции. Трудно не восхититься мастерством семьи Алексея Николаевича Шутько, руками которой не только создается берестяное чудо, но и воплощается мечта о фрегате петровских времён, который в скором времени будет бороздить ангарские и байкальские просторы. Список имён самобытных мастеров и интересных земляков можно продолжать и продолжать.

Очень интересными для ребят и педагогов стали биографические, литературные и лингвистические исследования по материалам лирических и прозаических произведений наших земляков, членов Союза писателей В.Е. Нефедьева, Л.А. Кукуева, В.Ю. Пламеневского, Н.Ю Вяткина. Творчество самодеятельных местных авторов часто не уступает им по художественному и идейному уровню и наглядно учит тому, что в жизни всегда есть место неординарности, творчеству, поиску. Исследования, основанные на местном материале, представлялись на районной конференции « В мир поиска, в мир творчества, в мир науки», на областных конференциях « Шаг в третье тысячелетие» и олимпиадах « Байкальское кольцо» 2000 - 2007 года. Жителям же посёлка этот материал предлагается как составляющая часть поэтических и творческих вечеров.

Высокая оценка работ для краеведов лишь малая часть результата, так как что может быть дороже и полезнее общения с интересными людьми, приобщения к их бесценному жизненному опыту и мощному воспитательному потенциалу творений земляков. В таких делах совершенно естественно претворяется в жизнь принцип преемственности поколений, развития гуманности и толерантности, и становится очевидным, что сама жизнь щедро предоставляет материал, ценный в воспитательном и нравственном отношении. Нужно только не пройти мимо…

Особой популярностью среди юных краеведов пользуются экскурсии, походы, путешествия. Доброй традицией для наших ребят стали поездки на Кругобайкальскую железную дорогу, названную чудом инженерной мысли, природно - архитектурным комплексом, достойным Книги рекордов Гиннеса. Удивительно гармоничное сочетание байкальских пейзажей и рукотворные чудеса тоннелей, арок, мостов, подпорных стенок, с любовью построенных в начале ХХ века, невольно вызывает восторг и преклонение перед природным и культурным наследием нашей Малой родины.

Любовь и восхищение не могут быть бездействующими: мы не можем ни на минуту забыть о проблемах окружающей среды, об опасностях, которые таит как для культуры, так и для природы мир равнодушных и корыстных людей, и должны выдвинуть им действенную альтернативу. Этот труд в нашей школе взяло на себя ДОО « Энтузиасты», в которую входит школьное лесничество « Феникс», «Голубой патруль» и « Экологический патруль». Начиная с 1964 года, на базе Ангарского лесхоза работало школьное лесничество. Заслуга возрождения лесничества и качественного роста его работы принадлежит учителю географии Евсевлеевой Е.М. и её последователям.

В деятельности организации реализуются социально-значимые программы, направленные на сохранение и исследование окружающей среды, на духовное и физическое развитие детей. В выходные дни, когда в лес устремляются сотни отдыхающих и туристов, ребята выходят на пост ГАИ и вручают листовки, памятки о правилах поведения в лесу, просят бережно относиться к природным богатствам. Не забывают юные лесники тушить оставленные костры, заботиться о саженцах, убирать мусор, очищать русла рек и родники, проводить информационно - просветительскую деятельность среди населения, словом, всё делать для того, чтобы сохранять и оберегать Прибайкальскую землю. Члены ДОО « Энтузиасты» - постоянные участники и призёры областных слётов юных лесников и олимпиад по байкаловедению.

Все, кто знаком с деятельностью лесничества, могут согласиться со словами: « Это не игра, а настоящее дело. Природа величественна и могущественна, но и она нуждается в защите человека. Так будем защищать её!»

Рассказ о деятельности детских творческих объединений нельзя считать полным и завершенным, так как каждый новый день приносит нам новые дела, планы, идеи. Но думается, рассказанного достаточно для того, чтобы убедительно говорить о значимости и полезности дела, которым занимаются вместе со взрослыми людьми юные экологи и краеведы небольшой сельской школы. Пусть в масштабах страны и мира это выглядит очень скромно, для нас важно, что в процессе работы формируются неоценимые качества личности будущих хозяев и исследователей, становится очевидным то, «что недоступно пониманию равнодушных людей».

Ваганова Елена Петровна, зам. директора по воспитательной работе

МОУ « Большереченская СОШ»



4


© 2010-2022