- Преподавателю
- Другое
- Общеразвивающая дополнительная программа выездного профильного лагеря Мотолюбители
Общеразвивающая дополнительная программа выездного профильного лагеря Мотолюбители
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соколов Ю.В. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено:
На заседании МС
МБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ
Протокол №__от «___»___201 _г.
Согласовано:
Заместитель директора
по УВР МБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ
____________К.А.Багаутдинова
Утверждаю:
Директор МБОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ»
_____________И.А.Галиева
Приказ №____ от «___» ____201_г.
Общеразвивающая дополнительная программа
летнего профильного лагеря
«Мотолюбители»
»
(срок реализации программы: 10 дней, возраст детей: 12-18 лет)
Составитель программы:
Соколов Юрий Владимирович,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ»,
высшая квалификационная категория
Салават
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Летний отдых - это не прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года в разделе «Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях» определены основные направления работы. Среди направлений указаны такие, как повышение эффективности физической подготовки молодежи допризывного возраста; улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества. Отмечена необходимость вовлечения максимально возможного числа детей в систематические занятия спортом, выявление их склонности и пригодности для дальнейших занятий спортом, воспитания устойчивого интереса к ним. Работу по этим направлениям необходимо продолжать и в летний период.
В летний период Центром организуется профильный лагерь для юных мотолюбителей, где подводятся итоги учебного года, отрабатываются навыки езды на мотоциклах в экстремальных условиях, разрабатывается стратегия на следующий учебный год. Таким образом, программа профильного лагеря "Мотолюбители" является продолжением учебно-воспитательной работы, проводимой в течение учебного года.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса - воспитании, обучении, развитии. Актуальность программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, совершенствовании умений и навыков юных спортсменов в новых условиях, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем. Построение данной программы ориентировано на практическую подготовку спортсменов. Обучение по данной программе позволяет развивать у обучающихся такие необходимые качества как воля, выдержка, умение ориентироваться и взаимодействовать в экстремальных условиях и принимать нужные решения, способствует физическому и психическому развитию детей.
Образовательная программа профильного лагеря «Мотолюбители» направлена на подготовку обучающихся в качестве юных спортсменов - разрядников по мотоспорту, для осуществления преемственной связи со спортивно-технической школой города «Спидвей».
Цель программы:
Создание условий для социализации личности подростка через освоение мотодела и воспитания высоких волевых и моральных качеств характера, необходимых для спортсмена; актуализация теоретических знаний и практических умений и навыков воспитанников, полученных в учебном году.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
-
совершенствовать у воспитанников навыки управления мотоциклом;
-
освоить правила эксплуатации и ремонта мотоцикла в полевых условиях;
-
формировать общую культуру и навыки здорового образа жизни;
-
повышать уровень технической грамотности и развивать техническое мышление и кругозор;
-
готовить достойную смену для городской команды по спидвею и мотокроссу.
Развивающие задачи:
-
развивать физический потенциал личности обучающихся;
-
способствовать укреплению физического и психического состояния детей;
-
развивать коммуникативный потенциал личности обучающихся;
-
развивать познавательную, творческую и общественную активность обучающихся;
-
развивать стремление обучающихся к технической деятельности;
-
развивать навыки самостоятельной работы, умение работать в коллективе;
Воспитательные задачи:
-
формировать общественную активность и гражданскую позицию личности;
-
формировать навыки общественно-полезной деятельности;
-
воспитывать чувство бережного отношения к природе;
-
воспитывать интерес к трудовой деятельности, бережное отношение к общественному имуществу;
Срок реализации образовательной программы профильного лагеря «Мотолюбители»: программа краткосрочная - рассчитана на одну лагерную смену продолжительностью 10 дней.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 12 -18 лет. Программа рассчитана на детей и подростков, обучающихся в объединении «Мотолюбители»; в число участников смены включены дети, находящиеся в социально - опасном положении.
Рекомендуемый режим занятий - 3 часа.
Кроме того, программа предусматривает определенный объём физической подготовки воспитанников (упражнения на развитие выносливости, быстроты, силы, гибкости, на растягивание и расслабление мышц).
Методы обучения:
-
словесные методы (рассказ, беседы, диспут, объяснение);
-
наглядные методы (метод демонстрации);
-
практические методы;
-
наблюдение;
-
самоконтроль;
-
методы самостоятельной работы;
Основные формы занятий:
беседы, практические и самостоятельные работы, тренировки и соревнования.
Способы проверки знаний:
-
опрос;
-
наблюдение;
-
соревнования;
-
демонстрация;
-
взаимный поочередной показ обучающимися тех или иных упражнений по практическому вождению мотоцикла.
Для укрепления лидерских качеств юных спортсменов и развития навыков самоуправления проводятся упражнения взаимный поочередной показ обучающимися тех или иных упражнений по практическому вождению мотоцикла. Опытные ребята могут выступать в роли ассистентов преподавателя, инструктируя воспитанников первого года обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся проводится ежедневно (опрос, лабораторное задание, наблюдение за тренировочным процессом, соревнования). Проверка умений и навыков включает в себя и управление мотоциклом на грунтовой и колейной дороге, на песчаных участках.
Результативность.
Одним из главных показателей результативности программы считается выступление обучающихся в спортивных соревнованиях. Результат соревнований во многом зависит от психологической подготовки участников. Основной путь формирования устойчивости психики спортсмена - максимальное приближение тренировочных занятий к условиям соревнований. Поэтому одной из главных форм работы являются тренировки, приближенные по требованиям к соревнованиям.
Результативность программы состоит в:
-
освоении правил и приемов технического обслуживания и ремонта мототехники в полевых условиях;
-
совершенствовании у обучающихся навыков и умений в практическом вождении мотоцикла;
-
участии воспитанников в учрежденческих региональных и зональных соревнованиях по мотоспорту;
-
укреплении физического и психического состояния детей;
-
профессиональном самоопределении.
По результатам смены профильного лагеря обучающиеся
должны знать:
-
основы безопасности движения по грунтовой дороге и по пересеченной местности;
-
основы оказания первой медицинской помощи;
-
правила техники безопасности при обслуживании и ремонте мототехники.
должны уметь:
-
качественно, безопасно и своевременно проводить техническое обслуживание мототехники;
-
подготовить трассу к тренировочным заездам;
-
оказывать первую медицинскую помощь;
-
управлять мотоциклом по заданному маршруту и заданному времени;
-
качественно и проводить техническое обслуживание мототехники, находить и устранять неполадки.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо:
-
мотоциклы - два;
-
место для хранения, технического обслуживания и ремонта техники;
-
запасные части, инструменты и топливно-смазочные материалы;
-
мотоэкипировка (шлем, мотоботы, перчатки, очки).
Содержание программы.
Дата
Тема
Теория
Практика
1-й день
1.Вводное занятие.
Организационные вопросы. Инструктажи по технике безопасности, правилам дорожного движения, противопожарной безопасности, об оказании первой медицинской помощи.
Упражнения по накладыванию повязок, и кровеостанавливающих жгутов. Последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшим. Упражнения по накладыванию удерживающих шин
2-й день
2. Основы психофизиологической деятельности водителя спортивных мотоциклов
Этика мотоциклиста. Ощущения, восприятия и прогнозирование развития дорожно-транспортной ситуации. Динамический стереотип и действия в экстремальных ситуациях. Время реакции водителя. Факторы, влияющие на реакцию водителя. Характеристика ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вестибулярные. Зрение и его острота. Поле зрения и глазомер. Ослепление и световая адаптация. Изменение поля зрения в зависимости от скорости движения. Ускорение и вибрация, их влияния на работоспособность и надежность спортсмена. Стрессовое состояние. Способы его предупреждения
Подготовка мототехники и трассы. Простейшие упражнения по отработке реакции обучающихся. Подготовка участков трассы различного уровня сложности. Отработка прохождения отдельных элементов трассы.
3-й день
3.Техническое состояние и оборудование транспортных средств.
Перечень неисправностей и условий, при наличии которых запрещена эксплуатация транспортных средств.
Лабораторное занятие по обнаружению и устранению неисправностей мотоцикла.
4. Повторение основ движения мотоцикла.
Сцепление колес с дорогой. Разгон. Параметры, характеризующие эффективность торможения на трассе. Остановочный и тормозной путь. Боковой занос и условия, его вызывающие.
Подготовка мототехники и трассы. УПРАЖНЕНИЕ 1. Отработка прохождения элементов трассы в отдельности, в комбинациях.
Задача упражнения: повторение и закрепление навыков и умений по прохождению основных фигур.
4-й день
5. Отработка навыков вождения.
Инструктаж по ТБ.
Подготовка мототехники и трассы к занятиям.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Отработка прохождения элементов трассы в отдельности, в комбинациях с учетом времени прохождения.
Задача упражнения: прохождение трассы на время и "чистоту" прохождения.
5-й день
Инструктаж по ТБ. Трассы и их характеристики. Влияние погодных условий на безопасность движения.
Подготовка мототехники и трассы к занятиям. УПРАЖНЕНИЕ 3. Отработка старта на участках с разным покрытием.
(песок, трава, жесткий грунт). Движение, разгон, поворот и остановка.
Задача упражнения: адаптация к выполнению основных приемов вождения мотоцикла на участках с разным покрытием.
6-й день
Инструктаж по ТБ.
Подготовка мототехники и трассы к занятиям Контрольное занятие. Комплексное повторение, закрепление и проверка навыков по выполнению упражнений 1-3.
7-й день
Инструктаж по ТБ. Тактика и стратегия мотоспортсмена на соревнованиях
Подготовка мототехники и трассы к занятиям. УПРАЖНЕНИЕ 4. Групповое движение по трассе учебного маршрута.
Задача упражнения: приобретение навыков скоростного движения по трассе в условиях соперничества.
8-й день
Инструктаж по ТБ. Тактика и стратегия мотоспортсмена на соревнованиях
Подготовка мототехники и трассы к занятиям. УПРАЖНЕНИЕ 5. Групповое движение по трассе учебного маршрута с учетом времени прохождения.
Комплексное повторение, закрепление и проверка навыков по выполнению упражнений 4,5.
9-й день
Инструктаж по ТБ. Последовательность и правила проведения соревнований. Сигнальные флаги. Работа судейской бригады. Порядок старта и финиша.
Подготовка мототехники и трассы к занятиям. Контрольное занятие. Соревнования по мотокроссу. Награждение победителей.
10-й день
6. Итоговое занятие.
Подведение итогов.
Список использованной литературы.
Основная литература:
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
-
Закон Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан" от 1.06.2013 года №696-з, принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 27.06.2013.
-
Конвенция о правах ребёнка.
-
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
Принят 3 июля 1998 г. Изменён 20 июля 2000 г. №103-ФЗ.
-
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
-
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008.
Дополнительная литература:
-
Приложение СанПиН 2.4.4.3048-13 от 14.05.2013 г .Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул.
-
Врубель Ю. А. Минские мотоциклы. - Минск: Полымя, 1978.
-
Горский В.А., Кротов И. В. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1988.
-
Иванченко В.Н. О творческом потенциале педагога дополнительного образования// Теория и практика дополнительного образования. - 2008. - №3. С.12 - 14 .
-
Климова С.В. Психологическая подготовка гонщика к соревнованиям //Дополнительное образование и воспитание - 2008. - №3. С. 11 - 16
-
Сборник учебных планов и программ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств категории "А". - М.: Патриот, 1989.
-
Учебный план и программы подготовки водителей индивидуальных транспортных средств категории "В". - М.: ДОСААФ СССР, 1989.
-
Ч и н я е в В. Г. Устройство и техническое обслуживание мотоциклов. - М.: ДОСААФ СССР, 1979.
-
Шиянов Е.Н., Найденко Г.В. Развитие технического творчества учащихся в системе дополнительного образования. - М.: Просвещение, 2004. - 201