Конспект беседы на тему Волховская роспись

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1


Волховская роспись. История развития.

Волховская роспись возникла на берегу реки Волхов в конце XIX века. В начале зарождения промысла Волховская роспись особой красочностью не отличалась. Прялки являются наиболее изученными образцами данного вида промысла. Сначала прялки украшались трудоемкой резьбой, где сажа служила краской, которая смешивалась с береговой глиной и смолой лиственницы. Уже в XIX веке стала применяться клеевая роспись по меловому грунту, в виде покрытия выступал лак или олифа. Новые технологии, появившиеся вначале XIX в., позволили существенно обогатить её колористические возможности.

Первыми и наиболее изученными видами произведений являются прялки. Известны два вида прялок, выполненных в этой технике: «золоченки» и «крашенки». «Золоченки» отличаются стилистическим единством декора. На лицевой стороне прялки расположен крупный цветок, обрамленный с трех сторон полосой с именем владелицы. Широкие, круглящиеся мазки лепят форму цветка. Он кажется сочным и выпуклым, несмотря на плоскость мазка. Цветок условен, он не напоминает какие-то конкретные растительные формы. По его сторонам асимметрично расположены крупные листья. Оборотная сторона прялки украшена проще. На красном или темно-синем фоне располагается небольшой цветок, ветка в круге, аналогичные изображения на лицевой стороне.

2

Яркая и гладкая по фактуре живопись, выверенные, отработанные приемы исполнения, броскость облика роднят прялки с городскими живописными вывесками. Благодаря многоцветью, крупным, сочным мотивам росписи «золоченки» нарядны и праздничны. Особо они ценились владелицами из-за надписей с именами. В деревнях Волховского района сохранилась частушка:

Моя прялка именна,

на беседушке одна.

Мой забавушка придет,

по именной прялке найдет.

Конспект беседы на тему Волховская роспись

Именная прялка

В последствии с развитием промысла уже в 70-80 е годы нашего века, эта роспись была художественно переработана мастерами. Когда появились фантастические по цветовой гамме и более свободные по рисунку композиции, роспись стали именовать волховской.

В «золоченках» четко выражены символы природных стихий, которым поклонялись люди, - земли, воды, неба. Красная часть цветка олицетворяла огонь, синяя - воду. Эти символы и взяли за основу современного варианта росписи, а

3

главным ее элементом стал розан, как кое-где в народе называли изображенный на прялке цветок. Розан тоже стали именовать волховским.

В стиле Волховской росписи четко выражаются символы земли, неба, воды, а так же используются элементы дизайна в виде птиц, рыб, фруктов и различных цветов.

Роспись в стиле Волховское письмо.

Этот вид росписи отличает живописность. Ранее ее называли «сельским Ренессансом». Это - очень красивая роспись, которая воссоздает игру света на растениях, собственно жизнь природы. Выполняется она особым способом, когда на кисть набирается сразу два-три цвета краски. Отличительной особенностью росписи стал удивительно красивый, с тонкими переходами от одного цвета к другому "переходный" (двойной) мазок, сущность которого заключается в нанесении цветового пятна не одним, а одновременно двумя цветами сразу, когда один цвет переходил в другой.

Легкое, свободное движение кисти - и на поверхности появляется лист, стебель растения или лепесток цветка играющий радужным цветом. Этим видом росписи можно создавать и любые другие формы - от фигур животных до пейзажей.

Красота на Руси всегда ценилась. Домашнюю утварь, предметы обихода, убранство дома умельцы нередко превращали в произведение искусства. Возрожденная волховская роспись по дереву пришлась по душе ценителям народного творчества, которое не перестает быть близким человеку. Без нее город Волхов уже не представить. Без изделий промысловиков не обходится ни одна выставка.

Ведущий мастер промысла Чичерина Л.П.

Одним из ведущих мастеров промысла является Чичерина Л.П. За 25 лет, которые Лидия Петровна занимается художесвенной росписью по дереву, через ее

4

руки прошло немало красоты. Закончив Сестрорецкое педагогическое училище, она вернулась в родной город воспитательницей детского сада. Как-то вечером позвонила подруга. Сообщила, что в Волхове организуются художественные промыслы, куда набирают желающих работать. Предложение заинтересовало. В школе она рисовала, и, как говорили, довольно неплохо. Так в 1971 году Л.Чичерина оказалась в цехе художественных промыслов.

Конспект беседы на тему Волховская роспись

Чичерина Л.П. и её работы

К тому, чем пришлось заниматься, понятие «художественное» можно было применить косвенно. Числилась выжигальщицей. Декоративные панно, которые оформлялись в промыслах, проходили несколько стадий обработки. Она должна была шлифовать будущее изделие, на которое потом наносился рисунок. Работа ручная, очень трудоемкая. В 1980 для промыслов было построено современное здание. Художественная роспись по дереву выделилась в отдельный цех, филиал Ленинградского объединения народных художественных промыслов. Но когда

5

грянула приватизация, здание перешло в частные руки, а коллектив остался без крыши над головой. Большинство нашли себе другое занятие, а Лидия Петровна и еще несколько художников, работая дома в одиночку, продолжали и продолжают служить волховской росписи, не только сохраняя, но и развивая ее.

Декоративные настенные панно, разделочные доски, матрешки, подсвечники, шкатулки, пасхальные яйца, многочисленные сувенирные мелочи: ножички для масла, подковки «на счастье», гребешки, бусы, колокольчики - всего, что делала и делает мастерица, не перечислить. Любая вещь в ее исполнении необычна, запоминается надолго. Яркие, праздничные, они - украшение любой выставки. Еe работы хорошо известны в нашей стране и за рубежом.

Конспект беседы на тему Волховская роспись

Работы Чичериной Л.П.


6

Конспект беседы на тему Волховская росписьКонспект беседы на тему Волховская роспись

Тарелка

Конспект беседы на тему Волховская роспись

Блюдо

Конспект беседы на тему Волховская росписьКонспект беседы на тему Волховская роспись

Сервиз Самовар

Особенностью чичеринской росписи стали белые цветы. Как известно, белый как бы фокусирует в себе все цвета. Лидия Петровна переняла его тоже с одной из прялок. Увидела ее в запасниках этнографического музея: на синем фоне изображены

7

бежевые цветы. Попробовала использовать понравившуюся цветовую гамму в одной из своих композиций. Находкой осталась довольна. И с тех пор белый розан с

самыми разными оттенками прочно поселился на изделиях, которые она расписывает. А вот цветовой фон может быть самым разным - в зависимости от предназначения изделия - красным, зеленым, синим, золотым.

Хорошо контрастирует с цветом дерева темные тона. Их художница применяет с удовольствием, именно черный усиливает звучание других красок, вызывает торжественное настроение. Еще привлекают работы Л.П. Чичериной тонкими орнаментами, где мелкие листочки и цветы, гибкие травинки прописываются тщательнейшим образом. Причем, как крупные, так и мелкие цветы, на гладком поле изображаются без какого-либо предварительного рисунка.

« Единственное, когда расписываю матрешку, чуть намечаю место для лица»,- поясняет свою манеру письма Лидия Петровна. - «Не люблю однообразия, с удовольствием берусь за какие-то новые формы, часто сама придумываю их, заказываю деревообработчикам».

Конспект беседы на тему Волховская росписьКонспект беседы на тему Волховская роспись

Новые формы (оберег) Матрёшка

Вот только некоторые номинации выставок, дипломами которых была удостоена Л.П. Чичерина: «За мастерство», «За актуальность и востребованность», «За сохранение традиций», «За возрождение и развитие промыслов». На выставке

8

«Национальные символы России» в северной столице Лидия Петровна вела мастер-класс. Вокруг нее собралось множество желающих посмотреть как рождается волховский розан.

Нашлись не только поклонники, но и последователи. Росписи стали обучать в домах детского творчества Волхова и района. Есть в доме у Лидии Петровны небольшой закуток, где рождается красота. Стены увешаны изделиями, которые расписывала в разные годы - своего рода «золотой фонд» художницы. На столе - кисти и краски. В «красном» углу - прялка, вдохновительница волховской росписи. До поздней ночи не гаснет в окне свет. В тишине лучше думается и пишется, свободнее и легче скользит кисть.



Используемая литература

Г. Стерликова Акварели - Волхов 2005 г.

l-i-c.narod.ru/2001_3-4/volhov.htm

slideshare.net/aitova/c-39836674


© 2010-2022