- Преподавателю
- Другое
- Проект Живи, деревенька моя
Проект Живи, деревенька моя
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузнецова Е.А. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тип взаимодействия проектной группы
«Добровольческий проект»
ПРОЕКТ
Бобровский муниципальный район
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Адрес: 397716, Воронежская область
Бобровский район
П. Красный
ул. Центральная, д. №103.
Т. 8-473-50-52-2-36.
E-mail: [email protected].
Количество участников - 9
Участники проектной группы:
Перцева Арина-9 класс
Кистенева Кристина - 9 класс
Раджапова Феруза - 9класс
Щербаков Максим - 9 класс
Аббасов Ренат -8 класс
Аббасова Эльмира - 8 класс
Каримова Альвида - 8 класс
Колпакова Дарья - 8 класс
Фарамизова Нигар - 8 класс
Координатор проекта Кузнецова Елена Алексеевна -
учитель математики
т.8-473-50-52-2-36.
2015 г.
Пояснительная записка
Все осмыслится не скоро,
Почему-то, как назло,
Часто тянет сельских в город,
Городских - назад в село...
И не важно, стар ли молод,
Жизни суть свое взяла -
Завлекает модой город,
Тяжко сердцу без села...
Идея создания календаря «Живи, деревенька моя» возникла, когда мы прочитали заметку жительницы п. Красный Сувориной Н.А., опубликованной в районной газете «Звезда». Она написала в своей статье о том, что жители поселка Морозовка ежегодно на своей малой Родине организуют встречу. В социальной сети была создана группа, посвящённая жителям посёлка.
Моя Морозовка - Наталья Сорокина
15 июн 2014
▼
Жителей деревни по утрам больше не будят петухи, не слышен на опустевших улицах звонкий детский смех. Сегодня здесь никто не живет. Но в памяти сельчан навсегда останутся тихие родные улочки, дощатые заборы, палисадники, вкус только что испеченного хлеба, парного молока. И где бы ты ни находился, хочется вернуться в места, где ты родился и вырос.
Жалко осознавать, что маленькие деревеньки, хутора доживают свой век. Морозовка относится к Октябрьскому сельскому поселению, раньше там жизнь «била ключом», а жители отличались своим трудолюбием, аккуратностью, дружелюбием, а, как показало время, и любовью к своей малой Родине. По разным причинам жители этого поселка сменили свое место жительство. Постепенно дома опустели, земли поросли травой. Долгое время осиротевшие дома ждали своих хозяев, но увы…
Сейчас в голове каждого проезжающего мимо человека мимолетно возникает мысль: «А ведь раньше здесь было все по-другому». И таких брошеных мест на территории нашего Бобровского района можно насчитать много. А сколько их по всей России? Песни, поэзия наших современников тоже очень эмоционально передают то отношение к Отечеству, которое мы гордо величаем патриотизмом. Но сколько грусти сейчас можно встретить в современной лирике о русских селах и деревнях. Ярким примером может служить этому стихотворение Николая Мельникова:
Поставьте памятник деревне
на Красной площади в Москве,
там будут старые деревья,
там будут яблоки в траве.
И покосившаяся хата
с крыльцом, рассыпавшимся в прах,
и мать убитого солдата
с позорной пенсией в руках.
И два горшка на частоколе,
и пядь невспаханной земли,
как символ брошенного поля,
давно лежащего в пыли.
И пусть поет в тоске и боли
непротрезвевший гармонист
о непонятной «русской доле»
под тихий плач и ветра свист.
Поставьте памятник деревне,
чтоб показать хотя бы раз
то, как покорно, как безгневно
деревня ждёт свой смертный час.
Поставьте ж памятник деревне!
На Красной площади в Москве!
Там будут старые деревья
и будут яблоки в траве.
С болью в сердце понимаешь, что такая судьба ожидает и другие поселки России. Обидно, что не остается никакой информации об истории и жизни жителей российских деревень. Проходят века. Сменяются люди. И как будто бесследно исчезают имена людей, их опыт, знания, их труд. Но так ли это? История человеческой жизни и человеческой деятельности создает многочисленные памятники, которые читают и осваивают грядущие поколения. Эти памятники с большой полнотой освещают быт, хозяйственный и трудовой уклад жизни, а также, частично, духовную культуру предшествующих поколений. Посёлок Морозовка расположен в нескольких километрах от посёлка Красный, он входит в состав Октябрьского сельского поселения. В 2000году население составляло- 63 человека, в 2005г.-48, а вот уже 2 года там совсем никого не осталось. Пустующие дома чьи-то недобрые руки разломали, сожгли. И теперь уже трудно угадать места домовладений. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Вырастет лес, как памятник на забытых могилах деревень. Наше поколение и знать не будет о том, что в таких глухих местах, средь леса, когда-то жили, работали, веселились люди. И немало известных людей вышли родом из таких вот малых деревень, и прославили свою родину. Простые труженики, а также люди, которым волею судьбы посчастливилось жить среди замечательных людей. Останутся воспоминания лишь в памяти людей. Несколько лет назад уроженка посёлка Вострикова Любовь Николаевна, проживающая в городе Лиски, решила собрать своих односельчан. Собраться решили в православный праздник Троица. Люди с радостью откликнулись. С тех пор стало доброй традицией собираться именно в этот праздник. Приезжают с Воронежа, Тольятти, Лисок, Москвы. Едут с детьми, внуками… Встреча необыкновенно трогательная. Собираются накануне, выносят самодельные столы из единственно сохранившегося дома Востриковых, поднимают российский триколор. Впечатлений хватает на целый год.
Мы решили создать календарь на память о посёлке и на следующей встрече подарить его людям.
● Исчезновение малых деревень;
●Духовная деградация населения;
●Отсутствие интереса к истории малой родины
-
Воспитывать желание поднять и возродить лучшие традиции родного села.
-
Приобщать ребят к прекрасному, воспитывать осознание принадлежности и чувство привязанности к своей Родине как гражданина.
восстановление памяти об исчезнувшем населенном пункте, сбор свидетельств очевидцев о том, как жили их жители. Создание памятного календаря «Живи, деревенька моя!» Ведь каждый человек должен знать истоки своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить свое национальное достоинство.
Методы исследования: поисковый, исследовательский, беседа, наблюдения, опрос, поиск и изучение старых фотографий, источников, архивных документов.
Актуальность данной исследовательской работы не вызывает сомнения. Каждый гражданин должен знать историю своей малой родины, преумножать её богатства, заботиться о её будущем. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.
Научная новизна исследования заключается в том, что работа представляет собой первые попытки обобщения научно- исторического исследования исчезнувших и исчезающих населенных пунктов.
В проекте принимали участие учащиеся 7-8 классов
МКОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа в возрасте
13-14 лет.
Перцева Арина-8 класс
Кистенева Кристина - 8 класс
Раджапова Феруза - 8класс
Щербаков Максим - 8 класс
Аббасов Ренат -7 класс
Аббасова Эльмира - 7 класс
Каримова Альвида - 7 класс
Колпакова Дарья - 7 класс
Фарамизова Нигар - 7 класс
Взрослые: директор школы Суворина Н.А., заместитель директора по УВР Попова Т. П., учитель математики Кузнецова Е.А.
I -подготовительный
5 сентября- 20 октября 2014г.
II- исследовательский
21 октября- 28 декабря 2014
III- реализация проекта
13 января- 10 февраля 2015-г.
Цель этапа:
-
Подготовка учащихся к работе над проектом
-
Формирование инициативных групп, определение целей и задач для каждой из них.
Классный руководитель 7-8 классов учитель математики на классном часе затронула тему о забытых деревнях, рассказала о посёлке Морозовка, о том, сколько односельчан является уроженцами этого места. Она рассказала о возможности узнать больше подробностей об истории и людях этого посёлка.
Данная информация вызвала интерес у ребят, и они решили выпустить памятный календарь с памятными фотографиями. Начать работу решили с создания инициативных групп.
Инициативные
группы
Социологи
Редакторы
Журналисты
Экономисты
Состав группы «Редакторы» Состав группы «Социологи»
Каримова
Альвида
Кистенёва
Кристина
Перцева Арина
Аббасова Эльмира
Состав группы « Журналисты»
Аббасов Ренат Щербаков Максим
Состав группы « Экономисты»
Раджапова Феруза Колпакова Дарья Фарамизова Нигар
Для достижения реализации проекта была
организована работа по группам.
Цель этапа
-
Каждая группа составляет свой план деятельности по реализации проекта
-
Поиск различных форм для сбора, обработки и анализа информации
-
Определение форм проведения исследовательской деятельности по обозначенной проблеме
ДЕЙСТВИЯ ГРУПП
План работы группы « Журналисты»
-
Изучение литературы по проблеме социального проекта.
-
Работа в сети Интернет, поиск материалов по выбранной тематике.
-
Организация встреч с жителями п. Морозовка
-
Интервью с жителями поселка, сбор материала для календаря
План работы группы «Редакторы»
-
Разработка проекта оформления календаря
-
Редактирование материала
-
Оформление портфолио
План работы группы «Социологи»
-
Составление анкеты для проведения беседы с жителями поселка Морозовка
-
Проведение социологического опроса по проблеме и оформление статистических данных в виде диаграммы
План работы группы « Экономисты»
-
Составление сметы
-
Организация публикации календаря
Отчет группы « Журналисты»
-
В ходе изучения литературы по проблеме социального проекта был найдены материалы
-
Работая в сети Интернет, нашли материалы
-
Провели интервью с жителями поселка(приложение)
Отчет группы «Социологи»
Группа «Социологи» провела опрос в социальной сети «Одноклассники» в группе посвящённой посёлку «Моя Морозовка»
« Нужно ли создать памятный календарь о жизни и жителях посёлка Морозовка?»
Было опрошено - 100 человек
Результаты опроса
Отчет группы «Экономисты»
1.Была составлена смета затрат для оформления памятного календаря
Смета затрат
№
Вид работы
Материал
Сумма
1.
Бумага
180 рублей
Папка
80 рублей
файлы
120рублей
клей
20рублей
Цветная печать
50* 10 рублей, 500 рублей
ИТОГО
900 рублей
На классном часе классный руководитель рассказала о посёлке Морозовка
Интервью у директора школы Сувориной Н.А.
Систематизация полученной информации.
Поиск информации в Интернете
Обсуждение и редактирование текста
В перспективе мы планируем
1. Найти спонсоров для, того чтобы опубликовать собранный материал об истории п. Морозовка в виде книги.
2. Подарить экземпляры книги жителям поселка.
3. Ежегодно пополнять книгу материалами из жизни жителей поселка Морозовка
Интервью директора МКОУ Октябрьская СОШ Сувориной Надежды Алексеевны
- Надежда Алексеевна, вы родились и выросли в посёлке Морозовка, что Вы можете рассказать о своей малой Родине?
- Для меня посёлок был и остаётся самым красивым и родным местом на земле. Вы только представьте: тихо на ранней заре в тени деревьев; тянется по траве дымка тумана, беззвучно покрывает зелень, клубится, будто облака опустились низко над землёй и заблудились в предрассветной долине. Кое-где подтренькивает какая-то птичка, а основной хор голосов ещё не слышен. Он проснётся чуть позже, когда обогреет землю первый луч солнца, когда заискрится обильная роса на лугу, а туман поползёт, как рваная вата прятаться от света. Деревня просыпается…. Красота, правда? Именно таким было утро в детстве. Посёлок состоял из двух улиц или «порядков», как их называли односельчане. Дома в основном были пятистенки, так по - старому назывались строения, в которых была кухня и горница. В кухне готовили и принимали пищу, а готовили в русской глинобитной печи в основном щи и кашу. Рано утром печь топили и на угли ставили чугун с заготовленными продуктами. Через час - другой еда была готова. В печи её оставляли на целый день, и в течение всего дня она была горячей. Кроме приготовления пищи печь использовали как лежанку. Рядом с печью на расстоянии 60-70 сантиметров от потолка делали полати, на которых спали дети. Освещение в доме было при помощи лучинок, которые жгли в печурке - это углубление с боку печи. Позднее стали использовать керосиновые лампы пяти, семи и десяти линейные. Электрическое же освещение появилось только в 1960 году. В посёлке была начальная школа, клуб, магазин. В колхозе разводили коров, овец, кур. Люди в посёлке славились особым трудолюбием, душевностью.
- Вы бываете на ежегодных встречах односельчан?
- Да, обязательно. Собирается до 70 человек. Очень трогательный праздник
- Надежда Алексеевна, как Вы считаете, нужно ли создать памятный календарь о посёлке?
- Замечательная идея! Стало бы хорошей традицией выпускать такой календарь на память всем участникам встречи
- Большое спасибо.
Интервью с депутатом Совета народных депутатов Шацких Фёдором Алексеевичем.
- Здравствуйте, Фёдор Алексеевич. Мы знаем, что Вы родом из посёлка Морозовка. Сейчас остро стоит проблема вымирающих деревень. Что Вы думаете об этом?
- Испокон веку Русь черпала свои могучие силы от земли, то есть от деревни. Не засеять в городе поля пшеницей, не надоить парного молока, не пробежаться по утренней росе босиком, не набрать полную горсть ароматной земляники! Сейчас нужно всем приложить усилия и сохранить деревню, а, значит, сохранить Россию.
В края луговые
Уводит дорога,
Уводит в родные края,
Как мало мне надо,
Как надо немного -
Жила бы деревня моя.
И в настоящее время российское село переживает разительные перемены. К ним необходимо не просто приспособиться, а научиться жить и работать совершенно по-новому. Доля государственного сектора резко снизилась. Наступил период становления хозяйств новой формации. Социально-экономические реформы дали толчок формированию на селе сельскохозяйственных подразделений. Все эти коллективные и фермерские хозяйства отличаются друг от друга формой собственности, но у них одна задача - сохранение села. Для отечественного сельского хозяйства стратегически важно, во что бы то ни стало сохранить себя. Лишь оно способно в настоящее время производить возобновляемые продукты, конкурентоспособные на внутреннем и мировом рынке. Поэтому нужно сделать все для того, чтобы удержать его масштабы и не допустить развала.
- Как Вы считаете, нужно ли создать памятный календарь о жителях и жизни посёлка?
- Очень хорошая идея.