- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по проектной деятельности
Рабочая программа по проектной деятельности
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кулемасова Е.В. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика учебного предмета
-
Место учебного предмета в учебном плане
-
Результат освоения учебного предмета
-
Содержание учебного предмета
-
Тематическое планирование
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
-
Приложения
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых дисциплин в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и другой).
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения проектной деятельности.
Содержание программы по индивидуальному проекту направлено на достижение следующих целей:
-
обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
-
формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).
-
развитие умения анализировать и критически мыслить.
-
развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию).
-
формирование позитивного отношения к деятельности (обучающийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Программа может использоваться другими образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
На современном этапе развития образования акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых дисциплин в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и другой).
Выполнение индивидуального проекта является обязательным для каждого обучающегося по общеобразовательным программам.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Учебный проект должен удовлетворять следующим требованиям:
• Наличие в рамках проекта значимой задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;
• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов проекта;
• Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся в рамках проекта;
• Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
• Использование исследовательских методов при выполнении проекта.
Учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько групп по следующим признакам:
-
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
- Исследовательский проект - лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.;
- Информационный проект - сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории; итогом такого проекта может являться публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет;
- Творческий проект - предполагающий максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, в качестве которых могут выступать альманах, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
- Ролевой (игровой) проект - участвуя в котором участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.;
- Практико-ориентированный проект - нацеленный на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, результат которого заранее определен и может быть использован для нужд группы, курса, колледжа, микрорайона и т.д.
-
По предметно-содержательной области:
- монопроект, выполняемый в рамках одной области знаний;
- межпредметный проект, реализуемый на стыке различных областей.
-
По характеру контактов - среди участников одной группы, курса, образовательной организации и т.д.
-
По количеству участников проекта - индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый.
-
По продолжительности проекта - мини-проект (на одно учебное занятие), краткосрочный (4-6 занятий), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.).
-
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Индивидуальный проект» не входит ни в одну предметную область, но является обязательным для изучения при освоении программы среднего общего образования.
В учебном плане предмет «Индивидуальный проект» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин.
-
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
После изучения предмета «Индивидуальный проект» обучающиеся должны достичь следующих результатов.
Личностные результаты должны отражать:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательско1, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей и разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит способ организации самостоятельной деятельности, направленный на решение задачи учебного проекта.
Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.
В общем виде организация проектной деятельности может быть представлена следующей таблицей:
Этап
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1. Погружение в
проблему
Формулирует:
- проблему проекта;
- сюжетную ситуацию;
- цель и задачи
Осуществляют:
- личностное присвоение проблемы;
- вживание в ситуацию;
- принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи
2. Организация деятельности
Предлагает:
- спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»);
- при организации групповой работы распределить амплуа и обязанности в группах (например: аналитик, инициатор, генератор идей и [или] новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.);
- возможные формы представления результатов проекта
Осуществляют:
- планирование работы;
- разбивку на группы и распределение ролей в группе;
- выбор формы и способа представления информации
3. Осуществление деятельности
Не участвует, но:
- консультирует по необходимости обучающихся;
- ненавязчиво контролирует;
- ориентирует в поле необходимой информации;
- консультирует по презентации результатов
Работают активно и самостоятельно:
- по поиску, сбору и структурированию необходимой информации;
- консультируются по необходимости; подготавливают презентацию результатов
4. Презентация, самоанализ и самооценка результатов
Принимает итоговый отчет:
- обобщает и резюмирует полученные результаты;
- подводит итоги обучения. Оценивает проект по критериям:
- глубина проникновения в проблему;
- привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов
Демонстрируют:
- понимание проблемы, цели и задачи;
- умение планировать и осуществлять работу;
- найденный способ решения проблемы. Осуществляют:
- рефлексию деятельности и результатов;
- взаимооценку деятельности и ее результативности
Последовательность хода проектно-исследовательской работы
1. Обоснование актуальности выбранной темы:
2 Постановка цели и конкретных задач исследования;
3 Определение его объекта и предмета;
4 Выбор методов проведения исследования;
5 Описание его процесса и обсуждение результатов исследования;
6 Формулировка выводов и оценка полученных результатов.
7. Выбор методов научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
8. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений и т.д.
9. Поиск информации:
- виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная);
- методы поиска информации.
Требования к оформлению проектной работы
Проектная работа состоит из следующих разделов:
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
- Литературный обзор
- Экспериментальная часть (материалы и методы)
- Обсуждение результатов
- Выводы
- Словарь специальных терминов
- Список литературы
- Приложение (если предусмотрено)
• Текст проектной работы печатается шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, полуторный интервал между строчками, поля справа и слева, а также сверху и снизу - 2 см, печать ведется без абзацного отступа, выравнивание по ширине (именно в соответствии с данными требованиями напечатан этот документ).
• Каждый раздел работы начинается с новой страницы.
• Название каждого раздела работы печатается по центру заглавными буквами жирным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14.
• Диаграммы, графики, таблицы, рисунки, которые являются составной частью литературного обзора, печатаются в разделе «Литературный обзор».
• Диаграммы, графики, таблицы, рисунки, которые являются составной частью раздела «Экспериментальная часть», могут быть напечатаны как собственно в указанном разделе, так и вынесены в дополнительный раздел «Приложение», что должно быть отражено в разделе «оглавление» проектной работы.
Защита индивидуального проекта
Автору работы предоставляется 10 мин., за которые должны быть освещены:
• Цель работы
• Методы изучения
• Актуальность темы
• Новизна, научная ценность
• Личный вклад
• Выводы, сделанные в ходе работы
• Ораторское мастерство
• Наглядность
• Оформление работы
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОЕКТУ
Тема
Количество часов
Проект. Виды проектов. Планирование работы
1
Цели и задачи проектной работы
1
Этапы проектной работы
1
Оценка готовности к исследовательской работе
1
Выбор направления и проблемы исследования
1
Выбор темы исследования
1
Формулировка темы
1
Постановка целей
1
Задачи исследований
1
Поиск и отбор научной литературы
1
Научный стиль речи
1
Композиция текста
1
Анализ лексических особенностей текстов: точность, обобщенность, отвлеченность
1
Принципы построения словарных статей
1
Наиболее известные энциклопедии и справочники
1
Конспектирование
1
Оформление ссылок
1
Оформление списка литературы
1
Методы исследования
1
Методы сбора анализа материала
1
Экспериментальные методы
1
Работа с Интернет-сайтами
1
Формирование поискового запроса
1
Оценка информации с точки зрения ее достоверности, точности, обоснованности
1
Оценка источников информации
1
Оформление и содержание работ. Общие требования
1
Формы представления работ
1
Оценивание работ. Критерии оценки
1
Индивидуальные консультации
28
Представление работ. Анализ проектов
8
28ч. (7 недель) - теоретические
28 ч. - индивидуальные консультации
8 ч. - защита работ
-
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
Освоение программы по предмету «Индивидуальный проект» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав программы по предмету входят:
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала, рекомендованные или допущенные для использования в образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой и др.
В процессе освоения программы по предмету обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в Интернете
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы.
2. vernadsky.info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации посетителей.
3. konkurs.redu.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов.
4. subscribe.redu.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.
5. irsh.redu.ru - сайт научно-методического и информационно-публицистического журнала «Исследовательская работа школьников».
6. iteach.ru - сайт программы Intel «Обучение для будущего».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Паспорт учебного проекта
1.Тема проекта __________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
2.Авторы проекта________________________________________
________________________________________________________
3.Класс_________________________________________________
4.Научный руководитель_________________________________
________________________________________________________
5.Тип проекта (интегративный, предметный)______________
________________________________________________________________________________________________________________
6.Форма проекта_________________________________________
7.Краткое описание проекта (возможности использования особенности проекта и т.д.)__
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________уч. Год
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
График консультаций
Содержание консультации
Дата
след. консульта-ции
Дата, ФИО консультанта
Рекомендации консультанта
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Оценочный лист (балльный):
цель работы
актуальность темы
новизна материала
научная ценность
личный вклад
оформление работы
ораторское мастерство
наглядность и качество демонстрируемого материала
Критерии
Оценка выступления
0-1-2
максимальный балл - 40
2- рассказывает
2-логика построения доклада
2- владение иллюстративным материалом
2- соблюдение регламента
2- владеет теорией вопроса
2- краткость и аргументированность
2- наличие демонстрационного материала
2- хорошо ориентируется в демонстрационном материале
2- соответствует выступлению
2- оригинальность демонстрационного материала
2- владение специальными терминами
2- вступительная часть
2- четкость выводов, обобщающих доклад
2- адекватность громкости и темпа
2- уверенность и убедительная манера изложения
2- использование знаний вне школьной программы
2- использованы разнообразные источники
2- цитаты, ссылки на авторов
2- доступность для восприятия
2- заключение, обобщение доклада.
ИТОГО
15