Рабочая программа по дисциплине Основы экономической теории

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



″Себряковский технологический техникум″











рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Основы экономической теории


Для специальности среднего профессионального образования

38.02.07 Банковское дело























2015 г.


РАССМОТРЕНА

Протокол заседания ПЦК

№ ____

От «___» __________ 2015г.

________________ Г.И. Низамова

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по учебной работе

______________ Т.Ю. Фролова

«____» ___________ 2015г

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.07 Банковское дело


Организация - разработчик: ГБПОУ "Себряковский технологический техникум"


Разработчик: Е.В. Дмитриенко преподаватель:ГБПОУ "Себряковский технологический техникум"

Эксперты:

__________________ ________________________ ____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

__________________ ________________________ ____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)














СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 4


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 13

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14










1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономической теории

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 «Банковское дело»

Программа учебной дисциплины устанавливает базовые знания для получения профессиональных знаний и умений. В условиях становления современных рыночных отношений меняется характер экономической деятельности предприятий, методы управления ими, формируются знания и умения, необходимые для будущей трудовой деятельности выпускников.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы экономической теории» относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла

Имеет межпредметные связи с дисциплинами входящими в ОПОП СПО по специальности такими как «Экономика организации», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение».

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

 оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

 использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

 строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;

 анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;

 распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

 выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

 генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

 ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

 рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

 роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

 задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

 закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства.

Специалист банковского дела должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ПК 1.1

Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов

ПК 1.2

Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах

ПК 1.3

Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней

ПК 1.4

Осуществлять межбанковские расчеты

ПК 1.5

Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям

ПК 1.6

Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт

ПК 2.1

Оценивать кредитоспособность клиентов

ПК 2.2

Осуществлять и оформлять выдачу кредитов

ПК 2.3

Осуществлять сопровождение выданных кредитов

ПК 2.4

Проводить операции на рынке межбанковских кредитов

ПК 2.5

Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часа;

самостоятельной работы обучающегося19 часов




















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:


лекционные занятия

22

практические занятия

16

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:


Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета













2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины«Основы экономической теории»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

10

Тема 1.1. Предмет и история экономической теории


Содержание учебного материала



1

Предмет экономической теории как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Структура общей экономической теории.

Основные методы экономической науки. Функции экономической теории.

Исторические этапы развития экономической теории: основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы. Отличительные особенности экономического учения К. Маркса. Различия концептуальных положений основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского.

2


1


Самостоятельная работа студентов

Реферат на тему «Основные школы экономической теории»

2

Тема 1.2. Общие проблемы экономической теории


Содержание учебного материала


1

Производство, воспроизводство и его фразы. Понятие экономической эффективности. Материальное и нематериальное производство. Элементы процесса труда.

Ресурсы и факторы производства, их классификация.

Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возрастания потребностей.

Три основных вопроса экономической теории: производить ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? Проблема оптимального выбора. Вмененные издержки. «Кривая производственных возможностей» и ее методологическое значение.

Эффективность экономики как экономическая категория. Критерий Парето-эффективности.

2



2



Практические занятия:

Построение кривой производственных возможностей и анализ точек на кривой, внутри и вне ее.


2


Самостоятельная работа обучающихся

Составить конспект по темам; «Собственность. Право собственности и формы собственности.

Собственность и редкость благ. Формы собственности и типы общественных систем»

2





Раздел 2. Микроэкономика




20


Тема 2.1. Сущность рынка. Теория спроса и предложения. Равновесие потребителя


Содержание учебного материала


1

Спрос индивидуальный и рыночный. Кривая спроса. Закон спроса. Изменения в спросе, изменения величины спроса. Неценовые факторы спроса.

Предложение. Предложение фирмы, рыночное предложение. Кривая предложения, закон предложения. Детерминанты предложения.


2




2


Спрос и предложение на рынке. Цена равновесия, ее функции. Отклонение от цены равновесия, дефицит и излишек. Механизм восстановления равновесия.

Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса по цене, по доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения. Практическое значение эластичности. Эластичность предложения в зависимости от отрасли производства.



Практические занятия

Построение кривых спроса и предложения.

Определение равновесной цены и равновесного количества товаров.

Определение коэффициентов эластичности спроса и предложения


2

Самостоятельная работа обучающегося:

Решение задач: определение равновесной цены и коэффициентов эластичности спроса и предложения


2

2.2.Теория потребительского поведения


Содержание учебного материала

2


1

Понятие полезности товара. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Экономические школы о проблеме полезности.

Потребительское предпочтение и полезность. Потребительское безразличие. Кривые безразличия, их свойства. Бюджетная линия, бюджетное ограничение. Бюджетная линия и кривые безразличия: оптимизация потребительского выбора. Эффект замены и эффект дохода. Норма замены. Предельная норма замещения. Излишек потребителя.

2

Практические занятия

Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия. Определение точки максимальной полезности.


2


Самостоятельная работа обучающихся:

Составление конспекта по теме Эффект дохода, эффект замещения. Эффект Гиффена.

2


2.3.Издержки и

результаты производства. Равновесие фирмы


Содержание учебного материала



2






1

Виды издержек. Явные и неявные издержки. Постоянные и переменные издержки. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривые предельных и средних издержек. Минимизация издержек.

Продукт производственной деятельности фирмы Характер образования и изменения предельного, среднего и общего продуктов. Взаимосвязь кривых общего, предельного и среднего продуктов.

Доходы фирмы. Понятие прибыли. Виды прибыли. Экономическая прибыль. Максизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

2

Тема 2.4. Модели современного рынка







Содержание учебного материала



2

2

1

Конкуренция: понятие, виды, методы конкурентной борьбы.

Совершенная конкуренция: понятие, условия существования.

Чистая монополия, ее характерные признаки.

Олигополия: характеристика и место в современной экономике. Формы поведения фирм в условиях олигополии.

Монополистическая конкуренция. Общие черты и отличия совершенной и монополистической конкуренции.


Практические занятия:

Расчет размера максимальной прибыли в условиях совершенной конкуренции и монополии.


2


Самостоятельная работа обучающихся:

Составить таблицу «Важнейшие признаки основных рыночных структур»

2


Раздел 3. Макроэкономика

12


Тема 3.1. Основные

макроэкономические показатели


Содержание учебного материала

2


1

Основные макроэкономические показатели, способы их измерения.

Методы определения ВВП. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.

2

Практические занятия

Определение основных макроэкономических показателей.


2




Самостоятельная работа обучающихся:

Основные макроэкономические показатели и субъекты хозяйствования в системе национальных счетов.

2


Тема 3.2. Цикличность развития рыночной экономики


Содержание учебного материала

1.Экономический рост: его сущность и измерение.

Факторы и типы экономического роста. Понятие экономического цикла и его фазы.

2

2

Практические занятия

Разбор конкретных ситуаций по теме. Тестирование

2



Самостоятельная работа обучающихся:

Роль экономических циклов в экономике России.

2


Раздел 4. Механизм макроэкономического регулирования

15


Тема 4.1.Занятость и безработица Инфляция: понятие, причины. Доходы населения и социальная политика. Государственный бюджет и налогово-бюджетная политика.


Содержание учебного материала



4

2

1



2


3

Занятость: понятие и измерение. Полная занятость. Безработица: понятие, виды, причины. Уровень безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование занятости. Инфляция: понятие и причины. Измерение инфляции.

Воздействие инфляции на ВВП. Инфляция и безработица, их взаимосвязь. Кривая Филипса.

Социально-экономические последствия инфляции. Необходимость и возможности борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика, ее эффективность и последствия.

Доходы населения: понятие, виды. Прожиточный минимум, минимальный потребительский набор товаров и услуг, уровень жизни, стоимость жизни. Дифференциация доходов в рыночной экономике. "Пирамида" доходов, кривая Лоренца. Система государственной поддержки нуждающихся и выравнивания уровня доходов, ее эффективность.

Государственный бюджет, его доходы и расходы. Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Уровни бюджета. Консолидированный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета.

Налогово-бюджетная политика и ее роль в обеспечении макроэкономического равновесия. Виды налогово-бюджетной политики и ее последствия.

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Обслуживание государственного долга. Способы сокращения бюджетного дефицита.




Практические занятия:

Построение и анализ кривой Оукена. Определение взаимосвязи безработицы и инфляции. Построение кривой Филлипса.

4





Самостоятельная работа обучающихся:

Антиинфляционная политика, ее эффективность и последствия. Особенности инфляции и антиинфляционной по Социальное обеспечение безработных. Фонд занятости в РФ, его формирование и использование.

2


Тема 4.2. Мировая экономика. Экономика России и ее ориентиры в начале XXI века


Содержание учебного материала

Понятия мировой рынок и международная торговля. Формы международной торговли. Теоретические концепции международной торговли.

Специфика экономического роста в конце 90-х гг. ХХ в. Новые факторы и источники экономического роста конца XX в. и начала ХХI в. Экономический рост и глобализация. Обоснование перспектив экономического развития. Экологические проблемы.

Информационная глобализация на рубеже ХХ-XXI вв. Экономические последствия информационных изменений в сфере обмена и потребления. Модификация кредитно-денежной системы в условиях распространения электронных форм обмена. Защита интеллектуальной собственности. Виртуальная экономика.

2

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Платежный баланс и его структура. Международная экономическая интеграция: понятие и формы.

3



Дифференцированный зачет



Всего:

57





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

«Основы экономической теории»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя,

- электронные средства учебного назначения,

- доска, мел

Технические средства обучения:

1. Мультимедийная установка.

2. Компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

Основная литература

1. Камаев В.Д. Основы экономики: уч. пос. для СПО. - М., 2013. - 160с. Доп. МО

2. Липсиц И.В. Основы экономики. Учебник для СПО. - М., 2012. - 320с. Рек. ФГУ «ФИРО»

4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. Издательство: «Дашков

и Ко», 2013. - 327 с. knigafund.ru

5. Экономическая теория: учебник / Под ред. В.Д.Камаева. -13-е изд. -М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2010. - 591с . knigafund.ru

6. Экономическая теория: Учебник для колледжей / Г.Б. Казначевская. - 5-e изд., доп. и перераб. - (Среднее профессиональное образование)., (Гриф) 2013 Феникс (342 стр

Дополнительная литература

1. Носова С.С. Основы экономики: Учебник для СПО. - М., 2007. -312с.

2. Слагода В. Т. Экономика: уч. пос. -М.. 2011. -224с. Рек. УМЦ

3. Современная экономическая наука: учебное пособие, под ред. Н.Н. Думной,И.П. Николаевой, Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. knigafund.ru

4. Экономика: учебник, Гребнев Л.С., Издательство: Логос, 2011 г. knigafund.ru

Интернет-ресурсы

1. Сайт Минэкономразвития. Форма доступа: economi.gov.ru

2. Сайт Центрального Банка России. Форма доступа: cbr.ru

3. Электронный ресурс «КонсультантПлюс» Форма доступа: consultant.ru

4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

«Основы экономической теории»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

1. оперировать основными категориями и понятиями экономической теории

2. использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки

3. строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей

4. анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики

5. распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики

6. выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

1. генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории

2. ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности

3. рыночные механизмы спроса и предложения на

микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов

4. роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов

5. задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов

6. закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства


Формы контроля обучения:

1. Фронтальный опрос, рефераты, доклады

2. Фронтальный опрос, рефераты, доклады

3.Практический контроль -выполнение заданий на практических занятиях и самостоятельной внеаудиторной работы. Тестирование

4. Практическая работа, письменный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа

5. Тестирование, практическая работа, письменный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа, рефераты

6. Практическая работа, письменный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа, рефераты

1. письменный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа, рефераты

2. практическая работа, письменный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа, рефераты, тестирование

3. практическая работа, письменный

опрос, самостоятельная внеаудиторная работа, рефераты, тестирование

4. фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная внеаудиторная работа, рефераты, тестирование

5. фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная внеаудиторная работа, рефераты, тестирование

6. фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная внеаудиторная работа, рефераты, тестирование














© 2010-2022