Рабочая программа элективного курса Налогообложение

Предлагаемый элективный курс «Налогообложение» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области налогообложения, умениями и навыками грамотного поведения налогоплательщика в соответствии с законами Российской Федерации.  Программа курса рассчитана на 17 часов.  Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведе...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №56»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ



11 КЛАСС







Автор - составитель: Емельянова Наталья Валерьевна, учитель экономики МБОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №56», первой квалификационной категории.









2014



Пояснительная записка.

Рабочая программа курса составлена на основе учебной программы В. А. Башковой «Основы налоговой грамотности». Содержание учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.

В настоящее время в общеобразовательной школе нет специального предмета, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях налогоплательщика, системе налогообложения. Эти знания востребованы в современной школе и формирование их необходимо в рамках отдельного учебного курса. Поэтому данный курс приобретает особую актуальность.

Предлагаемый элективный курс: «Налогообложение» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области налогообложения, умениями и навыками грамотного поведения налогоплательщика в соответствии с законами Российской Федерации. Его изучение, в сочетании с образовательной деятельностью по тому или иному направлению, а также выбора профиля дальнейшего образования, поможет школьникам адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.

Программа курса рассчитана на 17 часов учебного времени с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся. Формирование ЗУН данного курса осуществляется поэтапно от раздела к разделу за счет последовательного построения учебного материала, в доступной форме.

Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных исследований учащимися - выполнение мини-проекта.

Курс «Основы потребительских знаний» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:

  • экономика

  • бухгалтерский учет

Цели курса:

  1. Содействие профессиональному самоопределению учащихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области налогового законодательства как особой дисциплины, изучающей виды налогов и методы их исчисления.

  2. Развитие экономического и логического мышления, творческих способностей, коммуникативных способностей.

  3. Воспитание организованности, деловитости, культуры поведения и смелости в защите своих прав.

Задачи курса:

  1. Познакомить учащихся с основными понятиями налогового законодательства, что должно способствовать профессиональному самоопределению и социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений.

  2. Формировать у учащихся специальные умения и навыки, позволяющие самостоятельно определять виды налогов, объекты налогообложения и налогооблагаемую базу.

  3. Развивать творческие и аналитические способности, необходимые для правильного решения задач по исчислению налогов.

  4. Воспитание трудолюбия, ответственности, предприимчивости и культуры поведения.



Требования к уровню подготовки.

По окончании изучения элективного курса «Налогообложение», учащиеся должны:

Иметь представление:

  • о сущности, целях и функциях налогов и налоговой системы современного государства;

  • о закономерностях налогообложения и формирования налоговой политики государства;

  • о проблемах налогообложения;

Знать/понимать:

  • обязательные элементы налогов, составляющих налоговую систему РФ;

  • методы и способ уплаты налогов и налоговых платежей;

  • права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков;

  • налоговый кодекс РФ, принятые в соответствии с ним законы о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением и сборами;

Уметь:

  • использовать при решении практических задач налоговое законодательство;

  • рассчитывать, исходя из предложенного набора хозяйственных операций федеральные, региональные и местные налог и сборы;

  • анализировать ситуации, определяя обоснованность конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками;

  • представлять результаты решения конкретных задач расчета налоговых результатов и налоговых платежей финансового управления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • на практике применять методы и приемы налоговых расчетов;

  • рассчитывать налоговые обязательства и интерпретировать полученные результаты

  • обосновывать на основе обработанной налоговой информации эффективные финансовые решения





Учебно-тематический план

Наименование
разделов и тем

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

Р.1

Государство и финансы.

2 ч.

2 ч.

1.1

Государственные финансы. Государственный бюджет.

1 ч.

Мини-лекция с элементами дискуссии

Конспект

1.2.

Налоговая система. Принципы построения налоговых систем.

1 ч.

Лекция

Конспект

Р.2

Система налогов и сборов.

6 ч.

6 ч.

2.1.

Роль налогов в экономике.

1 ч.

Мини-лекция с элементами дискуссии

Конспект

2.2

Налоговые органы и требования, предъявляемые к их составу.

1 ч.

Лекция

Конспект

2.3

Что такое налоговая полиция.

1 ч.

Лекция

Конспект

2.4

Налоговая система России.

1 ч.

Лекция

Конспект

2.5

Выгодно ли платить налоги?

1 ч.

Мини-лекция с элементами дискуссии

Конспект

2.6

Налогообложение малого бизнеса.

1 ч.

Лекция

Конспект

Р.3

Виды налогов.

6 ч.

3 ч.

3 ч.

3.1

Налог на добавленную стоимость и акцизы.

1 ч.

Мини-лекция с элементами практикума

Конспект

3.2

Налог на прибыль с предприятий.

1 ч.

Мини-лекция с элементами практикума

Конспект

3.3

Налоги в дорожные фонды, транспортный налог.

1 ч.

Мини-лекция с элементами практикума

Конспект

3.4

Единый социальный налог.

1 ч.

Мини-лекция с элементами практикума

Конспект

3.5

Налоги субъектов Федерации.

1 ч.

Лекция

Конспект

3.6

Местные налоги, их роль в местном самоуправлении.

1 ч.

Лекция

Конспект

Р.4

Права и обязанности налогоплательщика.

3 ч.

1 ч.

2 ч.

4.1

Права и обязанности налогоплательщика.

1 ч.

Мини-лекция с элементами практикума

Конспект

4.2

Практическая работа.

1 ч.

Практикум

Решение задач

4.3

Зачет.

1 ч.

Решение тестов, проблемных ситуаций

Итого

17ч.

12 ч.

5 ч.





Содержание программы


Раздел №1. Государство и финансы.

Государственные финансы. Государственный бюджет. Способы балансировки бюджета. Принципы построения налоговых систем. Налоговая справедливость.

Основные понятия:

Финансы, государственный бюджет, профицит государственного бюджета, дефицит государственного бюджета, сальдо государственного бюджета, налоговая справелливость, налоговая система

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать

  1. Роль государственного бюджета в экономике

  2. Понятие о бюджетном дефиците

  3. Способы балансировки бюджета

  4. Принципы построения налоговых систем

Уметь

  1. Определять принципы построения налоговых систем

  2. Определять способы балансировки бюджета

Практическая часть

  1. Практическая работа: «Определение вида бюджета».

Раздел №2. Система налогов и сборов.

Роль налогов в экономике. Экономическая сущность налогов. Функции налогов и их взаимосвязь. Элементы налога и их характеристика. Способы уплаты налогов. Налоговая система. Классификация налогов в зависимости от принципов построения налоговой системы. Права и обязанности органов налоговой полиции. Состав и структура налоговых органов. Принципы организации деятельности налоговых органов. Налоговое администрирование: цели, методы. Формы и методы налогового контроля. Ответственность за совершение налоговых правонарушений. Налоговые проверки, их виды. Цели и методы камеральных проверок. Цели и методы выездных проверок. Особенности налогообложения отдельных видов доходов субъектов малого предпринимательства. Упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход. Налог на имущество предприятий. Инвестиционный налоговый кредит. Отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения.

Основные понятия:
Налог, объект налога, субъект налога, налоговая ставка, налоговая база, налоговый период, налоговые льготы, налоговая система, прогрессивный налог, пропорциональный налог, регрессивный налог, налоговая полиция, налоговый контроль, налоговая проверка, налоговый кредит

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать

  1. Роль налогов в экономике

  2. Функции налогов

  3. Налоговую систему в России

  4. Виды налогов в зависимости от принципов построения налоговой системы

Уметь

  1. Определять вид налога в зависимости от принципов построения налоговых систем

  2. Определять элементы налога

Практическая часть

  1. «Определение элементов налога»

Раздел №3. Виды налогов.

Характеристика основных налогов и сборов РФ. Косвенные налоги: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Прямые налоги с юридических лиц. Налог на прибыль (доход) организаций. Налоги с физических лиц. Единый социальный налог. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности. Декларация о доходах граждан. Имущественные налоги с физических лиц. Другие налоги и сборы с юридических и физических лиц. Налог на добычу полезных ископаемых. Водный налог. Таможенные платежи. Государственные пошлины. Транспортный налог. Земельный налог. Налог на игорный бизнес.

Опорные понятия:
Косвенные налоги, прямые налоги, налоговая декларация, акциз, добавленная стоимость

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать

  1. Виды налогов, объекты налогообложения, ставки, льготы

  2. Порядок исчисления разных налогов

Уметь

  1. Исчислять разные налоги с учетом ставок и льгот по налогам

  2. Различать прямые и косвенные налоги

Практическая часть

  1. «Исчисление различных налогов»

Раздел №4. Права и обязанности налогоплательщика.

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. Постановка налогоплательщика на учет. Налоговый кредит. Отсрочка платежа.

Основные понятия:

Налоговый кредит, отсрочка платежа

В результате изучения данной темы ученик должен

Знать

  1. Права налогоплательщика

  2. Обязанности налогоплательщика

  3. Порядок постановки налогоплательщика на учет

  4. Порядок предоставления налогового кредита

  5. В каких случаях допускается отсрочка налогового платежа

Уметь

  1. Определять права и обязанности налогоплательщика

  2. Определять порядок предоставления налогового кредита

Практическая часть

  1. «Определение прав и обязанностей налогоплательщика»

  2. Деловая игра: «Я налогоплательщик».


Контроль уровня обученности.

Формы контроля знаний, умений, навыков:

  • тестовые работы

  • сообщения

  • графический диктант (верно/неверно)

  • решение задач

  • деловые игры

  • выполнение и защита мини-проекта



Способы оценки результатов деятельности учащихся:

  • психолого-педагогический - анализ наблюдений деятельности учащихся

  • рейтинговые оценки (тестирование)

  • выполнение и защита заданий, проектов.

Перечень литературы и средств обучения

Для учителя:

  1. Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н., Попов О. Н., Зарипов В. М. Налоги и налоговое право в схемах. - М.: «Аналитика-Пресс», 1997

  2. Молчанов С. С.. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс. - М.: Эксмо, 2008

  3. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебный курс / Э.Х. Закирова. - Электронный курс. - М.: МИЭМП, 2008. - Режим доступа к курсу: e-college.ru

  4. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 и 2

  5. Черник Д. Г.. Налоги России: Для 10 - 11 кл. общеобразоват. учрежд. - М.: Вита-Пресс, 1999

  6. sumik.open-edu.ru/SUMIK/SUMIK-nalogi_nologoobl/index.HTM

  7. gaap.ru

  8. nalog.ru

Для обучающихся:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 и 2

  2. Публикации в местных и центральных газетах.

Список использованных источников

  1. Закон «Об образовании»

  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  3. Программа: В. А. Башкова «Основы налоговой грамотности», 2005


© 2010-2022