- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа элективного курса Налогообложение
Рабочая программа элективного курса Налогообложение
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Емельянова Н.В. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №56»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
11 КЛАСС
Автор - составитель: Емельянова Наталья Валерьевна, учитель экономики МБОУ г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №56», первой квалификационной категории.
2014
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса составлена на основе учебной программы В. А. Башковой «Основы налоговой грамотности». Содержание учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
В настоящее время в общеобразовательной школе нет специального предмета, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях налогоплательщика, системе налогообложения. Эти знания востребованы в современной школе и формирование их необходимо в рамках отдельного учебного курса. Поэтому данный курс приобретает особую актуальность.
Предлагаемый элективный курс: «Налогообложение» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области налогообложения, умениями и навыками грамотного поведения налогоплательщика в соответствии с законами Российской Федерации. Его изучение, в сочетании с образовательной деятельностью по тому или иному направлению, а также выбора профиля дальнейшего образования, поможет школьникам адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.
Программа курса рассчитана на 17 часов учебного времени с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся. Формирование ЗУН данного курса осуществляется поэтапно от раздела к разделу за счет последовательного построения учебного материала, в доступной форме.
Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных исследований учащимися - выполнение мини-проекта.
Курс «Основы потребительских знаний» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:
-
экономика
-
бухгалтерский учет
Цели курса:
-
Содействие профессиональному самоопределению учащихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области налогового законодательства как особой дисциплины, изучающей виды налогов и методы их исчисления.
-
Развитие экономического и логического мышления, творческих способностей, коммуникативных способностей.
-
Воспитание организованности, деловитости, культуры поведения и смелости в защите своих прав.
Задачи курса:
-
Познакомить учащихся с основными понятиями налогового законодательства, что должно способствовать профессиональному самоопределению и социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений.
-
Формировать у учащихся специальные умения и навыки, позволяющие самостоятельно определять виды налогов, объекты налогообложения и налогооблагаемую базу.
-
Развивать творческие и аналитические способности, необходимые для правильного решения задач по исчислению налогов.
-
Воспитание трудолюбия, ответственности, предприимчивости и культуры поведения.
Требования к уровню подготовки.
По окончании изучения элективного курса «Налогообложение», учащиеся должны:
Иметь представление:
-
о сущности, целях и функциях налогов и налоговой системы современного государства;
-
о закономерностях налогообложения и формирования налоговой политики государства;
-
о проблемах налогообложения;
Знать/понимать:
-
обязательные элементы налогов, составляющих налоговую систему РФ;
-
методы и способ уплаты налогов и налоговых платежей;
-
права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков;
-
налоговый кодекс РФ, принятые в соответствии с ним законы о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением и сборами;
Уметь:
-
использовать при решении практических задач налоговое законодательство;
-
рассчитывать, исходя из предложенного набора хозяйственных операций федеральные, региональные и местные налог и сборы;
-
анализировать ситуации, определяя обоснованность конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками;
-
представлять результаты решения конкретных задач расчета налоговых результатов и налоговых платежей финансового управления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
на практике применять методы и приемы налоговых расчетов;
-
рассчитывать налоговые обязательства и интерпретировать полученные результаты
-
обосновывать на основе обработанной налоговой информации эффективные финансовые решения
Учебно-тематический план
№
Наименование
разделов и тем
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
Всего
Теория
Практика
Р.1
Государство и финансы.
2 ч.
2 ч.
1.1
Государственные финансы. Государственный бюджет.
1 ч.
Мини-лекция с элементами дискуссии
Конспект
1.2.
Налоговая система. Принципы построения налоговых систем.
1 ч.
Лекция
Конспект
Р.2
Система налогов и сборов.
6 ч.
6 ч.
2.1.
Роль налогов в экономике.
1 ч.
Мини-лекция с элементами дискуссии
Конспект
2.2
Налоговые органы и требования, предъявляемые к их составу.
1 ч.
Лекция
Конспект
2.3
Что такое налоговая полиция.
1 ч.
Лекция
Конспект
2.4
Налоговая система России.
1 ч.
Лекция
Конспект
2.5
Выгодно ли платить налоги?
1 ч.
Мини-лекция с элементами дискуссии
Конспект
2.6
Налогообложение малого бизнеса.
1 ч.
Лекция
Конспект
Р.3
Виды налогов.
6 ч.
3 ч.
3 ч.
3.1
Налог на добавленную стоимость и акцизы.
1 ч.
Мини-лекция с элементами практикума
Конспект
3.2
Налог на прибыль с предприятий.
1 ч.
Мини-лекция с элементами практикума
Конспект
3.3
Налоги в дорожные фонды, транспортный налог.
1 ч.
Мини-лекция с элементами практикума
Конспект
3.4
Единый социальный налог.
1 ч.
Мини-лекция с элементами практикума
Конспект
3.5
Налоги субъектов Федерации.
1 ч.
Лекция
Конспект
3.6
Местные налоги, их роль в местном самоуправлении.
1 ч.
Лекция
Конспект
Р.4
Права и обязанности налогоплательщика.
3 ч.
1 ч.
2 ч.
4.1
Права и обязанности налогоплательщика.
1 ч.
Мини-лекция с элементами практикума
Конспект
4.2
Практическая работа.
1 ч.
Практикум
Решение задач
4.3
Зачет.
1 ч.
Решение тестов, проблемных ситуаций
Итого
17ч.
12 ч.
5 ч.
Содержание программы
Раздел №1. Государство и финансы.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Способы балансировки бюджета. Принципы построения налоговых систем. Налоговая справедливость.
Основные понятия:
Финансы, государственный бюджет, профицит государственного бюджета, дефицит государственного бюджета, сальдо государственного бюджета, налоговая справелливость, налоговая система
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
-
Роль государственного бюджета в экономике
-
Понятие о бюджетном дефиците
-
Способы балансировки бюджета
-
Принципы построения налоговых систем
Уметь
-
Определять принципы построения налоговых систем
-
Определять способы балансировки бюджета
Практическая часть
-
Практическая работа: «Определение вида бюджета».
Раздел №2. Система налогов и сборов.
Роль налогов в экономике. Экономическая сущность налогов. Функции налогов и их взаимосвязь. Элементы налога и их характеристика. Способы уплаты налогов. Налоговая система. Классификация налогов в зависимости от принципов построения налоговой системы. Права и обязанности органов налоговой полиции. Состав и структура налоговых органов. Принципы организации деятельности налоговых органов. Налоговое администрирование: цели, методы. Формы и методы налогового контроля. Ответственность за совершение налоговых правонарушений. Налоговые проверки, их виды. Цели и методы камеральных проверок. Цели и методы выездных проверок. Особенности налогообложения отдельных видов доходов субъектов малого предпринимательства. Упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход. Налог на имущество предприятий. Инвестиционный налоговый кредит. Отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения.
Основные понятия:
Налог, объект налога, субъект налога, налоговая ставка, налоговая база, налоговый период, налоговые льготы, налоговая система, прогрессивный налог, пропорциональный налог, регрессивный налог, налоговая полиция, налоговый контроль, налоговая проверка, налоговый кредит
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
-
Роль налогов в экономике
-
Функции налогов
-
Налоговую систему в России
-
Виды налогов в зависимости от принципов построения налоговой системы
Уметь
-
Определять вид налога в зависимости от принципов построения налоговых систем
-
Определять элементы налога
Практическая часть
-
«Определение элементов налога»
Раздел №3. Виды налогов.
Характеристика основных налогов и сборов РФ. Косвенные налоги: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Прямые налоги с юридических лиц. Налог на прибыль (доход) организаций. Налоги с физических лиц. Единый социальный налог. Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности. Декларация о доходах граждан. Имущественные налоги с физических лиц. Другие налоги и сборы с юридических и физических лиц. Налог на добычу полезных ископаемых. Водный налог. Таможенные платежи. Государственные пошлины. Транспортный налог. Земельный налог. Налог на игорный бизнес.
Опорные понятия:
Косвенные налоги, прямые налоги, налоговая декларация, акциз, добавленная стоимость
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
-
Виды налогов, объекты налогообложения, ставки, льготы
-
Порядок исчисления разных налогов
Уметь
-
Исчислять разные налоги с учетом ставок и льгот по налогам
-
Различать прямые и косвенные налоги
Практическая часть
-
«Исчисление различных налогов»
Раздел №4. Права и обязанности налогоплательщика.
Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. Постановка налогоплательщика на учет. Налоговый кредит. Отсрочка платежа.
Основные понятия:
Налоговый кредит, отсрочка платежа
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
-
Права налогоплательщика
-
Обязанности налогоплательщика
-
Порядок постановки налогоплательщика на учет
-
Порядок предоставления налогового кредита
-
В каких случаях допускается отсрочка налогового платежа
Уметь
-
Определять права и обязанности налогоплательщика
-
Определять порядок предоставления налогового кредита
Практическая часть
-
«Определение прав и обязанностей налогоплательщика»
-
Деловая игра: «Я налогоплательщик».
Контроль уровня обученности.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
-
тестовые работы
-
сообщения
-
графический диктант (верно/неверно)
-
решение задач
-
деловые игры
-
выполнение и защита мини-проекта
Способы оценки результатов деятельности учащихся:
-
психолого-педагогический - анализ наблюдений деятельности учащихся
-
рейтинговые оценки (тестирование)
-
выполнение и защита заданий, проектов.
Перечень литературы и средств обучения
Для учителя:
-
Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н., Попов О. Н., Зарипов В. М. Налоги и налоговое право в схемах. - М.: «Аналитика-Пресс», 1997
-
Молчанов С. С.. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс. - М.: Эксмо, 2008
-
Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебный курс / Э.Х. Закирова. - Электронный курс. - М.: МИЭМП, 2008. - Режим доступа к курсу: e-college.ru
-
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 и 2
-
Черник Д. Г.. Налоги России: Для 10 - 11 кл. общеобразоват. учрежд. - М.: Вита-Пресс, 1999
-
sumik.open-edu.ru/SUMIK/SUMIK-nalogi_nologoobl/index.HTM
-
gaap.ru
-
nalog.ru
Для обучающихся:
-
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 и 2
-
Публикации в местных и центральных газетах.
Список использованных источников
-
Закон «Об образовании»
-
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
-
Программа: В. А. Башкова «Основы налоговой грамотности», 2005