• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа учебного курса Экономика. Основы потребительских знаний для 9 класса

Рабочая программа учебного курса Экономика. Основы потребительских знаний для 9 класса

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

Рабочая программа содержит:

  1. Пояснительную записку.

  2. Общую характеристику курса «Экономика. Основы потребительских знаний».

  3. Описание места курса «Экономика. Основы потребительских знаний» в учебном плане.

  4. Общая характеристика учебного процесса.

  5. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

  6. Содержание курса «Экономика. Основы потребительских знаний».

  7. Тематическое планирование с распределением учебной нагрузки по предмету.

  8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  9. Планируемые результаты изучения курса «Экономика. Основы потребительских знаний».

Пояснительная записка

Формирование готовности школьников к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний - одна из насущных общественных потребностей. В связи с этим, большое значение имеет курс «Экономика. Основы потребительских знаний».

Главным действующим лицом в предлагаемой программе является потребитель, поэтому в ней рассматриваются проблемы, которые решают потребители ежедневно, чтобы создать комфортные условия для жизни.

Грамотный потребитель должен, прежде всего, уверенно чувствовать себя в мире новых экономических понятий, знать свои права, а главное - уметь защитить себя в случае их нарушения, знать, в какие органы обратиться за консультацией; если не помогает досудебный порядок разрешения спора, не бояться обратиться в суд. Он должен четко усвоить схему принятия решения о покупке - знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи, уметь оформить сделку. Кроме того, он должен обладать способностью принимать продуманные решения об использовании и управлении личными денежными средствами и самостоятельно находить ответы на многие вопросы, которые поставит перед ним жизнь.

Цель данного курса

направлена на формирование у учащихся в процессе изучения основ потребительского поведения комплексного представления:

- о месте человека как потребителя в экономической и социальной системе общества;

- об источниках потребительской информации;

- о способах решения потребительских проблем;

- о роли и функционировании системы защиты прав потребителей;

- навыков грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.

Курс «Экономика. Основы потребительских знаний» является подготовительным этапом в изучении основ экономической науки и будет способствовать формированию интереса обучающихся к экономике. Он ориентирован на подготовку учащихся к жизни в новых экономических условиях. Социально - экономические знания, получаемые школьниками, должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.

Задачи изучения курса «Основы потребительских знаний»:

- социальная адаптация выпускников школ к реалиям российского рынка;

- выработка адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом;

- обретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;

- формирование навыков грамотного потребительского поведения в различных жизненных ситуациях;

- выработка умения отстаивать свои права как потребителя.

Данная рабочая программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса «Экономика. Основы потребительских знаний», конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Содержание основного общего образования по экономике представляет комплекс знаний по данному предмету, минимально необходимый современному гражданину России. Поэтому в общем курсе экономических знаний имеет место изучение школьниками основ потребительских знаний.

Вся система потребительского образования нацелена на то, чтобы помочь школьникам в работе с разными источниками информации, анализировать сведения, указанные в рекламе, разумно принимать решения, находить на рынке товаров и услуг то, что необходимо в тех или иных обстоятельствах, планировать свои расходы и делиться потребительскими знаниями и навыками с другими.

Курс «Экономика. Основы потребительских знаний» включает общие представления о теории потребительского поведения, понятиях рационального потребления, защите прав потребителей, ознакомление с экономическими основами большинства потребительских проблем, с которыми они и их семьи встречаются в повседневной жизни, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о данных процессах.

Основные содержательные линии:

  • кто такие потребители;

  • информация и потребитель;

  • деньги и потребитель;

  • права потребителей и кто их защищает.

Программа ориентирована на изучение понятий о потребителях, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процесcах, связанных с актуальностью формирования потребительских знаний у молодёжи с целью их экономического образования.

В основу курса «Экономика, основы потребительских знаний» для преподавания в 9 классе положены такие принципы, как:

  1. научности - изучение должно вестись на научной основе, чтобы обучающимся давались научно достоверные, проверенные практикой знания;

  2. связи теории с практикой обучения - при изучении теоретического материала необходимо сохранять его систему и логику;

  3. систематичности и последовательности - сообщение учебного материала в строгой последовательности, когда получаемые знания опираются на знания, полученные ранее;

  4. доступности и посильности - соответствие заданий по содержанию, объёму, методам выполнения, возрасту, уровню подготовки обучающихся, их физическим и познавательным возможностям;

  5. сознательности и активности - организация обучения, чтобы школьники могли сознательно и активно овладевать потребительскими знаниями и методами применения их на практике, чтобы у них развивалась творческая инициативность и самостоятельность в мышлении и речи;

  6. наглядности - опора на занятиях на чувственно-практический опыт школьников;

  7. воспитание в обучении - строгое выполнение обучающимися правил общения, норм времени, взаимных обязательств в коллективе и т. д.

  8. развивающего обучения - активизация мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы;

  9. сохранения здоровья учащихся - применение здравоохранительных технологий на всех этапах обучения.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социальной адаптации выпускников школ.

Данный курс рекомендуется для учащихся старшей школы в рамках профильного и предпрофильного обучения, ориентирован на изучение школьниками базовых экономических понятий и законов. Такая направленность программы соответствует концепции современной школы, целям и задачам экономического образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Рабочая программа по курсу «Экономика, основы потребительских знаний» ориентирована на обучающихся 9-ых классов и составлена на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  2. Федерального государственного стандарта общего образования, приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  3. Письма Минобразования России от 13.11.2003 № 14 -51 - 277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».

  4. Авторской программы основного общего образования по экономике для 9 класса П.В. Крючковой, М. «Вита - пресс», 2012 год.

Курс представляет собой адаптированный вариант программы П. Крючковой, Е. Кузнецовой для 9 классов общеобразовательных учебных заведений. Данный вариант адаптирован с учетом возрастных особенностей и предназначен для учащихся 9-х классов школы при нагрузке 1 час в неделю (всего - 34 часа).

Программа рассчитана на учащихся 9-х классов, так как в этом возрасте дети уже начали активно выступать в качестве потребителей, но устойчивые стереотипы потребительского поведения у них еще не сформировались. Поэтому у учителя есть возможность помочь учащимся стать сознательными потребителями, научить их грамотно действовать на рынке.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на занятиях по основам потребительских знаний целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения:

  • перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, практикум;

  • логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации);

  • гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. ( Сообщение, доклад, проектное задание);

  • кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью;

  • контроля и самоконтроля (устный, письменный);

  • стимулирования и мотивации;

  • самостоятельной учебной деятельности;

  • фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учеником;

  • групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся;

  • индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Методы обучения:

  • эвристический,

  • частично - поисковый,

  • проблемный.

Используемые технологии:

В основе программы обучения лежат технологии развивающего обучения, личностно-ориентированная методика с элементами инновационных технологий:

  • игровые технологии

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • технология проблемного обучения;

  • технология имитационного моделирования,

  • технология алгоритмического обучения;

  • технологии группового и коллективного обучения,

  • технология развития критического мышления;

  • элементы технологий интегрированного обучения.

Формы организации образовательного процесса представлены классно-поурочной системой (урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок).

Изучение данного курса заключается не просто в передаче информации. Задача учителя - формировать определённый образ мышления, который затем трансформируется в образ действия на рынке, поэтому при изучении курса «Основы потребительских знаний» предполагается использование:

  • модификаций традиционного урока: лекция с эвристической беседой и постановкой проблемы, объяснение с элементами беседы, урок - игра и т.д.;

  • современных активных форм обучения.

Формы организации учебного процесса и контроля:

  • рассказ учителя,

  • беседы,

  • уроки - деловые игры,

  • конкурсы,

  • практикумы,

  • уроки - защиты тематических заданий, творческих работ,

  • решение задач и проблемных ситуаций,

  • дискуссии,

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальные задания (письменно и устно);

  • самостоятельные и практические работы

Предпочтительная форма организации учебного процесса - комбинированный и проблемный урок.

Виды контроля:

  • Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального и фронтального опроса. Предусматривается использование в практике семинаров-собеседований как средства рубежного контроля. К семинарам учащиеся готовят сообщения, принимают участие в дискуссиях.

  • Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования и проверочных работ.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме контрольной работы.

В программе предусмотрены также творческие самостоятельные работы учащихся, задания, направленные на подбор и обобщение информации, а также проблемно-познавательные и контрольные вопросы.

Формы контроля:

  • решение познавательных заданий;

  • тестирование;

  • выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия;

  • решение проблемных вопросов;

  • понятийный диктант;

  • терминологический диктант;

  • составление схем и сравнительных таблиц;

  • работа с документами

  • работа в группе; работа в паре;

  • самостоятельная работа;

  • составление тезисного плана;

  • написание эссе;

  • подготовка устных выступлений.

Данные формы организации учебного процесса и контроля помогают школьникам усваивать теоретические знания, формируют устойчивый познавательный интерес к предмету, облегчают и ускоряют его освоение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные образовательные результаты

Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области потребительских знаний:

  • развитие познавательных интересов и активности при изучении курса «Экономика. Основы потребительских знаний»;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны.

Метапредметные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области потребительских знаний:

  • определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата) и оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с позиции потребителя;

  • способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • способность анализировать реальные ситуации на рынке потребительских товаров и услуг, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения путем проведения ролевых игр;

  • следование этическим нормам и правилам поведения в социуме;

  • умение выполнять познавательные и практические задания на:

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;

  • способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • оценка собственных экономических действий в качестве потребителя.

Предметные результаты

Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области потребительских знаний:

В познавательной сфере:

  • относительно целостное знакомство с правами и обязанностями как потребителей, так и с существующей в России системой защиты прав потребителей, что обеспечивается содержанием курса;

  • владение мышлением в области потребительских знаний, обеспечивающим понимание взаимосвязи между социальными и экономическими явлениями, их влияния на качество жизни человека;

  • знание ряда ключевых понятий для школьного курса «Экономика. Основы потребительских знаний»; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • умение находить и анализировать нужную информацию, предназначенную для потребителей, в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные термины и понятия в области потребительских знаний;

  • принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, экологических характеристик товаров, личного бюджетного ограничения;

  • формировать установку грамотного поведения в различных рыночных ситуациях;

  • давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций рыночной экономической системы.

В трудовой сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к трудовой деятельности;

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.

В коммуникативной сфере:

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой информации путем создания презентаций;

  • понимание языка экономических терминов в области потребительских знаний, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения;

  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

Содержание программы учебного КУРСА


Глава I. Кто такие потребители

Все мы потребители.

Потребитель. Изготовитель. Исполнитель. Продавец. Товар. Услуга. Закон РФ «О защите прав потребителей».

На первом (вводном) занятии учащиеся знакомятся с основными понятиями, связанными с проблемами потребительского поведения и учатся осознавать себя как потребителей в различных жизненных ситуациях.

Что мы потребляем.

Блага, их классификация. Ограниченность благ. Потребности, их классификация

В ходе изучения этой темы учащиеся должны усвоить понятия «потребности» и «полезность», научиться различать виды потребностей: жизненно необходимые, духовные, материальные, потребности самореализации и т. п. Особое внимание уделяется индивидуальному характеру потребностей и соответственно потребительских предпочтений. Рассматривается роль цен и бюджетного ограничения в потребительском выборе.

Почему рынок не решает всех потребительских проблем.

Рынок. Законы рынка.

Тема предполагает знакомство с правами и обязанностями продавца и покупателя, изучение цепочки, по которой товар доходит от производителя до потребителя, круг правоотношений, регулируемых Законом РФ «О защите прав потребителей».

Глава II. Как мы выбираем.

Проблема выбора - одна из главных.

Ресурсы. Факторы производства. Ограниченность ресурсов. Выбор

В ходе изучения этой темы рассматривается роль цен и бюджетного ограничения в потребительском выборе, а также неценовые факторы потребительского выбора (в том числе риск). Вводится понятие «альтернативной стоимости».

Потребности: «нужно» или «хочу». Потребности и выбор.

Безграничность потребностей. Полезность. Закон демонстративного потребителя.

Процесс принятия решения и цена выбора.

Дополнительные издержки. Дополнительные выгоды. Рациональный выбор. Эмоциональный выбор.

Глава III. Как продаются товары и услуги.

Тема предполагает знакомство с разными формами торговли (оптовая и розничная, торговля в кредит, товары по почте и т. п.). Особое внимание уделяется знакомству с торговыми уловками, честными и не очень: различными скидками и распродажами, лотереями, торговав по схеме «пирамида» и т. п. Учащиеся должны уметь распознавать их и противостоять им.

Как товар находит потребителя.

Торговля, виды торговли. Импорт, экспорт.

Какие бывают магазины.

Виды магазинов. Самообслуживание. Вещевой рынок. Ярмарка.

Внемагазинные формы торговли.

Посылочная торговля. Дистанционная торговля.

Стимулирование сбыта.

Предоставление скидки. Зачет подержанного товара при покупке нового. Розыгрыши призов. Стимулирующие лотареи.

Как продаются услуги.

Виды услуг. Работа.

Глава IV. Источники информации для потребителей.

Тема посвящена проблеме, какая информация нужна потребителям и где ее найти. Учащиеся должны узнать, из каких источников можно получить сведения о товарах и услугах, как проанализировать полученную информацию и использовать ее при выборе товара или услуги.

Информация - это власть.

Источники информации, доступные потребителям.

Информация, её виды. Независимые источники информации.

Реклама - особый вид потребительской информации.

Реклама товара, её виды. Рекламопроизводитель. Рекламораспространитель. Недобросовестная реклама.

Занятия, посвященные рекламе, должны дать учащимся представление о роли рекламы в жизни общества, познакомить с основными рекламными приемами. Главное же - научиться противостоять воздействию рекламы, критически относиться к ней и при этом использовать как источник потребительской информации. Отдельно рассматриваются проблемы государственного регулирования рекламы и роль социальной рекламы в жизни общества.

Глава V. Как читать этикетку товара.

В ходе изучения этой темы учащиеся знакомятся со значениями некоторых важнейших символов на упаковках товаров, учатся выбирать товар, ориентируясь на эти символы.

О чём говорит этикетка.

Символы и обозначения соответствия обязательным требованиям.

Знаки, рассказывающие о составе продуктов.

Пищевые добавки. Минералы, их источники и значение. Витамины, их источники и значение. Генетически модифицированные продукты.

Знаки, информирующие о правилах пользования товаром.

Символы, рассказывающие об услугах.

Глава VI. Тестирование товаров и услуг.

Учащиеся знакомятся с понятиями сертификации и сравнительных потребительских испытаний. Учащиеся должны научиться анализировать публикации результатов сравнительных испытаний и делать выбор на их основе. В ходе практического занятия учащиеся должны освоить азы составления методик сравнительных испытаний и научиться вырабатывать собственные критерии оценки товара.

Зачем нужны потребительские исследования.

Как проводится потребительское тестирование товаров.

Как проводится исследование услуг.

Способы подтверждения соответствия товаров и услуг.

Добровольная сертификация.

Идентификация. Сертификация продукции.

Глава VII. Денежные инструменты.

В ходе изучения темы учащиеся знакомятся с понятием бюджета, узнают об основных направлениях расходования средств. Начиная с этой темы, учащиеся учатся планировать свой личный бюджет.

Бюджет как палочка-выручалочка.

Виды бюджета. Доходы, расходы.

Проблема сбережения.

Страхование. Объекты страхования.

Жизнь в долг.

Виды кредитов.

Учащиеся знакомятся с проблемами долгов и кредита: как получить кредит, о чем нужно помнить, когда берешь в долг, и т. п.

Мир скидок или как покупать дешевле. Платёжные карты.

Учащиеся знакомятся с различными системами скидок, в том числе с дисконтными картами и дисконтными системами, с понятием «электронных денег», с принципами работы дебетовых и кредитных карт.

Глава VIII. Наши права.

В теме рассматриваются основные права потребителей, предусмотренные российским законодательством, и законы, в которых зафиксированы эти права.

Как появилось потребительское законодательство.

Права потребителей.

Права потребителей. Право на качество. Право на информацию. Право на выбор. Право на компенсацию причинённого вреда.

Глава IX. Как себя вести.

Несколько общих советов о том, как должен себя вести разумный потребитель.

Поведение в магазине. Поведение в службе быта. Поведение на транспорте. Как вести себя, отправляясь в путешествие. Поступая в платное учебное заведение.

В ходе изучения этой темы учащиеся:

  • приобретают навыки грамотного потребительского поведения при покупке товаров в магазинах;

  • осваивают «правила безопасности» при пользовании услугами службы быта;

  • обучаются правилам грамотного поведения на железнодорожном и воздушном транспорте, в том числе покупке билетов, перевозке багажа и т. п.

  • знакомятся с основными терминами, встречающимися при пользовании туристическими услугами, учатся, как правильно выбирать туристическое агентство и на что обращать внимание в договоре на оказание туристических услуг;

  • узнают об особенностях платного и бесплатного образования и как правильно выбирать учебное заведение.

Глава X. Этика потребительского поведения.

Современное общество и этические законы.

Культура потребительского поведения.

Кодекс чести потребителя. Правила потребителя. Искусство компромисса.

Изучение этой темы призвано не допустить формирования у учащихся как у потребителей «экстремистских» наклонностей. Учащиеся должны осознать, что отстаивание своих потребительских прав не должно сопровождаться унижением продавца, который так же заслуживает уважения, как и потребитель.

Глава XI. «Зелёное потребление».

Потребитель и окружающая среда.

Экологическая маркировка товаров.

Обсуждаются вопросы взаимоотношения человека и окружающей среды, противоречивости экономических интересов отдельного человека и общества в целом. Особое внимание уделяется способам воздействия на благополучие окружающей среды через потребительское поведение.

Глава XII. Что надо знать, чтобы защищать свои права.

Самозащита потребителя.

Договор. Претензионное заявление.

В ходе изучения этой темы закрепляются приобретенные на предыдущих занятиях навыки поведения в «экстремальных» потребительских ситуациях. Особое внимание уделяется предотвращению конфликтов с продавцом, а также разрешению конфликтов в досудебном порядке. Также разъясняется необходимость обращения за помощью к профессионалам в особо сложных случаях.

Кто нас защищает.

Защита прав потребителей. Юрист, адвокат.

Учащиеся знакомятся с системой защиты интересов потребителей, существующей в России: государственными органами по защите прав потребителей, общественными организациями потребителей, в том числе действующими в их родном городе или районе.

Как общаться с юристом.

В ходе изучения темы учащимся разъясняется, в каких случаях необходимо обращение к юристу и в суд. Внимание акцентируется на том, что суд - это цивилизованный способ разрешения конфликтов, достойный современного человека.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п


тема занятия


кол

час.


дата

дом. задание

Кто такие потребители 4 часа

1-2.

Все мы потребители

Потребитель. Изготовитель.

Исполнитель. Продавец

Товар. Услуга

Закон РФ «О защите прав потребителей»

2


Стр.6-9

3.

Что мы потребляем

Блага, их классификация

Потребности, их классификация

1


Стр.

11-13

4.

Почему рынок не решает всех потребительских проблем

Рынок

Законы рынка

1


Стр.

14-20

Как мы выбираем 3 часа

5.

Проблема выбора

Ресурсы

Факторы производства

Ограниченность ресурсов

Выбор

1


Стр

21-22

6.

Потребности и выбор

Безграничность потребностей

Полезность

Закон демонстративного потребителя

1


Стр.

23-25

7.

Процесс принятия решения и цена выбора

Дополнительные издержки

Дополнительные выгоды

Рациональный выбор

Эмоциональный выбор

1


Стр.

26-30

Как продаются товары и услуги 5 часов

8.

Как товар находит потребителя

Торговля, виды торговли

Импорт, экспорт

1


Стр.

31-34

9.

Какие бывают магазины

Виды магазинов

Самообслуживание

Вещевой рынок

Ярмарка

1


Стр.

35-39

10.

Внемагазинные формы торговли

Посылочная торговля

Дистанционная торговля

1


Стр.

39-44

11.

Стимулирование сбыта

1


Стр.

44-46

12.

Как продаются услуги

Виды услуг

Работа

1


Стр.

47-49

Источники информации для потребителя 4 часа

13.

Источники информации, доступные потребителям

Информация, её виды

Независимые источники информации

1


Стр.

50-54

14-15.

Реклама - особый вид потребительской информации

Реклама товара, её виды

Рекламопроизводитель

Рекламораспространитель

2


Стр.

55-63

16.

Викторина по основам потребительских знаний



Как читать этикетку товара 4 часа

17.

О чём говорит этикетка

Символы и обозначения соответствия обязательным требованияи

1


Стр.

64-69

18-19.

Знаки, рассказывающие о составе продуктов.

Пищевые добавки.

Минералы, их источники и значение,

Витамины, их источники и значение,

Генетически модифициро-ванные продукты

2


Стр.

69-78

20.

Знаки, информирующие о правилах пользования товаром

Символы, рассказывающие об услугах

1


Стр.

78-81

Тестирование товаров и услуг 2 часа

21.

Потребительские исследования.

Потребительские свойства товаров

Потребительское тестирование

1


Стр.

82-89

22.

Способы подтверждения соответствия товаров и услуг.

Идентификация

Сертификация продукции

1


Стр.

90-94

Денежные инструменты 3 часа

23.

Бюджет.

Виды бюджета.

Доходы, расходы.Сбережения

1


Стр.

95-104

24.

Страхование. Кредит.

Объекты страхования

Виды кредитов

1


Стр.

105-115

25.

Мир скидок. Платёжные карты.

1


Стр.

116-122

Наши права 2 часа

26-27.

Потребительское законодательство

Права потребителей

Право на качество

Право на информацию

Право на выбор

Право на компенсацию причинённого вреда

2


Стр.

123-140

Как себя вести

28-31.

Как вести себя потребителю

Поведение в магазине

Поведение в службе быта

Поведение на транспорте

Как вести себя, отправляясь в путешествие

Поступая в платное учебное заведение

4


Стр.

142-181

Этика потребительского поведения

32.

Культура потребительского поведения

Современное общество и этические законы

Культура потребительского поведения

1


Стр.

182-190

«Зелёное» потребление

33.

Потребитель и окружающая среда. Экологическая маркировка товаров

1


Стр.

192-204

Что надо знать, чтобы защитить свои права

34.

Самозащита потребителя

Договор

Претензионное заявление

1


Стр.

206-210

35.

Общение с юристом

Защита прав потребителей

Юрист, адвокат

1


Стр.

211-219

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Учебная литература:

Изучение учебного предмета экономика на базовом уровне обеспечивается УМК:

  1. Учебник «Экономика. Основы потребительских знаний» для 9 класса общеобразовательных учреждений / П. Крючкова, Е. Кузнецова, Т. Кузнецова и др. Под общей редакцией Е. Кузнецовой, Д. Сорк. - 3-е изд. - М.: ИИФ «СПРОС» КонфОП; ВИТА-ПРЕСС, 2013.



  1. Рабочая тетрадь по курсу «Экономика. Основы потребительских знаний» для 9 классов общеобразовательных учреждений / Н.В. Васильева. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Нормативные документы:

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014) "О защите прав потребителей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) и связанные с ним подзаконные акты.

Учебно-методическое обеспечение тем курса

Тема

Литература

  1. 1

Потребитель - изготовитель - исполнитель

Учебник «Основы потребительских знаний»,

Журнал «Спрос» № 7, 2002 г.

  1. 2

Право потребителя на выбор и безопасность

Закон РФ «О защите прав потребителей» (действующая редакция). Учебник «Основы потребительских знаний»,
Журнал «Спрос» № 8, 2002 г.

  1. 3

Право потребителя на информацию

Закон РФ «О защите прав потребителей» (действующая редакция). Учебник «Основы потребительских знаний»,
Журнал «Спрос» № 9, 2002 г.

  1. 4

Что читать на этикетке товара

Учебник «Основы потребительских знаний»,

Журнал «Спрос» № 1, 2003 г., № 1, 2006 г.

  1. 5

Реклама в нашей жизни

Учебник «Основы потребительских знаний»,

Журнал «Спрос» № 12, 2002 г.

  1. 6

Потребительское тестирование

Учебник «Основы потребительских знаний»,

. Журнал «Спрос» № 11, 2002г.

  1. 7

Денежные инструменты

Учебник «Основы потребительских знаний»,

Журнал «Спрос» № 2 - 6, 2003 г.

  1. 8

Этика потребительского поведения

Учебник «Основы потребительских знаний»,

. Журнал «Спрос» № 9, 2003 г.

  1. 9

Зеленое потребление

Учебник «Основы потребительских знаний»,

. Журнал «Спрос» № 8, 2003 г.

Как правильно себя вести в продовольственном магазине

Закон РФ «О защите прав потребителей» (действующая редакция). Учебник «Основы потребительских знаний»,

Как правильно купить одежду

Учебник «Основы потребительских знаний», Журналы «Спрос» 2000-11 гг.

Как правильно купить сапоги, ботинки, туфли

Учебник «Основы потребительских знаний», Журналы «Спрос» 2000-11 гг.

Как заказать одежду в ателье

Закон РФ «О защите прав потребителей» (действующая редакция).

Сборник нормативных актов РФ, регулирующих защиту прав потребителей, ч. 2 (услуги).

Правила бытового обслуживания населения № 1025 от 15.08.97 г. с изменениями и дополнениями.

Как правильно купить мобильный телефон

Закон РФ «О защите прав потребителей» (действующая редакция). Учебник «Основы потребительских знаний»,

Отправляемся в путешествие

Учебник «Основы потребительских знаний»,

гл. 9.4., 9.5.

Здоровое питание

Учебник «Основы потребительских знаний»,

Журнал «Спрос» № 2 - 6, 2006 г.

Способы самозащиты потребителя.

Как написать претензию

Учебник «Основы потребительских знаний»,

Журнал «Спрос» № 11, 2003 г.

Иск без риска или право на защиту в суде

Закон РФ «О защите прав потребителей» (действующая редакция). Учебник «Основы потребительских знаний»,

Журнал «Спрос» № 10, 2003 г.


Материально-технические и информационно-технические ресурсы:

Пособия к уроку (таблицы, схемы)

Мультимедийные презентации по темам

Аппаратные средства

одно рабочее место преподавателя;

мультимедийный проектор;

принтер;

сканер;

акустические колонки (в составе рабочего места преподавателя);

локальная сеть;

глобальная сеть.

Список ресурсного обеспечения:

Права потребителей:

1). potrebitel.net

2). stopcorrution.ru

3). consultant.ru

Продажи товаров:

1). allirform.ru

2). revolution.allbest

Роспотребнадзор:

1). rospotrebnadzor.ru

Основы потребления:

1). bestreferat.ru

2). coolreferat.com

3). fipi-test.ru

Кредитные карты:

1). faiffeisen.ru

2). rosbank.ru

3). alfabank.ru

4). visa.bank-creditov.ru

Реклама:

1). irso.ru

2). ipetra.ru

3). rsk-reklama.ru

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Планируемые результаты освоения обучающимися основ потребительских знаний уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся.

Выпускник научится:

  • основам потребительского поведения;

  • разумно выбирать различные источники информации, товары, услуги и получит навыки самозащиты на основе государственного законодательства;

  • познакомится правами и обязанностями потребителей и с существующей в России системой защиты прав потребителей;

  • находить и анализировать информацию, предназначенную для потребителей;

  • в доступной форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителей при покупке товаров, оказании услуги;

  • логическому и критическому мышлению, творческим способностям, толерантности, коммуникативным умениям;

  • качествам культурного потребителя: целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности и самостоятельности, а также организованности и уверенности;

  • принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезности товаров, количества и качества альтернативных вариантов выбора, экологических характеристик товаров, личного бюджетного ограничения;

  • общему представлению о существующих денежных инструментах и планированию бюджета;

  • грамотному поведению в различных рыночных ситуациях;

  • осознавать себя потребителем;

  • знать разницу между товаром, работой, услугой, а также производителем, продавцом и исполнителем, приводить примеры;

  • раскрывать смысл понятия "суверенитет потребителя", понимать его роль в повседневной жизни, уметь приводить примеры ограниченности суверенитета потребителя в различных рыночных ситуациях;

  • разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения;

  • анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества, статистические данные, работать с дополнительной литературой;

  • искать и анализировать потребительскую информацию из основных средств массовой информации, центральных и местных, в которых публикуются материалы по потребительской тематике, анализировать результаты сравнительных потребительских испытаний товара;

  • выбирать товар или услугу из ряда аналогичных, ориентируясь на собственные предпочтения, цену, неценовые факторы (качество, гарантии, послепродажное обслуживание и т. п.);

  • различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;

  • грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях: при покупке товара, пользовании услугами службы быта, на транспорте и т. д.;

  • пользоваться законом «О защите прав потребителей»;

  • защищать свои права в случае их нарушения;

  • интерпретировать и использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни в конкретных ситуациях:

  • методикой расшифровки штрихового кода.

  • технологией упаковки товаров.

  • технологией покупки товаров: одежды, обуви в кредит.

  • технологией определения элементов маркировки товаров.

15


© 2010-2022