МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА










КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ




МЕТОДИЧЕСОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ









РАЗРАБОТЧИК

МЕТОДИСТ, ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Ларина Татьяна Васильевна

Педагогический стаж-29 лет











Город Димитровград

2015




Содержание



Введение 3-4

  1. Вводное занятие........................ 5-6

  2. Станция «Школа»...................... 7-9

  3. Станция «Веселые мастерские» 10-12

  4. Станция «Строительная»............ 13-14

  5. Станция «Лесная» ..................... 15-16

  6. Конкурсы на закрепление знание профессий 17

7.Список литературы . . . . . . . . . . . . . 18


Введение


Представления о профессиях у детей 6-10 лет ограничены их небогатым ,пока, жизненным опытом. Работа папы и мамы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, водителя и летчика, которые своей внешней героической и романтической стороной поражают воображение ребенка. Но и об этих профессиях они знают мало и поверхностно.

Опыт работы с классами показал, что, у детей младшего школьного возраста высока потребность в расширении знаний о мире профессий. Чем раньше произойдет знакомство с различными видами человеческой деятельности, тем будет шире общий кругозор ребенка и, что наиболее важно, открываются возможности для раннего проявления его интересов и формирования склонностей.

В данном пособии подобрана информация о профессиях, ремеслах облеченная в яркие, увлекательные, запоминающиеся сценарии, для того, чтобы внеклассное мероприятие получилось познавательным и эффективным, необходимо учитывать специфику проведения данной работы (лекции, беседы итд). Главное, что дает такое мероприятие, это активную деятельность учащихся.

При этом, важнейшим качеством ведущего является профессиональный такт по отношению к участникам. Он должен использовать возможность для поддержки интересных и конструктивных высказываний учеников не только словом, но и мимикой, жестом, взглядом. Для успешного хода мероприятия (и особенно его начала) важна уверенность ведущего в том, что оно пройдет интересно и полезно. Показать свою уверенность ученикам- значит передать такую уверенность им и во многом обеспечить успех. Важно уметь поддерживать дисциплину в коллективе играющих, не упуская контроля за классом, при этом не препятствовать полноценному развитию занятия и не мешать самораскрытию детей.

Данное пособие разработано в помощь учителям младших классов, педагогам дополнительного образования и всем , кто работает с детьми младшего школьного возраста.












Рекомендации по проведению профориентационных игр


Введение профориентационных игр в учебный процесс способствует повышению активности учащихся в поиске своей профессии. В игре имеется своя задача, правила поведения и роли, которые берут на себя участники. Содержание игры включает в себя определенную информацию, которая, как правило занимательна. Восприятие ее происходит на высоком эмоциональном уровне.

Сегодня игры нашли применение в целях профориентации. Профессиональная игра при правильной ее организации несет диагностические функции, вытекающие из ее социально- психологических особенностей. Исходным положением при этом является выдвинутый Л.С.Выготским тезис о том, что в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения: он в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

Включение учащихся в процесс игры дает возможность проявить значимые и желательные качества личности, что особенно важно для диагностики развития личности.

Профориентационные игры отмечены высоким активизирующим эффектом по сравнению с традиционными формами профориетационной работы (лекции, письменные работы, беседы).

Для профориентации центральной и наиболее трудной задачей является формирование у учащихся потребности, интереса, способности к самостоятельному, осознаному выбору профессии и дальнейшему совершенствованию. Принятие решения во многом зависит от позиции самих школьников. Известно противоречие между их стремлением к самостоятельности и негативностью к ней. Вот почему потребность в самосовершенствовании, принятие решения во многом зависит от позиции самих школьников.

Игровое моделирование в профессиональной ориетации является сравнительно новым направлением, где еще не накоплен свой, достаточно солидный опыт. В этой связи, существует риск механического перенесения опыта использования игрового метода из других областей в профориентацию без учета ее специфических особенностей. С другой стороны, недопустимо игнорирование этого опыта при конструировании и использовании профориентационных игр.

К общим недостаткам игр можно отнести следующее:

-трудность подачи в игре большого информационного материала, здесь игра явно уступает лекциям и индивидуальным беседам,

-не все воспринимают игру серьезно, что несколько затрудняет перенос результатов игры в реальную жизнь .

Среди положительных моментов игрового метода можно отметить:

-возможность для участников игры увидеть целостность проблемы, ее наиболее существенные аспекты:



1.Вводное занятие

Цель: в игровой, познавательной форме начать работу с детьми по ознакомлению с профессиями, которые окружают их в жизни.

Подготовка: учащиеся получают задание- подобрать стихи, загадки, иллюстрации, интересные сведения о профессиях.

Педагог: Сегодня мы начинаем увлекательное путешествие в удивительную страну, которая называется «Страной профессий».

Представьте, что вы сидите в поезде и смотрите в окно. Мы будем ехать по дорогам этой страны. Старайтесь не пропустить самое интересное. «На ходу» не возможно все заметить, поэтому наш поезд будет делать остановки на станциях. Пассажиры, вышедшие здесь, будут считаться ее жителями. Для того, чтобы не скучать не забудьте взять с собой в дорогу смекалку, юмор, находчивость.

У поэта Владимира Маяковского есть стихотворение «Кем быть?»

У меня растут года,

Будет и семнадцать,

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

Нужные работники….

Столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено:

Сначала мы берем бревно..

Столяру хорошо,

А летчиком- лучше,

Я бы строить дом пошел,

Пусть меня научат..

Быть шофером хорошо,

А летчиком лучше,

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер,

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

…Летчику хорошо,

А матросу- лучше,

Я б в матросы пошел,

Пусть меня научат.

Педагог: О каких профессиях рассказывается в этом стихотворении?

Да, но их гораздо больше. Чтобы узнать о них мы и путешествуем по этой замечательной «Стране профессий».

И вот наш поезд подъехал к станции…

Отгадайте, как она называется:

Стоит дом:

Кто в него войдет,

Тот и ум приобретет. (Школа)

На этой станции мы сделаем остановку.

Подумайте, с какими профессиями мы можем встретиться в школе.




































2. Станция «Школа»

Цель: познакомить детей с профессиями, которые встречаются в школе.

Педагог: Ребята, мы останавливаемся на станции «Школа». Перечислите, представители каких профессий работают в школе.

Какая профессия в школе самая важная? Дети отвечают-учитель! Чем же занимается учитель? Да, учитель обучает и воспитывает учеников. Он должен много знать, читать, чтобы научить этому детей, должен уметь общаться с ребятами, быть внимательным, строгим и добрым одновременно. А с какими предметами работает учитель? Сейчас я вам буду загадывать загадки.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

На странице букваря

Тридцать три богатыря,

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы)

Прилетели галки в поле

И уселись на снегу……

Стану я учиться в школе,

Разобраться в них смогу. (Буквы)

У сосны и елки

Листики-иголки.

А на каких листочках

Растут слова и строчки? (В тетрадке)

Грамоты не знаю,

А весь век пишу. (Ручка)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом поведет,

Там заметку кладет. (Карандаш)

Белый камешек

На доске следы оставил. (Мел)

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома на замке.

Там жильцы бумажные

Все ужасно важные. (Портфель)

Педагог. «молодцы!» ребята, мы зашли в комнату, где много-много книг. Куда мы попали? Правильно, в библиотеку. Кто здесь работает? Кто выдает нам книги? Правильно- библиотекарь. Работа библиотекаря очень кропотливая. Он должен знать, где расположены книги, чтобы их быстро найти, библиотекарь знает авторов многих книг, должен ориентироваться в мире литературы. К тому же он должен уметь пользоваться формулярами, куда записываются книги и уметь общаться с разными людьми.

Еще одна профессия, с которой мы встречаемся в школе- это медицинская сестра.

Владимир Маяковский в своем стихотворении «Кем быть?» пишет:

….я б детей лечить пошел,

Пусть меня научат.

Я приеду к Пете, я приеду к Поле,- . Здравствуйте , дети,

Кто у вас болен? Как живете? Как животик? И. т. д

Идет диалог между педагогом и детьми.. Какими инструментами пользуются медицинские работники? Для чего они нужны?

Молодцы ребята! Все верно подметили.

В школе работают уборщицы, которые следят за чистотой в классах, коридорах, спортивном зале, холлах. Что вы знаете об этой профессии? В чем ее важность?

Ни одна школа не бывает без столовой. Вы сами часто посещаете ее. Там вас всегда вкусно кормят. Кто готовит еду в столовых? Правильно, повар. Так что же делает повар? Вот как о нем написал поэт Борис Заходер:

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого

Это раз- и готово!

(Если мама готовит обед)

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами, И тогда (не пойму в чем секрет!)-

Очень трудно готовить обед!

Так, что же делает повар? Что он должен уметь?

Да повар должен быть аккуратным, с хорошим вкусом, должен быть сильным. Повар умеет готовить горячие и холодные блюда, умеет их оформлять и красиво подать.

Сейчас я загадаю загадки, отгадав их вы узнаете из чего повар готовит вкусные блюда.

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она, Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Скинули с Егорушки

Золотые перышки-

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка. (Лук)


Вверху зелено.

Внизу красно.

В землю вросло. (свекла)

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

Маленький. Горький,

Луку брат. (Чеснок)

Как на нашей грядке

Выросли загадки-

Сочные да крупные.

Вот такие крупные.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. ( Помидоры)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки. (Горох)

Педагог: «Молодцы!»

Мы с вами покидаем станцию «Школа», можно уже подвести некоторые итоги. Давайте поощрим самых активных и повторим. С какими профессиями мы познакомились здесь.

А наш поезд приближается к станции «Веселые мастерские».











3. Станция «Веселые мастерские»

Цель: познакомить детей с профессиями столяра, плотника. Портного, маляра. Донести до детей их важность и необходимость.

Оформление: Наглядный материал- карточки с изображением инструментов и результатов деятельности представителей этих профессий.

Педагог: Мы на станции» Веселые мастерские». Здесь работают: столяр, плотник, портной, маляр.

Сначала заглянем в гости к плотнику.

Человек этой профессии работает с древесиной: устанавливает оконные и дверные рамы. Настилает полы.

Педагог: сейчас я вам загадаю загадки и мы узнаем какими инструментами пользуется плотник.

Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)

Замечательный ружище:

Деревянная ручища

Да железный обушок,

Закаленный гребешок.

Он у плотника в почете-

Каждый день с ним на работе. (Топор)

Толстый тонкого побьет-

Тонкий что-нибудь прибьет (Молоток и гвоздь)

Доски грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска:

Знать невкусная доска. (Пила)

Педагог:- молодцы!

Следующая мастерская- столяра. Он распиливает доски, изготавливает мебель (стулья, шкафы, столы, тумбочки)

Столяр работает с разными инструментами. Попробуем их отгадать с помощью моих загадок.

Принялась кума за дело,

Заиграла и запела.

Ела, ела дуб, дуб-

Поломала зуб, зуб. (Пила)

У конька-горбунка деревянные бока,

У него из-под копыт стружка белая летит. (Рубанок)

Кланяется, кланяется,

Придет домой растянется. (Топор)

Она винтом пустилась в пляс,

А он , кружась, в доске увяз. (Отвертка и шуруп)

Педагог, Ребята, какие вещи делает столяр? (ответы) молодцы!

Следующая мастерская- ШВЕЙНАЯ.

Целый день сегодня шью

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка-

Будет и тебе одежка.

Это стихотворение Бориса Заходера, детского поэта.

Шить люди научились давным-давно. Что появилось раньше иголка или одежда? Оказывается одежда. Первобытный человек скреплял звериные шкуры, протыкая их рыбьими костями, а затем протягивал в получившиеся отверстия жилы животных. Когда же в костях животных кто-то додумался проделать отверстие, то получилась игла.

Загадки:

Маленького роста я,

Тонкая и острая. (Игла)

То назад, то вперед,

Ходит, бродит пароход.

Если остановишь-горе!

Продырявит сине море! (Утюг)

На поляне шерстяной

Пляшет тонконожка:

Из-под туфельки стальной

Выползает стежка. (швейная машинка)

Педагог: Что делает портной? Как создается одежда?

Молодцы!

А сейчас мы побываем в мастерской, где работает маляр.

Он всегда весь в краске, так как его основной инструмент это кисть и краска. Маляр подготавливает поверхность под окраску, готовит красящие составы. Он должен знать назначение строительных материалов, которые ему нужны в работе правильно их использовать.

Посмотрите на свой кабинет и скажите, где в нем потрудился маляр (дети отвечают).

Какие еще инструменты использует маляр в работе?

Где мы можем встретить людей этой профессии?

В конце даем закрепляющую игру.

ИГРА «НАЙДИ ОШИБКУ»

СТОЛЯР- подготавливает поверхность под окраску, работает с краской и кистью.

ПОРТНОЙ:- занимается заготовкой брусков, установка дверных и оконных проемов, сборкой и установкой встроенной мебели, врезанием замков.

МАЛЯР:- занимается изготовлением моделей, образцов, изделий верхней и летней одежды.

Можно написать это задание на карточках и раздать каждой команде. Кто вперед и правильно справится, тот и победил.

С какими профессиями вы сегодня познакомились? В каком месте представители этих профессий могут работать/ Какая из этих профессий , на ваш взгляд, самая нужная. Давайте подумаем , есть ли такие профессии, которые не нужны? (Дети отвечают)






























4.Станция «Строительная»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями.

Подготовка: учащиеся получают задание- подобрать стихи, загадки, иллюстрации, интересные сведения о строителях.

Педагог:- Ребята, наш необычный поезд прибыл еще на одну станцию. Здесь мы познакомимся с профессиями строителей. Строить дома очень интересное и нужное дело. Строители не только обеспечивают нас жильем, но и делают города красивыми и уютными. Построить дом трудное и кропотливое дело. В строительстве участвуют люди различных профессий, со многими вы уже знакомы, некоторые узнаете сегодня.

Для того, чтобы построить дом, Школу, магазин, детский сад- нужны предварительные работы. Прежде всего надо расчистить площадку.

Там где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он-станет гладко,

Будет ровная площадка. (Бульдозер)

Как называется человек, который работает на бульдозере? (бульдозерист)

Можно показать картинку с изображением бульдозера.

Бульдозер- это маленький трактор, впереди у него стальной щит, который разравнивает площадку.

Потом на строительной площадке требуется другая машина.

К нам во двор забрался кот,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

«Ложкой» с зубьями копает. (Экскаватор)

Как называется профессия человека, который работает на экскаваторе?(Экскаваторщик)

Какие строительные машины вы видели?

Ребята называют, затем педагог вместе с ребятами читают об этих машинах стихи.

Во дворе стоит машина-

Ростом с дом ее квартира,

А колеса- выше двери

Не увидишь не поверишь! (Самосвал)

Кто работает на самосвале? (Водитель самосвала)

В бочку ссыпали песок,

Щебень и цемент,

Влили воду- раскрутили,

И насилу остудили.

Тот строительный «пирог»

Кран на крышу уволок. (Бетономешалка)

Кто работает на этой машине? (Водитель бетономешалки)

Педагог демонстрирует картинки с изображением подъемного крана и предлагает отгадать загадку.

Длинной шеей поверчу-

Груз тяжелый подхвачу,

Где прикажут положу,

Человеку я служу. (Подъемный кран)

Кто работает на подъемном кране? Машинист крана.

Педагог- Посмотрите и скажите, как может передвигаться подъемный кран?

(Вперед, назад, поворачиваться, поднимать и опускать стрелку)

Затем педагог задает ребятам вопросы.

-Зачем нужен на стройке кран? (Краном разгружают строительные материалы, подают детали и другие материалы для сборки здания)

Из каких частей состоит башенный кран? (Стрела, механизмы для ее перемещения, башня, закрепленная в верхней части стрелы, кабина для машиниста крана).

На строительных площадках трудится большое количество людей- каменщики, плотники, слесари, электромонтеры. Этими людьми руководят мастера,прорабы, инженеры.

Кто же такой каменщик? Работа каменщика очень важна на стройке. Без его труда не будет построено ни одно здание. Он работает и в дождь и в снег, и в мороз и в холод. Он выкладывает из строительного кирпича стены зданий, фасад, стены комнат внутри дома. Поэтому каменщик должен быть сильным, выносливым человеком.

Далее педагог предлагает повторить строительные профессии, с которыми мы встретились на станции «Строительная»

Заранее договаривались с ребятами, что они приготовят стихи и рисунки о строителях.




5.Станция «Лесная»

Цель, в занимательной форме напомнить детям о важности и пользе лесных богатств, о бережном отношении к нему, и о людях, занимающихся его зашитой.

Зал можно оформить веточками и листьями деревьев.

Педагог- Наш сказочный поезд прибыл на очень красивую, зеленую станцию. Посмотрите вокруг и отгадайте загадку. «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает»- Что это? (лес)

Да мы на станции «Лесная» Нашу страну можно назвать страной лесов. Велики и необозримы ее лесные просторы. Лес всегда щедро делится своими богатствами- грибами, ягодами, орехами, цветами, древесиной.

Так как люди слишком расточительно используют лесные богатства, то в лесу работают люди, профессия которых оберегать и выращивать лес.

Знакомство мы начнем с профессии лесника. Выглядит лесник так, брезентовый плащ, резиновые сапоги, на голове фирменная фуражка, за спиной ружье, рюкзак. За каждым лесником закреплен участок на котором он хозяин и сторож. Он бережет лес от пожаров, а лесных обитателей от браконьеров.

Другая важная профессия в лесу- лесовод. Это человек, который занимается выращиванием леса. В обязанности лесовода входит и лечение леса. Больные деревья вырубаются, что позволяет сохранить «здоровье». Лесоводы выезжают в лес, чтобы выяснить, какие в лесу деревья и где они растут, каков их возраст.

За жизнью и и развитием леса следит егерь.

Человек этой профессии следит за соблюдением закона об использовании лесных угодий. Он охраняет охотничьи угодья от браконьеров. Егерь должен знать биологию зверей и птиц, правила охоты, должен уметь организовать лесохозяйственный промысел.

Педагог, - я предлагаю вам, ребята, отгадать загадки и узнаем знаете ли вы растения.

Загадки-

Что же это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек (Желудь)

На каких деревьях растут желуди? (Дубы)

Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)

Летом одевается, зимой раздевается. (Лиственные деревья)

Для того, чтобы в классах была доска, были парты, а на партах лежали карандаши, тетради, книжки, чтобы в домах были двери, окна, мебель и даже спички, есть еще одна важная профессия- лесоруб.

Вырубки леса проходят планомерно, в тех местах, где можно рубить деревья. Эти деревья специально выращиваются для того, чтобы их срубить в производственных целях. Лесоруб занимается рубкой деревьев, складывает их с помощью специальных машин и отправляет на перерабатывающее предприятие. Профессия лесоруба очень сложная и опасная. Надо быть сильным, здоровым человеком. Работа требует внимательности и осторожности.

Далее педагог подводит итоги- с какими профессиями познакомились ребята? Что это за профессии? Можно объявить конкурс рисунков по теме «Мой папа......». Каждый рисует кем работает папа.

Для закрепления материала можно предложить ребятам следующие игры-

  1. Педагог предлагает группу слов, ребятам надо определить о каких профессиях идет речь.

-Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор)

-Животное, шприц, больница (ветеринар)

-Посуда, продукты, электрическая плита (повар)

-Сцена, микрофон, зритель (певец, актер)



Конкурс «Азбука профессий»

Педагог называет букву и задает вопрос, а ребята должны ответить словом, которое начинается с этой буквы.

-Буква «А». Специалист сельского хозяйства (Агроном)

-Буква «К». Специалист, который работает с собаками в питомнике, обучает их и дрессирует. (Кинолог)

-Буква В». Специалист, работающий в дошкольном учреждении с детьми. (Воспитатель)

-Буква «М». Человек, окрашивающий стены, потолок, пол. (Маляр)

-Бкува «П». Человек, профессия которого помогает людям иметь красивую прическу. (Парикмахер)

-буква «Р». Человек, разводящий рыбу в искусственных водоемах. (Рыбовод)

Конкурс «Что ни шаг, то профессия»

Ребята делятся на 2 команды. Участники от каждой команды по очереди выходят , делают шаг вперед и называют профессию. Если участник сбился, он останавливается. Продолжает участник 2 команды.














Список используемой литературы


  1. «Возьми меня с собой»-рассказы и стихи. Сост.В.Близненкова.- М. Детская литература,1981.-127с.

  2. Заходер Б. «Стихи и сказки»,-М7 «Детская литература»,1968

  3. Игумнова Е.А. «Банкир, фермер или портной... Кто я буду такой?» Кн. Для учителя.- Новосибирск, Призвание, 1994,-174с.

  4. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост.Т.Н. Линго.- Ярославль. Академия развития,1998,-192с. Серия «Потехе час»

  5. Профессиографические описания основных массовых профессий Брянской области. Сборник 2 части. Составители специалисты центра профориентации. Брянск, 1993,-163с.

  6. Минский Е.М. «От игры к знаниям»7 Развивающие и подготовительные игры младших школьников. Пособие для учителей. -М7 Просвещение, 1982,-192с.

2


© 2010-2022