- Преподавателю
- Другое
- Статья Быть родителями - это ответственно
Статья Быть родителями - это ответственно
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саиткулова А.А. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Родительское собрание
Тема:
«Быть родителями - это ответственно»
Подготовила:
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №3
Саиткулова А.А.
Как общаться с детьми
Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге - везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.
Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её свойств, нравственной позиции, мировоззрения.
Каждый человек с момента рождения испытывает потребность в общении. Начало накопления положительного эмоционального багажа происходит в детстве и зависит от стиля общения, прежде всего - родителей с ребенком. И хотя ещё нет школ по обучению искусству общения, однако необходимо этому учиться и учить других, поскольку от правильно построенного общения во многом зависит процесс воспитания и развития ребенка.
Человек постоянно связан с другими людьми тысячами невидимых нитей, в которых отражается всё богатство человеческих отношений. Однако из таких нитей строятся взаимоотношения в семье. Для каждого родителя свой ребенок уникален. Для ребенка его родители - также особенные люди, которые сначала являются единственно близкими людьми. В процессе общения достигается взаимопонимание, причем изначально - на самом внешнем уровне, со временем приобретая глубинные, содержательные формы. Это происходит благодаря тому, что общение в семье - самое искреннее, доброжелательное, свободное. Оно строится на непринужденных отношениях между детьми и родителями, позволяя наиболее полно раскрыться всем особенностям ребенка, его внутреннему миру.
Семья предоставляет детям богатую многообразную информацию по различным проблемам, способствует формированию эталонов и образцов поведения, принятых в обществе. Ребенок приобретает и осваивает знания о себе, окружающих, мире, в котором он живет, от самых близких ему людей. Такой способ получения знаний наиболее эффективен. В передаче опыта взрослых детям заключается информационно-познавательная функция общения.
Теплая, радостная атмосфера в семье в наше время способствует достижению комфортного состояния ребенка, позволяет ему расслабиться, снять нервное напряжение, вызывает положительные эмоции и переживания.
В младшем школьном возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях.
При авторитарном стиле общения родители постоянно используют окрики, физические наказания. Они полагают, что только «жёсткое» руководство способно помочь детям осознать и усвоить нормы и требования школы. В подобных семьях родители используют традиционные высказывания. Это, во-первых, приказы, команды:
-
«Сейчас же замолчи!»
-
«Вынеси мусор!»
Во-вторых, угрозы, предупреждения, нравоучения, проповеди, нотации:
-
«Ещё раз сделаешь плохо, выпорю!»
-
«Без конца вертишься, вот и делаешь ошибки»
В-третьих, критика, обвинения, высмеивания, расследование:
-
«Ты что, глухой!?»
-
«Опять все сделано не так!»
-
«Всё из-за тебя!»
В-четвёртых, догадки, выспрашивание:
-
«Я всё равно знаю, что ты говоришь»
-
«Небось, опять вертелся на уроке».
Подобные способы разрушают доверительные отношения в семье, создают огромную дистанцию между родителями и детьми, вызывают у ребенка чувство несправедливости и защитную реакцию в виде агрессии либо депрессии по отношению к себе и родителям. Это приводит к формированию отрицательных черт характера, таких, как враждебность, агрессивность, нервозность, неуверенность, нервные срывы. В таких семьях родитель не «видят» своего ребенка, или активно избегают общения с ним, предпочитая держать его на расстоянии. Родители могут выражать сочувствие на словах, чаще избегать разговора («Успокойся», «Не обращай внимания!», «Отстань со своими расспросами!»), подчеркивая при этом формальное отношение к ребенку, отдаляя его от себя. Ребенку одиноко в такой семье, он чувствует себя несчастным и не знает выхода из данной ситуации. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям, неумение установить контакт с ними.
Но часто общение с детьми строится на принципе вседозволенности. В общении такие дети требуют, капризничают, упрямятся. Они никогда ни в чем не получают отказа. Для них слово «надо» отсутствует, и поэтому их физическое, психическое, социальное развитие изначально лишено самостоятельности. Дети в таких семьях вырастают эгоистами, трудно вступающими в отношения с окружающими их взрослыми и сверстниками, что часто приводит к конфликтам.
Наиболее эффективным стилем общения в семье является благоприятный стиль, для которого характерно безусловное принятие ребенка в любых ситуациях. При таком общении ребенку постоянно выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. Он знает, что такое «хочу» и «надо», и умеет дисциплинировать себя. Это не значит, что к сыну (дочери) не предъявляется никаких требований. Они предъявляются, исходя из правильного понимания родителями возникшей ситуации. В таких семьях родители внимательно выслушивают проблему ребенка, не оставляя его наедине со своими переживаниями. Во время беседы взрослому необходимо повернуться лицом к ребенку, глаза при этом должны находиться у них на одном уровне.
В результате ведения беседы у детей:
-
Во-первых, исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка;
-
Во-вторых, при активном слушании ребенок излагает о себе намного больше информации;
-
В-третьих, он сам начинает понимать, как решить проблему.
Использование данного способа позволяет показать ребенку, что мы его принимаем, безусловно, со всеми его жалобами, сомнениями, отказами.
10 заповедей для родителей:
-
Изучите особенности своего ребенка. Признайте и утвердите чувство собственного «Я» у ребенка. Подчёркивайте его значимость («Какой (ая), ты молодец! Ты мне прекрасно во всём помогаешь»).
-
Не стремитесь к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Не вмешивайтесь в его занятия, с которыми он справляется сам. Поддерживайте в ребенке чувство его самоценности и уникальности («Как хорошо, что ты у нас есть», «Ты самый родной наш человек», «Ты удивительный наш ребенок»).
-
Выработайте единый подход по отношению к ребенку, несмотря на вероятное присутствие различных стилей общения в семье среди взрослых.
-
Не ведите общение друг с другом типа: «отстань от меня…, ну что ты за человек…, ты бы лучше…, ты можешь хоть раз…, я тысячу раз тебе говорила…».
-
Чаще употребляйте в семейном общении доброжелательные, эмоциональные выражения («С тобой мне так легко…», «Я бы никогда не смогла сделать это так хорошо, как ты…»).
-
Установите с ребенком доверительные, искренние отношения. Используйте при этом улыбку, доброжелательный тон, ласковое прикосновение, активное слушание.
-
Правильно и умело общайтесь с ребенком: старайтесь понять и принять его. Используйте в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо, когда ты рядом», «Всё у тебя получится…», «Мы рады тебя видеть, нам было очень скучно без тебя».
-
Избегайте повелительного наклонения («Сделай!», «Убери!»), оскорбительного обращения («Ты, болван», «Какая ты тупица!» и т.п.), не повышайте голос, ничего не заставляйте делать насильно, не читайте морали.
-
Проявляйте к ребенку интерес, сопереживайте ему и цените его, будьте соучастником всякой его деятельности. Помогайте ребенку выдвигать ближние и дальние цели его жизни. Разделяйте с ним ответственность за результаты.
-
Бережно прикасайтесь к внутреннему миру ребенка, показывайте ему, что он дорог и важен для вас.
Любите и понимайте своих детей!
Список использованных источников
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
-
Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996.
-
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1997.
-
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
-
Немов Р.С. Практическая психология. М., 1997.
-
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
-
Фридман И.К. Себя как в зеркале я вижу… М., 1996.
-
Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Мн., 1998.
-
Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. Мн., 1987.
5