- Преподавателю
- Другое
- Доклад на тему: «Анализ и экспертиза дополнительной образовательной программы»
Доклад на тему: «Анализ и экспертиза дополнительной образовательной программы»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хренова Л.В. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад педагога - организатора Хреновой Л.В. на тему: «Анализ и экспертиза дополнительной образовательной программы».
Программа (греч. - распоряжение) - это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.
Классификация дополнительных образовательных программ
По степени творческого участия педагога в процессе разработки программы
-
Примерная (типовая)
-
Модифицированная (адаптированная)
-
Экспериментальная
-
Авторская
Примерная (типовая)
Программа, рекомендованная государственным органом управления образования в качестве примерной
-
Имеет сертификат ее соответствия требованиям к программам дополнительного образования
-
Представляет базовый минимум ЗУН детей по направлению деятельности
-
Основа для написания модифицированных и авторских программ
-
Необходимо согласовать использование с руководством образовательного учреждения
Модифицированная (адаптированная)
Программа, в основе которой лежит типовая программа или программа другого автора, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и времени занятий, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания
-
Диагностика результатов - демонстрация достижений воспитанников
-
Коррективы вносятся педагогом и не затрагивают концепции программы, основ организации учебного процесса, структуры занятий
-
Обсудить на методическом совете, утвердить руководству образовательного учреждения
Экспериментальная
Программа, которая разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе.
-
Может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знаний, апробировать новые педагогические технологии.
-
Проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, разработчик доказывает истинность экспериментального положения.
-
В случае выявления новизны предложений автора может претендовать на статус авторской.
-
Необходимо получить разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения для реализации.
Авторская
Программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной.
-
Полностью создана автором (коллективом авторов) и принадлежит им на правах интеллектуальной собственности.
-
Это программа впервые вводимого курса или отражает собственный подход автора к традиционным темам.
-
Необходимо документально доказать новизну программы и принадлежность новизны именно этому автору.
-
Должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения, но статус авторской, как правило присваивает вышестоящий орган управления образованием.
-
В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедших соответствующую экспертизу, выдается сертификат на программу.
Структура дополнительной образовательной программы
-
Титульный лист
-
Пояснительная записка
-
Учебно-тематический план
-
Содержание изучаемого курса
-
Методическое обеспечение
-
Список литературы
Экспертиза дополнительной образовательной программы
Цель и содержание
Установление соответствия программы содержанию дополнительного образования детей, специфике профиля, а также заявленному виду методической продукции
Принципы экспертизы
-
Открытость
-
Гласность
-
Единство требований
-
Соблюдение педагогической этики
-
Направленность на развитие учреждения
Обращать внимание на
-
Соответствие программы нормам и требованиям дополнительного образования детей (его функциям и предназначению)
-
Политику образовательного учреждения (является ли программа составной частью общей программы привлечения воспитанников к творческой деятельности)
-
Технологичность (возможность реализации в данном учреждении при данном оснащении)
-
Профессиональную подготовку руководителя программы
-
Адресность (учет особенностей воспитанников)
-
Практическую значимость программы для ребенка
-
Соответствие документа заявленному виду продукции
Оформление заключения с рекомендациями:
-
Утвердить или не утвердить программу
-
Закрепить за ней определенный статус (авторская, модифицированная, экспериментальная, типовая)
-
Усовершенствовать программный документ
-
Распространить опыт педагога
Рецензия
Внутренняя
Внешняя
Примерный план рецензии
1. Заголовок рецензии
-
Рецензия на программу (название),
-
ФИО и должность автора программы
-
Название образовательного учреждения, реализующего программу
2. Общая характеристика программы
-
Образовательная область
-
Вид детского объединения (секция, студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется программа
-
Адресат (категория детей, возраст, социальный состав)
-
Срок реализации, на который рассчитана программа
-
Есть ли такая программа в общеобразовательной школе (в чем ее «дополнительность»)
-
Стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно)
3. Актуальность программы, ее новизна в системе дополнительного образования
4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ)
-
Анализ пояснительной записки
-
Анализ содержательной части программы: насколько полно раскрываются основные темы занятий
-
Анализ методического обеспечения программы: уровень характеристики необходимых для реализации программы условий, методики работы над содержанием учебного материала, системы отслеживания и фиксации результатов, методики оценки знаний и умений воспитанников.
-
Оценка списка литературы
5. Полнота программы (наличие структуры и всех структурных элементов программы)
6. Целостность программы (согласованность целей, задач и способов их достижения)
7. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения
8. Качество подачи материала, язык и стиль изложения (четкость, ясность, доказательность, логичность)
9. Учет специфики дополнительного образования
-
Стимулирует познавательную деятельность
-
Развивает коммуникативные навыки
-
Создает социокультурную среду общения
-
Способствует развитию творческих способностей
-
Стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию
-
Помогает творчески использовать жизненный опыт ребенка
-
Способствует профессиональному самоопределению
10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и пр.)
11. Характеристика профессиональных умений и знаний педагога как автора программы
12. Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания
13.Аргументированная оценка программы, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) использовать в системе дополнительного образования
Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью ФИО, должность и место работы.
Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента.