Доклад на тему: «Анализ и экспертиза дополнительной образовательной программы»

Программа (греч. - распоряжение) – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели. Классификация дополнительных образовательных программ По степени творческого участия педагога в процессе разработки программы vПримерная (типовая). Программа, рекомендованная государственным органом управления образования в качестве примерной. vМодифицированная (адаптированная). Программа, в основе которой лежит типовая программа или п...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад педагога - организатора Хреновой Л.В. на тему: «Анализ и экспертиза дополнительной образовательной программы».

Программа (греч. - распоряжение) - это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

Классификация дополнительных образовательных программ

По степени творческого участия педагога в процессе разработки программы

  • Примерная (типовая)

  • Модифицированная (адаптированная)

  • Экспериментальная

  • Авторская

Примерная (типовая)

Программа, рекомендованная государственным органом управления образования в качестве примерной

  • Имеет сертификат ее соответствия требованиям к программам дополнительного образования

  • Представляет базовый минимум ЗУН детей по направлению деятельности

  • Основа для написания модифицированных и авторских программ

  • Необходимо согласовать использование с руководством образовательного учреждения

Модифицированная (адаптированная)

Программа, в основе которой лежит типовая программа или программа другого автора, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и времени занятий, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания

  • Диагностика результатов - демонстрация достижений воспитанников

  • Коррективы вносятся педагогом и не затрагивают концепции программы, основ организации учебного процесса, структуры занятий

  • Обсудить на методическом совете, утвердить руководству образовательного учреждения

Экспериментальная

Программа, которая разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе.

  • Может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знаний, апробировать новые педагогические технологии.

  • Проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, разработчик доказывает истинность экспериментального положения.

  • В случае выявления новизны предложений автора может претендовать на статус авторской.

  • Необходимо получить разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения для реализации.

Авторская

Программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной.

  • Полностью создана автором (коллективом авторов) и принадлежит им на правах интеллектуальной собственности.

  • Это программа впервые вводимого курса или отражает собственный подход автора к традиционным темам.

  • Необходимо документально доказать новизну программы и принадлежность новизны именно этому автору.

  • Должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения, но статус авторской, как правило присваивает вышестоящий орган управления образованием.

  • В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедших соответствующую экспертизу, выдается сертификат на программу.

Структура дополнительной образовательной программы

  • Титульный лист

  • Пояснительная записка

  • Учебно-тематический план

  • Содержание изучаемого курса

  • Методическое обеспечение

  • Список литературы

Экспертиза дополнительной образовательной программы

Цель и содержание

Установление соответствия программы содержанию дополнительного образования детей, специфике профиля, а также заявленному виду методической продукции

Принципы экспертизы

  • Открытость

  • Гласность

  • Единство требований

  • Соблюдение педагогической этики

  • Направленность на развитие учреждения

Обращать внимание на

  • Соответствие программы нормам и требованиям дополнительного образования детей (его функциям и предназначению)

  • Политику образовательного учреждения (является ли программа составной частью общей программы привлечения воспитанников к творческой деятельности)

  • Технологичность (возможность реализации в данном учреждении при данном оснащении)

  • Профессиональную подготовку руководителя программы

  • Адресность (учет особенностей воспитанников)

  • Практическую значимость программы для ребенка

  • Соответствие документа заявленному виду продукции

Оформление заключения с рекомендациями:

  • Утвердить или не утвердить программу

  • Закрепить за ней определенный статус (авторская, модифицированная, экспериментальная, типовая)

  • Усовершенствовать программный документ

  • Распространить опыт педагога

Рецензия

Внутренняя

Внешняя

Примерный план рецензии

1. Заголовок рецензии

  • Рецензия на программу (название),

  • ФИО и должность автора программы

  • Название образовательного учреждения, реализующего программу

2. Общая характеристика программы

  • Образовательная область

  • Вид детского объединения (секция, студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется программа

  • Адресат (категория детей, возраст, социальный состав)

  • Срок реализации, на который рассчитана программа

  • Есть ли такая программа в общеобразовательной школе (в чем ее «дополнительность»)

  • Стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно)

3. Актуальность программы, ее новизна в системе дополнительного образования

4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ)

  • Анализ пояснительной записки

  • Анализ содержательной части программы: насколько полно раскрываются основные темы занятий

  • Анализ методического обеспечения программы: уровень характеристики необходимых для реализации программы условий, методики работы над содержанием учебного материала, системы отслеживания и фиксации результатов, методики оценки знаний и умений воспитанников.

  • Оценка списка литературы

5. Полнота программы (наличие структуры и всех структурных элементов программы)

6. Целостность программы (согласованность целей, задач и способов их достижения)

7. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения

8. Качество подачи материала, язык и стиль изложения (четкость, ясность, доказательность, логичность)

9. Учет специфики дополнительного образования

  • Стимулирует познавательную деятельность

  • Развивает коммуникативные навыки

  • Создает социокультурную среду общения

  • Способствует развитию творческих способностей

  • Стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию

  • Помогает творчески использовать жизненный опыт ребенка

  • Способствует профессиональному самоопределению

10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и пр.)

11. Характеристика профессиональных умений и знаний педагога как автора программы

12. Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания

13.Аргументированная оценка программы, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) использовать в системе дополнительного образования

Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью ФИО, должность и место работы.

Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента.



© 2010-2022