• Преподавателю
  • Другое
  • Урок русского языка в 7 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению по картине К. Васильева «Нашествие»

Урок русского языка в 7 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению по картине К. Васильева «Нашествие»

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Воспитательные: ● способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру; ● способствовать воспитанию уважения, преклонения перед павшими в Великой Отечественной войне, неприятие фашизма как силы, несущей смерть и разрушение; ● способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре (на примере образа храма, изображенного на полотне). 2. Обучающие: ● подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему по картин...
Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский лицей Кантемировского муниципального района Воронежской области






Конкурс «Учитель года - 2013»









Урок русского языка в 7 классе

«Подготовка к сочинению-рассуждению по картине К.Васильева «Нашествие»






Подготовила

учитель русского языка

и литературы Гелемеева Е. А.





2012 -2013 гг



ЦЕЛИ УРОКА:

1. Воспитательные:

● способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру;

● способствовать воспитанию уважения, преклонения перед павшими в Великой Отечественной войне, неприятие фашизма как силы, несущей смерть и разрушение;

● способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре (на примере образа храма, изображенного на полотне).

2. Обучающие:

● подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему по картине;

● продолжать обучать школьников особенностям дискуссионной речи, умению высказывать свою точку зрения и аргументировано и корректно доказывать свою позицию;

● обучать умению использовать изученные грамматические и синтаксические категории в тексте сочинения.

3. Развивающие:

● показать учащимся роль символов-образов, которые есть на полотне;

● развивать и совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения;

● активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры русского народа.

ОБОРУДОВАНИЕ:

репродукция картины К. Васильева «Нашествие»; отрывок из книги А. Доронина «Руси волшебная палитра» (раздаточный материал); репродукции картин К. Васильева «Северный орел», «Маршал Жуков» и другие.

ХОД УРОКА

. Вступительное слово учителя.

- Поэт А. Твардовский однажды так поэтически охарактеризовал слово «война»:

Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова

В тоске и славе этих лет… [1, 241]

Как вы думаете, почему такие разноплановые характеристики дал поэт слову «война» (жестокое, печальное и… святое)? (То, что слово жестокое и печальное - это понятно, так как война - это зло, на войне гибнут люди, она приносит горе и несчастье в каждый дом и никого не щадит. А святое, вероятно, потому, что за этим словом стоит память о павших на войне, скорбная и святая).

- Мы говорим об этом слове неслучайно. Сегодня на уроке нам придется вспомнить о войне, потому что мы будем работать с картиной художника К. Васильева, которая посвящена великой Отечественной войне.

Рассказ о художнике (рассказывает учитель или подготовленный ученик).

Родился Константин Васильев 3 сентября 1942 года в городе Майкопе. Детство, юность и зрелые годы прошли в небольшом поселке Васильево, недалеко от Казани. С ранних лет мальчик стремился к рисованию. А когда ему исполнилось 11 лет, он сдал вступительные экзамены и поступил в Московскую среднюю художественную школу-интернат имени В. И. Сурикова. Затем он продолжает учебу в Казанском художественном училище, где учится на театрального декоратора. Дипломной работой художника стали эскизы к драме А. Н. Островского «Снегурочка». Закончив училище с отличием, он не останавливается на достигнутом, а продолжает искать свой стиль, свой путь в живописи. В ранних произведениях он обращается к фольклору и пишет цикл картин «Русь былинная».

Другая тема, которая была близка художнику, - нравственная природа человека. Высокие человеческие чувства становятся основой для изображения на его картинах «Встреча у окна», «У ворот», «Северный орел» и др.

Особое место в творчестве К. Васильева, рожденного в годы военного лихолетья, занимают картины о войне. Они словно продолжают созданный автором цикл о богатырях русских. Он пишет картины «Тоска по Родине», «Прощание славянки», «Нашествие»…

Трагический случай оборвал жизнь молодого талантливого художника, прожившего всего 34 года, но его жизнь продолжается в картинах, которые он успел подарить людям. Рассмотрим его картину «Нашествие».

Беседа по картине.

- Картина называется «Нашествие». Что такое нашествие? (Вторжение неприятеля в страну).

- Мы определили лексическое значение слова, но его смысл всегда гораздо глубже. Как вы думаете, почему художник выбрал именно это слово для своего произведения, а не назвал его просто «Война»? (В слове «война» есть и что-то жестокое, и печальное, но в то же время святое. В слове «нашествие» святости нет.)

- А что есть в этом слове? (Грубая бессмысленная сила, оно означает что-то, что трудно остановить).

- Какие синонимы можно подобрать к слову «нашествие»? (Вторжение, интервенция, агрессия). Почему не эти слова выбрал художник? Мы лучше почувствуем особенность этого слова, если вспомним, в каких словосочетаниях оно употребляется в русском языке. (Нашествие татаро-монгол. Нашествие Наполеона. Нашествие вражеской орды. Нашествие саранчи на поля.)

- Верно. Чаще всего слово употребляется именно в этих выражениях. Произнося их, мы понимаем, что речь идет о чем-то неотвратимом, сильном и страшном. Вспомните, как охарактеризовал слово «война» Твардовский. А как бы вы охарактеризовали слово «нашествие»? Оно светлое или мрачное, тихое или громкое, дружественное или враждебное?

- А какого… цвета это слово?

- Теперь, когда мы столько увидели в слове-названии картины, всмотритесь в саму картину. Что необычно в ее цветовом решении? (2 цвета: серый различных оттенков и белый).

- Действительно, картина названа серым словом, и в самом полотне преобладает серый цвет. Подумаем, случайно ли это. Скажите, что можно окрасить на картине в серый цвет? (Землю, пепел костра, грозовые тучи). Но серый цвет окрашивает не только предметы. Давайте подберем синонимы к слову «серый» в различных словосочетаниях:

серое настроение

плохое, грустное настроение

серый день

пасмурный, чаще дождливый день

серое лицо

бледное, с землистым оттенком

серая жизнь

посредственная, ничем не замечательная

серый человек

малокультурный, необразованный человек

Итак, серый цвет - это цвет печали и грусти в нашей жизни. Наверное, далеко не случайно, что и название картины, и ее основной тон - серые. Этот цвет задает определенное настроение, с которым мы воспринимаем содержание картины. Какое же это настроение?

- Мы пока не говорили о композиции картины и ее содержании. Что же на ней изображено ? (Картина невидимо поделена на 2 части. Справа изображены полчища захватчиков. Их так много, что не видно конца. Слева - руины храма. Над храмом и головами захватчиков - серое с синеватыми и грязно-фиолетовыми разводами небо. В разрыве туч - холодный, бледный, какой-то мертвенный свет, освещающий трагедию).

- Известно, что художник не раз менял замысел картины и ее композицию. Об этом рассказывается в книге А. Доронина «Руси волшебная палитра». Художник долго вынашивал замысел картины и не один раз переписывал начатое. Первоначально это была многофигурная композиция с изображением отчаянной битвы тевтонов со славянами. Но, постепенно сфокусировав главную идею и переведя конфликт в план идейно-символический, Васильев упразднил батальные сцены, заменяя их как бы двумя сконцентрированными духовно противоборствующими силами. На холсте остаются лишь два символа.

С одной стороны, стоит разрушенный остов Успенского собора Киево-Печерской лавры с немногими сохранившимися на нем ликами святых, которые поют сомкнутыми губами какие-то грозные гимны. А с другой - мимо проходит, извиваясь змеей и размеренно чеканя шаг, железная колонна разрушителей. Итак, подведем итог. Представьте первоначальный замысел картины в виде схемы:

противоборствующие силы

славяне

тевтоны

- Как изменились замысел и композиция картины? Покажем это схематически:

духовно противоборствующие силы

разрушенный собор с ликами святых

захватчики

В тексте сказано, что эти силы - символы. Как вы понимаете слово «символ»? Символ - это условное обозначение какого-то отвлеченного понятия, например, голубь - символ мира.

Что же символизируют эти силы на картине? Это мы тоже покажем на схеме:

духовно противоборствующие силы

разрушенный собор с ликами святых

захватчики

символ Добра и Мира

символ Зла и Войны

- Наши рассуждения находят подтверждение в книге А. Доронина, который писал: «…в мощном символическом контексте сталкиваются в исполинской борьбе два извечных противоборствующих начала - Добро и Зло, которые имеют конкретную земную форму: Мы и Они» [2, 143 ]. Как понять: духовно противоборствующие силы? (Здесь тоже есть столкновение, только не с помощью мечей или другого оружия, а с помощью сил души.)

- Как изобразил художник захватчиков, то есть символ зла? (Сплошная серая масса, одинаковые лица, каски и форма. Говорят, глаза - зеркало души. Мы не видим их души, так как не видим глаз, скрытых низко надвинутыми касками).

- Как вы считаете, случайно ли Васильев не показывает нам глаза захватчиков? (Может быть, он хотел показать как раз отсутствие души тех, кто участвует в нашествии, их бездушие. Глаза человека предназначены для того, чтобы видеть, а здесь создается впечатление, что захватчики не видят того, что делают).

- Наверное, о такой силе в русском языке говорится - слепая сила, сила, которая не ведает, что творит. Результат деяний такой силы находится слева. Что же мы видим? (Разрушенный храм, обломки стены с ликами святых).

- Давайте попробуем представить, как мог выглядеть этот храм до разрушения? (Золотые купола, чистое небо и т. д.)

- Такую или подобную картину видел не один раз и сам художник, но он пишет разрушенный храм, лишенный былой красоты и величия. Как вы думаете, какие чувства он испытывает? (Боль).

- Если вспомнить нашу историю, то всякий раз, когда враги нападали на русскую землю, они в первую очередь уничтожали, разрушали именно храмы. Почему? (Это святыня, место, в котором люди искали моральной поддержки, утешения. Русский храм - это часть культуры нашего народа).

- Храм, который мы видим на полотне Васильева, разрушен. Как вы думаете, случайно ли художник показывает фигуры святых неповрежденными, целыми? (Эти фигуры символизируют духовную силу народа, который все вынесет и возродится снова).

- Есть такое пожелание у людей: пожелание мирного неба над головой. Можно ли небо на картине назвать мирным? Каким его показал художник? Как бы вы охарактеризовали просвет на небе?

- Подводим небольшой итог. Какие чувства, мысли возникают у вас, когда вы смотрите на картину К. Васильева? (Война - страшное зло…..)

- Действительно, сила художника в том, что он, показывая трагические страницы истории, передал свою боль за поруганные святыни, а кроме того, помог каждому из нас, кто не пережил войну, почувствовать ее зловещее дыхание, задуматься о будущем, сделать все для того, чтобы война никогда не повторилась.

. Словарно-стилистическая работа.

Учащимся предлагается выполнить ряд заданий.

1. Подобрать антонимы к словам и подумать, с какими существительными их можно использовать в тексте сочинения:

позитивный, положительный - (негативный, отрицательный)

2. Какое слово из двух синонимичных больше подойдет к стилю вашего сочинения: негативный или отрицательный?

3. Подобрать определения к словам

облака (легкие, воздушные, невесомые……)

тучи (тяжелые, мрачные, свинцовые, грозовые…..) и выбрать словосочетания, которые помогут описать детали картины.

4. Подобрать синонимы к словам

захватчики (завоеватели, агрессоры, полчища врагов…..)

руины (развалины).

5. Выбрать из ряда синонимов слова, которые стилистически верно помогут охарактеризовать детали картины: лицо - лик - застывшая маска.

Составьте простые предложения с выбранными словами.

6. При перечислении аргументов, приводимых в доказательство своих мыслей, можно воспользоваться специальными словами. Вспомните их, составьте несколько предложений с вводными словами.

7. Подберите вводные предложения, которые позволят указать на то, что вы высказываете собственные мысли.

8. Продолжите предложения так, чтобы получились простые распространенные предложения с однородными членами:

Слово «нашествие» обозначает…..

Нашествие несет людям……

В картине преобладают…..

Работа над текстом сочинения.

- Каков будет основной тип речи, используемый в сочинении? (Рассуждение). Вспомните, какова структура рассуждения?

- Каким будет ваш тезис, как вы будете его доказывать, будете ли использовать при доказательстве тезиса описание как тип речи?

- Что представляет собой вывод сочинения? Какой стиль выберете для сочинения? Вспомните и назовите основные признаки этого стиля.

Вывод.

Цель текста, написанного в публицистическом стиле, воздействие на слушателей и читателей посредством выражения своего мнения. Основная форма - монолог. Лексика используется самая разнообразная: нейтральная, сниженная или высокая в зависимости от цели высказывания. Текст публицистического стиля, как правило, эмоционален. Кроме того, используются разнообразные изобразительные средства языка для создания яркости и большей образности текста. Нельзя забывать о морфологических и синтаксических средствах текста.

V. Составление плана сочинения.

1. Тезис: картина как протест против войны (картина - дань памяти погибшим в войне).

2. Доказательства - особенности картины:

а) название;

б) цветовая гамма;

в) композиция и содержание картины.

3. Вывод.

V. Организация домашнего задания. Написать сочинение-рассуждение по картине К. Васильева «Нашествие», используя материалы урока.



Примерное сочинение

Мне кажется, что в картине известного художника К. Васильева «Нашествие» главное - напоминание нам , живым, о прошедшей страшной войне и о том, что она несет с собой. Я попробую это доказать с помощью самой картины.

Во-первых, художник называет картину, используя слово «нашествие». Этим словом можно охарактеризовать многие события нашей истории: нашествие татаро-монгол, нашествие Наполеона… Выбрав именно это слово, автор словно напоминает нам о разных периодах в истории России, когда враг вторгался на территорию нашей страны. Смысл этого слова шире, чем просто указание на конкретный период Великой Отечественной войны.

Во-вторых, цветовая гамма, которую выбирает художник, - мрачная, холодная, выполненная преимущественно в серых тонах. Она, как мне кажется, именно такая потому, что К. Васильеву важно было создать определенное настроение: давящее, тяжелое, какое-то угнетающее, которое, наверное, было у людей, когда начиналась любая война, любое противостояние нашествию. Такая гамма цветов не может рождать протест, но она способна дать почувствовать людям, не пережившим войну, то тягостное состояние души, которое испытывали люди, видевшие вокруг себя смерть, кровь и разрушения.

В-третьих, напоминают нам о том зле, которое несет с собой война, и образы-символы картины. Это и обезличенная масса полчищ немецких солдат справа, и руины слева. При любом нашествии враги в первую очередь уничтожали святыни русской земли - храмы, иконы. Художник скорбными ликами святых словно напоминает нам об этом. Эти лики как будто говорят: «Помните, это было в нашей истории. Этого нельзя забывать. Это не должно повториться!»

Как мне кажется, эта картина - дань памяти тому, что было возведено, создано руками человека и было разрушено нашествием - нелюдями.


Список использованной литературы.

1. Русская советская поэзия. - М.: «Художественная литература», 1990. - 653 с.

2. Доронин А. «Руси волшебная палитра». - М.: «Молодая гвардия», 1992. - 252 с.

3. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс». - М.: «Дрофа», 2000. - 117 с.


© 2010-2022