Рабочая программа МДК 03. 01 Теоретические основы товароведения, специальность 10070

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса № 4










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПМ. 03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение

сохраняемости товаров МДК. 03.01 Теоретические основы товароведения

код, специальность 100701 Коммерция (по отраслям)











Москва

2013 год

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой)

комиссией «Преподавателей

ПМ, мастеров п/о и

руководителей практик»

Протокол № 01

от « 30 » августа 2013 г.

Председатель ПЦК

________ Н.В. Родина

Методический совет

________ Т.А.Сопачева


Разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта

по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция (по отраслям)»

Заместитель директора по УР

__________________/ Л.В.Антипенко /

Заместитель директора по УПР

_________________/Е.М.Анохина/


Составитель: Емченова Маргарита Николаевна

преподаватель высшей категории

ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4

Рецензенты:








СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4



6


  1. СТРУКТУРА и содержание ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


7

  1. условия реализации ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)


13


  1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ

ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров

МДК. 03.01 Теоретические основы товароведения

1.1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа профессионального модуля - является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС

по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям),

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

-организация и управление торгово-сбытовой деятельностью;

- организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности;

- управление ассортиментом, оценка качеством и обеспечение сохранности товаров

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.

ПК 3.2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их

предупреждению или списанию.

ПК 3.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными

требованиями.

ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность,

оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.

ПК 3.5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохранность, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.

ПК 3.6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.

ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные

единицы измерений в системные.

ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в

мероприятиях по контролю.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:

20004 Агент коммерческий;

12965 Контролер-кассир;

12721 Кассир торгового зала;

17353 Продавец продовольственных товаров;

17351 Продавец непродовольственных товаров.

1.2 Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля

Целью овладения ПМ 03 является усвоение теоретических знаний в области классификации ассортимента, управления ассортиментом, оценки качества и обеспечения

сохраняемости товаров, приобретения умений применять эти знания в условиях, моделирующих профессиональную деятельность, и формирование компетенций.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения

профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

 - определения показателей ассортимента;

 - распознавания товаров по ассортиментной принадлежности;

 - оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями;

- установления градаций качества;

 - расшифровки маркировки;

 - контроля режима и сроков хранения товаров;

 - соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения;

уметь:

 - применять методы товароведения;

 - формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент;

 - оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества;

 - рассчитывать товарные потери и списывать их;  идентифицировать товары;

 - соблюдать оптимальные условия и сроки хранения и транспортирования, санитарно-эпидемиологические требования к ним;

знать:

-теоретические основы товароведения: основные понятия, цели, задачи, принципы, функции, методы, основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них;

 - виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок списания;

- классификацию ассортимента, товароведные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров однородных групп, оценку их качества, маркировку;

-условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;

- особенности товароведения продовольственных и непродовольственных товаров.

Учебная практика проводится концентрировано в процессе изучения профессионального

модуля.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:

всего - 468 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 360 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 240 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 120 часов;

учебной и производственной практики - 108 часов.

2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:

-организация и управление торгово-сбытовой деятельностью;

- организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности;

- управление ассортиментом, оценка качеством и обеспечение сохранности товаров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата деятельности

ПК 3.1

Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.

ПК 3.2

Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.

ПК 3.3

Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.

ПК 3.4

Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.

ПК 3.5

Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.

ПК 3.6

Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.

ПК 3.7

Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.

ПК 3.8

Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12.

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.








3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

ПМ.03 Управление ассортиментом оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров

.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

ПМ 03. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1-3.4

Раздел 1. Основные категории товароведения

51

34

12


17




ПК 3.5- 3.8

Раздел 2. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров

309

100

86

20

103




ПК 3.1- 3.5

Учебная практика

36






36


ПК 3.1-3.8

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

72


72

Всего:

468

240

98


120

-

36

72




3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товара МДК.03.01. Теоретические основы товароведения

Наименование разделов ПМ, МДК и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4









Раздел 1. Основные категории товароведения



МДК03.01. Теоретические основы товароведения



Введение

Предмет, цели, задачи, объекты и субъекты товароведения.

2

1

Тема 1.1Методологические основы товароведения

Основные понятия товароведения. Предмет, цели и задачи товароведения. Принципы товароведения. Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами. Формирование профессиональной компетентности. Объекты, субъекты и методы товароведения.


2

Практическое занятие №1

Распознавание разновидности метода классификации.

2

Тема 1.2 Классификация и кодирование товаров

Общая классификация потребительских товаров, классификация продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам. Основные понятия в области классификации и кодирования, разновидности этих методов, их преимущества и недостатки.


2

Практическое занятие №2

2


Изучение и расшифровка маркировки и кодирования товара

Тема 1.3 Ассортимент товаров

Ассортимент товаров: основные свойства и показатели, управление и формирование ассортимента.. Товарный артикул как единица измерения показателей ассортимента :понятие, назначение, отличительные признаки. Влияние отдельных показателей на результаты коммерческой деятельности. Управление ассортиментом: понятие, назначение. Факторы, влияющие на формирование ассортимента, регулирование этих факторов. Виды нормативных документов, регламентирующих ассортимент товаров.

Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи. Направления развития и совершенствования ассортимента.

2

2

Практическое занятие № 3

2


Анализ ассортиментной политики розничных торговых организаций

Тема 1.4 Качество товаров

Основные понятия: качество, свойства, показатели, уровень качества, технический уровень качества. Классификация потребительских свойств и показателей потребительских товаров: номенклатура, краткая характеристика, критерии выбора. Виды нормативных документов, устанавливающих требования к качеству потребительских товаров.

2

2

Практическое занятие № 4

2


Изучение нормативных документов.

Тема 1.5 Оценка качества товаров

Оценка качества: понятие. Структура и результаты оценочной деятельности.

Градации товаров по соответствию и несоответствию установленным требованиям: стандартные, нестандартные, брак и отход. Градации качества стандартной продукции: сорта, классы и группы сложности, марки, номера, размерные категории, классы качества.

Сортамент: природный и товарный. Принципы деления товаров на сорта. Пересортица: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Ответственность за умышленную и неумышленную пересортицу товаров.

Дефекты товаров: понятие, классификация. Допустимые, недопустимые дефекты. Отличия дефектов от допустимых отклонений. Взаимосвязь дефектов различной значимости с градациями качества. Диагностика дефектов: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Права потребителей и ответственность продавца при реализации дефектной продукции

4

2

Практические занятия № 5;6

4


Изучение градации качества товара.

Диагностика дефектов

Тема 1.6 Количественная характеристика товаров

Основные понятия: единичный экземпляр товаров, комплексная упаковочная единица, товарная партия. Общность и различия. Идентифицирующие признаки товарной партии. Однородность и неоднородность качества в товарной партии, классификация товаров по этим признакам.

Размерные характеристики, общие для всех размерных градаций и специфичные для товарных партий. Назначение, краткая характеристика.

2

2



Тема 1.7 Технологический цикл товародвижения

Технологический цикл товародвижения: этапы и стадии: предтоварная, товарная и послереализационная.

Контроль качества и количества товарных партий. Виды. Правила выборочного контроля. Пробы: виды, требования к ним. Правила отбора проб. Понятие о приемочном и браковочном числе.

2

2

Тема 1.8 Формирование и сохранение качества и количества товаров

Обеспечение качества и количества: понятие. Факторы, влияющие на качество и количество товаров. Факторы, формирующие качество и количество, краткая характеристика, степень влияния отдельных факторов на качество и количество товаров. Корректирующие мероприятия.

Классификация сохраняющих факторов.

Упаковка: понятие, функции. Виды упаковки по назначению. Требования к упаковке. Эффективность разных видов упаковки.

Хранение: основные понятия, назначение. Составные элементы условий хранения.

Режим хранения: климатический и санитарно-гигиенический. Понятие. Показатели климатического режима и их влияние на сохранность товаров. Значимость отдельных показателей для обеспечения количества и качества. Классификация потребительских товаров по требованиям к оптимальному температурно-влажностному режиму. Регулирование показателей режима хранения.

Санитарно-гигиенический режим складов. Показатели режима, их значимость для обеспечения количества и качества. Профилактические и текущие мероприятия по созданию и поддерживанию санитарно-гигиенического режима. Уход за товарами при хранении.

4

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

1. Объекты и субъекты товароведения

2. Маркировка товаров

3. Ассортимент товаров

4. Классификация потребительских свойств товара

5. Оценка качества товаров

6. Дефекты товаров

17


Тема 1.9 Товарные потери

Товарные потери: основные понятия. Виды и разновидности потерь, причины их возникновения и порядок списания. Нормативные документы, регламентирующие порядок списания потерь. Меры по предупреждению и снижению потерь. Народнохозяйственное значение мероприятий по сокращению потерь.

2

2

Зачет

2


Итого

34ч.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


4. условия реализации ПРОГРММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Товароведение».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся

  • рабочее место преподавателя

  • комплект учебно-наглядных пособий «Товароведение», учебник Е.Ю.Райкова Теория товароведения,

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением

  • мультимедиа проектор

  • экран

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

Рабочее место преподавателя должно быть оборудовано компьютером с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектором и экраном.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. ФЗ «О защите прав потребителей», Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

  2. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

  3. ГОСТ Р 50646-94. «Услуги населению. Термины и определения».

  4. ГОСТ Р 51303-2009 «Торговля. Термины и определения».

  5. ГОСТ Р 51304-99 «Услуги торговли. Общие требования».

  6. ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги торговли. Требования к персоналу».

  7. Н.С.Никифорова, С.А.Прокофьева Справочник по товароведению в двух томах, М, «Академия» ,2011

  8. Е.Ю.Райкова «Теория товароведения»,М.»Академия»,2011

  9. Николаева М.А. «Теоретические основы товароведения» М.: «Норма», 2010

  10. Колачев С.Л. «Товароведение и экспертиза товаров», М.: «Юнити», 2010

  11. Казанцева Н.С. «Товароведение продовольственных товаров»: учебник / Н.С. Казанцева. - М.: Издательско- торговая корпорация "Дашков и К* ", 2010

Дополнительные источники:

  1. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. Учебник М.: Дашков и К, 2011

  2. Китайский В.Е. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров: учебник / В.Е. Китайский. - М.: Книжный мир, 2012

  3. Ходыкин А.П. Товароведение непродовольственных товаров: учеб. для сред. спец. учеб. заведений / А.П. Ходыкин, А.А. Ляшко, Н.И. Волошко, А.П. Снитко. М.: Издательско- торговая корпорация "Дашков и К* ", 2009 . - 540 с. - ISBN 5-94798-752-Х, 300

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ.03 «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товара» является освоение учебной практики в рамках профессионального модуля. Выполнение работ по профессии: 12965 Контролер-кассир; 12721 Кассир торгового зала;17353 Продавец продовольственных товаров;17351 Продавец непродовольственных товаров.

Не все

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ.03 « Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товара» по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям).

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: Инженерно-педагогический состав: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ.03 « Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товара» по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям) и специальности Мастер: наличие 1-й и высшей категорий. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки


ПК.3.1 ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.

Планировать, осуществлять и обосновывать ассортиментную политику

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы:

- при выполнении и защите практических работ,

- при решении ситуационных задач,

- при выполнении контрольных работ и др. видов текущего контроля

ПК.3.2 Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.

Обосновывать основные методы предотвращения товарных потерь

ПК.3.3 Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными

требованиями.

Демонстрировать умения расшифровать маркировку товаров

ПК.3.4 Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.

Демонстрировать умения оценивать качество товаров

ПК.3.5Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохранность, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.

Демонстрировать применение основных правил оформления сопроводительных документов и умений организации сохранности товаров

ПК.3.6 Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.

Обосновывать необходимость использования и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке

ПК.3.7 Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.

Демонстрировать умения переводить внесистемные единицы измерения в системные

ПК.3.8 Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в

мероприятиях по контролю.

Демонстрировать умения работы с документами

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Обоснование выбора и применения методов и способов профессиональных задач в области разработки технологических процессов.

Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Демонстрация способности принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровны

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.


Демонстрация использования нормативных документов


© 2010-2022