- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа МДК 03. 01 Теоретические основы товароведения, специальность 10070
Рабочая программа МДК 03. 01 Теоретические основы товароведения, специальность 10070
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Емченова М.Н. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПМ. 03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение
сохраняемости товаров МДК. 03.01 Теоретические основы товароведения
код, специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Москва
2013 год
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой)
комиссией «Преподавателей
ПМ, мастеров п/о и
руководителей практик»
Протокол № 01
от « 30 » августа 2013 г.
Председатель ПЦК
________ Н.В. Родина
Методический совет
________ Т.А.Сопачева
Разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта
по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция (по отраслям)»
Заместитель директора по УР
__________________/ Л.В.Антипенко /
Заместитель директора по УПР
_________________/Е.М.Анохина/
Составитель: Емченова Маргарита Николаевна
преподаватель высшей категории
ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
-
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
6
-
СТРУКТУРА и содержание ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
-
условия реализации ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
12
-
Контроль и оценка результатов Освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
13
-
паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ
ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
МДК. 03.01 Теоретические основы товароведения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля - является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям),
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
-организация и управление торгово-сбытовой деятельностью;
- организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности;
- управление ассортиментом, оценка качеством и обеспечение сохранности товаров
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 3.2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их
предупреждению или списанию.
ПК 3.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными
требованиями.
ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность,
оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
ПК 3.5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохранность, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
ПК 3.6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные
единицы измерений в системные.
ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в
мероприятиях по контролю.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:
20004 Агент коммерческий;
12965 Контролер-кассир;
12721 Кассир торгового зала;
17353 Продавец продовольственных товаров;
17351 Продавец непродовольственных товаров.
1.2 Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
Целью овладения ПМ 03 является усвоение теоретических знаний в области классификации ассортимента, управления ассортиментом, оценки качества и обеспечения
сохраняемости товаров, приобретения умений применять эти знания в условиях, моделирующих профессиональную деятельность, и формирование компетенций.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- определения показателей ассортимента;
- распознавания товаров по ассортиментной принадлежности;
- оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями;
- установления градаций качества;
- расшифровки маркировки;
- контроля режима и сроков хранения товаров;
- соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения;
уметь:
- применять методы товароведения;
- формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент;
- оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества;
- рассчитывать товарные потери и списывать их; идентифицировать товары;
- соблюдать оптимальные условия и сроки хранения и транспортирования, санитарно-эпидемиологические требования к ним;
знать:
-теоретические основы товароведения: основные понятия, цели, задачи, принципы, функции, методы, основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них;
- виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок списания;
- классификацию ассортимента, товароведные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров однородных групп, оценку их качества, маркировку;
-условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;
- особенности товароведения продовольственных и непродовольственных товаров.
Учебная практика проводится концентрировано в процессе изучения профессионального
модуля.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего - 468 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 360 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 240 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 120 часов;
учебной и производственной практики - 108 часов.
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:
-организация и управление торгово-сбытовой деятельностью;
- организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности;
- управление ассортиментом, оценка качеством и обеспечение сохранности товаров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата деятельности
ПК 3.1
Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 3.2
Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.
ПК 3.3
Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.4
Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
ПК 3.5
Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
ПК 3.6
Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.7
Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.
ПК 3.8
Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12.
Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
ПМ.03 Управление ассортиментом оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
ПМ 03. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 3.1-3.4
Раздел 1. Основные категории товароведения
51
34
12
17
ПК 3.5- 3.8
Раздел 2. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров
309
100
86
20
103
ПК 3.1- 3.5
Учебная практика
36
36
ПК 3.1-3.8
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
72
72
Всего:
468
240
98
120
-
36
72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товара МДК.03.01. Теоретические основы товароведения
Наименование разделов ПМ, МДК и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основные категории товароведения
МДК03.01. Теоретические основы товароведения
Введение
Предмет, цели, задачи, объекты и субъекты товароведения.
2
1
Тема 1.1Методологические основы товароведения
Основные понятия товароведения. Предмет, цели и задачи товароведения. Принципы товароведения. Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами. Формирование профессиональной компетентности. Объекты, субъекты и методы товароведения.
2
Практическое занятие №1
Распознавание разновидности метода классификации.
2
Тема 1.2 Классификация и кодирование товаров
Общая классификация потребительских товаров, классификация продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам. Основные понятия в области классификации и кодирования, разновидности этих методов, их преимущества и недостатки.
2
Практическое занятие №2
2
Изучение и расшифровка маркировки и кодирования товара
Тема 1.3 Ассортимент товаров
Ассортимент товаров: основные свойства и показатели, управление и формирование ассортимента.. Товарный артикул как единица измерения показателей ассортимента :понятие, назначение, отличительные признаки. Влияние отдельных показателей на результаты коммерческой деятельности. Управление ассортиментом: понятие, назначение. Факторы, влияющие на формирование ассортимента, регулирование этих факторов. Виды нормативных документов, регламентирующих ассортимент товаров.
Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи. Направления развития и совершенствования ассортимента.
2
2
Практическое занятие № 3
2
Анализ ассортиментной политики розничных торговых организаций
Тема 1.4 Качество товаров
Основные понятия: качество, свойства, показатели, уровень качества, технический уровень качества. Классификация потребительских свойств и показателей потребительских товаров: номенклатура, краткая характеристика, критерии выбора. Виды нормативных документов, устанавливающих требования к качеству потребительских товаров.
2
2
Практическое занятие № 4
2
Изучение нормативных документов.
Тема 1.5 Оценка качества товаров
Оценка качества: понятие. Структура и результаты оценочной деятельности.
Градации товаров по соответствию и несоответствию установленным требованиям: стандартные, нестандартные, брак и отход. Градации качества стандартной продукции: сорта, классы и группы сложности, марки, номера, размерные категории, классы качества.
Сортамент: природный и товарный. Принципы деления товаров на сорта. Пересортица: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Ответственность за умышленную и неумышленную пересортицу товаров.
Дефекты товаров: понятие, классификация. Допустимые, недопустимые дефекты. Отличия дефектов от допустимых отклонений. Взаимосвязь дефектов различной значимости с градациями качества. Диагностика дефектов: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Права потребителей и ответственность продавца при реализации дефектной продукции
4
2
Практические занятия № 5;6
4
Изучение градации качества товара.
Диагностика дефектов
Тема 1.6 Количественная характеристика товаров
Основные понятия: единичный экземпляр товаров, комплексная упаковочная единица, товарная партия. Общность и различия. Идентифицирующие признаки товарной партии. Однородность и неоднородность качества в товарной партии, классификация товаров по этим признакам.
Размерные характеристики, общие для всех размерных градаций и специфичные для товарных партий. Назначение, краткая характеристика.
2
2
Тема 1.7 Технологический цикл товародвижения
Технологический цикл товародвижения: этапы и стадии: предтоварная, товарная и послереализационная.
Контроль качества и количества товарных партий. Виды. Правила выборочного контроля. Пробы: виды, требования к ним. Правила отбора проб. Понятие о приемочном и браковочном числе.
2
2
Тема 1.8 Формирование и сохранение качества и количества товаров
Обеспечение качества и количества: понятие. Факторы, влияющие на качество и количество товаров. Факторы, формирующие качество и количество, краткая характеристика, степень влияния отдельных факторов на качество и количество товаров. Корректирующие мероприятия.
Классификация сохраняющих факторов.
Упаковка: понятие, функции. Виды упаковки по назначению. Требования к упаковке. Эффективность разных видов упаковки.
Хранение: основные понятия, назначение. Составные элементы условий хранения.
Режим хранения: климатический и санитарно-гигиенический. Понятие. Показатели климатического режима и их влияние на сохранность товаров. Значимость отдельных показателей для обеспечения количества и качества. Классификация потребительских товаров по требованиям к оптимальному температурно-влажностному режиму. Регулирование показателей режима хранения.
Санитарно-гигиенический режим складов. Показатели режима, их значимость для обеспечения количества и качества. Профилактические и текущие мероприятия по созданию и поддерживанию санитарно-гигиенического режима. Уход за товарами при хранении.
4
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
1. Объекты и субъекты товароведения
2. Маркировка товаров
3. Ассортимент товаров
4. Классификация потребительских свойств товара
5. Оценка качества товаров
6. Дефекты товаров
17
Тема 1.9 Товарные потери
Товарные потери: основные понятия. Виды и разновидности потерь, причины их возникновения и порядок списания. Нормативные документы, регламентирующие порядок списания потерь. Меры по предупреждению и снижению потерь. Народнохозяйственное значение мероприятий по сокращению потерь.
2
2
Зачет
2
Итого
34ч.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации ПРОГРММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Товароведение».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся
-
рабочее место преподавателя
-
комплект учебно-наглядных пособий «Товароведение», учебник Е.Ю.Райкова Теория товароведения,
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением
-
мультимедиа проектор
-
экран
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Рабочее место преподавателя должно быть оборудовано компьютером с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектором и экраном.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
-
ФЗ «О защите прав потребителей», Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
-
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
-
ГОСТ Р 50646-94. «Услуги населению. Термины и определения».
-
ГОСТ Р 51303-2009 «Торговля. Термины и определения».
-
ГОСТ Р 51304-99 «Услуги торговли. Общие требования».
-
ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги торговли. Требования к персоналу».
-
Н.С.Никифорова, С.А.Прокофьева Справочник по товароведению в двух томах, М, «Академия» ,2011
-
Е.Ю.Райкова «Теория товароведения»,М.»Академия»,2011
-
Николаева М.А. «Теоретические основы товароведения» М.: «Норма», 2010
-
Колачев С.Л. «Товароведение и экспертиза товаров», М.: «Юнити», 2010
-
Казанцева Н.С. «Товароведение продовольственных товаров»: учебник / Н.С. Казанцева. - М.: Издательско- торговая корпорация "Дашков и К* ", 2010
Дополнительные источники:
-
Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. Учебник М.: Дашков и К, 2011
-
Китайский В.Е. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров: учебник / В.Е. Китайский. - М.: Книжный мир, 2012
-
Ходыкин А.П. Товароведение непродовольственных товаров: учеб. для сред. спец. учеб. заведений / А.П. Ходыкин, А.А. Ляшко, Н.И. Волошко, А.П. Снитко. М.: Издательско- торговая корпорация "Дашков и К* ", 2009 . - 540 с. - ISBN 5-94798-752-Х, 300
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ.03 «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товара» является освоение учебной практики в рамках профессионального модуля. Выполнение работ по профессии: 12965 Контролер-кассир; 12721 Кассир торгового зала;17353 Продавец продовольственных товаров;17351 Продавец непродовольственных товаров.
Не все
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ.03 « Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товара» по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям).
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: Инженерно-педагогический состав: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ.03 « Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товара» по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям) и специальности Мастер: наличие 1-й и высшей категорий. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК.3.1 ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
Планировать, осуществлять и обосновывать ассортиментную политику
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы:
- при выполнении и защите практических работ,
- при решении ситуационных задач,
- при выполнении контрольных работ и др. видов текущего контроля
ПК.3.2 Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.
Обосновывать основные методы предотвращения товарных потерь
ПК.3.3 Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными
требованиями.
Демонстрировать умения расшифровать маркировку товаров
ПК.3.4 Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
Демонстрировать умения оценивать качество товаров
ПК.3.5Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохранность, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
Демонстрировать применение основных правил оформления сопроводительных документов и умений организации сохранности товаров
ПК.3.6 Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
Обосновывать необходимость использования и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке
ПК.3.7 Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.
Демонстрировать умения переводить внесистемные единицы измерения в системные
ПК.3.8 Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в
мероприятиях по контролю.
Демонстрировать умения работы с документами
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Демонстрация интереса к будущей профессии
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Обоснование выбора и применения методов и способов профессиональных задач в области разработки технологических процессов.
Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Демонстрация способности принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровны
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
Демонстрация использования нормативных документов