Конкурс Учитель года (эссе Моя педагогическая философия

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя педагогическая философия



Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жить Земля, -

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя!

Р. Рождественский



Итак, друзья мои! Вы готовы? Тогда вперед! Я проведу вас по удивительному миру. Миру реальности и мечтаний, фантазий и фактов, добра, любви и радости. Это мой мир, моя стихия. Я - Учитель! Простите за пафос, уважаемые коллеги! Но я смею утверждать, что эта замечательная профессия все-таки была уготована мне свыше. И как сказал один поэт, а он ничуть не приукрасил: «Меж лучших жребиев земли да будет жребий твой прекрасен!»

«О! - скажут некоторые. -Неужели ты в это веришь? Может просто случайность?» «Нет! - возражу я. - Уверена, это мое!»

Я по своей природе однолюб. Уж если полюблю, то навсегда. Дети - вот моя любовь, слабость, но и сила одновременно. Итак, следуя моей философии: профессия учитель и любовь к детям - это нечто неразрывное.

Любовь эта не появилась вдруг и ниоткуда. Для меня, как и для многих, «школа жизни» началась с семьи. Первыми учителями для меня всегда были и остаются мои родители! Папа - мой самый лучший и важный наставник, мама - моя советчица и подруга. Это ли не первая школа в миниатюре?

Конечно, как многие дети, я играла в «школу» с подругами. Я - всегда «учитель», подружки - ученицы. Споры до хрипов, кто будет «учителем». Побеждаю - на седьмом небе от счастья!

Воспоминания в «картинках». Школа в заснеженном уральском городе. «Почему там?» - спросите вы. Папа был военным офицером, поэтому нам часто приходилось переезжать.

Первый учитель Нина Васильевна… Чуткая и заботливая. Моя учительница понимала меня и поддерживала, любила и помогала, как это может сделать только настоящий Учитель. Вот тогда я поняла, что учитель - особенный человек. В его власти многое. Он делает людей счастливыми. Мне захотелось, очень захотелось, тоже научиться делать людей счастливыми.

В жизни каждого человека случаются открытия. У меня оно случилось в пятом классе. Мы начали изучать английский язык. Вот это было откровение! Учитель - молодая, красивая женщина. Интереснейшие уроки и объяснения. Я в восторге! Это ли не мотивация?

Да, я действительно «попала в сети». Во-первых, конечно, учитель. И строга, и ласкова, и улыбнется, и нахмурится. Не просто «играет» свою роль, но живет ею.А во-вторых, английский язык! Это была любовь с первой буквы! Чудесный, завораживающий, певучий английский! Мне нравилось читать тексты и произносить диалоги. Они звучали для меня как песня.

Итак, моя судьба решена.

Промчались годы, и вот теперь не кто-то, а я у доски. В роли учителя. И пусть не покажется вам неуместным слово «роль». Ибо сказал же Шекспир, что «жизнь - игра, а люди в ней актеры». Я и вправду «играю» разные роли - учителя, дочери, матери, жены... Но с годами понимаю, что я уже ничего не играю, я живу этим. Так, иногда актер, вжившись в киношную роль, начинает проживать ее в действительности.

Я - Учитель. Когда я говорю «мои дети», друзья и знакомые понимают, что речь идет не о моих двух дочерях, которых я очень люблю и которые помогают мне понять и малышей, и совсем взрослых учеников. (Моей старшей дочери семнадцать, она - студентка, мы с ней подруги. Я тоже учусь многому у нее. Моей младшенькой - шесть. И я снова пою песенки, смотрю мультики, читаю сказки, леплю из пластилина и старательно делаю уроки. Я учусь у них, они - у меня).

Итак, мои дети - это сотни учеников в школе и сотни выпускников, которых я учила и учу быть прежде всего людьми. И знаете, меня радуют их успехи. Как писал Ушинский «только личность может воспитать личность». Мои дети - личности! А я… Я говорю «спасибо» судьбе. Спасибо за то, что я вижу, как пробуждаются лучшие качества в детях, спасибо за то, что после неудач ребенок вдруг восклицает «Ура! Получилось!» и обретает веру в себя.

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. Целью номер один современность ставит развитие личности ученика. Это абсолютно верно. Конечно, очень важно знает ли ребенок грамматические правила, умеет ли прочитать и перевести текст без ошибок. Но еще важнее, кем он будет, когда вырастет. Сможет ли сам преодолевать жизненные трудности, найти свой путь?

«Будущее любой страны создается за школьной партой». Слова Алексия II, Патриарха всея Руси, - напоминание учителю о его высокой гражданской миссии.

Какой быть России завтра? Многое зависит от того, какой будет наша ШКОЛА. К чему будет готовить человека? Какие идеалы и ценности формировать?

Современные теоретики образования спорят, какой продукт получать из школы: «начиненного» знаниями ученика или человека, творчески мыслящего. Вот вопрос, вот проблема! Это вам не гамлетовское «Быть или не быть»? Да, сегодня сумма знаний не есть признак образованности.

Современный мир, динамичный, быстро развивающийся, держится на Творцах. Человек, мыслящий широко, свободно, созидательно, лучше справляется со сложностями жизни. Не поддается им. Не позволяет господствовать над собой. Именно за таким человеком будущее. Такой человек свободен.

Свобода - ключевое понятие в демократическом мире. Оно же, я уверена, должно быть определяющим и в современной педагогике. Воспитать свободного человека… Что это значит? Право выбора и свобода ответственного выбора. Умение управлять собой. Способность к самореализации.

Современные дети очень быстро учатся пользоваться новыми технологиями, информационно - коммуникационными овладевают легко и свободно. Не многим взрослым это под силу. Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. Ни в коем случае нельзя нам, учителям, отставать от детей.

Профессия учителя предоставляет огромные возможности для творчества, это профессия, в которой необходимо постоянно расти, работать над собой, совершенствоваться, искать новые методы и пути, профессия, в которой, отдавая часть своей души, получаешь в ответ любовь и уважение своих учеников.

Среди моих выпускников тоже есть учителя. Без стеснения скажу «я - вдохновитель». Подтолкнула, и летят мои птенцы сами. Каждый в своем направлении. Как учитель я вижу свое предназначение не только и не столько в том, чтобы научить детей премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить их по верному пути. Прав Р. Олдингтон: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу».

Моя педагогическая философия - это любовь к детям и участие в формировании высоконравственной личности учителя. А «любовь к ребенку в нашей специальности, как писал В. А. Сухомлинский, - это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

В этом эссе - моя маленькая жизнь. Жизнь и философия учителя.

Учителей на свете много. Но мне хочется быть не песчинкой в пустыне, а звездочкой на небе. Звезд тоже миллионы, но каждая из них излучает свет.

© 2010-2022