Конспект урока по литературному чтению

Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Конспект составила Струкова А.В., учитель начальных классов МКОУ «Куйбышевская СОШ»

Урок литературного чтения (2 класс)

Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»

Цели: познакомить учащихся с веселым стихотворением В. Берестова «Кошкин щенок»; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать отличительные особенности поэтического текста; уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; правильно интонировать, читать по ролям; уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы, составлять рассказ по рисунку.

Метапредметные:

регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведением, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников; устанавливать очерёдность работы в паре, освоить одно из правил работы в группе (распределение ролей при инсценировании);

познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;

коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; самоопределяться в выборе заданий; проявлять фантазию и творческие способности, реализовывать свой творческий потенциал в процессе инсценировки и создания собственных текстов.

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение. 2 класс», часть 1, предметные картинки с домашними животными , таблица Шульте, карточки (текст речевой разминки), карточки с характеристикой героев, портрет В.Берестова.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

  1. Работа со скороговорками

Игра «Не повторись»

- Расскажи скороговорку тихо (шёпотом), громко.

2. Работа с таблицей Шульте

(Работа в парах)

3.Речевая разминка.

Хорошие люди всегда благодарны-

За службу , за верность, за радость для глаз.

Недаром же памятник есть сенбернару,

Что многих людей заблудившихся спас.

Разыскивал он их сквозь грозную вьюгу,

При жгучем морозе и в темную ночь.

Чтобы человеку- не брату, не другу,-

Как брату и другу, коль надо, помочь! (обратить внимание на слово «сенбернар»)

- За что люди так благодарны собаке? Как они отблагодарили ее? (после высказывания детей обобщить , дополнить).

- Прочитать еще раз выразительно, утвердительно.

4.Проверка домашнего задания.

. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Жила-была собака».

Работа в парах .

-Подумайте, где надо изменить тон чтения, прочитайте стихотворение в паре .

Чтение стихотворения (2 пары).

Самооценка чтения. Оценка одноклассников и учителя.

III.Постановка целей урока. Самоопределение к деятельности

1.

- Расшифруйте имя удивительного человека.

На доске: ВОТСЕРЕБ НИТНЕЛАВ

- Чего-то еще не хватает. Как вы думаете чего? (Названия произведения, которое будем читать.)

- В этом нам помогут… Прочитайте.

Мордочка усатая, Черный нос,

Шубка полосатая. Колечком хвост.

Часто умывается, Дом охраняет,

А с водой не знается. Громко лает.

(Кошка) Кошек пугает. (Собака)

- К какому жанру относятся эти произведения?

- О ком эти загадки?

- Какие отношения бывают между этими животными?

- Расшифруйте: WKLCOШSKVИIH JЩQELHVOK - На доске.(Прочитайте только русские буквы). «Кошкин щенок»

- Сформулируйте тему урока. ( В. Берестов «Кошкин щенок»)

- Какие цели поставите перед собой? (Познакомиться… Прочитать…

Сделать выводы …)

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с биографией В. Берестова

В.Д. родился 1апреля 1928года г. Мещовск, Калужской области в семье учителя истории - человека доброго и талантливого. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению.

Читать маленький Валентин начал в 4года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, т.к. читать сама не могла.

Любимыми его произведениями были сказки Андерсена и Жуковского. С удовольствием читал детские журналы «Чиж», «Дружные ребята», «Мурзилка».

По специальности В.Берестов - археолог, а профессиональным литератором стал, когда у него появилась маленькая дочь. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.

- Детские стихи В. Берестова сказочные и необычные. В 70 лет ушел из жизни этот замечательный человек, оставив тепло в сердцах детей и взрослых.

2. Работа над стихотворением «Кошкин щенок».

А). - Откройте учебник на с.130. Прочитайте еще раз название стихотворения. Рассмотрите рисунки к нему.

- Как вы думаете, о чем это стихотворение.

- Проверим ваши предположения. Полушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями.

Б)Чтение стихотворения учителем.

--Верны ли оказались наши предположения о названии?

-Кого растила кошка?

- Что показалось смешным, забавным в стихотворении?

- Определите характер стихотворения. (Веселое, шуточное)

В). Словарная работа

  • Приёмный сын - усыновлённый сын;

  • Чистоплотное животное - содержащее себя в чистоте, опрятный;

  • Верзила - высокий и нескладный человек;

  • Плескайся - колыхаться, производить всплеск;

  • Дремлет - полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

3.Физминутка «Хомка»

V.Продолжение работы по теме урока

1)Подготовка к чтению: - Прочитайте с доски слова:

при-ем-ный чис-то-плот-но-е

вздох-ну-ла скром-ный

лох-ма-то-го плес-кай-ся

жи-вот-но-е вер-зи-лу

у-мы-вай-ся

Б)Чтение стихотворения учащимися самостоятельно, вслух «цепочкой».

2.Выборочное чтение.

-Каким был щенок?

-Как кошка ухаживала за ним?

-Каким стал сынок?

-С какими трудностями встретилась кошка-мать?

-Какой выход она нашла?

-Какой характер у щенка?

3- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?

- Как по-другому можно назвать стихотворение? («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок».)

4) Работа над образностью речи

На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы: подчеркните каждую группу цветным карандашом.

ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок

Работа со словами. (

Кошка - мать

Щенок

заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.

ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.

-Какой была кошка-мать?

- Каким был щенок?

- Изменился характер щенка, когда он подрос? (Остался милым, скромным и еще стал самостоятельным.)

5.Синквейн (Коллективное составление)

-А сейчас я задание усложняю, составьте характеристику на кошку-мать, используя синквейн ( краткий текст из 5 строчек).

1. Кошка.

2. Заботливая, любящая.

3. Умывала, заботилась, Любила.

4. Она очень заботливая мать.

5. Труженица.

- Синквейн помогает более полно представить характер героини.

6. Творческое задание.

Составление по рисунку рассказа про цыпленка. Придумать конец рассказа.

-Кто расскажет свою историю?

7.Интересные факты из жизни животных

-Кто знает примеры или истории, где животные воспитывали не своих детенышей или такого не бывает?

- Я вам хочу зачитать некоторые из них:

Интересные факты:

Боксёр и козочка

Когда родилась эта козочка, от неё отказалась мать, и хозяйке пришлось кормить её из соски. Зато, к всеобщему удивлению, отцовские чувства проснулись у хозяйского боксёра, который начал вылизывать новорождённую и вообще взял её под свою опеку и защиту. Сейчас эти двое - не разлей вода, даже спят в обнимку.

Бордер-колли и детёныши вьетнамской вислобрюхой свиньи

В 1997 году поросята оказались в ветеринарной клинике, потому что от них отказалась мать. При клинике жил колли по кличке Мак. Как только он увидел поросят, то немедленно начал их вылизывать и фактически заменил им мать.

Сова и гусёнок

Этой сове много лет не удавалось завести потомство, и она совсем загрустила. Однажды один из сотрудников Центра по разведению птиц подложил ей гусиное яйцо.

В такой ситуации большинство птиц проигнорировали бы или разбили чужое яйцо. Но тут вышло иначе: яйцо было принято, как родное и с вылупившимся малышом потом сложились самые тёплые родственные отношения.

V.Рефлексия.

-Ребята, наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу.

-Выберите и продолжите любое предложение:

«На сегодняшнем уроке я узнал(а)…

«На этом уроке я бы похвалил себя за…»

«После урока мне захотелось…»

«Сегодня я сумел…».

-Вспомните задачи, которые мы формулировали на урок. Подумайте, чему мы научились, что получилось хорошо. А над чем ещё хотелось бы поработать?

VII Подведение итогов урока

- Какое произведение читали?

- Кто автор?

-Вспомните задачи, которые мы формулировали на урок. Подумайте, чему мы научились, что получилось хорошо. А над чем ещё хотелось бы поработать

- Зачем это стихотворение изучаем? (Чтобы мы увидели как животные могут дружить, заботиться друг о друге.)

- Большинство животных - это добрые и удивительные существа. Они, как никто другой, могут помогать друг другу, дружить и любить. Дружеские отношения между животными забавны и трогательны для людей, которые с удовольствием наблюдают и фотографируют. Тем более удивительно, когда дружат те создания животного мира, которым, казалось бы, просто положено быть неприятелями. Посмотрите.

VIII.Домашнее задание.

Выразительно читать стихотворение «Кошкин щенок»(Стр. 130-131)

-Знаете ли вы истории , когда животные воспитывали не своих детенышей?

Прочитать и принести рассказы или стихотворения о животных.


© 2010-2022