- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока по литературному чтению
Конспект урока по литературному чтению
Раздел | Другое |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Струкова А.В. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
6
Конспект составила Струкова А.В., учитель начальных классов МКОУ «Куйбышевская СОШ»
Урок литературного чтения (2 класс)
Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»
Цели: познакомить учащихся с веселым стихотворением В. Берестова «Кошкин щенок»; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать отличительные особенности поэтического текста; уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; правильно интонировать, читать по ролям; уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы, составлять рассказ по рисунку.
Метапредметные:
регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведением, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников; устанавливать очерёдность работы в паре, освоить одно из правил работы в группе (распределение ролей при инсценировании);
познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;
коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.
Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; самоопределяться в выборе заданий; проявлять фантазию и творческие способности, реализовывать свой творческий потенциал в процессе инсценировки и создания собственных текстов.
Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение. 2 класс», часть 1, предметные картинки с домашними животными , таблица Шульте, карточки (текст речевой разминки), карточки с характеристикой героев, портрет В.Берестова.
Ход урока
-
Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний.
-
Работа со скороговорками
Игра «Не повторись»
- Расскажи скороговорку тихо (шёпотом), громко.
2. Работа с таблицей Шульте
(Работа в парах)
3.Речевая разминка.
Хорошие люди всегда благодарны-
За службу , за верность, за радость для глаз.
Недаром же памятник есть сенбернару,
Что многих людей заблудившихся спас.
Разыскивал он их сквозь грозную вьюгу,
При жгучем морозе и в темную ночь.
Чтобы человеку- не брату, не другу,-
Как брату и другу, коль надо, помочь! (обратить внимание на слово «сенбернар»)
- За что люди так благодарны собаке? Как они отблагодарили ее? (после высказывания детей обобщить , дополнить).
- Прочитать еще раз выразительно, утвердительно.
4.Проверка домашнего задания.
. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Жила-была собака».
Работа в парах .
-Подумайте, где надо изменить тон чтения, прочитайте стихотворение в паре .
Чтение стихотворения (2 пары).
Самооценка чтения. Оценка одноклассников и учителя.
III.Постановка целей урока. Самоопределение к деятельности
1.
- Расшифруйте имя удивительного человека.
На доске: ВОТСЕРЕБ НИТНЕЛАВ
- Чего-то еще не хватает. Как вы думаете чего? (Названия произведения, которое будем читать.)
- В этом нам помогут… Прочитайте.
Мордочка усатая, Черный нос,
Шубка полосатая. Колечком хвост.
Часто умывается, Дом охраняет,
А с водой не знается. Громко лает.
(Кошка) Кошек пугает. (Собака)
- К какому жанру относятся эти произведения?
- О ком эти загадки?
- Какие отношения бывают между этими животными?
- Расшифруйте: WKLCOШSKVИIH JЩQELHVOK - На доске.(Прочитайте только русские буквы). «Кошкин щенок»
- Сформулируйте тему урока. ( В. Берестов «Кошкин щенок»)
- Какие цели поставите перед собой? (Познакомиться… Прочитать…
Сделать выводы …)
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с биографией В. Берестова
В.Д. родился 1апреля 1928года г. Мещовск, Калужской области в семье учителя истории - человека доброго и талантливого. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению.
Читать маленький Валентин начал в 4года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, т.к. читать сама не могла.
Любимыми его произведениями были сказки Андерсена и Жуковского. С удовольствием читал детские журналы «Чиж», «Дружные ребята», «Мурзилка».
По специальности В.Берестов - археолог, а профессиональным литератором стал, когда у него появилась маленькая дочь. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.
- Детские стихи В. Берестова сказочные и необычные. В 70 лет ушел из жизни этот замечательный человек, оставив тепло в сердцах детей и взрослых.
2. Работа над стихотворением «Кошкин щенок».
А). - Откройте учебник на с.130. Прочитайте еще раз название стихотворения. Рассмотрите рисунки к нему.
- Как вы думаете, о чем это стихотворение.
- Проверим ваши предположения. Полушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями.
Б)Чтение стихотворения учителем.
--Верны ли оказались наши предположения о названии?
-Кого растила кошка?
- Что показалось смешным, забавным в стихотворении?
- Определите характер стихотворения. (Веселое, шуточное)
В). Словарная работа
-
Приёмный сын - усыновлённый сын;
-
Чистоплотное животное - содержащее себя в чистоте, опрятный;
-
Верзила - высокий и нескладный человек;
-
Плескайся - колыхаться, производить всплеск;
-
Дремлет - полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.
3.Физминутка «Хомка»
V.Продолжение работы по теме урока
1)Подготовка к чтению: - Прочитайте с доски слова:
при-ем-ный чис-то-плот-но-е
вздох-ну-ла скром-ный
лох-ма-то-го плес-кай-ся
жи-вот-но-е вер-зи-лу
у-мы-вай-ся
Б)Чтение стихотворения учащимися самостоятельно, вслух «цепочкой».
2.Выборочное чтение.
-Каким был щенок?
-Как кошка ухаживала за ним?
-Каким стал сынок?
-С какими трудностями встретилась кошка-мать?
-Какой выход она нашла?
-Какой характер у щенка?
3- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?
- Как по-другому можно назвать стихотворение? («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок».)
4) Работа над образностью речи
На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы: подчеркните каждую группу цветным карандашом.
ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок
Работа со словами. (
Кошка - мать
Щенок
заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.
ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.
-Какой была кошка-мать?
- Каким был щенок?
- Изменился характер щенка, когда он подрос? (Остался милым, скромным и еще стал самостоятельным.)
5.Синквейн (Коллективное составление)
-А сейчас я задание усложняю, составьте характеристику на кошку-мать, используя синквейн ( краткий текст из 5 строчек).
1. Кошка.
2. Заботливая, любящая.
3. Умывала, заботилась, Любила.
4. Она очень заботливая мать.
5. Труженица.
- Синквейн помогает более полно представить характер героини.
6. Творческое задание.
Составление по рисунку рассказа про цыпленка. Придумать конец рассказа.
-Кто расскажет свою историю?
7.Интересные факты из жизни животных
-Кто знает примеры или истории, где животные воспитывали не своих детенышей или такого не бывает?
- Я вам хочу зачитать некоторые из них:
Интересные факты:
Боксёр и козочка
Когда родилась эта козочка, от неё отказалась мать, и хозяйке пришлось кормить её из соски. Зато, к всеобщему удивлению, отцовские чувства проснулись у хозяйского боксёра, который начал вылизывать новорождённую и вообще взял её под свою опеку и защиту. Сейчас эти двое - не разлей вода, даже спят в обнимку.
Бордер-колли и детёныши вьетнамской вислобрюхой свиньи
В 1997 году поросята оказались в ветеринарной клинике, потому что от них отказалась мать. При клинике жил колли по кличке Мак. Как только он увидел поросят, то немедленно начал их вылизывать и фактически заменил им мать.
Сова и гусёнок
Этой сове много лет не удавалось завести потомство, и она совсем загрустила. Однажды один из сотрудников Центра по разведению птиц подложил ей гусиное яйцо.
В такой ситуации большинство птиц проигнорировали бы или разбили чужое яйцо. Но тут вышло иначе: яйцо было принято, как родное и с вылупившимся малышом потом сложились самые тёплые родственные отношения.
V.Рефлексия.
-Ребята, наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу.
-Выберите и продолжите любое предложение:
«На сегодняшнем уроке я узнал(а)…
«На этом уроке я бы похвалил себя за…»
«После урока мне захотелось…»
«Сегодня я сумел…».
-Вспомните задачи, которые мы формулировали на урок. Подумайте, чему мы научились, что получилось хорошо. А над чем ещё хотелось бы поработать?
VII Подведение итогов урока
- Какое произведение читали?
- Кто автор?
-Вспомните задачи, которые мы формулировали на урок. Подумайте, чему мы научились, что получилось хорошо. А над чем ещё хотелось бы поработать
- Зачем это стихотворение изучаем? (Чтобы мы увидели как животные могут дружить, заботиться друг о друге.)
- Большинство животных - это добрые и удивительные существа. Они, как никто другой, могут помогать друг другу, дружить и любить. Дружеские отношения между животными забавны и трогательны для людей, которые с удовольствием наблюдают и фотографируют. Тем более удивительно, когда дружат те создания животного мира, которым, казалось бы, просто положено быть неприятелями. Посмотрите.
VIII.Домашнее задание.
Выразительно читать стихотворение «Кошкин щенок»(Стр. 130-131)
-Знаете ли вы истории , когда животные воспитывали не своих детенышей?
Прочитать и принести рассказы или стихотворения о животных.