Статья Содержание воспитательной работы в условиях детской музыкальной школы

Статья опубликована в материалах научно-практической конференции. Содержание статьи может быть интересно специалистам дополнительного образования в целом и, в первую очередь, заместителям директора внешкольных организаций дополнительного образования по воспитательной работе. Воспитательный процесс в организациях дополнительного образования охватывает внутришкольную и внешкольную сферы. В ДМШ отсутствует система психологической службы, однако мониторинг с целью определения реальной ситуации необх...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание воспитательной работы в условиях детской музыкальной школы

Анализ текущей ситуации, изложенный в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, показал, что, несмотря на то, что в нашей республике «прогрессивное развитие и модернизация образования являются возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования», эффективность воспитывающего потенциала организации образования и детских общественных организаций остается низкой, количество кружков художественного, музыкального творчества в школах и внешкольных организациях недостаточно. Слабо налажена деятельность детских и школьных обще­ственных организаций. Охват детей дополнительным образованием по сравнению с другими странами (30-50%) составляет всего 21,5%.

Воспитательная ценность детских музыкальных школ в частности и в целом учреждений дополнительного образования заключается в том, что они создают условия для обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной деятельности школьников, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Причем осуществляется это в разнообразных формах жизнедеятельности, включая игру, труд, познание, краеведение, спорт, художественное творчество, что позволяет ненавязчиво, со знанием дела прививать детям культуру отношений с окружающим их миром - социальным и природным.

К специфическим условиям воспитания ребенка в дополнительном образовании можно отнести:

  1. возможность осознать себя, свои предпочтения в школьном возрасте. Ребенок, в условиях дополнительного образования, имеет возможность быть включенным в разные типы ведущей деятельности: в учебную деятельность как младший школьник, затем в деятельность личностно значимого общения как подросток и затем в профессионально ориентированную учебную деятельность уже как старшеклассник;

  2. свобода выбора и свобода последующей деятельности. Свобода действий ребенка, позитивное подкрепление его деятельности, придание ей социальной значимости формируют свободу личности в интеллектуальном, личностном и социальном планах;

  3. нахождение удовлетворения потребности ребенка в возможностях разных содержаний деятельности - спорте, технике, искусстве, моделировании, экологии и т.д.;

  4. условие развития взаимопонимания, сотрудничества, позитивного взаимодействия - обеспечивает радость общения с «единомышленниками», общения с теми, кто занят тем же делом;

  5. создание условий и предпосылки личностного и затем профессионального самоопределения;

  6. создание условий для взаимодействия одновозрастных и разновозрастных групп.

Значимость воспитательной работы в организациях дополнительного обучения осознают все. Отличительной особенностью дополнительного образования является то, что многие педагоги дополнительного обра­зования, не имея профессионально-педагогической подготовки, являются специалистами в конкретной предметно-практической сфере, поэтому решение ими задач воспитательного характера про­исходит интуитивно. В связи с этим возрастает роль заместителя директора по воспитательной работе.

Воспитательный процесс в организациях дополнительного образования охватывает внутришкольную и внешкольную сферы.

Содержание внутришкольной воспитательной работы в ДМШ включает следующие направления:

- обеспечение разработки планов и мероприятий по организации различных направлений воспитательной работы, осуществление контроля за их реализацией;

- формирование социального опыта;

- исследование социального заказа на образовательные услуги;

- установление организационных отношений в коллективе, профессиональных связей между педагогами;

- психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка обучающихся;

- организация профориентационной работы;

- работа с родителями.

В ДМШ отсутствует система психологической службы, однако мониторинг с целью определения реальной ситуации необходим. Следовательно, документация заместителя директора по воспитательной работе должна быть дополнена следующими материалами:

  1. Материалы по диагностике и контролю организации воспитательной работы: анализ уровня воспитанности обучающихся, их общественной активности; качество воспитательной работы педагогов; участие родителей в воспитательном процессе; качество общешкольных мероприятий.

  2. Материалы об участии школы в областных, городских мероприятиях: журнал учета мероприятий, грамоты, награды и т.п.

  3. Данные анкетирования о степени психологического комфорта или дискомфорта обучающихся, педагогов (диагностика удовлетворенности организацией учебно-воспитательного процесса в школе).

  4. Материалы по организации профориентационной работы.

Таким образом, деятельность заместителя директора по воспитательной работе в организациях дополнительного образования должна включать в себя, помимо традиционного, психологическое обеспечение учреждения.

Направления содержания внешкольной воспитательной работы ДМШ следующие:

- организация системы внешних связей;

- координация деятельности с общеобразовательными школами и другими субъектами образовательного и социокультурного пространства;

- взаимодействие ДМШ с ресурсными центрами (на базе общеобразовательных школ).

Особое внимание необходимо уделить взаимодействию ДМШ с ресурсными центрами. Воспитательная работа должна проходить в сотрудничестве с учителями-предметниками общеобразовательных школ. Неделю музыки можно провести в различных классах в форме бесед, музыкальных лекториев, интегрированных уроков, тематика которых должна быть связана с музыкальным искусством. Например, на уроке химии речь может идти об увлечении химией композитора А.П.Бородина, на уроке физики - о физических свойствах звука, на уроке математики - об ученом аль-Фараби, о французском композиторе, архитекторе, математике, теоретике музыки Янис Ксенакисе, на уроке литературы - о взаимосвязи слова и музыки, на уроке географии - о музыкальном наследии различных стран, на уроке биологии - о влиянии музыки на организм человека, на уроке истории - о музыке различных эпох, направлений и т.д.

Необходимо осуществлять тесный контакт с учителем музыки, т.к. проведение различных форм музыкального просвещения на уроке с учениками даже одного класса способствует повышению уровня общей культуры всей школы. При проведении данного вида работы нет необходимости массового сбора детей, достаточно детей одного класса.

Таким образом, воспитательный процесс в рамках дополнительного образования направлен на создание условий для личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда детей, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формирование гражданского самосознания посредством расширения взаимодействия организации дополнительного образования с учреждениями иных предметных и творческих сфер.



© 2010-2022