Рабочая программа Право (10 класс)

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»



«Утверждаю»

Директор школы:

__________Г.В. Шевцова

Приказ № ___ от __.08.15 г.

Рабочая программа

по Праву

среднее общее образования

10 класс

(профильный уровень)

Количество часов: 70

Учитель: Линкина Людмила Евгеньевна______________________________

Программа разработана на основе Сборника нормативных документов «Право» федеральный компонент государственного стандарта (профильный уровень) - М. «Дрофа» 2004 г.

г. Константиновск

2015-2016 учебный год



1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по праву предназначена для реализации Федерального компонента Государственного компонента Государственного стандарта общего образования (профильный уровень) выпускников образовательных школ.

В 10 классе «а» предмет изучается на профильном уровне (экономико-правовой), поэтому рабочая программа рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Региональный компонент отражён в содержании заданий и в теме «Самоуправление в Константиновском районе».



1. Нормативные документы:

№ п\п

Название документа

Год издания

1

Сборник нормативных документов «Право» федеральный компонент государственного стандарта (профильный уровень)

М. «Дрофа» 2004 г.

2

\Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений \ Сост. Л.Н. Поташева. - 3-е издание.

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008 г., с. 288


№ п\п

Автор

Название

Год издания

Издательство

1

Конституция РФ

2014.

М.: Просвещение

2

Никитин А.Ф.

«Право» 10-11 кл. профильный уровень

2011.

М.: Просвещение

3

Никитин А.Ф

Основы государства и права. Методическое пособие к учебнику

2012.

М.: Дрофа



Прогнозируемый результат.

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

  • объяснять:происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Изучение права на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

1.1. Общая характеристика курса «Право»

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям рабочей образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) относятся следующие:

- история государства и права;

- основные вопросы теории государства и права;

- основные принципы конституционного права и развития основ конституционного строя в РФ;

  • роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;

  • гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России и т.д.

Изучение курса начинается с уяснения сущности права, его системы, структуры и функций. Затем изучаются основные отрасли права. При проведении занятий используются различные формы и методы: лекции, семинары, деловые игры, самостоятельная работа учащихся, что позволяет научить их пользоваться правовой терминологией, юридическими документами, готовить устные выступления, строить свое поведение в будущем, в соответствии с полученными правовыми знаниями.

1.2. Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений РФ учебный курс Право выделяет в качестве самостоятельной дисциплины и отводит 70 часов для обязательного изучения на этапе среднего общего образования в 10 классе (профильный уровень), из расчета 2 часа в неделю. С учетом годового календарного учебного графика МБОУ СОШ№2 в 10 классе на прохождение программного материала отводится 35 учебных недель.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового контроля.



2. Содержание учебного курса Право в 10 классе (профильный уровень)

Раздел 1. Из истории государства и права. (12 ч.)

Происхождение государства и права. Право Древнего мира, Средних веков. Становление права Нового времени. Развитие права в России IX - XIX в.в. Российское право в XIX - начале XX в.в. Советское право 1917 - 1953 г.г. Советское право в 1954 - 1991 г.г. Современное российское право.

Раздел 2. Вопросы теории государства и права. (11 ч.)

Государство, его признаки и формы. Понятие права, правовая норма, источники права. Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона, законность и правопорядок. Право и его связь с другими сферами жизни общества. Российская философия права.

Раздел 3. Конституционное право. (20 ч.)

Понятие Конституции, ее виды. Конституционализм. Конституции в России. Общая характеристика Конституции РФ. Основы конституционного строя. Гражданство в РФ. Федеративное устройство. Президент РФ. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Законотворческий процесс в РФ. Исполнительная и судебная власть в РФ. Местное самоуправление.

Раздел 4. Права человека. (12 ч.)

Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека. Гражданские права, политические права, экономические, социальные и культурные права. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушение прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени.

Раздел 5. Антикоррупционное гражданское образование. (5 ч.)

Понятие коррупции. Источники и причины коррупции. Коррупция как фактор нарушения прав человека. История борьбы с коррупцией в России. Роль государства и общества в преодолении коррупции. Международное сотрудничество в области преодоления коррупции.

Раздел 6. Избирательное право и избирательный процесс. (10 ч.)

Избирательное право. История избирательного права в России. Принципы избирательного права. Порядок выборов в России. Законы, определяющие порядок выборов в России. Конституционные принципы, обеспечивающие единство правового пространства в России Избирательный процесс.




СТРУКТУРА КУРСА «ПРАВО»


№ п/п

Раздел

Количество часов

Сроки прохождения

1.

Из истории государства и права.

12

02.09. - 09.10

2.

Вопросы теории государства и права.

11

14.10. - 25.11

3.

Конституционное право.

20

27.11.- 17.02

4.

Права человека.

12

19.02. - 06.04

5

Антикоррупционное гражданское образование.

5

08.04. - 22.04

6.

Избирательное право и избирательный процесс.

10

27.04. - 27.05


Всего:

70









ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ


№ п/п

Раздел

Дата проведения

1.

Контрольная работа «Вопросы теории государства и права»

25.11.

2.

Контрольная работа «Основы конституционного права»

17.02

3.

Контрольная работа «Права человека»

06.04

4.

Контрольная работа по теме «Избирательное право»

20.05

Тексты контрольных работ составлены на основе сборника «Право. Тесты.9-10кл.» Никитин А.Ф.- М.:Дрофа, 2011









3. Календарно-тематическое планирование


урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности


Образовательные ресурсы

Требования к результату


Вид контроля

Дом.

задание


Дата проведения


план




факт





Раздел 1. ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (12 часов)


1

Введение в предмет.

1

Вводная лекция с элементами беседы.

htt://hrono.ru

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Фронтальный опрос в конце урока

Конспект

02.09


2

Происхождение государства и права.

1

Изучение нового материала

htt://gpw.tellur.ru

Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права

Составить таблицу «Теории происхождения государства»

§ 1

04.09

3





Право Древнего мира.


1





Урок усвоения новых знаний

htt://gpw.tellur.ru

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять, что представляет собой кодекс царя Хаммурапи. Объяснять сущность законов Древней Греции и Рима и их отличие от законов Древнего Востока. Характеризовать роль римского права в истории.

Работа с документами

§2


09.09


4

Право средневековой Европы.

1

Комбинированный урок

catalog.iot.ru- Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»

Знать основные положения темы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Решение познавательных задач, работа с документами

§3

11.09

5







Становление права Нового времени


.

1






Урок усвоения новых знаний


Учебник

Знать основные положения урока. Определять содержание и значение Конституции США. Называть, какие демократические правовые процедуры закреплены в Конституции США. Уметь анализировать, делать выводы.

Уметь работать с текстом

Решение познавательных задач, работа с документами

§ 4



16.09


6

Развитие права в России в IX - начале XIX в.в.

1

Комбинированный урок

Учебник

catalog.iot.ru- Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Объяснять факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве.

Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси - России XI- XVIII веков. Объяснять изменения в государственно-правовой системе в период царствования Петра I.

Работа с документами. Решение проблемных задач

§ 5

18.09

7

Российское право в XIX -начале XX в.в.

1

Урок усвоения новых знаний

Учебник

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать политико-правовые воззрения декабристов. Объяснять воззрения западников и славянофилов на историю российского государства и права. Объяснять изменения в системе местного самоуправления при Николае I.

Опрос в конце урока.

§ 6

23.09

8

Советское право в 1917 -1953г.г.

1

Комбинированный урок

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Воспитывать культуру дискуссии.

Опорный конспект

§ 7

25.09

9

Советское право в 1954 -1991 г.

1

Комбинированный урок

Учебник,

документы в конце §

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Объяснять характер изменений, происходивших в период «оттепели» в политико-правовой области

Работа с документами. Составить синквейн «Диссидентство»

§8

30.09

10

Современное

российское

право

1

Урок усвоения новых знаний

Нормативные документы

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять роль Конституции в переходе России к демократической модели развития.

Называть важнейшие правовые акты, принятые в этот период.

Работа с нормативными документами. Составить таблицу

§9

02.10

11

Принципы современного российского правосудия

1

Учебная лекция

Учебник

Знать основные положения урока, понятия.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь работать с текстом.

Работа с документами

записи в тетради

07.10

12

«История правовых учений»

1

Обобщающий урок

Учебник, нормативные документы

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Уметь применять полученные знания и умения на практике.

Решение познавательных задач

Повторитьвыводы к главе с.59-61

09.10

Раздел 2. Вопросы теории государства и права. (11 часов)

13







14

Понятие - Государство.


Государство, его признаки и формы.

1







1

Урок изучения нового материала


Комбиниро ванный урок

Учебник


Учебник

Знать основные положения урока.

Характеризовать понятие государство, его основные формы.

Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Составить схему «Формы государственного устройства»

Синквейн к понятию «Государство»

§10


§10

14.10


16.10

15






16

Понятие права.


Правовая норма. Источники права

1






1

Комбинированный урок

Урок закрепления изученного материала

Учебник


Учебник

Знать основные положения урока.

Давать определение понятия право, источников права.

Называть виды правовой нормы, ее структуру, ее виды.

Определять элементы системы права.

Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Составить словарик темы


Таблицу «Виды правовой нормы»,

§11


§11

21.10


23.10

17







18

Понятие правового государства.

Признаки правового государства

1






1

Учебная лекция


Комбинированный урок

catalog.iot.ru- Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»


Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Называть причины скептического отношения некоторых людей к идее правового государства. Характеризовать основные признаки правового государства.

Составить схему «Признаки правового государства»

Фронтальный опрос в конце урока

12


12

28.10


30.10

19








20

Верховенство закона.





Законность и правопорядок.

1








1

Урок усвоения нового материала


Комбинированный урок

Учебник


Учебник

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Давать определение понятий. Объяснять, в чем выражается верховенство закона в правовом государстве. Характеризовать принцип разделения властей и его значение.

Составить схему «Разделение властей»

Синквейн

«Правопорядок»

§13


Записи в тетради

11.11


13.11

21

Право и другие сферы общества

1

Учебная лекция с элементами беседы

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Объяснять сходство и различие права и морали.

Составить таблицы (по вариантам):

«Право и политика», «Право и экономика», «Право и культура»

§14

18.11

22

О российской

философии

права

1

Урок изучения нового материала

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять, какие идеи лежат в основе отечественной философии права.

Составить словарик темы «Отечественная философия права»

§15

20.11

23

«Вопросы теории государства и права»

1

Урок систематизации и повторения полученных знаний.

Учебник

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное по теме.

Контрольная работа №1

Повторить понятия по теме

25.11

Раздел 3. Конституционное право. (20 часов)

24






25

Конституция - основной закон государства



Виды конституций. Конституционализм.

1





1

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Учебник


Конституция РФ

Учебник

Знать основные положения урока.

Умение работать с текстом учебника, выделять главное по теме.

Уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать полученную в ходе урока информацию.

Объяснять свою точку зрения приводя аргументы.

Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн.

Таблица «Виды конституций»

Работа с Конституцией РФ

§16


Записи в тетради

27.11


02.12

26








27

Конституции в России.






Этапы конституционного развития России

1








1

Обзорная лекция


Урок усвоения нового материала

Конституция РФ

Учебник


Конституция РФ

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. Характеризовать роль Боярской думы и Земского собора в системе власти Московской Руси.

Объяснять отношение российского общества к конституционным проектам. Знать, какие Конституции в России были приняты. Основные государственные законы и их значение

Синквейн «Конституция»


Составить таблицу «Конституции России»

§17









Записи в тетради

04.12



09.12

28

Общая характеристика Конституции РФ

1

Комбинированный урок

Конституция РФ

Учебник

Уметь:

-анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы;

-работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Работа с учебником с помощью символов

§18

11.12

29

Основы конституционного строя РФ

1

Комбинированный урок

Конституция РФ

Учебник

Знать основное содержание преамбулы Конституции РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Развивать умение работать с источником.

Работа с документом

§19

16.12

30

Гражданство в Российской Федерации

1

Урок изучения нового материала

Конституция РФ

Учебник

Знать основные положения урока. Гражданин и гражданство.

Делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Решение познавательных задач

§20

18.12

31







32

Принципы федеративного

устройства России

Основы конституционного статуса РФ и её субъектов

1






1

Урок изучения нового материала


Комбинированный урок

Конституция РФ

Учебник


Конституция РФ

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь работать с текстом документа, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Работа с документом

Работа с сигнальными карточками

§21






§21




23.12


25.12

33







Президент

Российской Федерации


1







Урок изучения нового материала


Конституция РФ

Учебник


Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Уметь работать с текстом документа, выделять главное.

Работа с документом


§22






13.01

34







35

Федеральное Собрание. Совет

Федерации.


Государственная Дума

1







1

Комбинированный урок


Комбинированный урок

Конституция РФ

Учебник


Конституция РФ

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или

обосновывать известные. Умение работать с документом.

Составить таблицу «Полномочия Федерального собрания»,

Тестирование в конце урока

§23


§23

15.01


20.01

36

Законотворческий процесс в РФ.

1

Лекция

Конституция РФ

Учебник

Знать основные положения урока: порядок осуществление законодательной инициативы и создание законопроекта.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Иметь представление о содержание законодательной деятельности Государственной Думы, действиях Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона.

Составить

схему

«Процесс

принятия

законов»

§24

22.01

37










38

Правительство Российской Федерации


Полномочия Правительства Российской Федерации

1








1

Урок изучения нового материала


Комбинированный урок

Конституция РФ

Учебник


Конституция РФ

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника (документом), выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Фронтальный опрос в начале урока


Составить план «Функции правительства РФ»

§25








Записи в тетради


27.01


29.01

39






40

Судебная система РФ.




Прокуратура

1






1

Комбинированный урок

Урок закрепления изученного материала

Конституция РФ

Учебник


Конституция РФ

Учебник

Знать основные положения урока: система судов в РФ, положение прокуратуры с судебной системе РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника (документом), выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Схема «Система судебной власти»

Индивидуальная работа уч-ся по карточкам

Конституция РФ


Конституция РФ

03.02


05.02

41

Местное самоуправление в РФ

1

Комбинированный урок

Учебник

Определять роль местного самоуправления в системе власти в России.

Знать способы осуществления гражданами местного самоуправления.

Уметь называть компетенции органов местного самоуправления и определять статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти.

Составить схему «Местное самоуправление»

§26

10.02

42

Самоуправление в Константиновском районе

1

Лекция с элементами самостоятельной работы учащихся

catalog.iot.ru- Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Работа с документами

Записи в тетради

12.02

43

«Основы конституционного права»

1

Урок практического применения полученных знаний.

catalog.iot.ru- Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное.

Применять знания и умения полученные в ходе изучения программного материала.

Контрольная работа № 2

Повторить термины по теме

17.02

Раздел 4. Права человека. (12 часов)

44

Права и свободы человека и гражданина

1

Урок изучения нового материала

Конституция РФ

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Составить план «Права и обязанности»

§27

19.02

45








46

Международные договоры о правах человека




Понятие и система гражданского права

1








1

Урок изучения нового материала


Комбинированный урок

Конституция РФ

Учебник


Конституция РФ

Учебник

Знать основные положения урока: международный билль о правах, конвенция, пакт. Признание нашей страной приоритета международного права

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения.

Работа с нормативными документами

Терминологический диктант

§28



§29

24.02



26.02

47

Гражданское правоотношение

1

Учебная лекция

Нормативные документы

Знать основные положения урока.

Анализировать содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Уметь работать с нормативными документами.

Работа с нормативными документами

Записи в тетради

02.03

48

Политические права

1

Комбинированный урок

Конституция РФ

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные суждения.

Таблица «Политические партии и их значение»

§30

04.03

49

Экономические, социальные и культурные права

1

Семинар

Конституция РФ, Декларация прав человека

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с документами , выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Воспитывать культуру диспута.

Работа с тезисами статьи 17-й Декларации прав человека

§31

09.03

50

Право на благоприятную окружающую среду

1

Комбинированный урок

Конституция РФ

Учебник

Знать определение экологическое право.

Определять сферу его регулирования, содержание.

Понимать опасность экологической угрозы.

Уметь называть основные направления выхода из экологического кризиса

Фронтальный опрос в конце урока

§32

11.03

51

Права ребенка

1

Урок усвоения новых знаний

Нормативные документы

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Работа с тезисами «Конвенция о правах ребенка бота»

§33

16.03

52

Нарушения прав человека

1

Комбинированный урок

Учебник

Знать виды нарушений прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм.

Знать формы дискриминации национальных меньшинств.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Составить словарик по темы

§34

18.03

53

Защита прав человека в мирное время

1

Комбинированный урок

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Составить таблицу «ООН и ее деятельность»

§35

30.03

54

Международная защита прав человека в условиях военного времени

1

Комбинированный урок

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Характеризовать современное положение в области МГП.

Составить кластер «Международное гуманитарное право»

§36

01.04

55

«Права человека»

1

Урок практического применения полученных знаний.

Конституция РФ

Учебник

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Обобщать и систематизировать знания по теме.

Контрольная работа №3

Повторить понятия по теме

06.04

Раздел 5. Антикоррупционное гражданское образование. (5 часов)

56

Понятие коррупции. Источники и причины коррупции

1

Учебная лекция

catalog.iot.ru- Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»


Знать основные положения урока.

Понятие коррупции. Источники и причины коррупции.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Сообщения учащихся

Записи в тетради

08.04

57

Коррупция как фактор нарушения прав человека

1

Диспут

catalog.iot.ru- Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Решение познавательных задач

Записи в тетради, сообщения учащихся

13.04

58

История борьбы с коррупцией в России

1

Урок усвоения новых знаний

catalog.iot.ru- Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Синквейн «Коррупция»

Записи в тетради

15.04

59

Роль государства и общества в преодолении коррупции

1

Комбинированный урок

catalog.iot.ru- Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Решение проблемных заданий

Эссе

«Роль государства и общества в преодолении коррупции»

20.04

60

Международное сотрудничество в области преодоления коррупции

1

Комбинированный урок

catalog.iot.ru- Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»

Знать основные положения темы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Развивать интерес к изучаемому предмету.

Воспитывать культуры диспута.

Фронтальный опрос в конце урока

Записи в тетради

22.04

Раздел 6. Избирательное право. Избирательный процесс. (10 часов)

61

Избирательное право

1

Урок изучения нового материала

Нормативные документы

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное.

Составить таблицу «Избирательное право России»

§37

27.04

62

История избирательного права

1

Комбинированный урок

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Развивать умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Работа по карточкам

Записи в тетради

29.04

63

Принципы избирательного права

1

Комбинированный урок

Учебник

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Развивать культуру диспута.

Работа с документом

Записи в тетради

04.05

64





65

Избирательный процесс

Избирательные системы.

1





1

Учебная лекция


Урок повторения изученного материала

Учебник


Учебник

Знать понятия по теме: избирательный процесс; процедура выборов.

Определять роль процедурных вопросов в избирательном процессе.

Давать характеристику основным избирательным системам в РФ. Особенности пропорциональной системы. Мажоритарная избирательная система.

Работа с сигнальными карточками

Фронтальный опрос в конце урока

Записи в тетради


Вопросы и задания в конце главы 6

06.05


11.05

66






67

Деловая игра «Мир демократии»


Деловая игра «Мир демократии»




1






1

Урок закрепления изученного материала

Урок закрепления изученного материала

Учебник


Учебник

Уметь применять полученные знания, умения, навыки.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, проводить сравнительный анализ.

Решение познавательных задач


Решение познавательных задач

Повторить выводы к главе с. 200-202

Работа со словарем

13.05


18.05

68

«Избирательное прав»

1

Урок закрепления изученного материала

Учебник

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Контрольная работа № 4

Повторить понятия по теме

20.05

69

«Избирательное право»

1

Урок закрепления изученного материала

Учебник

Знать основные положения темы.

Уметь анализировать, делать выводы.

Умение работать с текстом учебника, выделять главное, проводить сравнительный анализ.

Решение познавательных задач

Эссе

«Активное и пассивное избирательное право граждан»

25.05

70

Итоговое повторение курса «Право»

1

Урок закрепления

изученного

материала.

Учебник

Знать основные положения темы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Систематизировать полученные знания, умения, навыки.

Работа

учащихся в группах, решение проблемных задний

27.05





4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ.

Для учебного предмета Право на этапе среднего общего образования в области познавательной деятельности являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Правовое образование в старшей школе на профильном уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Виды деятельности:

  • работа с источниками права;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений; механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Критерии и нормы оценки знаний учащихся.

Устного ответа.

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует

Письменного ответа

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих ческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания

Тестирование.

Оценка «5» - 100% - 80%

Оценка «4» - 79% - 60%

Оценка «3» - 59% - 45%

Оценка «2» - менее 45%







5. Контрольно измерительные материалы.


Контрольная работа № 1 «Вопросы теории государства и права»

Вариант 1.

1. Что является предметом теории государства и права?
1) Закономерности возникновения и развития государства.
2) Основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.
3) Основные общие закономерности возникновения и функционирования права.
4) Причины происхождения государства, его формы и типы, основные закономерности построения системы органов государства.
2. Какое место теории государства и права в системе юридических наук?
1) Специальная юридическая наука.
2) Отраслевая юридическая наука.
3) Прикладная юридическая наука.
4) Теоретико-историческая наука.
3. Каковы основные принципы исследования государства и права?
1) Принцип плюрализма.
2) Точность учета всех условий.
3) Историческая взаимосвязь.
4) Истинное отражение государственно-правовой действительности.
4. Какие логические приемы используются для объяснения закономерности государственно-правовых явлений?
1) Индукция, статистические обобщения.
2) Анализ и синтез.
3) Гипотеза, анализ, аналогия.
4) Индукция и дедукция.
5. Причины возникновения государства это:
1) Повышение производительности труда, культуры, нравственности.
2) Общественное разделение труда.
3) Возникновение частной собственности.
4) Дифференциация общества по имущественному признаку.
6. На чем основывается материалистическая теория происхождения государства?
1) Представление о государстве как своеобразном подобии человеческого организма.
2) Государство возникло из-за разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на классы.
3) Государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого.
4) Правильного ответа нет.
7. В чем смысл естественно-правовой теории происхождения государства?
1) Государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
2) Государство возникает в результате раскола общества на классы.
3) Государство - это объединение людей на основе общественного соглашения между ними.
4) Государство - естественно возникшая организация властвования одного племени над другим.
8. Как рассматривают возникновение государства сторонники «органической теории»?
1) Государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
2) Государство - продукт божественной воли.
3) Государство возникает как продукт сознательного творчества.
4) Государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа.
9. Что представляет собой основу «теории насилия» происхождения государства?
1) Государство как искусственное выражение сознательной воли людей.
2) Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
3) Государство - это продукт и проявление непримиримости классовых противоречий.
4) Государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого.
5) Появление государства необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.
10. В чем суть «психологической теории» возникновения государства?
1) Государство возникло в связи с общественным разделением труда.
2) Появление государства объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться с одной стороны и властвовать с другой.
3) Повышение производительности труда создало предпосылки для возникновения государства.
4) Государство произошло от права собственника на землю.
11. Как объясняет «теологическая теория» происхождение государства?

1) Государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком.
2) Государство - результат органической эволюции.
3) Государство - продукт божьей воли.
4) Государство возникло в результате раскола общества на классы.
12. Что представляет из себя конституционная монархия?
1) Верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу.
2) Власть монарха значительно ограничена избираемым представительным органом.
3) Высший орган государственной власти- народное собрание.
4) Государственная власть разделена между правительством и парламентом.
5) Государственная власть принадлежит парламенту.
13. Чем отличается парламентарная республика от президентской?
1) Первая основана на общественной собственности, вторая на частной.
2) В первой формально ограничена власть президента, во второй -фактически.
3) В первой - высший орган государственной власти - правительство, во второй-президент.
4) В первой - правительство формируется парламентом, во второй президентом.
14. Чем отличается парламентарная республика от президентской?
1) Первая основана на общественной собственности, вторая на частной.
2) В первой формально ограничена власть президента, во второй - фактически.
3) В первой - высший орган государственной власти - правительство, во второй-президент.
4) В первой - правительство формируется парламентом, во второй президентом.

Вариант 2.


1. Из чего исходит "патриархальная теория" о государстве?
1) Государство образуется вследствие подчинения одного класса людей другому.
2) Государство-результат объединения людей на добровольной основе.
3) Возникновение государства объясняется потребностью человека жить в коллективе, его стремление к поиску авторитета.
4) Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
2. Каковы признаки государства?
1) Территориальное деление населения, система налогов, податей, займов.
2) Внутренний и внешний суверенитет, наличие публичной власти.
3) Специальный аппарат принуждения.
4) Право, как система обязательных правил поведения.
5) Все вышеуказанные.
3. Чем характеризуется социальная власть?
1) Авторитетом, обладающим возможностью заставить повиноваться людей.
2) Это разновидность общественной власти.
3) Отношением господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
4) Функционирование всякой социальной общности, заключающееся в подчинении воли отдельным лицам.
4. Признаки государственной власти.
1) Неотъемлемым элементом является принуждение.
2) Публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
3) Государственная власть осуществляется политиками, чиновниками.
4) Единственный вид общественной власти.
5) Осуществляется выборными лицами, которые являются первыми среди равных.
5. В чем сущность государства?
1) Организованное насилие одного класса для подавления другого.
2) Для осуществления разнообразных коллективных потребностей общества.
3) Организация политической власти, действующая в отношении всего населения, использующая специальный аппарат принуждения.
4) Инструмент для осуществления суверенной политической власти на определенной территории.
6. Что означает исторический тип государства?
1) Совокупность общих признаков государств единой общественно-экономической формации, выражающих их классовую сущность.
2) Совокупность наиболее общих признаков всех государств с соответствующим типом собственности.
3) Совокупность всех важнейших черт государства в соответствии с их классовой сущностью.
4) Совокупность духовных признаков, как решающий фактор общественного развития государства.
7. Что такое функции государства?
1) Это основные направления внутренней и внешней деятельности государства.
2) Это решение экономических задач в период кризиса.
3) Это подготовка населения страны к отражению угрозы внешней агрессии.
4) Это отличительные черты государства от негосударственных органов и организаций.
8. На какие основные группы делятся функции государства?
1) Экономические и социальные функции.
2) Постоянные и временные.
3) Функция охраны прав и свобод граждан и развития культуры.
4) На внутренние и внешние.
9. Какие функции государства относятся к внутренним?
1) Охрана прав и свобод граждан, охрана страны.
2) Социальная, экологическая, развитие культуры и науки, экономическая.
3) Финансовый контроль, поддержка мирового порядка.
4) Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами.
5) Культурное и научно-техническое сотрудничество на различных межгосударственных уровнях.
10. Какие функции относятся к внешним?
11. Что включает в себя понятие «форма государства»?
1) Разновидность монархической формы государственного правления.
2) Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
3) Форма правления, демократический режим.
4) Форма государственного устройства в сословно-представительной монархии.
5) Политический режим, порядок образования структур органов государственной власти.
12. Что такое форма правления государства?
1) Порядок управления государством на определенном этапе исторического развития общества.
2) Структура высших государственных органов.
3) Порядок образования высших органов государственной власти и распределение их компетенции
4) Обеспечение прав и свобод граждан высшими органами государства..
5) Порядок образования высших органов государственной власти.
13. Что представляет из себя конституционная монархия?
1) Верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу.
2) Власть монарха значительно ограничена избираемым представительным органом.
3) Высший орган государственной власти- народное собрание.
4) Государственная власть разделена между правительством и парламентом.
5) Государственная власть принадлежит парламенту.

14. Государство по форме устройства может быть:
1) Президентское, парламентарное.
2) Монархическое, республиканское.
3) Унитарное, федеративное.

Тестирование.

Оценка «5» - 100% - 80%

Оценка «4» - 79% - 60%

Оценка «3» - 59% - 45%

Оценка «2» - менее 45%


Контрольная работа № 2. «Основы конституционного права»

Вариант 1.

1. К основным конституционным принципам относятся:

А - государственное единство и многопартий­ность;

Б - правовая независимость и имущественная самостоятельность субъектов федерации;

В - равноправие граждан и самоопределение народов.

2. Какие положения Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Советом Федерации?

А - Основы конституционного строя, Права и свободы человека и гражданина, Консти­туционные поправки и пересмотр Конституции;

Б - Права и свободы человека и гражданина, Конституционные поправки и пересмотр Конституции, Федеральное собрание;

В - Основы конституционного строя, Права и свободы человека и гражданина, Местное самоуправление.

3. По форме правления Конституции могут быть:

А - унитарные и федеративные;

Б - октроированные и неоктроированные;

В - монархические и республиканские.

4. Верховенство, принцип прямого действия и особая правовая охрана это:

А - основные функции Конституции РФ;

Б - основные принципы Конституции РФ;

В - юридические свойства Конституции РФ.

5. На каких принципах осуществляется государственная власть в России?

А - разделения на законодательную, исполнительную и судебную, верховенства власти Президента Российской Федерации, взаимодействия органов власти;

Б - разделения на законодательную, исполнительную и судебную, независимости вла­сти, верховенства Конституционного суда Российской Федерации;

В - разделения на законодательную, исполнительную и судебную, их самостоятельности и независимости, единства власти.

6. Какая форма правления установлена в Российской Федерации?

А - парламентская;

Б - республиканская;

В - федеративная.

7. К какому виду республиканской формы правления следует отнести Россию?

А - президентская республика;

Б - полупрезидентская республика:

В - парламентская республика.

8. Какими признаками должно обладать правовое государство?

А - верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства, ре­альность прав и свобод личности;

Б - верховенство закона, наличие прав и обязанностей граждан; взаимная ответствен­ность государства и личности, наличие аппарата, обеспечивающего реализацию прав граждан;

В - верховенство закона, наличие прав и обязанностей граждан, осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства, реальность прав и свобод личности.

9. Правовой статус человека и гражданина включает:

А - права и обязанности граждан, определяемые государственным правом;

Б - систему прав, свобод и обязанностей физиче­ских лиц, законодательно закрепленных государст­вом;

В - совокупность прав, обязанностей и ответственности граждан России.

10. Как определяется национальная принадлежность лица?

А - по свидетельству о рождении;

Б - каждый вправе определить свою национальную принадлежность;

В - по свидетельству о браке.

11. Каким способом граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства?

А - через Правительство РФ;

Б - через Федеральное Собрание;

В - как непосредственно, так и через своих представителей..


Вариант 2.

1. Референдум РФ проводится по инициативе:

А - не менее чем 1 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме;

Б - не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме;

В -не менее чем 3 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме.

2. Принцип народовластия реализуется населением страны …

А - через Правительство РФ;

Б - через Федеральное Собрание;

В - как непосредственно, так и через своих представителей.

3. Избирательное право в субъективном смысле- это

А - субъективные права человека в

Б - право конкретного гражданина участвовать в выборах и быть избранным

В - совокупность правовых норм избирательного права.

4. Правительство Российской Федерации имеет право издавать:

А - указы и постановления;

Б - постановления и распоряжения;

В - приказы и распоряжения;

Г - постановления, распоряжения и указы.

5. Что из перечисленного относится к характерным признакам государственного управления?

А - сосредоточение власти у центральных органов;

Б - исполнительно-распорядительный характер;

В - административно-территориальный принцип;

Г - обеспечение стабильной деятельности аппарата управления.

6. Как соотносятся между собой понятия «государственное управление» и «испол­нительная власть»:

А - тождественные понятия;

Б - понятие «государственное управление» шире понятия «исполнительная власть»;

В - понятие «исполнительная власть» шире понятия «государственное управление».

7. Основным признаком нормативного правового акта органа исполнительной власти является:

А - официальный характер и двухстороннее волеизъявление;

Б - наличие норм административного права, обязательных для всех лиц;

В - издание субъектами исполнительной власти и подзаконность;

Г - индивидуальный, правонаделительный характер.

8. Земское и городское самоуправление в России было введено:

А - Петром I;

Б - Екатериной II;

В - Александром II;

Г - Николаем II.

9. Установление общих принципов организации местного самоуправления относится:

А - к предмету ведения Федерации;

Б - к предмету ведения субъектов Федерации;

В - к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;

Г - к предмету ведения субъектов Федерации и муниципальных образований.

10. Назовите принципы правового государства……………………….

11. К основаниям приобретения гражданства России не относится:

А - «право крови» и «право почвы»;

Б - оптация;

В - усыновление, опекунство, предоставление почетного гражданства;

Г - нет правильного ответа

Тестирование.

Оценка «5» - 100% - 80%

Оценка «4» - 79% - 60%

Оценка «3» - 59% - 45%

Оценка «2» - менее 45%


Контрольная работа №3 «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

Вариант1

1. Чем исторически определяется объем прав человека и условий жизни?
1. Демократическим взаимодействием индивидов общества;
2. формированием правового государства;
3. положением индивида в классовой структуре общества;
4. притязаниями индивида на лучшие условия жизни;
5. положением индивида в системе материального производства.

2. При каких условиях культурный прогресс общества невозможен?
1. Без смены одной общественно-исторической формации на другую;
2. если человек не получает каждой новой ступенью развития дополнительных свобод;
3. без гуманного начала в морали, праве, религии;
4. без роста экономического развития общества.

3. Какой вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне?
1. Ввели санкции к бессовестным сборщикам налогов;
2. отменили произвол, культ силы, насилие;
3. ввели наказания по закону страны;
4. ввели разделение властей.

4. Какие основополагающие статьи содержаться в Великой хартии вольностей 1215 г.?
1. Требования не назначать судей, шерифов, не знающих законов;
2. запрет закабаления храмовых слуг первосвященниками;
3. предусматривающие возможность применения наказания свободных не иначе как по законному приговору равных;
4. о разделении властей.

5. Какой документ был первым государственным определением прав человека?
1. Великая хартия вольностей;
2. петиция о праве;
3. билль о правах;
4. хабеас корпусакт;
5. Декларация прав Виржинии.

6. Кто был одним из первых защитников в России естественно-правовых идей о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека?
1. 1. А.Н. Радищев;
2. 2. Б.Н. Чичерин;
3. 3. Л.Н. Толстой;
4. 4. А.И. Герцен;
5. 5. В.Г. Белинский.

7. Как может быть охарактеризован правовой статус человека и гражданина?
1. Как система прав и ответственности;
2. как система прав и обязанностей;
3. как система взаимоотношений людей друг с другом;
4. как система взаимоотношений между государством и индивидом.

8. С чем всегда связаны права индивида (субъективные права)?
1. С удовлетворением его потенциальных возможностей;
2. с удовлетворением его интересов в материальной сфере;
3. с удовлетворением определенного стандарта жизни.

9. Верно ли утверждение, что, рассматривая права и свободы как элемент правового статуса, мы включаем в него только основные (конституционные) права?
1. Да;
2. нет.

10. Почему содержание таких категорий как права человека и права гражданина не тождественно, хотя эти категории обычно упоминаются в одной «связке»?
1. Права гражданина - это установление равенства между людьми, а права человека - это комплекс прав, относящихся к общепризнанным правам;
2. права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из позитивного права;
3. положение человека определяется статусом прав, который охраняется государством в силу его конституции и международного права;
4. права человека являются исходными, а права гражданина закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству.

11. При наличии каких определенных указанных ниже оснований Конституция РФ вводит институт ограничения прав и свобод?
1. Необходимости защиты основ Конституционного строя;
2. в случае злоупотребления свободой печати;
3. в условиях чрезвычайного положения;
4. в случае злоупотребления собственностью;
5. в случае злоупотребления правам убежища.

Вариант 2.


1. Верно ли утверждение, что в условиях чрезвычайного положения допускается создание чрезвычайных судов?
1. Да;
2. нет.

2. Какие структурные образования в единстве своем образуют комплекс (каталог) прав и свобод человека и гражданина?
1. Права человека как субъекта внутригосударственного права;
2. права человека по времени возникновения («поколения прав человека»);
3. права человека по сферам жизнедеятельности;
4. права человека как субъекта международного права.

3. Что следует понимать в современных условиях под основными правами человека?
1. Права, содержащиеся в Конституции государства и международно-правовых документах по правам человека;
2. личные (гражданские) права;
3. политические права;
4. экономические права;
5. социальные и культурные права.

4. В чем состоит особенность третьего поколения прав человека?
1. Они являются индивидуальными правами;
2. они являются естественными правами;
3. они являются конституционными правами;
4. они являются коллективными правами.

5. К каким правам и свободам человека относят свободу совести, свободу выбора национальности и языка общения?
1. К личным (гражданским) правам и свободам человека;
2. к основным, фундаментальным правам и свободам человека;
3. к позитивным правам;
4. к производным правам.

6. Из каких компонентов слагается право на свободу и личную неприкосновенность?
1. Из признания обществом социальной ценности человека;
2. из уважения к частной жизни человека;
3. из права человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями;
4. индивидуальной свободы личности располагать собой по своему усмотрению.

7. Какие права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав?
1. политические;
2. экономические;
3. социальные;
4. культурные;
5. конституционные.

8. Что является гарантиями и одновременно конкретными формами реализации права граждан участвовать в управлении делами государства?
1. Обязанность государства осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы;
2. право избирать и быть избранными;
3. право граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в компетентные государственные органы;
4. право человека на труд;
5. право на участие в отправлении правосудия.

9. В чем заключается в Российской Федерации гарантия свободы экономической деятельности?
1. В проявлении личной свободы граждан в сфере предпринимательства;
2. в реализации права честной собственности;
3. в реализации права свободы договора;
4. в реализации права на деловую репутацию;
5. в реализации права на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

10. В каком праве зафиксированы условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека?
1. В праве на социальную защиту;
2. в праве на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья;
3. в праве на социальное обеспечение;
4. в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь.

11. В чем состоит специфика федерального законодательства о гражданстве в России?
1. Собственным гражданством обладают все субъекты Федерации;
2. собственным гражданством субъекты Федерации не обладают;
3. собственным гражданством обладают не все субъекты Федерации.

Тестирование.

Оценка «5» - 100% - 80%

Оценка «4» - 79% - 60%

Оценка «3» - 59% - 45%

Оценка «2» - менее 45%

Контрольная работа №4. «Избирательное право»


  1. Согласно Конституции России высшей ценностью в стране является:

А) Российское государство;

Б) территория России;

В) человек, его права и свободы.

3 балла


  1. В России представительная демократия осуществляется:

А) через избранных населением муниципального образования депутатов местного самоуправления;

Б) посредством участия представителей государства в работе совета директоров РАО ЕЭС;

В) через избранных народом депутатов парламента Российской Федерации;

Г) через полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

Д) через представителей Российской Федерации в международных организациях.

5 баллов


  1. Легитимность означает:

А) правовое, формальное закрепление власти;

Б) общественное признание власти и согласие ей подчиняться.

2 балла


  1. Референдум Российской Федерации - это:

А) всенародное утверждение гражданами Российской Федерации важнейших вопросов государственной и общественной жизни;

Б) форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

В) Механизм участия общественности в принятии решений. Цель формирование заинтересованной общественности, свободное обсуждение различных точек зрения на проблему и выработку компромиссных, взаимоприемлемых решений.

4 балла

5. На местный референдум могут быть вынесены вопросы:

А) областного значения;

Б) местного значения;

В) мирового значения;

Г) федерального значения.

2 балла

6. Что нельзя отнести к демократическим принципам участия граждан Российской Федерации в выборах:

А) выборы при тайном голосовании;

Б) прямые выборы;

В) обязательность участия в выборах;

Г) равные выборы;

Д) всеобщие выборы.

4 балла

7. Дайте определение следующим принципам избирательного права:

А)

Принцип равенства -

А)

Право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти.

Б)

Принцип прямого избирательного права -

Б)

Предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателя.

В)

Принцип тайного голосования -

В)

Каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими гражданами.

5 баллов

8. Активное избирательное право - это:

А) право быть избранным в орган государственной власти;

Б) право руководить избирательной кампанией;

В) право избирать орган государственной власти;

Г) право участвовать в избирательной кампании в качестве наблюдателя;

Д) право освещать ход и итоги голосования.

3 балла

9. Местное самоуправление - это:

А) самостоятельное решение населением отдельных вопросов в сфере государственного управления в стране;

Б) разновидность государственной власти;

В) самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

4 балла

10. Неучастие граждан в выборах это:

А) абсентеизм;

Б) кумулятивный вотум;

В) оптация;

Г) трансферт.

3 балла

11. Институт отзыва в современной российской избирательной системе:

А) существует;

Б) не существует.

5 баллов

12. Мажоритарная избирательная система бывает:

А) относительного большинства;

Б) абсолютного большинства;

В) квалифицированного большинства;

Г) абсолютного меньшинства.

4 балла

13. В Конституции Российской Федерации содержится глава, посвященная регулированию основ избирательной системы и основным принципам избирательного права:

А) да;

Б) нет.

4 балла

14. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации это:

А) нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации;

Б) верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации.

4 балла

15. Мажоритарная система относительного большинства предполагает:

А) 3 тура;

Б) 2 тура;

В) 1 тур;

Г) несколько туров.

5 баллов

16. Кроме возрастного, имущественного цензов, ценза гражданства, оседлости и пола существуют и другие цензы.

А) да;

Б) нет.

5 баллов

17. На должность Президента РФ может претендовать кандидат в возрасте:

А) 21 года;

Б) 30 лет;

В) 40 лет;

Г) не менее 35 лет.

4 балла

18. Минимальный возраст для кандидата на должность главы муниципального образования Ростовской области не должен превышать:

А) 35 лет;

Б) 30 лет;

В) 27 лет;

Г) 25 лет;

Д) 21 года.

4 балла

19. В России ценз оседлости в отношении пассивного избирательного права применяется:

А) на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ;

Б) на выборах Президента РФ;

В) на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

5 баллов

20. Пропорциональная избирательная система - предполагает, что:

А) для победы кандидату необходимо собрать голосов больше, чем любой из его соперников;

Б) избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвигаемые политическими партиями.

5 баллов

21. Избиратель голосует за или против кандидата (списка кандидатов) это:

А) равное избирательное право;

Б) прямое избирательное право.

5 баллов

22. Наблюдатель - это:

А) гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иеной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов;

Б) лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата;

В) гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

4 балла


23. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы:

А) вправе принимать участие в выборах;

Б) не вправе участвовать в выборах.

3 балла

24. По достижении какого возраста гражданин может голосовать:

А) 14 лет;

Б) 16 лет;

В) 18 лет;

Г) 19 лет.

3 балла

25. Формирование территориальной избирательной комиссии осуществляется:

А) представительным органом муниципального образования;

Б) главой администрации муниципального образования;

В) представительным органом местного самоуправления и главой муниципального образования;

Г) избирательной комиссией субъекта Федерации.

5 баллов

Тестирование.

Оценка «5» - 100% - 80%

Оценка «4» - 79% - 60%

Оценка «3» - 59% - 45%

Оценка «2» - менее 45%









6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.




Автор

Название

Год издания

Издательство

1


Конституция РФ

2014г.

М., «Просвещение»

2

Никитин А.Ф.

«Основы государства и права» 10-11 кл. (профильный уровень)

2011

М., «Дрофа»

3

Кашанина Т.В.

Методическое пособие по курсу «Право»

2011

М. «Вита - Пресс»

Справочная литература

Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека. Пособие для учителя. М, 2010

Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2011

Исаев И. А. История государства и права России. М., 2013

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. М., 2011

Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2013

Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М.,2012

Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 2010

Никитин А.Ф. Конституционное право. М.: Дрофа, 2011

Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права». М.: Дрофа, 2011

Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь. М.: Дрофа, 2010.

Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2011

Юридическая энциклопедия. М., 2011 г.





Согласовано Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического объединения учителей ________ И.Г. Маликова

МБОУ СОШ №2 28. 08. 2014 г.

от _______2014г. №1

___________В.Н. Дубовикова

Согласовано

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ СОШ №2

от _________2014 г.

__________ Н.А. Вакало





© 2010-2022