Зрение и интерактивная доска. Рекомендации тифлопедагога

Вашему вниманию представляются основные рекомендации по подготовке наглядного и раздаточного материала (в том числе при подготовке мультимедиа-презентаций) для обучающихся с часто встречающимися офтальмологическими патологиями. Педагогу на всех ступенях обучения важно учитывать особенности состояния зрительных анализаторов, когда ребёнку достаточно сложно организовать свою деятельность на уроках, усваивать огромное количество информации. В этом случае интерактивная доска в коррекционной школе с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Охрана зрения и зрительного восприятия при использовании экрана и интерактивной доски.

В любой школе, в каждом классе обучаются дети, имеющие различные нарушениями зрения.

В ходе учебно-познавательной деятельности дети с офтальмологическими нарушениями испытывают трудности при изучении и усвоении практически всех предметов школьной программы, особенно математики, русского языка, окружающего мира, географии. Причины возникновения трудностей при овладении этими учебными предметами различны, но чаще всего связаны

- с неполноценными визуальными наблюдениями;

- с низким темпом учебной работы;

- с умением (или не умением - это зависит от зрительной патологии) узнавать предметы целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетных картин.

Педагогу на всех ступенях обучения важно учитывать эти факторы, когда ребёнку достаточно сложно организовать свою деятельность на уроках, усваивать огромное количество информации. В этом случае ИД в коррекционной школе становится помощником в пополнении чувственного опыта, развитии зрительного восприятия, познавательной активности, повышении усидчивости, повышает интерес к предмету.

Интерактивная доска для детей с особыми образовательными потребностями - это наглядное пособие, сопровождаемое звуковыми и видеоэффектами. Грамотное использование инструментов ИД ("волшебного" пера, указки) может помочь в развитии логики, творческого мышления, моторики и координации ребенка, позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

Использование интерактивной доски при работе со слабовидящими детьми может быть полезным и увлекательным для них. У учителя появляется возможность применять электронные учебники, адаптировать наглядные пособия, проводить презентации учебного материала по различным предметам и темам. С ее помощью можно легко увеличивать и показывать репродукции картин художников, географические карты, рисовать схемы, таблицы, в игровой форме проводить устный счёт, моделировать совместно с детьми условия математических задач. Разнообразие форм предъявления информации делают ИД не только привлекательной, но и полезной, облегчая учащимся с офтальмопатологией доступ к учебному материалу. Это, в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения, позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.

Использование ИД невозможно без знания особенностей здоровья обучающихся (офтальмологических диагнозов и соответствующих рекомендаций офтальмолога для каждого ребёнка).

Вашему вниманию представляются основные рекомендации по подготовке наглядного и раздаточного материала (в том числе при подготовке мультимедиа-презентаций) для обучающихся с часто встречающимися офтальмологическими диагнозами:

При миопии высокой степени цветоисполнение изобразительных пособий должно быть выполнено преимущественно в оранжевых, коричневых и зелёных тонах при использовании светло-зелёного фона; контрастность объектов 90-100%. Допустима индивидуальная работа вблизи экрана, т. к. ученик с миопией испытывает значительные затруднения при переводе взора вдаль - вблизь.

При заболеваниях хрусталика размер предъявляемых изображений должен уменьшаться/увеличиваться в зависимости от остроты зрения; контрастность - на уровне 90-100%; исполнение изобразительных пособий - преимущественно в красно-оранжевых тонах.

При глаукоме изображения должны предъявляться без мелкой деталировки при контрастности изобразительного материала 80-100%; существенные (сигнальные) признаки объектов необходимо выделять ярким контрастным цветом, при сочетании нескольких цветовых меток они должны быть разделены чёрной линией. Педагог должен предусмотреть снижение информативной нагрузки объекта (по сравнению с нормой восприятия) с связи с возможным сужением поля зрения. Больные глаукомой должны находиться вблизи источника света, т. к. при этом происходит необходимое сужение зрачка. Категорически противопоказаны мигающие и быстро сменяющиеся иллюстрации на ИД, а также полное затемнение и резкие контрасты света и тени!

При катаракте ученику показана работа вдали от источника света, т. к. при этом происходит необходимое расширение зрачка. Предъявляемые изображения должны быть высококонтрасны, увеличение изображения на начальных этапах заболевания часто не требуется. Обучающимся с катарактой противопоказаны мигающие и быстро сменяющиеся иллюстрации на ИД.

При нистагме наглядные пособия должны представляться с наименьшим количеством элементов, обязательно снижение информативной нагрузки на 30 - 40% по сравнению с нормой. Нужно максимально ограничить списывание с доски! Положительный результат даёт заключение объекта в рамку (при необходимости, разных цветов).

При скотомах рекомендуется располагать предлагаемый наглядный материал компактно, увеличивать время рассмотрения изображения, предоставлять ученику возможность близко его рассматривать.

При косоглазии следует учесть, что при различных видах косоглазия существенно изменяются условия предъявления изображения. При сходящемся косоглазии рекомендуется размещать изображения преимущественно по периметру слайда, со стороны косящего глаза; при расходящемся косоглазии следует располагать иллюстрации ближе к центру слайда, со стороны, противоположной косящему глазу.

При поражении сетчатки и зрительного нерва необходимо усиление контура наглядного пособия, его освещённости, рекомендуется предоставлять тёмное изображение на светлом фоне при контрастности изобразительного материала 80-100%. Особое внимание уделяется белому и красному цветам, подбираются натуральные объекты с этой окраской, их различение осуществляется с помощью фона.

Если заболевание сопровождается астигматизмом, то отмечается высокая степень зрительного утомления, что ещё более сокращает время использования ИД и требует вынесения на доску только наиболее важных изображений и процессов.

Если заболеванию сопутствует сужение поля зрения, то ученику противопоказано значительное увеличение изображений, необходимо дозированное изображение объекта или процесса, уложенное в ограниченные рамки его поля зрения. Следует регулировать информативную нагрузку объекта, снижая её на 30 - 40% (по сравнению с нормой зрительного восприятия). При необходимости можно разбивать изображения на отдельные части с нумерацией последовательности рассматривания или выделением рамкой. Обязательным является выделение границ объекта (или рамки) жирной контурной линией.

Особенности зрительного восприятия изображения учениками с офтальмологической патологией сугубо индивидуальны. Но общие рекомендации по организации учебно-познавательного процесса данной категории обучающихся можно выделить следующие:

  1. Исключение анимированных изображений и спецэффектов в презентации.

  2. Снижение информативной нагрузки предъявляемого изображения на 40%, по сравнению с нормой зрительного восприятия.

  3. Использование средств усиления восприятия сигнальных признаков изображения в перцептивном поле (цветовая унификация, выделение контура).

  4. Уменьшение количества текста в слайде, активное использование таблиц и схем.

  5. Предоставление дополнительного времени для рассматривания текста и изображений.

  6. Количество слайдов в презентациях не должно превышать 10-ти в начальной школе и 15-ти в среднем и старшем звене.

  7. Общее время работы с ИД - не более10 минут за 1 урок.

  8. Использование упражнений для снятия зрительного утомления по окончании работы с ИД.

Грамотное использование возможностей ИД может способствовать развитию зрительного восприятия, помочь использовать сохранные анализаторы: кроме изображения можно вносить звук (сделать сопровождение изображения голосом, вставить музыкальные фрагменты классической или современной музыки, внести в запись звуков природы - шум воды, щебет птиц, шелест листьев и тому подобное).

Использование ИД позволяет применять следующие коррекционные приёмы:

- выделять объекты контрастным цветом, достигая наивысшей четкости восприятия;

- делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

- использовать самые разные материалы одновременно: изображение, звук, видео, текст и др.;

- окрашивать объект в тот цвет, который лучше воспринимается детьми с нарушенным зрением;

- удалять трудно воспринимаемые детали;

- сканировать и увеличивать иллюстрации из учебника, книги, журнала;

- многократно увеличивать мелкие объекты, отдельные детали;

- управлять компьютером через интерактивную доску;

- использовать ИД как обычную, но с возможностью сохранять результаты, распечатывать их на принтере;

- изменять, стирать ластиком, исправлять ошибки в выводимых на экране текстах, использовать виртуальную клавиатуру, «волшебное» перо, которые настраиваются в программном обеспечении доски;

- сохранять все записи, пометки, которые делаются во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или для передачи ученику, пропустившему занятие;

- создавать рисунки, таблицы, чертежи без использования компьютерной мыши, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке;

- использовать «шторки», прожектор, «волшебные» чернила для скрытия несущественных деталей и выделения важных;

- перемещать объекты из одного положения на экране в другое.

В тоже время важно понять, что ИД - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы и делает занятия интересными и увлекательными. К урокам нужно готовиться более тщательно. Интерактивная доска - это просто удобный помощник.

Также не стоит думать, что ИД должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования можно достичь только тогда, когда она используется грамотно, с соблюдением всех рекомендаций специалистов. Во избежание возникновения астенопии (зрительного утомления) необходимо соблюдать режим зрительной работы в двух аспектах: продолжительность и отдых (обязательно использование зрительной гимнастики).

Учитывая вышеизложенное, учитель сможет организовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, определить порядок смены видов деятельности на уроке, грамотный подбор средств компьютерного и интерактивного обучения, что повысит эффективность работоспособности обучающихся и максимально сохранит зрение.



© 2010-2022