Программа театрального кружка Семицветик

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой и т.д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»

Структурное подразделение детский сад «Ак каен»

627050 Тюменская область Ялуторовский район с. Новоатьялово ул. Школьная 20.



Рассмотрена на Принята на Утверждена приказом

заседании методсовета педсовете от 10.09.2014 г. № 104-ОД

протокол №1 протокол № 2 директор школы: ________

от 08.09.2014 г. от 10.09.2014 г. Исхакова Ф.Ф.



Дополнительная образовательная программа кружка

«Семицветик»

(рассчитана на детей 1,5-4 лет).






Руководитель кружка: Буматова А.С. -

воспитатель младшей группы.





С. Новоатьялово, 2014 г.

Пояснительная записка

Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой и т.д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.

Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит - задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.

Для педагога.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

- создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

- ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра;

- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

- нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;

- проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли;

- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;

- учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);

- воспитывать любовь к театру;

- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

Для родителей.

Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.

Задачи:

- обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

- постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

- по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.

- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

Программа реализуется в театральном кружке «Семицветик», где обучаются дети 1,5 - 4 летнего возраста. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель каждый раз перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища, выделяя следующие моменты: выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к предстоящей встрече со спектаклем.

Количественный состав кружковцев 23 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю. Общая нагрузка: на 1 год обучения 2 часа в неделю. Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве детского сада, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью. В нем учитываются крупные события которые отмечаются в детском саду.

Учебно-тематический план театрального кружка «Семицветик»

п/п

Раздел

Тема

Количество часов

Практика/Теория

Октябрь

Театральная азбука

Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль»

Четыре занятия

по 20 мин

Т. 80 мин.

Театральные профессии

Как вести себя в театре?

Викторина «Что я знаю о театре?»

Ноябрь

Основы кукловождения

Четыре занятия

по 20 мин

Т. 20 мин.

П. 60 мин.

Чтение сказки «Рукавичка» и беседа по содержанию

Изготовление конусных кукол

Репетиция сказки «Рукавичка»

Показ сказки «Рукавичка»

Декабрь

Основы кукольного театра

Занятие «В гостях у сказки»

Четыре занятия

по 20 мин

Т. 40 мин.

П. 40 мин.

Чтение сказки

«Снегурочка»

Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка»

Показ кукольного спектакля «Снегурочка»

Январь

Основы актёрского мастерства

Чтение сценария спектакля «Репка» на новый лад

Три занятия

по 20 мин

Т. 20 мин.

П. 40 мин.

Распределение ролей

Разыгрывание этюдов

Февраль

Репетиция спектакля «Репка» на новый лад

Четыре занятия

по 20 мин

Т. 20 мин.

П. 60 мин.

Репетиция спектакля «Репка» на новый лад

Репетиция спектакля «Репка» на новый лад

Чтение стихотворения Е.Смирновой «Три мамы»

Март

Репетиция сценки «Три мамы»

Четыре занятия

по 20 мин

П. 80 мин.

Показ сценки «Три мамы» на празднике 8 марта

Репетиция первой сцены спектакля «Репка» на новый лад


Репетиция второй сцены спектакля «Репка» на новый лад

Апрель

Чтение сказки «Колобок»

Четыре занятия

по 20 мин

Т. 20 мин.

П. 60 мин.

Распределение ролей

Репетиция спектакля

«Колобок»

Показ спектакля

«Колобок»

Май

Чтение сказки «Три медведя»

Три занятия

по 20 мин

Т. 20 мин.

П. 60 мин.

Репетиция спектакля «Три медведя»

Генеральная репетиция спектакля «Три медведя»

Творческий отчёт

Премьера спектакля «Три медведя»

30 занятий

Итого:





Содержание программы.

Содержание программы включает такие разделы как:

- театральная азбука,

- основы кукловождения,

- основы кукольного театра,

- основы актерского мастерства.

Театральная азбука.

1. Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль». Знакомство с планом работы кружка. Выявление знаний детей о театре (беседа). Знакомство с историей возникновения театра.

2. Театральные профессии. Дать представление о профессиях людей работающих в театре.

3. Как вести себя в театре? Знакомство с правилами поведения в театре.

4. Викторина «Что я знаю о театре?» Закрепление знаний о театре, его назначении и видах.

Основы кукловождения.

1. Чтение сказки «Рукавичка» и беседа по содержанию. Слушание сказки «Рукавичка», оценка действий персонажей.

2. Изготовление конусных кукол. Изготовление конусных кукол для театра из бумаги.

3. Репетиция сказки «Рукавичка». Работа над дикцией и навыками монологической и диалогической речи. Формирование эмоциональной выразительности речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции используя знакомые детям игры. Определение готовности детей к показу сказки.

4. Показ сказки «Рукавичка». Доставить детям радость от показа сказки.

Основы кукольного театра.

1. Занятие «В гостях у сказки». Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности. Знакомство детей с героем русского народного театра - Петрушкой.

2. Чтение сказки «Снегурочка». Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.

3. Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка». Формировать эмоциональную выразительность речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции используя знакомые детям игры.

4. Показ кукольного спектакля «Снегурочка». Доставить детям радость от того, что они сами управляют куклами, оставаясь незамеченным за ширмой тем самым удивляя малышей.

Основы актерского мастерства.

1. Чтение сценария спектакля «Репка» на новый лад. Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. (Знакомство со сценарием сказки, обсуждение и сравнение с общепринятым вариантом сказки).

2. Распределение ролей. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки.

3. Разыгрывание этюдов. Знакомство с понятием «Этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

4. Репетиция спектакля «Репка» на новый лад. Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

5. Чтение стихотворения Е.Смирновой «Три мамы». Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.

6. Репетиция сценки «Три мамы». Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

7. Показ сценки «Три мамы» на празднике 8 марта. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед родителями.

8. Репетиция первой сцены спектакля «Репка» на новый лад. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

9. Репетиция второй сцены спектакля «Репка» на новый лад. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

10. Чтение сказки «Колобок» Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.

11. Распределение ролей. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки.

12. Репетиция спектакля «Колобок». Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

13. Показ спектакля «Колобок». Доставить детям радость от показа сказки.

14. Чтение сказки «Три медведя». Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.

15. Репетиция сказки «Три медведя». Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

16. Генеральная репетиция спектакля «Три медведя». Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

17. Творческий отчёт Премьера спектакля «Три медведя». Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед незнакомыми зрителями.

Методическое обеспечение программы

Проведение занятий в театральном кружке направлено на раскрытие творческих способностей детей.

В разделе театральная азбука проводятся теоретические занятия, которые направлены на знакомство с театром, с его историей, поведением в театре, театральными профессиями и др. в конце раздела подводится итог в форме викторины. Остальные разделы в основном проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок, подготовки к различным праздникам, литературно-музыкальных композиций.

В процессе занятий театрального кружка ребята приобретают знания о театральном искусстве, учатся правильно и красиво говорить. В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.

В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.

В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт выступлений перед различной аудиторией.

Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию.

Основными методами реализации данной программы можно считать:

- метод театрализации;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод работы «от простого к сложному»;

- игру.

Материально - техническое обеспечение

  • Звуковая аппаратура, микрофоны

  • Музыкальный центр

  • А/записи

  • Декорации

  • Театральные костюмы

  • Маски

  • Перчаточные куклы

  • Конусные куклы

  • Мягкие игрушки

  • Книги со сказками

  • Ширма

  • Фотографии, картинки, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

дети должны уметь:

- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)

- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов.

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.

должны знать:

- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки.

должен иметь представление:

- о театре, театральной культуре.

- роли артистов, кукол.

- о правилах поведения в театре.

- азбуке театра.

Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля.



Список литературы:

1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М .:АСТ:Астрель.2007.-58с.

2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

3. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. - 2-у изд., перераб. и допол. - СПб., 2002. - 114 с.

4. Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.

5. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-64с.

6. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 208 с.

8. Программа Н.Ф Сорокиной «Театр - творчество - дети»

9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 144 с.

10. Интернет



© 2010-2022