• Преподавателю
  • Другое
  • Функции экономического образования в формировании экономической компетентности трудовых ресурсов

Функции экономического образования в формировании экономической компетентности трудовых ресурсов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Функции экономического образования

в формировании экономической компетентности трудовых ресурсов

В настоящее время наиболее острой является задача подготовки специалистов реального сектора экономики, обладающих расширенными компетенциями в профессиональной сфере. Это необходимо в связи с прогнозируемым Министерством образования и науки снижением общего числа студентов к 2020 г. на 35 % (2011 г. - 7,5 млн. чел., 2020 г. - 4,5 млн. чел.) и прогнозируемым сокращением численности трудоспособного населения. Как следствие, может возникнуть ситуация повышенного спроса на рабочую силу. В условиях кризисной экономической ситуации 2008-2010 гг. спрос на рабочую силу был крайне низок, поэтому тенденции роста занятости имели локализованный и противоречивый характер. К тому же до настоящего времени наблюдался рост населения в трудоспособном возрасте.

В настоящее время условия на рынке труда принципиально изменились, а направление действия отмеченных факторов стало противоположным. Такая ситуация в ближайшей перспективе может привести к дефициту трудовых ресурсов. Одним из выходов в данной ситуации является совершенствование подготовки студентов, направленное на расширение их экономической компетентности. Данные специалисты должны не только обладать набором сформированных профессиональных навыков, но и собственной активностью, способностью самостоятельно принимать решения в условиях рыночной экономики. Кроме того, экономические знания способствуют поддержке социальной стабильности в обществе, так как они могут обеспечить понимание рациональности или нерациональности общественных действий.

Особая актуальность экономического образования и знаний как факторов развития общества также связана со сложностью экономической науки и всеобъемлемостью экономического знания. Поэтому изучение экономики как одной из базовых учебных дисциплин и формирование экономической культуры и экономического сознания не вызывает сомнений и является актуальным. Экономическое образование является частью образовательной системы, где происходит развитие и становление человека. Образование является единственной специализированной системой общества, которая стоит в начале формирования человеческого потенциала, формируя интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека.

Экономическое образование выполняет несколько функций в социально-экономическом развитии общества: формирование социопрофессиональной структуры населения, формирование потребительских стандартов, привлечение экономических ресурсов, социальные и культурные изменения. Каждая из них способствует развитию экономических компетенций и рационального экономического поведения. Далее мы рассмотрим каждую функцию более подробно.

Функция формирования социопрофессиональной структуры населения состоит в воспроизводстве рабочей силы, соответствующей потребностям рынка труда, что повышает производительность труда и инновационную активность. Это связано с тем, что формирование экономических компетентностей создает некий резерв предпринимательского потенциала личности вкупе с экономически рациональным поведением, что позволяет усилить социальную и квалификационную роль индивида. Но существует и обратная сторона данного явления. У индивида может возникнуть личностный конфликт, связанный с личностными притязаниями и ожиданиями социума. Это приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда. Зачастую они не совпадают. Разрешение конфликта связано с регулированием рынка труда и расширением системы послевузовского повышения квалификации, что позволяет более оперативно реагировать на изменение спроса работодателей на те или иные специальности.

Функция формирования потребительских стандартов населения связана с двумя аспектами. Во-первых, сам факт получения образования позволяет развиваться личности более успешно. При этом формируется более высокий уровень запросов и социальных установок. Во-вторых, материальные потребности переходят на более высокий, рациональный уровень, что вызывает дальнейшее развитие сопутствующих инструментов для их удовлетворения. Например, развитие ресурсосберегающих технологий. Это способствует становлению благоприятной среды обитания человека. В рыночной экономике такая функция может вступать в некоторое противоречие с интересами бизнеса, но она в большей степени соответствует государственным интересам.

Функция привлечения экономических ресурсов определяется выгодностью вложения капитала в человеческий потенциал. Экономический эффект будет состоять в повышении квалификации работников, развитии необходимых умений и навыков, изменении профессиональных ориентиров и т.д.

Выполнение функции социальных и культурных изменений связано с созданием базиса экономического самосовершенствования индивида и непрерывной генерацией знаний и умений для дальнейшего самообразования. Реализуется в процессе научной деятельности, распространении научно-технической информации, а также через специализацию и стандартизацию учебного процесса. И это не случайно, поскольку управление знаниями является одной из составляющих элементов общества XXI в. «Речь идет об аккумулировании интеллектуального капитала, выявлении, накоплении и распространении информации и опыта, создания предпосылок для распространения и передачи знаний. В условиях революционных изменений в производственных и информационных технологиях использование интеллектуального капитала и растущая профессиональная компетенция кадров обеспечивают выживание и экономические успехи компаний. Управление знаниями становится важным инструментом повышения эффективности всех видов организаций, современные информационные и коммуникационные технологии позволяют постоянно и надежно обмениваться идеями и информацией» [2, 108-118]. Экономическое образование позволяет оценить эффективность знаний как экономической категории личности.

Не взирая на существующую кризисную ситуацию в стране, знания и человеческий потенциал останутся доминирующими факторами экономического роста. Современная российская экономика начинает свои первые шаги к высокотехнологичной и инновационной экономике. Данные процессы напрямую отражаются на содержании и характере трудовой деятельности. Она приобретает творческий, но одновременно в чем-то и более технократичный характер, когда решающую роль в результате труда определяют знания как производительная сила и информация как ресурс и фактор производства. В отраслевой структуре экономики все большую значимость приобретает сфера услуг, во многом связанная с личностным фактором. В таких условиях главными элементами конкурентоспособности работника являются высокая квалификация и совокупные знания ее работников, и возникает реальная возможность распространения собственности работника на материальные условия производства, замены отделения капитала от работника их слиянием [1, с. 44-47]. Экономическое образование косвенно определяет эффективность экономического развития, так как именно оно формирует экономическую компетентность у рабочей силы.

Вышеперечисленные функции экономического образования порождают общественно значимый эффект, который выражается в развитии инновационной среды, развитии предпринимательства, усилении экономической свободы и т.д. Таким образом, интегральной функцией экономического образования можно считать подготовку кадров для экономической и торгово-коммерческой деятельности, и экономическую подготовку молодежи к будущей профессиональной деятельности. Экономическая эффективность подобного рода образования определяется потребностью экономики в рабочей силе с определенным уровнем квалификации.

Литература

1. Лазарян Г.Г. Человек как объект и субъект инвестиций // Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России. Материалы научно-практической конференции. - 17-20 апреля 2001 г. В 2 ч. Ч. 1. - Орел: Орел-ГТУ, 2001. - С. 44-47.

2. Мильнер Б. Управление знаниями - вызов XXI века // Вопросы экономики. - 1999. - № 9. - С. 108-118.


© 2010-2022